Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема личности в гуманистической психологии




Основные положения гуманистической психологии Гуманистическая психология — направление современной психолгии, изучающее здоровую творче­скую личность, раскрывающую свои потенциальные воз­можности в процессе самоактуализации (или самореали­зации).

Гуманистическая психология возникла в 50-е годы на­шего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. В 1961 году была создана Ассоциация за гума­нистическую психологию и основан «Журнал гуманисти­ческой психологии». В 1964 году состоялась первая конфе­ренция гуманистической психологии.

Основные представители гуманистической психоло­гии: Шарлотта Бюлер, К. Гольдштейн, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Рождерс (1902—1987), Ролло Мей (р. 1909) и другие. Философские основы гуманистической психологии свя­заны с экзистенциализмом (или философией существова­ния), то есть с учениями Мартина Хайдеггера (1889—1976), ЖанаПоль Сартра(1905—1980), КарлаЯсперса (1883—1969), Альбера Камю (1913—1960) и других. По мнению Ш. Бюлер, гуманизм, с психологической точки зрения, предполагает изучение человека как целост­ность, а не как совокупность его качеств и поступков. С этической же точки зрения, гуманизм — это установле­ние таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях человека, а не на потребностях низших животных, заветах Бога или законах неживой природы. Гуманистическая психология противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Объектом ее изучения ста­ли любовь, творчество, «Я», развитие и реализация чело­веком своих возможностей, высшие ценности бытия, пси­хическое здоровье, опыт и др.

Основные принципы гуманистической психологии 1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью. 2. Самым важным источником информации является эк­зистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт. 3. Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию. 4. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль. 5. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обоб­щения. 6. Самореализация — это неотъемлемая часть природы человека. 7. Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо. Из этих принципов гуманистической психологии вы­текают нравственные жизненные принципы:

— ответственность человека за свои поступки. Он не ору­дие бессознательного, не раб сформировавшихся при­вычек; — отношения между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга; - каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь».

Взгляды отдельных представителей гуманистической психологии Гордон Олпорт (1897— 1967) — американский психолог, профессор психологии в Гарварде. Олпорт рассматривает личность как динамическую организацию мотивацион-ных, психофизиологических систем. В основе этих систем лежат привычки, установки и личностные черты. Лич­ность, по Олпорту, — это целостная система, ядром кото­рой является человеческое «Я». Особенности этой систе­мы — стремление к реализации своего жизненного потенциала. Человек в своих проявлениях в большей степени следует социальным, чем биологическим мотивам.

В системе черт личности Олпорт выделял следующие основные группы: - общие для большинства людей черты (например, альтруизм, эгоизм, интеллектуальность, самоконт­роль); - индивидуальные или специфические для данного человека черты, отличающие его от других предста­вителей данной социальной группы (например, нарцисизм, макиавеллизм, садизм, мазохизм и др.). В зависимости от проявления черт в жизни человека, они подразделяются на кардинальные (то есть сильно вы­раженные), центральные (то есть наиболее характерные для данного человека), второстепенные (то есть редко проявляющиеся). Кроме того, выделяются черты, инициирующие адап­тацию человека, и черты, инициирующие самовыраже­ние, экспрессию. Процесс формирования личности Олпорт рассматри­вал как образование все более усложняющихся систем. Венцом синтеза этих систем и является личность.

Абрахам Маслоу (1908—1970) — американский психо­лог, 10 лет возглавлял кафедру психологии в университете Брандеис, профессор. Один из основателей гуманистиче­ской психологии — «психологии третьей силы», по его вы­ражению. Маслоу рассматривал концепцию человека как единое, уникальное, организованное целое. Природа человека хо­роша или, по крайней мере, нейтральна. Разрушительные силы в человеке являются результатом фрустрации или неудовлетворения основных потребностей, а не обуслов­лены влиянием врожденных пороков человечества. При­родой в человеке заложены потенциальные возможности для позитивного развития и самосовершенствования. Наиболее отличительной и универсальной характеристи­кой людей является творчество. Творчество проявляется в разных формах. Врожденная способность человека к твор­честву может утратиться в результате «окультуривания» или подчинения человека нормам, господствующим в об­ществе.

Маслоу считал, что мы не сможем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Самосовершенствование является основной темой жиз­ни человека, а изучение самоактуализирующихся здоровых людей позволит создать универсальную психологическую науку. Маслоу описал человека как «желающее существо», по­требности которого требуют постоянного удовлетворения. Потребности человека носят врожденный характер и орга­низованы в иерархическую систему.

В основании этой иерархической пирамиды — физиологические потребности (5); выше — потребности безопасности и защиты (4); еще выше — потребности при­надлежности и любви (3); далее — потребности самоува­жения (2); а завершают пирамиду потребности самоактуа­лизации или личного самоусовершенствования (1). Удовлетворение потребностей, расположенных на са­мом низком уровне (то есть физиологических), делает воз­можным осознание потребностей вышележащего уровня. Чем выше человек поднимается в этой иерархии потреб­ностей, тем большую индивидуальность, человеческие ка­чества и психическое здоровье он демонстрирует. Маслоу признавал возможность реализации более вы­сших потребностей при неудовлетворении более низших (творческие люди, герои и т.д.).

