Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоохранительные органы 1 страница




Ч-82

Юриспруденция


УДК 35(075.8)

ББК 67.401я73

Ч-82 Чувилев А.А., Чувилев Ан.А.

Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000.–176 с.

 

ISBN 5-8401-0033-1

 

 

Пособие написано в полном соответствии с программой учебного курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» для высших юридических учебных заведений. Авторами освещены практически все вопросы учебной дисциплины с учетом последних изменений и дополнений, внесенных в российское законодательство.

Для студентов юридических вузов, практических работников правоохранительных органов.

 

ББК 67.401я73

УДК 35(075.8)


Глава 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА УЧЕБНОГО КУРСА

§ 1. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы. Понятие, основные черты и задачи

 

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Россий­скую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осу­ществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответ­ственность государства и граждан.

В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные пра­ва и свободы граждан. Все органы законодатель­ной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая за­коны, обеспечивая реализацию своих прав граж­данами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной дея­тельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинст­ва государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культур­ные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для вы­явления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения раз­личных санкций к правонарушителям государство создает специальные ор­ганы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохрани­тельную деятельность в установленной законом форме.

Таким образом, можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле - это деятельность всех госу­дарственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле - это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетен­цией того или иного органа.

Как уже указывалось, государство создает специальные органы, чьей ос­новной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются правоохранительными. Следует ука­зать, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. В связи с этим в юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было счи­тать правоохранительным:

1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществ­ления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специаль­но посвященный задачам организации и деятельности этого органа.

2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и проце­дур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустив­шим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетен­ции органа и тяжести совершенного правонарушения.

4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное право­нарушение, влекущее дополнительную ответственность.

Традиционно к правоохранительным органам относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции. В последние годы, в связи с развитием системы правоохранитель­ных органов к ним прибавились таможенные органы, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, налоговой полиции.

Некоторые авторы относят к правоохранительным органам и такие негосударственные организации, как адвокатура, частные охранные и детективные службы. Полагаем, что такой вывод не обоснован. Хотя адвокатура, частные ох­ранные и детективные службы играют значительную роль в защите охраняемых интересов граждан и организаций, они не обладают теми признаками, которые были указаны выше, и в первую очередь не имеют права применять меры при­нуждения. К тому же в ст. 1 Закона РФ “О частной детективной и охранной де­ятельности в Российской Федерации” прямо указано, что граждане, осуществ­ляющие частную охранную и детективную деятельность, не обладают статусом сотрудника правоохранительного органа. Существует также мнение, что суд в силу своего исключительного положения в государстве не относится к право­охранительным органам. Однако такое суждение не находит достаточной под­держки. Суд отвечает всем перечисленным признакам правоохранительного органа, а то, что он входит в систему этих органов, отнюдь не умаляет его ис­ключительности и важности как субъекта судебной власти.

 

§ 2. Функции правоохранительных органов

 

Функции правоохранительных органов - это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определя­ют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие пра­воохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, про­курорский надзор.

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функ­цию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституци­онного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы воз­лагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, админис­тративную деятельность.

Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-ро­зыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности, и органами налоговой полиции, и еще не­которыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, за­висят одна от другой. Функция предварительного расследования предшеству­ет осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенству­ющее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные ре­шения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

История развития правоохранительных органов показала, что сосредото­чение в одном органе нескольких правоохранительных функций отрицательно сказывается на законности его деятельности. Поэтому в последние годы наблюдается процесс рассредоточения правоохранительных функций между различными органами. Так, функция исполнения судебных реше­ний по уголовным делам, по которым назначено наказание в виде лишения свободы, передана из ведения МВД РФ в Министерство юстиции РФ. Неод­нократно ставился вопрос о выделении следственного аппарата из прокура­туры, МВД, ФСБ и ФСНП и создании самостоятельного ведомства, занима­ющегося только предварительным следствием.

