Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суд присяжных 1 страница




Го (звена) уровня

Порядок формирования и структура суда

Требования к кандидатам на должности председателя суда этого уровня, его заместителей и членов суда, порядок их назначения определяются Законом «О статусе судей в РФ» (с дополнениями и изменениями от 21.06.95 г.). Согласно ст. 30 и 42 этого закона суды этого звена состоят из председателя, заместителей председателя, председателей судебных коллегий, членов суда и присяжных заседателей. Они действуют в составе: президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О судебной системе РФ» от 31.12.96 г. суды этого уровня в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве 1-й и 2-й инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и их деятельность устанавливаются Федеральным конституционным законом.

Общие требования для кандидатов на должность судьи этого суда:

- судья должен быть гражданином России, иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 7 лет;

- сдать квалификационный экзамен (См.: Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалифицированного экзамена на должность судьи, утвержденного ВККС РФ от 17 января 2002 г.);

- иметь рекомендацию квалификационной коллегии судей и обладать необходимыми моральными и деловыми качествами, иметь возраст не менее 30 и не более 65 лет (в настоящее время средний возраст судей судов этого звена составляет – 48 лет).

Если кандидат на должность судьи суда этого уровня отвечает указанным требованиям, необходимо также представление его кандидатуры Президенту РФ Председателем ВС РФ с учетом мнения представительного органа власти соответствующего субъекта Федерации.

Все материалы на кандидата поступают в комиссию Совета по кадровой политике при Президенте РФ, на заседании которой принимается окончательное решение. При положительном решении вопроса кандидат назначается на должность судьи Указом Президента страны. В настоящее время штатная численность судей в судах этого уровня составляет около 3 тыс. человек.

Численный состав и персонально члены президиума определяются Указом Президента страны с учетом объема работы. В состав президиума суда назначаются председатель суда, его заместители и наиболее квалифицированные и опытные члены суда. Режим работы президиума определен законом. Заседания его проводятся не реже 2-х раз в месяц. Заседание президиума правомочно при наличии большинства его членов. Постановления президиума принимаются открытым голосованием членов президиума, его подписывает председатель суда.

При рассмотрении судебных дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам – участие прокурора субъекта Федерации в заседании президиума является обязательным (ст. 32, 34 Закона «О судоустройстве РФ»).

Распределение назначенных в областной суд судей по судебным коллегиям осуществляет президиум. При этом учитываются желания судьи, характер предшествующей его работы по юридической профессии.

Председатель суда в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии (ст. 35 Закона «О судоустройстве РФ»). Каждую судебную коллегию возглавляет председатель, который назначается на эту должность Указом Президента РФ (при соблюдении необходимых требований, определенных законом).

Для рассмотрения дел по 1-й инстанции и в кассационном порядке в судебных коллегиях распоряжением председателя коллегии образуются судебные составы: член суда и народные заседатели по гражданским делам, а по уголовным- 3 профессиональных судьи. Число судебных составов зависит от объема работы и числа дел. Помимо судебных функций судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Полномочия президиума:

- рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;

- рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

- заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда;

- оказывает помощь районным и равным им судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с соответствующим управлением (отделом) юстиции администрации субъекта Федерации;

- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством (ст. 33 Закона «О судоустройстве РФ»).

В надзорном порядке президиум проверяет законность и обоснованность решения (приговора) районного суда, вступивших в законную силу, а если дело рассматривалось в кассационном порядке в одной из судебных коллегий, проверяет законность и обоснованность кассационного определения судебной коллегии. В случае выявления существенных нарушени й, допущенных по делу на предварительном расследовании, в суде 1-й инстанции или при рассмотрении дела в кассационном порядке, президиум принимает постановление, направленное на устранение допущенного нарушения материального или процессуального закона: отменяет решение, приговор; возвращает дело в ту инстанцию (стадию процесса), в которой было допущено нарушение, для нового расследования или рассмотрения дела; изменяет решение, приговор.

Если президиум придет к выводу об отсутствии нарушений, он оставляет судебные акты без изменения, а кассационную жалобу или протест – без удовлетворения.

Президиум рассматривает дела в порядке судебного надзора по представлениям прокуроров либо жалобам иных участников уголовного процесса. В таком ходатайстве может быть поставлен вопрос об отмене или изменении:

а) вступившего в силу приговора, решения либо определения районного суда;

б) постановление судьи районного суда о назначении судебного заседания;

в) кассационного определения судебной коллегии.