Наиболее полно воплощают человеческую сущность самоактуализирующиеся личности (1 % человечества). Самоактуализирующихся мало, потому что люди не осоз­нают своего творческого потенциала или бояться его (ком­плекс Ионы — страх успеха). Позднее Маслоу выделяет две глобальные категории мотивов человека: дефицитарные (мотивы нужды) и роста (мотивы развития, или метапотребности). Метапотребности направлены на реализацию нашего потенциала, который проявляется в достижении: целост­ности, совершенства, активности, доброты, красоты, уни­кальности и др. Неудовлетворение метапотребностей при­водит к метапатологии, которая проявляется в отчужде­нии, депрессии, цинизме и др. Этим двум глобальным мотивам человека соответству­ют два образа жизни.

Первый — это Д (дефицитарная) жизнь, или образ жиз­ни, ориентированный на удовлетворение нужды (дефици­та) и выполнение требований общества.

Второй — это Б (бытийная) жизнь, или образ жизни, направленный на полную реализацию своих возможно­стей.

Вершинными переживаниями Б-образа являются ве­ликий экстаз, благоговение, восторг.

Основные характеристики самоактуализирующейся личности, по Маслоу более адекватное восприятие реальности; — принятие себя, других и природы; — непосредственность, простота и естественность — центрированность на проблеме (то есть поглощен­ность деятельностью); — независимость, которая проявляется, в том числе, в по­требности в уединении; — автономия, то есть относительная независимость от культуры и окружения; — свежесть восприятия окружающих явлений; — вершинные или мистические переживания; — общественный интерес, проявляющийся, в том числе в стремлении помочь другим людям; — глубокие межличностные отношения; - демократический характер; — разграничение целей и средств их достижения, которое основано на сложившейся иерархии ценностей; — философское чувство юмора; - креативность; — сопротивление окультуриванию (то есть определенной устойчивостью к давлению социальных норм). Самоактуализирующаяся личность, по Маслоу, — это образец психического здоровья, хотя она и не лишена не­достатков. Маслоу мечтал о создании острова Эупсихия, на который можно было бы поселить 1000 здоровых само­актуализирующихся семей.

4. Концепия К. Роджерса Карл Роджерс — американский психолог, сотрудник Колумбийского, Чикагского и Висконского университе­тов, профессор, доктор, президент Американской психо­логической ассоциации в 1946—1947 годах. К. Роджерс считал, что человек по природе — сущест­во доброе, конструктивное, стремящееся жить в гармо­нии с собой и с другими. Все поведение человека вдох­новляется объединяющим мотивом — тенденцией само­актуализации. Решающую роль в поведении человека играют его субъективные переживания, внутренний мир. Задача пси­холога — понять его. Человек — это интегрированный, це­лостный организм.

Самость, или «Я-концепция», по Роджерсу, представля­ет собой гештальт, составленный из восприятий свойств «Я» и восприятий взаимоотношений «Я» с другими людь­ми и различными сторонами жизни, а также из ценностей, связанных с этими восприятиями. «Я-концепция» доступна осознанию, хотя в данный мо­мент может не осознаваться. «Я-концепция» отражает характеристики, которые че­ловек воспринимает как часть себя («Я-реальное»), а также те, которыми человек хотел бы обладать («Я-идеальное»). Факторы, влияющие на формирование «Я-концепции»: - организмический оценочный процесс (то есть оценка всякого переживания с позиции того, спо­собствует оно или препятствует врожденной тен­денции актуализации). Этот процесс играет важную роль в младенчестве;

— потребность в позитивном внимании и ее удовлет­ворение; — условия ценности (то есть обстоятельства, при ко­торых удовлетворяется потребность во внимании). Обусловленное позитивное внимание может принес­ти ущерб становлению личности. Оно выражается фор­мулой: «Если сделаешь это, то получишь то». Безуслов­ное позитивное внимание (то есть без оговорок) способ­ствует развитию личности. Безусловное позитивное внимание не исключает критики, смысл которой выра­жается формулой: «Мы очень любим тебя, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и потому лучше бы ты этого не де­лал». Безусловное позитивное внимание со стороны окружающих и внимание человека к себе самому — это условие самоактуализации.

Поведение человека, согласуется с его «Я-концеп-цией». Угроза «Я-концепции» возникает при несоответст­вии между ее содержанием и актуальным переживанием. Отсюда напряжение, чувство вины, тревога. Это противо­речие не всегда осознается. При осознании может прои­зойти перестройка «Я-концепции».

Когда нет угроз «Я-концепции», человек открыт для переживаний, при угрозе — возникает защита. Цель за­щиты — сохранить целостность «Я-структуры». Сред­ства защиты — искажение восприятия переживания либо отрицание переживания.

Защита сохраняет самоуважение человека. При частых несоответствиях переживаний Я-концепции защита слабе­ет и уровень дискомфорта повышается. Это может привес­ти к невротизации личности. При больших несоответстви­ях могут возникать серьезные психологические проблемы, у человека наблюдается иррациональное и саморазрушите­льное поведение.

Хорошая жизнь, по Роджерсу, не проявляется только в получении удовольствия и редукции напряжения, а подра­зумевает такое направление жизни человека, которое со­ответствует его истинной природе.

Полноценно функционирующий человек — это человек, максимально реализующий свои способно­сти и таланты. Ему свойственны пять основных личност­ных характеристик: 1) открытость переживанию; 2) экзистенциальный образ жизни, то есть полноценный и насыщенный переживаниями, с открытой и гибкой структурой «Я»; 3) организмическое доверие, то есть ориентация при вы­боре поведения на свои внутренние ощущения, а не на давление социальных норм; 4) эмпирическая свобода, то есть способность жить в со­ответствии с собственной волей (отсюда — ответствен­ность за свои поступки); 5) креативность, то есть творческий образ жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.