 

§ 3. Предмет и система курса

“Правоохранительные органы Российской Федерации”

 

Каждый учебный курс имеет свой предмет, определяющий его содержание. Предметом изучения курса “Правоохранительные органы Российской Федера­ции” является устройство правоохранительных органов, их организация как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ни­ми, и компетенции, которой они наделяются для их осуществления. При этом на первый план выдвигается именно организация правоохранительных орга­нов, поскольку без знания того, как организуются суды, прокуратура, следст­венные органы и т. д., очень затруднительно будет в дальнейшем при изучении процессуальных отраслей права уяснить порядок их деятельности, взаимоотно­шения между ними. Данный учебный курс рассматривает такие вопросы, как структура правоохранительного органа, состав, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя и др. В то же время затронуты вопросы и полномочий правоохранительных органов, но в более общей форме. Одной из задач, стоящих перед данным курсом, является и овладение юридической терминологией, необходимой при изучении других юридиче­ских дисциплин. Курс подробно освещает такие понятия, как “судебная власть”, “судебная инстанция”, “прокурорский надзор” и т. д.

Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их се­кретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохрани­тельные органы - налоговая полиция, Конституционный Суд - которых в советское время не было.

Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по опреде­ленной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

В Общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранитель­ной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, понятие и содержание судебной власти, конституционные принципы правосудия.

В Особенной части рассматривается организация конкретных правоо­хранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд - организация всей судебной системы в целом и трех ее со­ставляющих - судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституци­онного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных ор­ганов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось, адвокатура, нотариат, частные детективные и охран­ные службы не являются правоохранительными органами, но в связи с их большой значимостью в защите прав и законных интересов граждан и орга­низаций, тесной связи со многими правоохранительными органами они так­же являются предметом изучения данного курса.

 

§ 4. Соотношение курса

“Правоохранительные органы Российской Федерации” с другими учебными дисциплинами

 

Курс “Правоохранительные органы Российской Федерации” занимает особое место среди других юридических дисциплин, поскольку является своего рода вводным курсом для их изучения и находится в неразрывной связи с ними. В нем даются начальные представления о деятельности право­охранительных органов, их полномочиях и взаимоотношениях.

Подробно деятельность органов предварительного расследования, про­курора, суда, связанная с обнаружением и раскрытием преступлений, нака­занием виновных, раскрыта в курсе “Уголовный процесс”.

В курсе “Гражданский процесс” изучаются нормы, определяющие дея­тельность суда по рассмотрению гражданских дел.

В курсе “Арбитражный процесс” освещаются вопросы рассмотрения арбитражными судами дел, отнесенных законом к их компетенции.

Курс “Прокурорский надзор” подробно излагает формы и методы дея­тельности прокурора при осуществлении надзора, в том числе за другими правоохранительными органами.

В курсе “Административное право” изучается деятельность органов государственного управления, к которым относятся и многие правоохранитель­ные органы. Такие направления деятельности органов внутренних дел,какохрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного дви­жения, заключаются в применении, в основном, норм административного права.

Курс “Правоохранительные органы Российской Федерации” имеет взаи­мосвязь и с такими основополагающими дисциплинами, как теория государ­ства и права, конституционное право. Теория государства и права определя­ет многие понятия, применяемые в правоохранительной деятельности, такие как законность, правосознание, излагает основные методологические подхо­ды к изучению функций государства, сущности права. Конституционное право определяет основные положения, характеризующие место и роль пра­воохранительных органов, их взаимоотношения с органами государственной власти и управления.

Прослеживается связь курса и с уголовным и гражданским правом. Суд, прокурор, органы предварительного расследования в своей деятельности широко применяют нормы этих отраслей права. От того, насколько правильно будут определены признаки преступления, зависит законность деятельно­сти этих органов.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Назовите основные черты правоохранительной деятельности.

2. Какие государственные органы являются правоохранительными?