Аппарат суда. Им руководит администратор суда. По своим структурным звеньям аппарат суда аналогичен аппарату районного суда, но шире по должностям и разнообразию подразделений. В нем действуют: канцелярия (или отдельные канцелярии президиума, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам), группа или несколько групп (для каждой судебной коллегии) секретарей судебных заседаний; архив, экспедиция, консультанты суда (или отдельно для каждой судебной коллегии), консультант-кодификатор, специальная часть. Здесь нет судебных приставов-исполнителей, только судебные приставы-охранники. Имеется управление (отдел) Судебного Департамента при Верховном Суде РФ. Их полномочия раскроем в следующем вопросе.

Правовой статус должностных лиц суда и организация работы суда.

Председатель суда 3-го уровня (звена) обязан обеспечить надлежащее, основанное на законе функционирование суда и выполнение стоящих перед ним задач. Он осуществляет общее руководство работой суда, его структурных судебных подразделений, строго соблюдая при этом принцип независимости судей и подчинение их только закону. Его судейские полномочия:

- вправе председательствовать по любому делу, находящемуся в производстве судебных коллегий, действующих в качестве 1-й инстанции или в порядке надзора;

- приносить в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам, по которым судебные акты вступили в силу, то есть протесты в порядке надзора. Протест приносится в президиум суда;

- в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостанавливать исполнение решений и определений по гражданским делам до окончания производства в порядке надзора (ст. 323 ГПК РФ);

- руководит организацией работы судебных коллегий;

- руководит работой аппарата суда, администратора суда;

- созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

- представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней Президенту страны и Пленуму Верховного Суда РФ;

- распределяет обязанности между заместителями председателя суда;

- организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата;

- контролирует работу управления (отдела) Судебного Департамента по субъекту федерации;

- организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;

- вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих преступлениям и совершению иных правонарушений;

- ведет личный прием граждан и организует работу по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом (ст.37 Закона «О судоустройстве в РФ»).

Заместитель председателя суда:

- может председательствовать в судебных заседаниях судебных коллегий;

- осуществлять в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и аппарата суда;

- вести личный прием граждан.

По общему правилу заместитель председателя суда является и председателем судебной коллегии, но не всегда это так. Поэтому он вправе сам председательствовать в судебных заседаниях либо назначать для этого членов суда, представляет в президиум суда отчеты о деятельности судебных коллегий и материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.

Общее руководство по организации работы суда осуществляет председатель суда либо его заместитель, а также управление (отдел) Судебного Департамента. В ряде судов этого уровня создаются органы судейского сообщества: научно-консультативный совет, совет председателей судов и съезд судей. Цель которых укрепить связи судов с юридической наукой, активно вовлекать ученых юристов в обсуждение вопросов, возникающих в судебной практике и т.д.

Председатели судебных коллегий вправе председательствовать в судебных заседаниях коллегии при рассмотрении дел по 1-й инстанции или в кассационном порядке, или назначают для этого членов суда, состоящих в судебной коллегии; осуществляют руководство работой судебной коллегии; образуют судебные составы для рассмотрения дел; представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий и материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.

Аппарат суда включает консультантов, заведующих секретариатом, секретарей судебных заседаний, делопроизводителей, машинисток, архивариуса.

Консультанты изучают жалобы и дела, поступившие в суды, докладывают о них председателю суда и выполняют другую работу.

Заведующие канцелярией. Они руководят секретарями судебных коллегий, организуют прием посетителей, докладывают председателю или его заместителю о поступившей в суд корреспонденции, организуют вызов в суд народных или присяжных заседателей, выдают и высылают гражданам с разрешения председателя либо его заместителя копии различных судебных документов.

Секретари судебных коллегий организуют исполнение указаний председателей судебных коллегий, обеспечивают хранение судебных дел и иных материалов коллегии, извещают необходимых лиц о назначенных к слушанию делах, оформляют дела после их рассмотрения и т.д.

Секретари судебных заседаний ведут протоколы судебных разбирательств дел по 1-й инстанции, выписывают повестки участникам судопроизводства, извещают прокуроров и адвокатов о времени слушания дела, организуют доставку в суд в определенный день и час подсудимого, находящегося под стражей и т.д.

Секретарь президиума ведет производство президиума, оповещает его членов и прокурора о дате заседания, характере подлежащих рассмотрению вопросов, оформляет результаты работы президиума.

Соответствующие их должностям обязанности выполняют и другие работники аппарата суда: делопроизводители, курьеры, машинистки, архивариусы и др. Все они в той или иной мере способствуют организации работы суда этого уровня.

Полномочия главного управления (управления, отдела) Судебного департамента, которые действуют в судах субъектов Федерации:

1. Осуществляет подбор кандидатов на должности судей в соответствии с требованиями Закона «О статусе судей в РФ».

