Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти




Память — процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Генезис любого акта памяти включает в себя три фазы: 1)фаза запоминания, когда индивид запечатлевает определенный материал в зависимости от требований ситуации; 2)фаза сохранения, охватывающая более или менее длительный период времени, в ходе которой запоминаемый материал сохраняется в скрытом состоянии. Причем хранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций; 3)фаза реактивации и актуализации усвоенного материала, вызывающая мнемические процессы. Выделяют три категории мнемические процессов: первая категория касается процессов воспоминания, которые включают в себя воспроизведение материала, усвоенного в предшествующей ситуации и различные формы сообщении о зрелище или событии, участником или свидетелем которого был индивид. Вторую категорию составляют процессы узнавания, предполагающие идентификацию субъектом ситуации, в которой он действовал в прошлом, или, в более общей форме, перцептивно-мнемическую идентификацию объекта, который был ранее воспринят и в данный момент присутствует в перцептивном поле. Третью категорию составляют процессы повторного заучивания, которые позволяют судить о наличии процесса сохранения материла на основании уменьшения числа повторений. Память является продуктом исторического развития, обусловленным потребностями конкретной человеческой деятельности.

Рассмотрим теперь виды памяти. Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится. Различают моторную память, выражающуюся в навыках и привычках, образную память (зрительную, слуховую, осязательную и т.д. ,), память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную). В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание, различают непроизвольное и произвольное запоминание. В зависимости от способа запоминания в этом плане различают механическое и смысловое запоминание. По времени сохранения материала выделяют 1 мгновенную (сенсорная память только что воспринятый материал без обработки, ее длительность от 0,1 до 0,5 сек. Это память-образ), 2. кратковременную (запоминание и сохранение информации на очень короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Для перевода информации из мгновенной памяти в кратковременную, надо обратить на нее внимание. Характеризуется объемом, равным 7±2), 3. оперативную (сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи), 4.долговременную (- подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное удержание материала и характеризуемая огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации обычно считается повторение. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация запоминаемого материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту), 5.генетическую память (хранение информации в генотипе, передача ее по наследству).

Рубинштейн выделил следующие процессы памяти: запоминание, припоминание, воспроизведение и узнавание. Рассмотрим подробнее эти характеристики.

Запоминание начинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно в той или иной деятельности, не ставящей себе непосредственно цели что-либо запомнить. Далее в процессе деятельности человека начинает сознательно и преднамеренно запечатлевать особенно для него значимый материал: запечатление тогда переходит в сознательное запоминание и выделяется в особую сознательную, целенаправленную деятельность. Когда запоминание сопряжено с известными трудностями, закрепление материала требует специальных приемов, особой организации; оно тогда принимает формы специально организованного запоминания - заучивания, которое обычно совершается в сложном процессе обучения. Основное значение поэтому приобретает вопрос о зависимости запоминания от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Запоминается прежде всего то, что составляет цель нашего действия.

Воспроизведение. В процессе воспроизведения воспроизводимое не только воспроизводится, но и формируется, поскольку речевое оформление смыслового содержания формирует это само содержание. Мысль включается в процэсс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. Поэтому в самом существе воспроизведения заложена реконструкция воспроизводимого - в результате мыслительной его переработки. Воспроизведение может совершаться непроизвольно, в таком случае, определяясь лишь ассоциативными механизмами и неосознанными установками. Оно может происходит на основе сознательной установки на воспроизведение, превращаясь в таком случае в сознательный процесс вспоминания или - при затруднениях - припоминания.

А) Узнавание. Запечатление и запоминание проявляются в узнавании и воспроизведении. Узнать - это опознать: узнавание - акт познания. В узнавании выделяется из восприятия и выступает на передний план та деятельность соотнесения, сопоставления чувственных качеств возникающего в процессе восприятия образа с предметом, которая заключена уже в восприятии. Существенной особенностью активного воспроизведения является сознательное отношение к воспроизводимому: воспроизведение осознается субъектом в своем отношении к прошлому, которое оно воспроизводит; отсюда стремление к точности воспроизведения. Память, воспроизводящая прошлое, и мышление, восстанавливающее это прошлое, опосредованно, путем умозаключения, сплетаются в этом процессе в неразрывном единстве, взаимопроникая друг в друга.

Б) Воспоминание — частный вид представления. Представление как продукт воспроизведения - это воспроизведенный образ, всплывающий из прошлого; воспоминание — образ, отнесенный к прошлому. Воспоминание предполагает относительно высокий уровень сознания. Оно возможно только там, где личность выделяет себя из своего прошлого и осознает его как прошлое. Воспоминание включает осознание отношения воспроизведенного образа к тому прошлому, которое оно воспроизводит. Таким образом воспоминание – это воспроизведение образов с локализацией их во времени и пространстве.

Сохранение - сложный динамический процесс, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включает многообразные процессы переработки материала. Оборотной стороной сохранения является забывание. То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое - в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке. Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в обобщении его. Все это обнаруживается при воспроизведении. Забывание носит избирательный характер: забывается то, что перестает быть для личности существенным, важным, а отчасти и то, что идет вразрез с ее устремлениями, забывается то, что уже не актуально.

Рубинштейн выделяет следующие уровни памяти: 1)элементарные процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому как их воспроизведение; 2)такое воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как воспроизведение. Память дифференцируется и по характеру запоминаемого материала (на числа, лица) Далее память различается 1)по быстроте запоминания; 2)по его прочности или длительности; 3)по количеству или объему запоминаемого материала; 4)по точности.

Условия эффективного запоминания. Закономерности заучивания. 1. Зависимость запоминания от задач и их содержания. Лучше запоминается то, что имело жизненно важное содержание, то есть то, что связано с интересами, потребностями и целями. Оно носит активный избирательный характер. 2. Запоминанию способствует осмысление материала, а также его обобщение и систематизация. Материал требует аналитико-синтетического разбора. 3. Важно связывать то, что заучивается с ранее приобретенными знаниями. 4. Полезно наглядное представление связей (схемы, чертежи, таблицы). 5. Особо значима роль повторения при запоминании. Успех повторений определяется не столько их количеством, сколько правильной организацией (разнообразие повторений, сравнивание прежнего материала с новым, обобщение, воспроизведение материала в процессе заучивания). Концентрированное повторение менее эффективно, чем распределенное во времени (Эббингауз). 6. Зависимость запоминания от количества и качества материала – по мере увеличения материала время, необходимое для заучивания, увеличивается не прямо пропорционально объему заучиваемого, а значительно больше. Зрительные образы предметов запоминаются лучше, чем зрительные и слуховые образы слов; стихи запоминаются лучше, чем проза.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.