Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков




Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» было установлено новое наименование службы - Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН России) и утверждено Положение о ней.

ФСКН России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их обороту.

Основными задачами ФСКН России являются:

обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и противодействие их незаконному обороту

8) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и следование преступлений, а также производство по делам o6 административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов ФСКН России;

9) координация деятельности федеральных и региональных органов государственной власти по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;

10) участие в разработке и реализации государственной политики в области оборота наркотиков и противодействия их незаконному обороту;

11) создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств и психотропных веществ;

12) осуществление взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств, представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков.

ФСКН России осуществляет свою деятельность непосредствен^ но и (или) через входящие в ее систему территориальные органы управления, иные организации и подразделения, созданные для реализации возложенных на нее задач.

Оценивая задачи ФСКН России, отметим комплексный подход к проблемам наркомании. Кроме осуществления традиционных мер борьбы с наркопреступностю (оперативно-розыскная деятельность, следствие и дознание) задачи включают и контроль за деятельностью государственных органов, юридических и физических лиц, связанной с оборотом наркотиков, и проведение профилактических мер в этой сфере общественных отнрщений.

С учетом стоящих задач определены многосторонние полномо-чия ФСКН России. Их можно разделить на несколько основных групп.

Информационно-аналитические и нормотворческие: обработка и анализ информации в области незаконного потребления и оборота наркотических средств; ведение единого банка данных, касающихся оборота наркотических средств и психотропных веществ; подготовка и внесение Президенту РФ и Правительству РФ предложений по совершенствованию соответствующей нормативной правовой базы; разработка и участие в выполнении федеральных целевых программ по реализации мер борьбы с наркоманией.

Борьба с преступностью и иными правонарушениями: осуществление оперативно-розыскных мероприятий, дознания и следствия поделам, отнесенным к подследственности органов ФСКН России; производство по делам об административных правонарушениях; проведение криминалистических и других экспертных исследований; осуществление профилактических мероприятий по предупреждению незаконного потребления и оборота наркотических средств.

Контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: контроль за оборотом наркотических средств, в том числе лекарственных наркотических и психотропных средств; согласование порядка отпуска наркотических средств гражданам; контроль за хранением, перевозкой и уничтожением конфискованных или изъятых из оборота наркотиков; представление в суд требований о ликвидации юридических лиц в случаях нарушения законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах.

Международное сотрудничество: участие в разработке проектов международных договоров и представление интересов Российской Федерации в международных организациях в рамках своей компетенции; направление официальных представителей ФСКН России в иностранные государства.

Обеспечение собственной безопасности: защита сотрудников органов ФСКН России и лиц, оказывающих содействие этим органам, их близких и имущества от преступных посягательств; разработка и приобретение специальных технических средств, закупка вооружения; обеспечение соблюдения правил оборота оружия в системе органов ФСКН России; организация шифровальных работ и мер по обеспечению государственной и иной охраняемой законом тайны.

Работа с кадрами: Организация подготовки и переподготовки персонала, материально-техническое и фйнанровое обеспечение; медицинское и санаторно-курортное обслуживание; пенсионное обеспечение.

Особо отметим, что к числу полномочий правоохранителей функций ФСКН России отнесены предварительное следствие и дознание по уголовным делам, а также применение норм ответственности за административные правонарушения.

Следователи органов ФСКН России ведут предварительное следствие при наличии отягчающих обстоятельств (рецидив, совершение преступления группой, крупный размер), включая дела о преступлениях: контрабанда наркотиков; незаконное хранение, изготовление и переработка наркотиков с целью сбыта; хищение или вымогательство наркотических средств; склонение к потреблению наркотиков; организация либо содержание притонов для потребления наркотиков и некоторые другие.

По этим же преступлениям без учета отягчающих обстоятельств проводится дознание оперативными сотрудниками органов наркоконтроля.

По ряду уголовных дел о незаконном предпринимательстве: легализации незаконных доходов и некоторым другим преступлениям в сфере экономической деятельности, а также по делам о получении или даче взятки и другим - предварительное следствие ведется следователями органа, выявившего эти преступления.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях руководители органов ФСКН России и их заместители рассматривают дела: о незаконном приобретении или хранении наркотических веществ без цели сбыта (ст. 6.8); непринятии мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, используемых для -изготовления наркотических средств (ст. 10.4) и непринятии мер по уничтожению дикорастущих растений такого рода (ст. 10.5), а также потреблении наркотиков в общественном месте (ст. 20.20).

Кроме того, по ряду административных правонарушений сотрудникам органов ФСКН России предоставлено право составлять протоколы с передачей их на рассмотрение уполномоченным органам и должностным лицам.

В соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы Федеральной службы Российской Федераций по контролю за оборотом наркотиков» ФСКН России возглавляет директор в ранге федерального министра, назначенный на должность Президентом РФ. В ФСКН России введены должности четырех заместителей директора, назначаемых на должность Президентом РФ, и 10 департаментов по основным направлениям деятельности. Общая численность сотрудников центрального аппарата определена в количестве 1400 единиц.

Структура ФСКН России включает следующие подразделения:

3) ФСКН России - центральный аппарат;

4) региональные управления по федеральным округам;

5) управления в субъектах РФ;

6) организации и подразделения, обеспечивающие деятельностьсистемы ФСКН России (экспертно-криминалистические, оперативно-технические, материально-технического обеспечения и др.);

ФСКН России (центральный аппарат) состоит из следующих департаментов:

16. организационно-региональной деятельности;

17. оперативно-розыскной;

6) межведомственной и информационной;

7) следственного департамента;

8) международно-правовой деятельности;

9) кадрового обеспечения;

10) оперативного обеспечения;

11) специального и криминалистического обеспечения;

12) тылового обеспечения;

13) административного аппарата.

В состав департаментов входят управления с учетом характера его деятельности. Так, в департамент организационно-региональной деятельности Входят семь управлений по числу федеральных округов и организационно-инспекторское управление; воперативно-розыскной - три управления: по противодействию наркопреступности, подрыву экономических основ наркопреступности, контролю за легальным оборотом наркотиков - и отдел дознаний и административной практики.

Директор ФСКН России:

•S организует работу, руководит на принципах единоначалия деятельностью органов наркоконтроля и несет ответственность за выполнение возложенных на них задач; S устанавливает полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними и полномочия других должностных лиц по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых и иных вопросов, относящихся к компетенции ФСКН России;

S информирует Президента РФ и Председателя Правительства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции ФСКН России, и вносит на их рассмотрение проекты нормативных актов и предложений, касающихся совершенствования законодательства по вопросам в установленной сфере деятельности; S представляет ФСКН России в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти РФ, а также компетентными органами иностранных государств; S создает, реорганизует и упраздняет в соответствии с законодательством РФ территориальные органы, а также подразделения и организации обеспечивающие деятельность органов службы нарконтроля; назначает на должность и освобождает от должности их руководителей;

S присваивает сотрудникам органов ФСКН России специальные звания до полковника полиции включительно и квалификационные разряды государственным служащим системы; S вносит на рассмотрение Президента РФ предложения на утверждение членов коллегии и утверждает положение о коллегии ФСКН России;

S распоряжается финансовыми средствами, в том числе валютными, выделяемыми из федерального бюджета на содержание органов ФСКН России, а также осуществляет ряд других полномочий в соответствий ^законодательством РФ.

В ФСКН России образована коллегия из 18 членов, состав которой, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждается Президентом РФ.

Решения коллегии оформляются приказами ФСКН России. При наличии разногласий председатель коллегии реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии могут довести свое мнение до сведения Президента РФ.

Решения, принятые на совместных заседаниях коллегии ФСКН России и других федеральных органов исполнительной власти, оформляются совместными приказами руководителей соответствуй ющих ведомств.

Для обеспечения эффективной деятельности органов ФСКН России важнейшее значение имеет организация службы во вновь созданном правоохранительном органе. Правовая основа и порядок службы до принятия федерального закона установлены Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613, утвердившим Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ '(далее - Положение).

В соответствии с Положением персонал сотрудников ФСКН России включает следующие категории:

13) сотрудники - проходящие службу в этих органах граждане, которым в установленном порядке присваиваются специальные звания;

14) федеральные государственные служащие - граждане, занимающие должности федеральной государственной службы в соответствии с законодательством РФ;

15) работники органов ФСКН России - граждане, занятые техническим обеспечением функций органов ФСКН России, трудовые отношения с которыми регулируются законодательством о труде.

В соответствии с Положением на службу принимаются граждане в возрасте от 20 до 40 лет, владеющие русским языком, способные по своим личным и профессиональным качествам, состояниях здоровья выполнять возложенные на них обязанности.

 

К числу ограничений при приеме и прохождении службы относятся: наличие судимости или привлечение к уголовной ответственности; отказ от прохождения процедуры проверки, в том числе и от обязательной дактилоскопической регистрации; наличие гражданства другого государства; решение компетентных органов об отказе в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, и некоторые другие.

Регламентированы права и обяз!аннрсти сотрудников, порядок присвоения специальных званий, меры поощрения и дисциплинарной ответственности.