2. Организует и обеспечивает работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена от кандидатов на должность судьи судов общей юрисдикции.

3. Изучает организацию деятельности районных судов, мировых судей и принимает меры по ее совершенствованию.

4. Ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов суда.

5. Осуществляет финансирование нижестоящих судов и квалификационной коллегии судей, контролирует расходование ими бюджетных средств, проводит ревизию их финансово-хозяйственной деятельности.

6. Обеспечивает районные суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства, а также информационно-

правового обеспечения деятельности указанных судов.

7. Обеспечивает районные суды материально-техническими, транспортными средствами; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений районных судов.

8. Ходатайствует по согласованию с председателем соответствующего суда о награждении работников аппаратов районных судов государственными наградами и присвоении им почетных званий.

9. Принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоприменительными органами меры по обеспечению независимости судей, неприкосновенности и их безопасности, а также безопасности членов их семей.

10. Организует материальное и социальное обеспечение судей районных судов, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей нижестоящих судов, в том числе и пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов районных судов.

11. Осуществляет иные меры по обеспечению деятельности районных судов, мировых судей и органов судейского сообщества.

Полномочия администратора суда третьего уровня:

1. Принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний.

2. Взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда.

3. Принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения.

4. Обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативно-правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами.

5. Осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива.

6. Организует охрану здания суда, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы.

7. Организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда.

8. Разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемой председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного Департамента или управление (отдел) Судебного Департамента.

9. Осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Важным средством обеспечения работы суда является перспективное и текущее планирование. Перспективное планирование позволяет сосредоточить внимание суда на основных направлениях его работы. Оно способствует осуществлению таких мер, которые обеспечивают надлежащую судебную деятельность на длительную перспективу. Текущее планирование направлено на организацию работы (по рассмотрению протестов, разрешению уголовных и гражданских дел и т.д.). В этих планах работы суда предусматриваются и такие виды деятельности, как правовое обучение народных заседателей, организацию совещаний судей и работников аппарата суда и т.д.

Важное место в работе суда занимает прием граждан в строго установленное время членами суда, руководителями и заведующими канцеляриями. Во время приема граждан им разъясняются необходимые правовые вопросы, принимают заявления и жалобы, выдают запросы, справки, выписки из судебных решений, копии приговоров и т.д.

Работу с кадрами ведет председатель, его заместители и другие должностные лица суда. Подбор, расстановка и перемещение кадров ведутся на основе изучения профессионально-деловых и нравственных качеств судей и других работников суда (обучение в ВУЗах, средних специальных учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, стажировка в Верховном Суде РФ и т.п.).

Работа с присяжными заседателями состоит в обучении их началам права и судебной деятельности, приобщении к активному участию в профилактической работе, правовой пропаганде, в наблюдении за условно осужденными и т.д.

В судах, где допускается рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей (См.: ст. 10 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»), значительное место занимает работа по контролю за состоянием основного и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели.

Важным направление деятельности общих судов этого уровня является изучение и обобщение судебной практики. Обобщая кассационную практику судебных коллегий и надзорную практику президиума, суды этого уровня на основе изучения конкретных дел получают практический материал, свидетельствующий об ошибках и недостатках в работе, что позволяет выявить причины их, составить более полное представление о качестве работы нижестоящих судов, определить меры по улучшению их деятельности.

В зависимости от целей кассационная и надзорная практика обобщается и изучается по различным вопросам и направлениям: по определенной категории дел, по вопросам применения материального и процессуального закона и т.п. Обобщаются также результаты рассмотрения дел по жалобам и протестам. Это позволяет выявить законность и обоснованность принесения должностными лицами протестов, эффективность обжалования приговоров и решений. Здесь вскрываются недостатки работы по проверке доводов, приведенных в кассационных жалобах-протестах.

Обобщение проводится также путем изучения материалов, связанных с работой определенного нижестоящего суда или их группы. Работа по систематизации законодательства здесь, как и в районных судах, заключается в учете и хранении, ведении контрольных экземпляров официальных изданий законов, подзаконных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, кодексов, инструкций, положений и т.д.

Статистическая отчетность по рассмотрению уголовных и гражданских дел осуществляется под руководством председателя суда по соответствующим формам и в установленные сроки. Делопроизводство ведется в целях обеспечения качества всей судебной работы, оформления ее результатов, исполнения принятых решений. Лица, ответственные за эту работу. Следят за сохранностью судебной документации и движением дел в суде, ведут регистрационные журналы, учетные карточки и наряды установленной формы.