3. Назовите признаки, позволяющие отнести государственные органы к правоохранительным.

4. Какие функции осуществляет правоохранительный орган?

5. Что является предметом курса “Правоохранительные органы Российской Федерации”?

6. Чем можно объяснить, что нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы входят в предмет изучения курса “Правоохранительные ор­ганы Российской Федерации”?

7. С какими другими юридическими дисциплинами имеет наибольшуювзаимосвязь курс “Правоохранительные органы Российской Федерации”?


Глава 2 ИСТОЧНИКИ ПРАВА О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

 

§ 1. Общая характеристика нормативной базы курса “Правоохранительные органы Российской Федерации”

 

Как и любая другая юридическая дисципли­на, курс “Правоохранительные органы Россий­ской Федерации” имеет свою нормативную базу, определяющую его основное содержание. Нор­мативная база курса представляет собой систему правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов. В ие­рархии источников права о правоохранитель­ных органах главенствующее место принадлежит Конституции Российской Федерации, обладаю­щей высшей юридической силой. Все другие за­коны РФ должны ей соответствовать, не проти­воречить. В Конституции РФ определены место и роль в государственном механизме Конституци­онного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам, являющиеся также и обязанностями правоохра­нительных органов, указаны основы организа­ции и деятельности прокуратуры.

Следующую иерархическую ступень занима­ют федеральные конституционные законы, при­нятые в развитие конституционных положений. Некоторые из них носят комплексный характер, такие как законы о статусе судей, о прокуратуре, о налоговой полиции. Другие касаются более узких сторон деятельности правоохранительных органов, например Закон “Об обжаловании в суд действий и решений, нару­шающих права и свободы граждан”.

Еще одну группу документов составляют законы, которыми вносятся изменения и дополнения в уже действующие нормативные акты, например За­кон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”.

Еще более низшую ступень занимают указы Президента РФ, поскольку в ст. 90 Конституции РФ сказано, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Указами Президента РФ, например, утверждены положения о милиции обществен­ной безопасности, о ФСБ, о координации деятельности правоохранитель­ных органов в борьбе с преступностью.

К нормативной базе курса относятся также постановления Правитель­ства Российской Федерации. Согласно ст. 115 Конституции Российской Фе­дерации Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и норма­тивных актов Президента РФ. Правительством РФ утверждено, к примеру, Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации.

Нормативный характер носят ведомственные акты - приказы, инструк­ции, издаваемые Генеральным прокурором РФ, министрами внутренних дел, юстиции и др. Они касаются конкретизации действий сотрудников этих органов при применении каких-либо норм закона.

Особую группу в системе нормативной базы курса составляют нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией. Общепризнанные нормы, принципы международного права, как правило, входят в законодательство Российской Федерации, но некоторые имеют и самостоя­тельное значение. К примеру, порядок оказания правовой помощи, сношения судов, органов расследования России с соответствующими учреждениями дру­гих государств.

§ 2. Конституция Российской Федерации - правовая основа деятельности правоохранительных органов

 

В правовой основе организации и деятельности правоохранительных органов главенствующее место принадлежит Конституции РФ. В Конститу­ции РФ содержится ряд положений, имеющих принципиальное значение для всех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Разумеется, Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохрани­тельных органов. Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Консти­туции РФ.

Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы выс­шей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государст­венного аппарата. Установление, содержащееся в ст. 2 Конституции РФ, на­ходит свое отражение и в законодательных актах, принимаемых в последние годы, в частности в УК РФ, нормы которого применяют большинство орга­нов уголовной юстиции.

Конституция РФ содержит ряд статей, являющихся принципами осуществ­ления правосудия (осуществление правосудия только судом, независимость су­дей, участие граждан в осуществлении правосудия и др.). Большинство из них получили свое развитие в других законах. В то же время ст. 49 Конституции РФ содержит наиболее полную формулировку презумпции невиновности, которая не воспроизведена еще в других законах. Более того, в Конституции РФ сфор­мулирован еще ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов:

- обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

- неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиня­емого;

- при осуществлении правосудия не допускается использование доказа­тельств, полученных с нарушением закона.

