Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система судоустройства в сфере конституционного правосудия




Лист согласования

Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

Программное обеспечение и электронные ресурсы

Официальным источником опубликования ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания наряду с Российской, Парламентской газетами и Собранием законодательства с 10.10.2011 является первое размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru (ФЗ от 21.10.2011 № 289-ФЗ).

Официальный сайт Президента Российской Федерации – www.kremlin.ru Официальный сайт Правительства Российской Федерации – www.government.ru Сервер органов государственной власти Российской Федерации – www.gov.ru

Официальный сервер Правительства Москвы – www.mos.ru

Поисковая система нормативных правовых актов Гарант – www.garant.ru

Поисковая система нормативных правовых актов Консультант Плюс – www.consultant.ru

Материально-техническое обеспечение учебного процесса указывается в Рабочей программе учебной дисциплины в рамках материально-технической базы ВУЗа, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом. Материально-техническое обеспечение учебного процесса составляет наличие аудиторных кабинетов, методического кабинета, мультимедийной техники для обеспечения успешной лекционной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) бакалавр).

 

и утверждения рабочей программы

 

Автор

к.ю.н., доцент _____________ Ж.А. Бажукова

 

Рабочая программа составлена на основании ФГОС и учебного плана направления подготовки 030900.62 Юриспруденция.

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Уголовного права и процесса.

Протокол заседания № __ от "__ " ____________ 2011 г.

 

Заведующий кафедрой

д.ю.н., профессор _______________ П.А. Колмаков

 

Согласовано:

Декан юридического факультета

 

к.ю.н., доцент _____________ А.Н. Князев

 

"____" ____________ 2011 г.

 

 

Председатель УМК факультета

 

к.ю.н., доцент _____________ О.С. Иванова

 

 

Специфика системы конституционного судоустройства Российской Федерации состоит в том, что эта система исчерпывается Конституционным Судом Российской Федерации. Конституционное судоустройство Российской Федерации осуществляет только один суд – Конституционный суд Российской Федерации. Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации не образуют с Конституционным судом Российской Федерации общей системы: соответственно, в его компетенцию не входит проверка их решений (равно как и проверка законности и обоснованности решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов).

 

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации

Полномочия конституционного Суда Российской Федерации определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Порядок реализации этих полномочий (перечень субъектов, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, процедура направления, приема и предварительного изучения обращений, порядок рассмотрения дела после принятия обращения к рассмотрению, последствия и порядок исполнения решения) урегулирован специальными нормами Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» и принятым в соответствии с ним Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.\

Во-первых, Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Во-вторых, Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

В-третьих, Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан и организаций на нарушении конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле судом, а по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле.
Необходимо обратить особое внимание на то, что Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет проверку норм, а не правоприменительных решений. Это означает, что когда правоприменительный орган, рассмотревший то или иное дело, вынес решение в соответствии с законом, однако данный закон (полностью или в части норм) нарушает, по мнению заявителя (гражданина или организации), его конституционные права, то Конституционный Суд Российской Федерации может рассмотреть жалобу заявителя на соответствие этого закона Конституции Российской Федерации. Если же заявитель указывает, что его права нарушены в результате незаконных действие и решений правоприменительных органов, то жалоба на указанные действия и решения не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации как явно ему не подведомственная.

 

 

В-четвертых, Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
В-пятых, Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственно измене или совершении иного тяжкого преступления.

Полномочия Конституционного суда РФ:
принимает послания Конституционного Суда РФ принимает регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда РФ к награждению государственной наградой РФ, в том числе присвоению ему почетного звания РФ, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей на принятии судьей Конституционного Суда РФ награды или иного знака отличия иностранного государства принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ дает согласие либо отказывает в согласии на возбуждение уголовного дела в отношение судьи конституционного Суда РФ либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу.

Организация Конституционного суда РФ:

Спецификой организации Конституционного Суда РФ по сравнению с иными высшими судами является то, что конституционный Суд РФ не подразделяется на отдельно заседающие коллегии, палаты и т.п структурные подразделения. Заседания Конституционного Суда РФ коллегиально при наличии не менее двух третей от общего числа судей, при определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены. Общее число судей Конституционного Суда РФ- 19 человек.

Главой Конституционного суда является Председатель. В соответствии со статьей 23 ФКЗ от 3 ноября 2010 года № 7 — ФКЗ:

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.


Деятельность Конституционного Суда РФ как самостоятельного и независимого судебного органа конституционного контроля обеспечивается специальным статусом судей Конституционного Суда РФ, который состоит в следующем.
Во-первых, закон устанавливает повышенные - по сравнению с другими судами - требования к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ.
Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Во-вторых, статья 11 ФКЗ «о Конституционном суде РФ» устанавливает широкий круг запретов и ограничений для внеслужебной деятельности судьи Конституционного Суда РФ, чтобы обеспечить их независимость, беспристрастность и полную самоотдачу при осуществлении конституционного правосудия.
В силу данных запретов и ограничений судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе:

1) быть членом(депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов;

2) занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности;

3) иметь частную практику

4) заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конституционного Суда Российской Федерации;

5) осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей;

6) принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью;

7) входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей;

8) при выступлении в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

В-третьих, независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов.

Наиболее известные решения Конституционного Суда Российской Федерации:

§ 1993 год — Конституционный Суд Российской Федерации выносит заключение о неконституционности действий Президента, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий Президента Ельцина и переходе их, согласно Конституции, к вице-президенту А. В. Руцкому, объявляет созыв X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов.

§ 1995 год — Конституционный суд подтвердил конституционность большинства положений актов президента и правительства, направленных на восстановление конституционной законности в Чеченской Республике;

§ 1996 год — Конституционный суд признал неконституционными положения Устава Алтайского края, согласно которым законодательное собрание края обладало правом назначать на должность и освобождать от должности губернатора;

§ 1996 год — Конституционный суд признал неконституционными ряд положений законов некоторых субъектов Российской Федерации (города Москвы, Московской области, Ставропольского края, Воронежской области), ограничивающих свободу передвижения граждан;

§ 2000 год — Конституционный суд признал неконституционными положения Конституции Республики Алтай, а впоследствии — ряда других российских республик, провозглашавшие суверенитет этих республик и ущемлявших права Федерации;

§ 2005 год — Конституционный суд подтвердил конституционность принятого по инициативе Президента РФ закона о новом порядке назначения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации законодательными органами по предложению президента России.

 

Список используемой литературы:

 

1. « Конституционный Суд РФ» под редакцией М.М.Харитонова(советник Управления конституционных основ публичного права, кандидат юридических наук), В.В. Балытникова(советник Конституционного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук), А.Ж.Малышевой, Е.В. Тарибо(начальник Управления конституционных основ публичного права, кандидат юридических наук), М.С. Козленко(ведущий консультант Управления конституционных основ публичного права), А.В. Ильина(советник Управления конституционных основ частного парва, кандидат юридических наук), В.А. Сивицкого(заместитель руководителя Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук).

2. www.wikipedia.ru

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.