Суды этого уровня проводят работу по повышению квалификации судей нижестоящих судов. Они, в частности, собирают совещания судей, организуют семинары и занятия по актуальным вопросам деятельности судов, ознакомлению с новым законодательством, решениями по вопросам борьбы с преступностью и иными правонарушениями.

В ряде судов этого уровня создаются органы судейского сообщества: общее собрание судей, научно-консультативный совет, совет председателей судов и съезд судей, квалификационные коллегии судей. Цель которых укрепить связи судов с юридической наукой, активно вовлекать ученых юристов в обсуждение вопросов, возникающих в судебной практике и т.д.

 

 

Суд присяжных в Российском государстве имеет свою историю и национальные особенности. Через 32 года после введения в России в 1864 г. суда присяжных, известный русский судебный деятель А.М. Бобрищев- Пушкин в своем труде «Эмпирические закономерности деятельности русского суда присяжных» отмечал, что «суд присяжных до сих пор для громадного большинства русских людей тот же сфинкс, каким он явился в день рождения его в Уставах 20 ноября 1864 года».

Суд присяжных в Российской Федерации введен Законом РФ от 16 июля 1993 года в соответствии с Концепцией судебной реформы в РСФСР от 24 октября 1991 г., в которой на основании обобщения мировой практики и пятидесятитрехлетнего опыта функционирования суда присяжных в Российской империи отмечается, что суд присяжных по сравнению с обычной формой судопроизводства обладает большей коллегиальностью и независимостью от узковедомственных соображений, стимулирует состязательность уголовного процесса и другими преимуществами, уменьшающими риск судебных ошибок и злоупотреблений при осуществлении правосудия.

Верховный Совет РСФСР, обсудив представленную Президентом РСФСР Концепцию судебной реформы в своем Постановлении от 24 октября 1991 г. принял решение рассматривать в качестве одного из важнейших направлений судебной реформы «Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом». Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 23 мая 2005 г. № 320 утвердило «Правила финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Прошло больше 19 лет и сегодня в России для большинства ее граждан, в том числе профессиональных юристов, суд присяжных остается загадочным сфинксом и недоступен. В этом виноваты многие: местные власти, не желающие нести дополнительные расходы и профессиональные юристы, которые считают, что законодатель ошибочно принял такое решение, доверив «однодневным судьям», не имеющим юридического образования, вершить правосудие, т.е. решать вопросы о виновности, по которым нередко допускают ошибки даже высококвалифицированные судьи:

- доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

- доказано ли, что деяние совершил подсудимый;

- виновен ли подсудимый в совершении этого деяния (ст. 333, 339 УПК РФ).

Для расширения сферы деятельности судов присяжных по территории России возникла целая область проблем, которые сводятся к двум группам.

Первая группа. Реформа – это комплексная инновационная деятельность, где предложенная законодателем новелла есть средство запуска перехода к новым структурам деятельности, но отнюдь не исчерпывает реформы. Нельзя игнорировать то обстоятельство, что «свойства», которые кажутся «присущими» суду присяжных (презумпция невиновности, не заинтересованность суда в исходе дела, исключение недопустимых доказательств, состязательность), существуют в идеальной действительности как культурный образец, потенция, которая актуализирует лишь, будучи включенной в полный контекст деятельности и способна к воспроизведению лишь, будучи укорененной в виде социального института.

Суд присяжных нельзя «вставить» в тело судопроизводства, не затронув существа последнего, а значит, включение в закон раздела, описывающего новую процессуальную конструкцию, не служит гарантией того, что «присущие» последней характеристики будут реализованы. Отсюда – необходимость инфраструктуры: всякая инновация, претендующая на существенные изменения либо формирование новой деятельности, предполагает организационную, информационную, образовательную и исследовательскую инфраструктуру, обеспечивающую взаимодействие и укоренение нововведения в структурах профессионального мышления и деятельности и в более широких социальных контекстах. Это и есть путь преобразования энергии сопротивления в энергию созидания. В западной практике и теории инноваций такой подход давно стал само собой разумеющимся.

