Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоохранительной деятельности 1 страница




Конституционные принципы правосудия и

Первоначально следует рассмотреть их понятия, содержание определений.

Принцип – это исходное положение какой-либо теории, учения, науки, руководящее начало, установка для какой-либо деятельности. По мнению В.И. Анишиной: «Важнейший из принципов судебной власти, лежащих в основе не только ее деятельности, но и организации ее системы, - универсальность, применительно к деятельности суда означающая неограниченность судебной защиты актами и предписаниями законодателя, что обусловлено предписаниями ст. 46 Конституции».[11]

Принципы правосудия лежат в основе организации и деятельности судов и иных правоохранительных органов и определяют не только собственно организацию, устройство, например, судебных органов - порядок формирования судейского корпуса, правовой статус судей, структуру и полномочия судов, но и их организацию самого процесса осуществления правосудия.

Первоначально следует рассмотреть содержание их признаков, которые раскрывают само понятие принципа правосудия. Их шесть:

1. Принципы правосудия - это категории, имеющие объективный характер. Они отражают наиболее общие закономерности регулируемых правоотношений, выражают результат развития общественной практики, в частности судебной, и общественной мысли, сложившихся внутри страны и за ее пределами. В принципах выражены политические, правовые и нравственные идеи, господствующие в обществе.

2. Важнейшим условием реальной жизни принципов является их закрепление в законе. Любые идеи, научные заключения и предложения, какими бы полезными они не были и не являлись необходимыми для осуществления правосудия, не становятся принципами и даже отдельными, частными правилами уже действующих принципов, пока они не будут закреплены законодательно.

3. Принципы правосудия представляют собой наиболее общие положения (правила). Общая формулировка принципов предполагает, что в содержании каждого из них заложена весьма значимая и широкая идея, важное направление правосудия, которые должны последовательно проводиться в организации и деятельности судов.

4. Принципы правосудия – это руководящие положения. Их значение чрезвычайно велико как в нормотворческой, так и в правоприменительной деятельности. Это означает, прежде всего, то, что в соответствии с принципами правосудия строится судоустроительное и процессуальное законодательство. Руководящий характер принципов состоит также в том, что они являются общими установочными правилами для судей и заседателей равным образом всех звеньев и всех инстанций при осуществлении всех видов (или форм) судопроизводства.

5.Принципы правосудия образуют единую систему. Они едины по своей сущности и служебному назначению. И хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, все принципы действуют в неразрывной связи друг с другом.

Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов заключается также в том, что одно конкретное правило может быть выражением разных принципов. Каждый принцип правосудия имеет соответствующий механизм обеспечения. Система принципов правосудия почти полностью совпадает с системами принципов гражданского и уголовного процессов.

Если принципы правосудия и принципы процессуального права едины по своему содержанию и направленности, то объемы (число) норм судоустройства и процессуальных отраслей права значительно отличаются друг от друга (достаточно сказать, что УПК РФ содержит 472 статьи, ГПК РФ – около 450 статей, в то время как закон о судоустройстве только -88) статей, а закон о статусе судей – 21 статью).

Это закономерно, так как принципы правосудия определяют лишь основные положения организации судебной деятельности, подробная же регламентация ее относится к предмету процессуальных отраслей права.

Каждый принцип правосудия живет и работает в постоянной и органической связи процессуальных и судоустроительных норм. Система принципов правосудия включает в себя следующие основные начала (виды):

- осуществление правосудия только судом;

- осуществление правосудия в точном соответствии с законом;

- положения о порядке назначения судей;

- право граждан на судебную защиту;

- равенство граждан перед судом и законом;

- независимость судей и подчинение их только закону;

- коллегиальность рассмотрения дел и единоначалие осуществления правосудия. Участие в осуществлении правосудия представителей народа;

- открытое разбирательство дел во всех судах;

- национальный язык судопроизводства;

- равенство сторон и состязательность процесса;

- обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту,

- презумпция невиновности;

- всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела;

- судебный надзор.

6. Каждый принцип выполняет свою определенную роль в организации и деятельности судов. Так, принцип права граждан на судебную защиту нацелен на всемерную охрану политических, социальных, экономических и личных прав и свобод граждан- многие конкретные нормы регламентируют порядок обращения граждан в правоохранительные органы, их реагирования на эти обращения, участия граждан в судопроизводстве и т.п.

