Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития спецслужб в России




 

История контрразведывательных органов России начинается в основном с XV века, когда были зафиксированы первые организованные мероприятия в области борьбы с подрывной деятельностью иностранных разведок. Дальнейшее развитие контрразведывательная служба в России получила в XVIII столетии, особенно в период крупнейших государственных преобразований Петра I. Именно в это время она достигла значительных успехов в борьбе со всякого рода ухищрениями агентуры иностранных держав. Не менее важный вклад в совершенствование системы органов безопасности Российского государства внесла Екатерина II и ее преемники. По словам Отто фон Бисмарка, который в 1852-1862 гг. был послом Пруссии в России, российская жандармерия являла собой замечательный аппарат борьбы с иностранными интригами и заговорщиками внутри страны. Интересно отметить, что система жандармских и охранных структур с мощным и разветвленным агентурным аппаратом практически во всех слоях общества стала прообразом органов ВЧК - КГБ в Центре и на местах. Процессы формирования и деятельности служб безопасности Российского государства осуществлялись в соответствии с принципом "сильное государство - сильные спецслужбы". В результате накануне 1917 г. в России действовали опытные и довольно эффективные специальные службы внутренней безопасности - охранное отделение департамента полиции и корпус жандармов. Не их вина в том, что в России пал царский режим, была сломлена прежняя российская государственность, что привело в конце концов к полному распаду ее спецслужб. Особенности и опыт деятельности спецслужб Российской империи были реализованы большевиками после Октябрьской революции, которые сумели создать одну из самых мощных в мире систем специальных служб: ВЧК - КГБ. КГБ как спецслужба по своей структуре, функциям, кадровому составу и, главное, месту в системе государственных институтов исключительно полно соответствовал механизмам государственно-политической власти в Советском Союзе. Деградация и распад этой системы неизбежно привели и к краху КГБ. Сильному государству - СССР соответствовала сильная спецслужба - КГБ, которая и погибла вместе с этим государством. В августе 1991 г. началась "реорганизация", а фактически уничтожение КГБ. В результате на его обломках возникло и действует шесть специальных служб, имеющих статус федеральных министерств и ведомств. После 1991 г. в результате таких "реорганизаций" органы безопасности России утратили многие свои оперативные и агентурные возможности, оказались не готовыми к соответствующему противодействию возникающим угрозам. Однако не секрет, что сильная демократическая Россия должна иметь сильные органы безопасности. При этом следует помнить, что повышение эффективности системы российских спецслужб неразрывно связано со всем процессом общественного развития государства. Ведь система безопасности России формируется вместе с новой политической системой и государственностью. Эффективность системы обеспечения безопасности определяется в значительной мере тем, насколько она способна содействовать стабильному, поступательному развитию страны, преодолению политического, военного, экономического кризиса. Это не только главный критерий эффективности системы обеспечения безопасности, но и ее постоянная задача. Особое значение имеет разработка новых концептуальных подходов к пониманию сущности и содержания системы безопасности. Эта работа ведется под руководством Совета Безопасности Российской Федерации. Формирующаяся концепция безопасности должна дать адекватное понимание как системы внутренних и внешних угроз для нашей страны, так и необходимых путей их предупреждения и локализации. Определив национальные интересы страны и угрозы им, мы получим научный фундамент разрабатываемой концепции безопасности России, которая должна быть утверждена на высшем политическом уровне. Обеспечение внутриполитической стабильности, решительное противодействие важнейшим дестабилизирующим факторам - организованной преступности и коррупции, терроризму и политическому экстремизму, экологическому и технологическому произволу - должны рассматриваться как важнейшие стратегические задачи обеспечения безопасности страны. Место Федеральной службы безопасности, созданной недавно вместо ФСК, в системе безопасности России определено в настоящее время Законом "Об органах ФСБ в РФ". На нее возложены в основном функции спецслужбы, призванной противодействовать скрытым угрозам, представляющим опасность для интересов России со стороны иностранных спецслужб и организаций, а также преступным посягательством в форме организованной преступности и коррупции. Говоря о противодействии разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций, следует отметить прежде всего заметную активизацию иностранных спецслужб. При этом необходимо иметь в виду одно весьма тревожное обстоятельство. В эту деятельность втягиваются спецслужбы некоторых государств, ранее входивших как в организацию Варшавского Договора, так и в состав СССР. В то же время не нужно впадать в крайность и расценивать это как некий взлет "враждебности" со стороны этих стран и содействовать шпиономании. Разведка - обязательная функция любого государства. Тем не менее ФСБ все же особое внимание обращает на злоупотребление своим статусом сотрудников зарубежных спецслужб, использующих легальные прикрытия, на особенно болезненные для безопасности России действия. Иностранные легальные и нелегальные разведки инициируют утечку информации из высших сфер государственной власти и управления. Участие органов ФСБ в обеспечении экономической безопасности России (экономическая контрразведка) связано с защитой наиболее важных экономических интересов государства и общества, с обеспечением оперативными средствами безопасности оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи и других стратегических объектов, которые могут стать целью как разведывательной, так и диверсионной деятельности. Общество встревожено ростом организованной преступности, которая способна серьезно дезорганизовать управление экономикой, затрудняет формирование частного предпринимательства. Происходит криминализация части его нарождающихся структур, что значительно снижает долю национального богатства страны. Особую озабоченность у нас вызывает рост коррупции и политизации организованной преступности, которая включается в борьбу за власть, все более широко применяя насильственные методы и терроризм для достижения своих целей. Тем самым организованная преступность представляет уже прямую угрозу безопасности страны. Федеральные органы государственной безопасности сосредоточиваются на борьбе с организованной преступностью и коррупцией, при этом обращая особое внимание на те ее структуры, которые связаны с иностранными инвестициями и зарубежными инвесторами. Борьба же органов ФСБ с терроризмом и другими противоправными посягательствами на конституционный строй Российской Федерации соответствует общей тенденции развития контрразведывательной деятельности, является реакцией на рост политического экстремизма. Терроризм как противоправный метод политической борьбы или как форма подрывной деятельности проявляется в системе насильственных устрашающих действий, сопровождающихся использованием морально-психологического давления, различных видов устрашения - убийств, взрывов, поджогов, нанесение тяжких телесных повреждений, захвата заложников, шантажа и других видов физического и психического насилия. Все вышеуказанные проблемы подробно рассматриваются в только что вышедшем в свет втором дополненном и переработанном издании "Белой книги российских спецслужб". Надеемся, что эта книга, изданная информационно-издательским агентством "Обозреватель", сыграет определенную роль в формировании общественного мнения о действительной роли органов ФСБ в обеспечении безопасности личности, общества, государства. Поскольку главную роль в противодействии угрозам национальной безопасности играют органы ФСБ РФ, постольку Российское государство, общество и прежде всего средства массовой информации должны понять необходимость повышения авторитета этих органов и формирования позитивного имиджа российских спецслужб.

 

45. Общая характеристика безопасности и система органов её обеспечивающих.

В соответствии со ст. 1 закона Российской Федерации «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

 

Основные объекты безопасности:

 

1) личность — ее права и свободы;

2) общество — его материальные и духовные ценности;

3) государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

 

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Субъектами обеспечения безопасности также являются граждане, общественные и иные организации и объединения.

 

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основные функции системы безопасности:

— выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

— создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

— управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

— осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

— участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.