Вторая группа сводится к субъекту реформы. Судебная реформа началась как общественное дело группы ученых-энтузиастов во главе с заместителем председателя Комитета по законодательству Верховного Совета РСФСР Б.А. Золотухиным. Ей предшествовали размышления и дискуссии в юридической научной среде. В 1991 г. этой группой была подготовлена Концепция судебной реформы в Российской Федерации, одобренная Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г. В 1992 г. в Государственно-правовом управлении Президента РФ был создан отдел судебной реформы и судопроизводства, который начал систематическую работу по реализации Концепции судебной реформы. За это время удалось сделать довольно много и в плане разработки законопроектов, впоследствии ставших законами (в том числе и закон о суде присяжных), и в плане подготовки судей к работе в новых условиях, разработки методических пособий, развертывания коммуникативной и научно-исследовательской инфраструктуры. В апреле 1995 г. отдел судебной реформы был ликвидирован. Суды присяжных лишились организационного и, главное, содержательного - методического и информационного попечительства. И естественное противодействие, о котором велась выше речь, опять вышло на авансцену.

Есть все основания утверждать, что сегодня у судебной реформы в России нет субъекта, хотя участники остались. Возможно, судебная реформа еще обретет своего субъекта. Совет Европы проявляет недвусмысленный интерес к продвижению России в направлении построения правового государства и, в частности, к судебной реформе, и в этом отношении судебная реформа вроде бы государству нужна, судебной реформой оно «отчитывается» перед Советом Европы. И благодаря этому есть надежда. Однако подобная многовекторная направленность усилий (для внешнего адресата) не подкрепленная пониманием внутренней необходимости преобразований, их глубины и масштабов «черной работы» по мониторингу, образованию и переподготовке кадров, коррекции законодательства и судебной практики, преобразованию смежных с юстицией областей (предварительного следствия, пенитенциарной системы), работе с населением и администрацией субъекта Федерации и т.д., может свести на «нет» благие ориентации судебной реформы.

Многовековой опыт функционирования суда присяжных в США и странах Западной Европы, 53-летний опыт его деятельности в дореволюционной России свидетельствуют о том, что коллегия присяжных заседателей при решении этих вопросов по своей надежности превосходит традиционную судебную коллегию, особенно по сложным делам, обвинение по которым построено в основном на косвенных доказательствах.

Не случайно, когда в 1894 г. состоялось совещание старейших председателей и прокуроров судебных палат по поводу предстоящего пересмотра судебного законодательства, они 18 голосами против двух высказали убеждение, что «по деятельности своей современный суд присяжных не только является вполне удовлетворяющим своей цели, но представляет лучшую форму, какую только можно представить для решения большей части серьёзных уголовных дел, особливо в тех случаях, когда тяжелое обвинение связано с уликами, требующими житейской мудрости.

Житейская мудрость или здравый смысл, по мнению В.Мельник, это форма практического мышления социально, нравственно и интеллектуально зрелой личности, для которой характерен ответственный, осторожный, взвешенный, всесторонне продуманный, системный подход к принятию важных решений с учетом разнообразных знаний об окружающей действительности, природе вещей, общих свойств человеческой природы, культуры, нравов, обычаев, производственно - бытовых условий жизни людей разных социально-психологических типов, существующих в обществе нравственных, правовых и других социальных норм, а также с учетом последствий принимаемого решения для других людей и общества.[28]

Жизнь потребовала от законодателя создания суда присяжных. Но, пожалуй, по мнению Л. Карнозовой, ни один правовой институт, введенный в ходе нынешней судебной реформы в России, не вызвал столько дискуссий в юридическом сообществе, как суд присяжных.[29] И не удивительно, поскольку он не просто посягнул на традицию советского уголовного судопроизводства, но бросил вызов профессиональному юридическому сознанию. Как и более ста лет назад дискуссии вокруг суда присяжных носят «воинствующий» характер. Однако, в отличие от судебной реформы 1864 г., «война» идет в основном в среде юристов; общество не включено в это обсуждение. Такое впечатление, что обществу безразлично, какой у него суд, хотя, как показывает статистика, потребность в судах присяжных из года в год возрастает.

Сегодня, по происшествие нескольких лет после начала введения судов присяжных, уже нельзя говорить о грандиозных публичных баталиях, но вовсе не потому, что юристам удалось добиться консенсуса. Логика борьбы в обсуждении этого института осталась, но изменилась обстановка: непоследовательность государства по отношению к судебной реформе, усталость энтузиастов - реформаторов и непримиримость их противников поставили еще не окрепший российский суд присяжных под угрозу уничтожения либо девальвации. Борьба продолжается в судебных залах и кулуарах суда, она проявляется в противостоянии ведомств, судебных инстанций, в непоследовательности законодателя, в публикациях в прессе, в финансовой политике правительства, игнорирующего нужды юстиции, и прочее. Как было сказано в одной публикации, «коль скоро машина запущена – идею суда присяжных протащили в Конституцию РФ, она просто так, сама по себе не остановится», а потому предпринимаются усилия, чтобы помешать ее нормальной работе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.