Таким образом, исходя из содержания их признаков, принципы правосудия – это закрепленные в Конституции РФ и других законодательных актах страны основные руководящие положения (правила, требования, идеи) наиболее общего характера, выражающие демократическую сущность российского правосудия, образующие единую систему, определяющую организацию и деятельность судебных органов и служащие выполнению задач, стоящих перед судом. После такого разъяснения следует перейти к предметному рассмотрению содержания конституционных принципов правосудия.

Осуществление правосудия только судом. Правосудие в Российской Федерации осуществляют только суды, образованные в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.

Суды Российской Федерации - это государственные органы, занимающие особое место в системе российского государственного механизма; они являются органами судебной власти.

В этой связи следует напомнить, что Конституция РФ устанавливает три подсистемы судов:

Конституционный Суд РФ.

Арбитражные суды РФ.

Суды общей юрисдикции. К последним относятся: Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ, районные (городские, межмуниципальные) суды, мировые судьи, а также военные суды.

Таким образом, осуществлять функции судебной власти и правосудия могут только эти суды. Никакие другие органы и должностные лица не полномочны осуществлять судебную власть. Создание чрезвычайных судов, иных судебных органов, могущих выполнять судебные функции, хотя бы для рассмотрения отдельных «особых» случаев - не допускается.

Здесь уместно напомнить некоторые исторические отступления. Так, мрачным периодом послеоктябрьской России явились годы «военного коммунизма» и гражданской войны, когда внесудебную уголовную репрессию осуществляли органы ВЧК; в 30-е годы, когда вершился правовой беспредел, правосудие осуществляли «особые совещания», «двойки», «тройки», в состав которых входили представители НКВД, органов государственной безопасности и партийные чиновники высокого ранга.

Известно, какие при этом творились беззакония; «судебные» расправы осуществлялись скоро, с отступлением без того урезанных процессуальных законов, с изуверской жестокостью.

Проведение принципа осуществления правосудия только судом обеспечивается важными конституционными положениями, нормами судоустройственного, процессуального и материального права. Организация судов, их система, устройство, порядок деятельности должны отвечать таким требованиям, которые позволили бы судам-носителям третьей государственной ветви власти - выполнять свое предназначение в обществе.

Суды создаются специально для осуществления правосудия. Поэтому суды должны представлять собой обособленную, независимую от кого бы то ни было, самостоятельную систему государственных органов. Вмешательство в деятельность судов преследуется по закону.

Суды состоят из судей-профессионалов, компетентных юристов, людей, достойных по своим деловым и моральным качествам выполнять свою высокую миссию.

Процедура судебная предусматривает четкий порядок рассмотрения дел и она регламентируется процессуальным законом. Он предусматривает оптимальные возможности именно в судебном заседании, где действуют все принципы правосудия, при наличии наиболее широких гарантий для всех участников судебного процесса рассмотреть и разрешить дело.

Судебная процедура предусматривает права сторон и других участников процесса, детальный порядок исследования доказательств, порядок обсуждения судьями результатов судебного следствия и доводов сторон и принятия решения. Следует отметить, что большую помощь судам в осуществлении правосудия по уголовным делам оказывают органы дознания, предварительного следствия, прокуратура. Они призваны раскрыть преступление, провести предварительное расследование, изобличить виновных, обеспечить их не уклонения от суда и тем самым подготовить необходимые условия для успешного рассмотрения дела в суде.

Материалы предварительного расследования после утверждения обвинительного заключения прокурором служат процессуально - правовым основанием для рассмотрения дела судом. Но при всем этом, деятельность органов предварительного расследования и прокурора – не является правосудием.

Осуществление правосудия в точном соответствии с законом (принцип законности). Данный принцип прямо вытекает из конституционных положений о том, что все органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Принцип законности последовательно и четко выражен в процессуальном законодательстве. В частности, ст. 1 УПК указывает, какими законодательными актами регламентируется порядок уголовного судопроизводства в России. В ней же определено, что «Порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства».

Осуществление правосудия в точном соответствии с законом – это не только требование закона – безусловно, соблюдать процессуальные нормы при рассмотрении и разрешении судебных дел, но и объективная необходимость.

Строгое соблюдение процессуальных правил создает все необходимые условия для вынесения судом законного и обоснованного решения (приговора). Тем самым, проявляется органическая взаимосвязь в применении судом материальных и процессуальных законов.