Эти положения сформулированы более четко, нежели сходные положе­ния в Уголовно-процессуальном кодексе.

Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. В ней определяет­ся, каким путем осуществляется судебная власть, каким требованиям долж­ны соответствовать кандидаты на должность судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ. В этой же главе определены принципы органи­зации и деятельности прокуратуры, порядок назначения на должности Гене­рального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.

Некоторые нормы Конституции РФ имеют прямое действие, ими руководствуются при осуществлении конкретной правоохранительной деятельности. Так, ст. 23 и 25 Конституции РФ допускают ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, проникно­вение в жилище против воли проживающих в нем лиц только на основании су­дебного решения. Поскольку уголовно-процессуальное законодательство подобных норм не содержит, суды рассматривают материалы о необходимости таких ограничений прав граждан на основании этих конституционных положе­ний. То же самое касается применения ст. 51 Конституции РФ, согласно кото­рой никто не обязан свидетельствовать против своего супруга и близких родст­венников. В связи с отсутствием соответствующей нормы в УПК РСФСР следователи, судьи обязаны при допросе разъяснять содержание ст. 51 Консти­туции РФ. Таким образом, некоторые положения Конституции РФ в настоящее время являются нормами прямого действия.

§ 3. Основные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов

 

Организация каждой из систем правоохранительных органов (суда, про­куратуры, ФСБ и др.) регулируется специальными законами федерального уровня. Важнейшими законами, регламентирующими организацию судебной системы, основные началаее деятельности, являются, помимо Консти­туции РФ, Закон “О статусе судей в Российской Федерации”, Закон “О су­доустройстве РСФСР”, Федеральный закон “О судебной системе Россий­ской Федерации”. Два последних закона взаимодополняют друг друга, поскольку, хотя Закон о судебной системе был принят в 1996 году, а Закон о судоустройстве - в 1981 году, часть положений, закрепленных Законом о судоустройстве, не вошла в новый закон, не была им изменена и, следова­тельно, продолжает действовать в настоящее время.

Закон “О судебной системе РФ” закрепил понятие “судебная власть”, раскрыл его содержание, дал понятие и содержание основных принципов правосудия. В Законе определена судебная система Российской Федерации, компетенция судов, входящих в эту систему, их структура. В нем также ука­зано, как, в каком порядке назначаются судьи и на кого возлагается органи­зационное обеспечение деятельности судов.

Как уже указывалось, часть норм Закона “О судоустройстве РСФСР” продолжает действовать и в настоящее время. Это прежде всего относится к разделу 5 Закона, посвященному присяжным заседателям. В нем определя­ются требования, предъявляемые к присяжным заседателям, их правовой статус. Действует и часть норм, подробно регламентирующих структуру су­дов общей юрисдикции, организацию их работы.

Закон “О статусе судей в РФ” закрепляет требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности, порядок отбора кандидатов, права и обязанности судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. В нем также определены органы судейского сообщества, их задачи, предусмотрены меры социальной защиты судей.

Помимо названных законов следует указать Федеральный конституци­онный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” и Феде­ральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Фе­дерации”. Первый определяет задачи, полномочия Конституционного Суда РФ, принципы деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ. В нем закреплен порядок образования Конституционного Суда РФ, его структура, особенности производства по отдельным категориям дел. Второй определяет компетенцию арбитражных судов, их систему, устанавливает структуру арбитражных судов всех звеньев, порядок работы, их организаци­онное обеспечение.

Организация и деятельность прокуратуры регламентируется Законом “О прокуратуре Российской Федерации”. Следует учесть, что в 1995 году в него были внесены настолько серьезные изменения и дополнения, что, пo существу, был принят новый закон. В Законе определены задачи и роль прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, закреплена система органов прокуратуры РФ, структура каждого органа, установлен порядок назначения прокуроров, их компетенция, правовой статус, меры материаль­ного и социального обеспечения работников прокуратуры.

