Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоохранительные органы в России




Виды правоохранительных органов

Функции правоохранительных органов

1. Конституционный контроль (Заключается в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны.)

2. Осуществление правосудия (вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой реализуется (проявляется) судебная власть.)

3. Прокурорский надзор (форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.)

4. Расследование правонарушений

5. Обеспечение безопасности

6. Исполнение судебных решений

7. Оперативно-розыскная деятельность (вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств)

8. Охрана общественного порядка

9. Оказание юридической помощи

10. Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений

 

§ Органы выявления и расследования преступлений

§ Органы юридической помощи

§ Органы обеспечения правопорядка и безопасности

 

В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов.

§ Прокуратура Российской Федерации

§ Следственный комитет Российской Федерации

§ Федеральная служба безопасности

§ Министерство внутренних дел

§ Федеральная миграционная служба

§ Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

§ Федеральная таможенная служба

§ Министерство юстиции Российской Федерации

§ Федеральная служба исполнения наказаний

 

Вопр2. Предмет и система курса «Правоохранительные органы РФ», его соотношение с другими юридическими науками.

Предметом изучения учебн.дисциплины ПО РФ выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан.

Структурно дисциплину ПО можно представить в виде трех органически связанных между собой разделов. 1 раздел включает основные понятия: пон.ПО, их система, принципы, нормативные основы деятельности и т.д. 2 раздел содержит информацию о судебной системе РФ, т.е о действующих в стране судах, из задачах, компетенции, структуре, а также о правовом статусе судей и органах судебного сообщества. 3 раздел охватывает все иные ПО РФ, выходящие за рамки судебной сист.

 

Взаимосвязь учебной дисциплины "Правоохранительные органы" с отраслевыми юридическими науками

Наиболее тесной является взаимосвязь учебной дисциплины "Правоохранительные органы" с конституционным правом. Конституционное право регулирует общественные отношения, связанные с существованием в стране конституционного строя, который представляет собой строй, при котором признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, а органы государства действуют в соответствии с принципом разделения властей. Основным источником конституционного права является Конституция РФ 1993 г. Непосредственное отношение к учебной дисциплине "Правоохранительные органы" имеет глава 7 Конституции РФ "Судебная власть", которая содержит ст. 129 о прокуратуре. В главе 2 Конституции РФ закреплены, среди прочих, права человека в сфере уголовного судопроизводства, которые изучаются и в рамках учебной дисциплины "Правоохранительные органы" (см. п. 5.2 раздела II).

Тесной является взаимосвязь учебной дисциплины "Правоохранительные органы" с административным правом. Во-первых, потому что административным правом регулируются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти, к которым как раз и относится большинство государственных правоохранительных органов (правоохранительные органы в узком смысле, полиция). Во-вторых, нормами административного права регулируются служебные отношения сотрудников этих органов, в то время как служебные отношения судебных и прокурорских работников регулируются нормами трудового права. В-третьих, некоторые правоохранительные (полицейские) органы в узком смысле осуществляют, кроме иных видов деятельности, деятельность по предупреждению, пресечению, раскрытию административных правонарушений, по рассмотрению дел об административных правонарушениях (органы внутренних дел, таможенные органы и другие). Дела об административных правонарушениях, иные административные дела и споры рассматривают и суды общей юрисдикции. Одной из категорий дел, рассматриваемых арбитражными судами, являются дела, вытекающие из административных правоотношений.

Такая же взаимосвязь наблюдается между учебной дисциплиной "Правоохранительные органы" гражданским и уголовным правом. Нормы этих отраслей права используют суды общей юрисдикции при рассмотрении гражданских и уголовных дел. Одной из категорий дел, рассматриваемых арбитражными судами, являются дела, вытекающие из гражданских правоотношений. Нормы уголовного права используются органами предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) при расследовании уголовных дел.

Существенной является взаимосвязь учебной дисциплины "Правоохранительные органы" с процессуальными юридическими науками. Так, и учебной дисциплиной "Правоохранительные органы", и процессуальным науками (гражданским процессом, арбитражным процессом, уголовным процессом) изучаются общие принципы правосудия. Нормы процессуальных отраслей права активно используют в своей деятельности все правоохранительные органы. В учебной дисциплине "Правоохранительные органы" изучаются органы предварительного расследования (предварительного следствия и дознания), которые являются одними из основных субъектов уголовного процесса.

Взаимосвязь учебной дисциплины "Правоохранительные органы" с прикладными юридическими науками

Эта взаимосвязь является не прямой, а опосредованной через соответствующие отраслевые, и прежде всего, процессуальные юридиче-ские науки. Например, таковой является взаимосвязь с криминалистикой. Криминалистика, по определению одного из самых авторитетных отечественных юристов Р. С. Белкина, "это наука о закономерностях возникновения, собирания, исследования, оценки и исследования доказательств и основанных на познании этих закономерностей средствах и методах судебного исследования и предотвращения преступлений".

Данные криминалистики используются судами и органами предварительного расследования. Судами они применяются при рассмотрении не только уголовных, но и гражданских дел.

 

Вопр.3 Законы и иные правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов.

 

Правоохранительные органы и учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Российской Федерации, РСФСР и действующими законами СССР, нормативными актами Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; постановлениями (определениями) Конституционного Суда РФ, постановлениями Пленумов (Президиумов) Верховного Суда РФ (СССР), Высшего Арбитражного Суда РФ, распоряжениями Председателя Верховного Суда РФ, приказами Министра юстиции РФ, приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора РФ, иными ведомственными нормативными актами, конституциями республик, уставами, а также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий, и другими нормативными актами.
Однако основными источниками курса «Правоохранительные органы» являются законы.
Среди всех законов высшую юридическую силу на территории Российской Федерации имеет Конституция РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Конституция РФ во всех необходимых случаях применяется в качестве акта прямого действия. Так, суд, принимая решения по делу, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:
а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не указывают на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что нормативный акт, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации (по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов), противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Если статья Конституции РФ является отсылочной, правоохранительные органы должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.
Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ). Иногда вопросы правового статуса, организационной структуры и компетенции правоохранительного органа могут быть урегулированы постановлением Государственной Думы. Между тем, если положения закона отличаются от требований, изложенных в таком постановлении, действует статья закона.
Правоохранительным органам надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Никто не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные Правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением правоохранительный орган не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина. Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен. Федеральным законом от 14.06.94 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента РФ от 05.04.94 № 662 «О порядке, опубликования и вступления в силу федеральных законов». Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат, официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Тексты федеральных законов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система», также являются официальными.
Федеральные конституционные законы, федеральные, законы вступают в силу одновременно на всей Территорий Российской Федераций по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Действие закона прекращается в случаях, когда:
а) вступил в силу новый закон, который фактически исключает действие прежнего; б) закон отменен.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.