Принцип законности включает в себя требование соблюдать не только нормы процессуального и материального права, но также положения сугубо судоустройственного характера. Принцип осуществления правосудия в точном соответствии с законом означает, что суды должны организовываться и действовать на основе и в соответствии с нормами судоустройственного, процессуального и материального права.

Основой рассматриваемого принципа является разработанная система законодательства. Важное условие его эффективности – это развитие и совершенствование правовых норм и в целом закона в связи с развитием общественной жизни, современными потребностями личности и всего общества. Таким образом, подлинное правосудие может базироваться только на последовательно демократических законах. В противном случае это влечет у граждан недоверие к судьям и снижению в глазах народа их авторитета. Отмечая эту ситуацию, О.А. Наумов пишет: «Практика работы высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и материалы надзорной практики свидетельствуют о том, что напряженное отношение граждан к органам правосудия нередко вызвано такими недостатками в их работе, для устранения которых не требуется больших усилий и серьёзных организационных мер, а достаточно их доброй воли и чувства ответственности».[12]

Проведение законности при осуществлении правосудия находится в прямой связи с четкостью формулировок закона, которые должны исключить различное толкование. В законе должны быть предусмотрены все ситуации, могущие возникнуть при рассмотрении судебных дел, исключены пробелы в правовом регулировании. Иное в значительной мере чревато нарушениями законности. В законе необходимо подробно регламентировать весь ход судебного процесса вплоть до отдельных «технических» деталей, по возможности оберегая действия и решения суда от воздействия субъективных факторов.

Требование правильного исполнения и соблюдения законов при осуществлении правосудия адресовано в первую очередь суду, судьям. Это обусловлено тем, что закон устанавливает максимальные средства и способы достижения истины по делу и вынесения справедливого решения, выработанные многовековой общественной практикой. Только тогда суд выполнит свою роль и задачи по укреплению законности и правопорядка, охране прав и законных интересов государства, общества и отдельных граждан, когда сможет осуществить воспитательное и предупредительное воздействие на граждан и сам при рассмотрении и разрешении дел будет неуклонно следовать требованиям закона, не допуская малейших отклонений от него.

Принципом законности руководствуются и другие субъекты судебного процесса: прокурор, защитник и другие. Наличие достаточно полного демократического по существу законодательства – это лишь основа, предпосылка законности правосудия. Как ни хороши законы, они сами по себе еще не обеспечивают реализацию принципа законности. Закон не декларация, а рабочий инструмент суда. Осуществляя правосудие, суд должен, прежде всего, правильно понимать законы, уяснять их содержание и назначение.

От этого прямо зависит правильное и единообразное применение закона судом, что является важным требованием подлинного правосудия. В работе суда недопустимы: поспешность и упрощенство, пренебрежение даже незначительными на первый взгляд процедурными деталями, недооценка отдельных норм закона и др.

Суд не вправе под предлогом интересов борьбы с преступностью скорейшего осуществления судебной репрессии, защиты прав тех или иных участников процесса, иных соображений целесообразности нарушать закон. Ничто не может оправдывать нарушение закона при отправлении правосудия. Следовательно, можем сказать, что правосудие есть деятельность суда (коллегии судей, судьи), то есть живых людей, с различным уровнем юридических знаний, профессионализма, жизненного опыта, разнообразием личных качеств. Сами судебные дела различаются по своему характеру, объему и сложности.

Эти объективные и субъективные факторы, проявляющиеся при осуществлении правосудия, объясняют возможность судебных ошибок, нарушений закона. Законодательное закрепление обязанности соблюдать закон еще не означает, что он действительно будет соблюдаться всеми и повсюду. Даже добросовестные представители правосудия могут заблуждаться, допускать ошибки в оценке обстоятельств дела. Вот почему необходима действенная система средств, обеспечивающих проведение в жизнь принципа осуществления правосудия в точном соответствии с законом.

Иными словами говоря, в законе должен быть закреплен механизм реализации принципа законности и его основными направлениями должны быть:

не допустить, предупредить нарушения закона;

а при допущении таковых – выявить и устранить нарушения, восстановить законность.

Круг средств обеспечения законности:

Реализация прокурором своих полномочий по надзору за законностью действий органов дознания и предварительного следствия на досудебных стадиях расследования дел.