Организация органов безопасности определяется федеральными закона­ми: “О безопасности”, который дает понятие безопасности, перечисляет объ­екты безопасности и органы, которые обеспечивают безопасность, “Об орга­нах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”, “О внешней разведке”, “О федеральных органах правительственной связи и информации”, “О государственной охране”. Каждый из этих законов определяет цели и за­дачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию.

Задачи, компетенция, система и структура органов налоговой службы и налоговой полиции определяются законами “О государственной налоговой служ­бе в РСФСР” и “О федеральных органах налоговой полиции”. Таможенный ко­декс Российской Федерации устанавливает понятие таможенного дела, систему таможенных органов, их структуру, полномочия.

Нет специальных законов, регламентирующих организацию органов предварительного расследования. Эти органы наделяются полномочиями Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР.

Организация и деятельность органов внутренних дел и входящих в них подразделений регулируется рядом законов. В первую очередь это Закон “О милиции”, определяющий ее задачи, разделение на милицию обществен­ной безопасности и криминальную, подразделения, входящие в каждую из них, права и обязанности работников милиции. Организация, задачи и ком­петенция других подразделений регламентируется законами “О пожарной безопасности”, “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Рос­сийской Федерации” и некоторыми другими.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Какие законы составляют нормативную базу курса “Правоохранительныеорганы Российской Федерации”?

2. Какие разделы Конституции РФ относятся к правовой основе деятельности правоохранительных органов?

3. В чем состоит роль Указов Президента РФ в качестве элемента нормативной базы данногокурса?

 

Глава 3 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

§ 1. Понятие судебной власти

 

В системе правоохранительных органов Рос­сийской Федерации суды занимают особое по­ложение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответ­ствующей статусу самостоятельной ветви госу­дарственной власти.

Впервые судебные органы как носители су­дебной власти, равнозначной по своему значению власти законодательной и исполнительной, были определены в Законе о статусе судей 1992 г. Это установление было подтверждено в дальнейшем на конституционном уровне. В ст. 10 Конститу­ции РФ говорится: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполни­тельной и судебной власти самостоятельны”. Та­ким образом, Конституцией РФ определено, что судебная власть является одним из видов государ­ственной власти.

Что понимается под судебной властью? Точ­ного ответа на этот вопрос Конституция РФ и другие законы не содержат. Глава 7 Конституции РФ, специально посвященная судебной власти, содержит нормы, определяющие как компетен­цию судов, так и устройство судебной системы, принципы правосудия, правовое положение су­дей. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин “судебная власть” понимается и как правомочия, и как сис­тема судебных органов, и как конкретный суд. Представляется, что термин “власть” все же сле­дует понимать не как орган или систему органов, а как компетенцию, способность распоряжаться и управлять. Поэтому судеб­ную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам - судам и осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбит­ражного судопроизводства.

Судебная власть обладает рядом признаков, прямо вытекающихиз закона:

1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами - судами (ст. 11 Конституции РФ). Важность задач, возложенных на суды, характер деятельности, существенно затрагивающей права и свободы граждан, интересы различных органов и организаций, определяют особое по­ложение суда в государственном механизме. Непосредственными носителями судебной власти являются судьи. В связи с этим к ним предъявляются повы­шенные требования относительно и профессиональной подготовки, и мо­ральных качеств.

2. Исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с пре­дыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Консти­туции РФ, ст. 1 Закона “О судебной системе РФ”). Никакой другой государст­венный орган, должностное лицо не имеют права присваивать себе судебные функции. Порядок образования судов, их перечень определяются Конститу­цией РФ и федеральными конституционными законами. Создание судов, не входящих в судебную систему, определенную законом, не допускается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.