Нормы, регламентирующие порядок прохождения службы, регулируют режим рабочего времени, меры социальной защиты, медицинского, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.

Включены и некоторые специфические требования к службе. Так, в исполнение Должностных обязанностей входят участие в сборах, учениях и спортивных соревнованиях; действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства фаждан; нахождение в положении заложника в связи с исполнением обязанностей службы.

Положение определяет порядок привлечения сотрудников для выполнения специальных заданий по выявлению, предупреждению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Сведения о такой деятельности сотрудника могут быть преданы гласности только с его письменного согласия.

Вопросы и задания для обсуждения

11. Назовите международно-правовые акты, регулирующие проблемы наркомании.

12. Дайте общую характеристику Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

13. Каковы правовой статус и структура органов ФСКН России?

14. Перечислите основные функции ФСКН России.

15. Каковы основные положения, регулирующие правоохранительную службу в органах ФСКН России?

 

 

ОРГАНЫ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '

преступлений,

Борьба с преступностью, неотложной составляющей которой считается раскрытие и расследование преступлений, - важнейшая сторона правоохранительной деятельности. Выявление, раскрытие и расследование преступлений возлагается на прокуратуру, органы Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и некоторые другие государственные органы и осуществляется путем расследования уголовных дел.

Расследование уголовных дел (предварительное расследование) - регламентированная уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлече-'«нию лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспече- jjj нию возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятию мер по их устранению. Вместе с тем закон подчеркивает, что уголовное преследование в той же мере отвечает своему назначению, что и отказ от уголовного преследования невиновных, реабилитация каждого, кто необоснованно привлечен к ответственности. '

Правовые основы организации деятельности по раскрытию» расследованию преступлений составляют Конституция РФ и принятый на ее основе Уголовно-процессуальный кодекс РФ, устанавливающий порядок уголовного преследования, т.е. деятельности, осуществляемой стороной обвинения, в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений, федеральные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда^ РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и международно-правовые акты.

Предварительное расследование подразделяется на две формы: дознание и предварительное следствие. Обе эти формы имеют определенное сходство и некоторые различия. Общее в том, что их деятельность направлена на выполнение одних и тех же задач применительно к различным видам уголовных преступлений и осуществ-ляедся на основе общих принципов уголовного судопроизводства. Различия сводятся к тому, что дознание и предварительное следствие осуществляется различными органами с неодинаковым объемом процессуальных полномочий и в определенных случаях дознание предшествует предварительному следствию. Кроме того, на органы дознания возлагается проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

Оперативно-розыскная деятельность, которая проводится уполномоченными на то оперативными подразделениями правоохранительных органов, тесно связана С раскрытием и расследованием преступлений. Согласованное проведение следственных и оперативно-розыскных мероприятий служит успешному раскрытию и расследованию преступлений, изобличению виновных и привлечению их к ответственности.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ деятельность органов и должностных лиц по раскрытию и расследованию преступлений (далее - следователей и дознавателей) осуществляется с соблюдением следующих основных принципов.

Законность при производстве по уголовному делу. Акты и действия следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Нарушение закона влечет за собой признание недопустимым получение таким путем доказательства (ст. 7).

Неприкосновенность личности. Никто не может быть задержан или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований. Следователь, дознаватель обязаны в установленном порядке немедленно освободить всякого незаконно задержанного или лишенного свободы (ст. 10).

Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Следователь, дознаватель обязаны разъяснить подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу и ответчику, другим участником процесса расследования их права, обязанности и ответственность и обеспечить возможность осуществления этих прав.

Презумпция невиновности, т.е. признание того, что обвиняемый признается невиновным, пока его вина не будет установлена вошедшим в силу приговором суда, возлагаетбремй доказывания его вины на следователя, дознавателя (ст. 14).

Обеспечение права подозреваемого, обвиняемого на защиту. Следователь, дознаватель разъясняют их права и обеспечивают им возможность защищать себя всеми незапрещенными способами и средствами (ст. 16).

Свобода оценки доказательств. Следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основан-, ному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств^ руководствуясь при этом законом и совестью (ст. 17).

С учетом основных принципов предварительного расследования, следователь, дознаватель должны строго руководствоваться требованиями уголовно-процессуального законодательства, расширившего полномочия суда в досудебной стадии судопроизводства. Отнесение к полномочиям суда принятия решения о применении таких мер процессуального принуждения, как заключение под стражу и продление срока пребывания под стражей. Производство обыска и описи имущества, отстранение от должности обвиняемого и ряда других, налагает на следователя, дознавателя обязанность готовить обоснованные ходатайства и с согласия прокурора своевременно обращаться с ними в суд.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.