Реализация прав участников процесса в целом и участников судебного разбирательства, среди которых следует выделить права с четко выраженной направленностью на предупреждение и устранение нарушений – обжаловать любые действия и решения суда и других субъектов, ведущих процесс, заявлять отводы и ходатайства.

Надзор вышестоящих судов за судебной деятельностью, осуществляемой в кассационном и надзорном порядке.

Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принимаемые по вопросам применения судами материальных и процессуальных законов способствуют обеспечению законности при отправлении правосудия.

Право граждан на судебную защиту. Признание права граждан на судебную защиту в качестве принципа правосудия означает, что правосудие является наиболее эффективной и действенной формой защиты прав личности, так как оно осуществляется независимым судом, при открытом судебном разбирательстве, с соблюдением принципа всесторонности и объективности исследования обстоятельств дела.

В соответствии с действующим законом гражданин может обращаться в любой суд и к любому судье, например, прийти на прием, подать заявление и т.п. Он может принести жалобу на приговор или решение суда, не вступившие в законную силу, обратиться к председателю суда или соответствующему прокурору с просьбой о пересмотре дела в порядке надзора, обратиться в коллегию адвокатов за юридической помощью и т.д.

Вступая в процесс в качестве потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика, гражданин наделяется широкими процессуальными правами для защиты своих законных интересов. Например, лицо, признанное потерпевшим от преступления, вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела с момента окончания предварительного следствия, участвовать в судебном разбирательстве, заявлять отводы, приносить жалобы на действия лица, производившего предварительное расследование, прокурора и суда, а также приносить жалобы на приговор или определение суда, или постановление судьи и т.д. (ст. 42 УПК РФ).

27 апреля 1993 г. был принят закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», которым определен порядок обращения в суд и рассмотрения жалоб о нарушении прав и свобод граждан. В соответствии с этим законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, учреждений, предприятий, объединений, должностных лиц нарушены его права и свободы.

Жалоба подается по усмотрению гражданина в суд по месту его жительства или по месту жительства (нахождения) ответчика. Сроки подачи жалобы: 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа (должностного лица) в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Равенство граждан перед законом и судом. Согласно ст. 19 Конституции РФ: «Все равны перед законом и судом». Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Равенство перед законом и судом определяет правовой статус гражданина России и означает, что законодатель не может принимать законы, дискриминирующие граждан по тому или иному из указанных признаков, а суд не вправе применять закон в зависимости от различия между гражданами по этим признакам.

Равенство граждан обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Равенство в сфере правосудия обеспечивает реальность прав граждан, поскольку они могут обжаловать в суд действия и решения, нарушающие их права и свободы. Важной гарантией равенства граждан перед законом и судом является отправление правосудия судами, входящими в единую систему судов, то есть, на началах единого для всех судов.

Это означает, что в России нет судов для отдельных социальных слоев общества, особых судов для определенной национальности или вероисповедания. Действующий закон предусматривает особый порядок привлечения к ответственности некоторых категорий граждан, например, судей, депутатов и т.д. Это нельзя рассматривать как отступление от принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку особый порядок привлечения этих лиц к ответственности установлен законом и является гарантией их неприкосновенности в связи с выполнением служебных полномочий.

Положения о порядке назначения судей и образования судов.

В соответствии с действующим законодательством судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ с учетом мнения соответствующих председателей судов и заключения высшей квалификационной коллегии судей.

Судьи субъектов Российской Федерации (общей юрисдикции и арбитражные) назначаются на должности Президентом РФ по представлению председателя Верховного Суда РФ или председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом мнения органов государственной власти, на территории которых распространяется юрисдикция соответствующего федерального суда и заключению квалификационной коллегии судей. Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению председателя Верховного Суда РФ и заключению квалификационной коллегии судей.

Судьи районных судов назначаются Президентом РФ по представлению

Председателя Верховного Суда РФ с учетом мнения председателей судов субъектов Российской Федерации, основанному на заключении квалификационной коллегии судей. Все кандидаты на должность федерального судьи проходят процедуру предварительного рассмотрения в Комиссии при Президенте Российской Федерации.

Мировые судьи избираются населением либо назначаются представительным органом субъекта Российской Федерации по представлению председателя суда субъекта России, с учетом мнения квалификационной коллегии судей на срок до 5 лет.

Председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на заключении высших квалификационных коллегий этих судов.

Заместители председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответственно председателей данных судов и заключении высших квалификационных коллегий.

Особые требования к судьям:

- кандидат должен быть гражданином Росси;

- его возраст не менее 25 лет в низших звеньях (30 лет – в судах субъектов Российской Федерации и 35 лет в судах высшего звена) и не старше 65 лет, а Конституционного Суда РФ (конституционных, уставных судов субъектов Российской Федерации) – 70 лет;

- иметь высшее юридическое образование;

- стаж работы по юридической специальности должен быть не менее 5 лет, а для работы в судах высшего звена – 10 лет;

- должен пройти аттестацию квалификационной коллегии судей и получить соответствующее ее заключение.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Судьи, назначенные на должность, приносят присягу.

Особый порядок существует по избранию присяжных заседателей. В соответствии федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004 г. №113-ФЗ списки присяжных заседателей ежегодно составляются администрацией исполнительной власти, действующей на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда субъекта РФ. При этом составляются два списка: общий и запасной. В общий – включаются граждане, проживающие на территории субъекта РФ, в количестве, необходимом для нормальной работы суда.

В запасной – граждане, постоянно проживающие в административном центре субъекта РФ, причем их число не должно превышать одной четверти всех присяжных общего списка.

Требования к ним: возраст 25 лет, не имеющие судимости, отсутствие дефектов здоровья (физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела), дееспособные, владеющие языком судопроизводства, не состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств. Не допускаются в качестве присяжных заседателей также лица, подозреваемые в совершении преступления.

Требования к арбитражным заседателям: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.):

1. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

2. Арбитражными заседателями не могут быть:

1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном порядке судимость;

2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

4) лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и другими федеральными законами, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Таким образом, особый порядок назначения судей и формирования судов способствует законности и объективности исследования доказательств.

Независимость судей и подчинение их только закону. В соответствии со ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Независимость судей, в лице которых судам принадлежит судебная власть, является проявлением самостоятельности судебной власти, действующей независимо от законодательной и исполнительной власти.

Принцип независимости судей означает, что никакие государственные органы, общественные организации и должностные лица не могут влиять на судей, присяжных заседателей при отправлении ими правосудия.

В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи независимы и ни кому не подотчетны. Проявление неуважения к суду или судьям влечет соответствующую уголовную или административную ответственность.

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими правосудия обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей – влечет установленную ответственность (ст. 1 закона «О статусе судей»).

В случае отмены приговора вышестоящим судом и направлением дела на новое рассмотрение в суд 1-й инстанции вышестоящий суд не вправе давать указания, как именно должно быть разрешено дело при его повторном рассмотрении. Это гарантирует независимость нового состава судей, рассматривающих дело после отмены первоначального решения или приговора.

Независимость судей гарантируется несменяемостью судьи. Полномочия его могут быть прекращены или приостановлены только по указанным в законе основаниям и в определенном им порядке. Закон устанавливает прямой запрет, под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия.

Гарантией независимости судей является их неприкосновенность. Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ при согласии соответствующей квалификационной коллегии судей.

Коллегиальность и единоначалие при осуществлении правосудия. Участие представителей народа в осуществлении правосудия.

В соответствии со ст. 10 закона «О судоустройстве в РФ» рассмотрение уголовных и гражданских дел в судах осуществляется коллегиально и единолично. При этом состав суда зависит от того, судом какой инстанции рассматривается дело, к какому звену судебной системы относится суд, а в ряде случаев и от позиции обвиняемого, ходатайствующего или дающего согласие на рассмотрение дела в определенном составе судей.

В суде 1-й инстанции дела рассматриваются коллегиально: с участием присяжных заседателей либо коллегиально в составе трех судей-профессионалов, либо единолично судьей. Так, с участием присяжных заседателей (судья и 12 присяжных) уголовные дела могут рассматриваться по ходатайству обвиняемого только в судах субъектов Российской Федерации. Коллегиальное рассмотрение дел в составе трех судей осуществляется в судах третьего звена судов общей юрисдикции и в Верховном Суде РФ. Коллегиальное рассмотрение дел судом в составе трех профессиональных судей может осуществляться по решению соответствующего суда с согласия обвиняемого во всех судах субъектов Российской Федерации и Верховном Суде РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.