КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Полные и неполные предложения. Типы неполных предложений и их употребление в речи
Способы разграничения второстепенных членов предложения. Второстепенные члены отличаются от "первостепенных" (подлежащего и сказуемого) тем, что не входят в грамматическую основу. То есть без них предложение как единица сообщения существовать может. Обычно разграничение главных и второстепенных членов предложения трудностей не вызывает. Однако бдительность терять не следует: бывают случаи, когда на вид "вполне второстепенный" член оказывается в действительности частью сказуемого или подлежащего, так как без него предложение неинформативно, бессмысленно. Самолеты стоят готовые к взлету. Телепатия - явление неразгаданное и манящее. Основы типа Самолеты стоят или Телепатия явление не позволяют понять, что хотел сказать говорящий, поэтому необходимо расширить состав сказуемого. В таком случае второстепенных членов в предложении нет, и правила их обособления применять просто не к чему. Итак, если нам удалось отделить основу предложения от второстепенных членов, то следующая задача - это определить, какой из второстепенных членов перед нами: определение (или его разновидность - приложение), дополнение или обстоятельство. Есть типичные способы выражения второстепенных членов: Определение - это обычно прилагательное или причастие, дополнение - существительное, обстоятельство - наречие. Однако далеко не всегда одна часть речи выступает только в единственной синтаксической роли... Например, существительное может быть и определением (платье в клетку, дом за углом), и дополнением (письмо сестре), и обстоятельством (пишу в деревню). Члены предложения надежно определяются только по вопросам: • определение: какой? чей? • приложение: какой именно? (выражено существительным) • дополнение: кого? чего? и другие вопросы косвенных падежей • обстоятельство: где? куда? когда? почему? с какой целью? несмотря на что? как? каким образом? в какой степеней? и др. Неполные предложения особенно типичны для диалогической речи , представляющей собой сочетание реплик или единство вопросов и ответов. Особенность диалогических предложений определяется тем, что в устной речи в качестве дополнительных компонентов, наряду со словами, выступают и внеязыковые факторы: жесты, мимика, ситуация. В таких предложениях называются лишь те слова, без которых мысль становится непонятной. Среди диалогических предложений различаются предложения реплики и предложения - ответы на вопросы. 1. Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим. Реплики, начинающие диалог, обычно более полны по составу и самостоятельны, чем последующие, которые и лексически и грамматически ориентируются на первые реплики. Например: - На перевязку иди. - Убьют. - Ползком. - Все одно не спасешься (Нов.-Пр.). 2. Предложения-ответы различаются в зависимости от характера вопроса или реплики. Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения: - Ты кто такой? - Проходящий... странствующий... - Ночуешь или жить? - Погляжу там... (М. Г.); Полные и неполные предложения различаются лишь тем, что в полных предложениях словесно представлены все необходимые формальные звенья данной структуры, а в неполных те или иные позиции данной структуры оказываются незамещенными. Последнее может быть вызвано разными причинами: контекстом, речевой ситуацией, общим опытом говорящих. Неполные предложения по своей коммуникативной значимости ничем не отличаются от полных, они достаточно понятны. Однако они характеризуются формальной невыраженностью некоторых компонентов. Это выявляется в том, что связи и функции имеющихся членов указывают на отсутствующие члены. Например: Они смотрели друг на друга; Райский - с холодным любопытством, она - с дерзким торжеством, сверкая смеющимися глазами (Гонч.). Словоформы с холодным любопытством, с дерзким торжеством и деепричастный оборот сверкая смеющимися глазами обнаруживают грамматическую связь с глаголом, в данном предложении словесно не представленным (его синтаксическое место осталось свободным). Пропуск оказался возможным по условиям контекста: в первой части сложного предложения глагол представлен словесно. Неполным может быть предложение и при условии пропуска второстепенных членов, когда грамматическая форма имеющихся членов указывает на этот пропуск. Например, в тексте: Первую вещь я играл еще с волнением, вторую - почти справясь с ним, третью - поддавшись напору нового и непредвиденного (Паст.) - формы числительных вторую, третью указывают на согласование с отсутствующим существительным в винительном падеже; кроме того, оказалось возможным опустить и другие звенья, известные из контекста (я играл) и оставить в наличии лишь вновь употребляемые словоформы, т.е. те, которые имеют коммуникативную значимость.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |