Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики изучения восприятия (Восприятие пространства, времени и движения.(можно добавить))




Эмоция - психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Чувства всегда предметны.

Общая характеристика эмоций,их виды и функции.

Человек как субъект деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия. Действуя, человек переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций.

Переживание чувства – это особое психическое состояние, где восприятие или понимание слито с отношением, это эмоциональное состояние и психический процесс. Существуют различные формы переживания чувств: эмоции, аффекты, настроения, страсти. Эмоциональные процессы в целом являются регуляторами деятельности, так как они являются непосредственным познанием того, как удовлетворяются потребности в связи с меняющимися условиями жизни и деятельности. Эмоции (ситуативные чувства) – это непосредственное временное переживание чувства (стенические и астенические эмоции). Эмоции являются непосредственными регуляторами деятельности, ее процесса в связи с меняющимися условиями. Они по ходу сопровождают деятельность. Эмоции имеют три стороны: переживания, моторная сторона (поведение), психофизиологическая (активация). Аффекты – быстрые и бурные процессы. Они характеризуются изменением сознания, нарушением контроля за действиями, потерей самообладания. Это вспышка, она всегда сдвинута к концу деятельности (это ответ на то, что уже произошло). Аффект возникает, когда человек не справляется с ситуацией. Настроения – эмоция, состояние, окрашевающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью, но в целом влияет на деятельность. Зависит от здоровья и хода жизни, а также от темперамента и характера. Эмоциональные состояния – состояние с определенной окраской: стресс, фрустрация, радость, интерес, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, стыд, страх, тревожность (определить несколько по Петровскому Ярошевскому). Чувства – в узком смысле – относительно устойчивое отражение отношения человека к объекту потребности, который закреплен в направленности его личности (то есть устойчивое отношение к предметам, отвечающим высшим потребностям). Сильное, абсолютно доминирующее чувство – это страсть (любовь, ненависть). Чувства могут быть амбивалентными (ревность – это и любовь и ненависть одновременно). Устойчивые мотивы только в том случае порождают систематическую активность человека, становятся постоянно действующими побуждениями к деятельности, если они становятся предметом устойчивых чувств. Чувства – это формы существования потребностей (Рубинштейн).

Классификация эмоций: эмоции делят на стенические (те, что активизируют организм) и астенические (те, что расслабляют, подавляют организм). Следующее деление эмоций: простейшая форма эмоций - эмоциональный тон ощущений (непосредственные переживания, сопровождающие отдельные, жизненно важные воздействия и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению), настроения (слабовыраженные эмоциональные переживания, отличающиеся незначительной длительностью и слабым осознаванием причин и факторов, их вызывающих, настроение не предметно, а личностно, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние), аффекты (переживания большой силы, с коротким периодом протекания, характеризующиеся значительными изменениями в сознании и нарушениями волевого контроля), страсти (сильное, абсолютно доминирующее

Функции эмоций:

1.в эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, - с другой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия. (Рубинштейн^) Эмоции выступают как система сигналов, посредством которой узнает о потребносщной значимости происходящего (оценочная функция эмоций);.

2.эмоция выражает активную сторону потребности: поскольку мы осознаем предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание; поскольку мы испытываем саму эту зависимость в удовольствии или неудовольствии, которое предмет нам причиняет, у нас формируется по отношению к нему какое-нибудь чувство.

З.эмоции побуждают деятельность. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения не достаточно для того, что бы человек ими руководствовался, только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности (побуждающая функция),

4. чувства человека определяют строение его личность, выявляя ее направленность (что остав­ляет его равнодушным, а что трогает);

5.благодаря эмоциям, люди могут, не пользуясь речью судить о состояниях друг друга (экспрес­сивная и коммуникативная функция эмоций). Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор партнеров по общению, и определяя его средства и способы;

б.эмоции в актуальной ситуации отражают адекватность неадекватность ситуации деятель­ности ее мотивам, мотивации (по Леонтьеву);

7.эмоции способны оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся-неудавшиеся действия, которые их возбудили. Эмоции актуализируют эти следы (подкрепляющая функция). И поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном их исходе, выделяют предвосхищающую функцию эмоций;

8.один из видов эмоций - аффект - выполняет мобилизационную, интегративно-защитную роль.

Рубинштейн говорит об особенной связи эмоций и деятельностью человека. Эмоция зарождается из соотношения -положительного или отрицательного - результатов действия к потребности, являющейся его мотивом. Эта связь взаимная: с одной стороны ход и исход деятельности влияет на его эмоции, с другой стороны, эмоции влияют на деятельность. В зависимости от того, результат действия окажется соответствующим самой актуальной потребности или нет, эмоция будет положительной или отрицательной.

Всякая реальная эмоция включает единство аффективного и интеллектуального переживания, а так же волевые моменты влечения. Эмоциональность как сторона эмоций, обусловливает динамическую сторону деятельности.

чувство с ярко выраженной направленностью на достижение цели).

Классификация чувств: наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, в которых они проявляются. С.Л. Рубинштейн выделяет три уровня в проявлениях эмоциональной сферы личности. Первый уровень - уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования - удовольствия-неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями. Следующий, более высокий, уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На этом втором уровне чувство является ни чем иным как выражением в осознанном переживании отношении человека к миру. Опредмеченность чувств находит себе высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся. Эти чувства обычно называются предметными чувствами и подразделяются на интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью, предметом которых является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат), нравственные (в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали, они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями), высшие (в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности), разновидностью которых являются эстетические чувства. Далее по степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (чувство к ребенку), обобщенные (чувства к детям вообще), абстрактные (чувство справедливости). Еще выше поднимаются более обобщенные чувства (чувство юмора, возвышенного, трагического) -мировоззренческие чувства. Эти чувства отражают более менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни чувства занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувств составляет направленность личности.

 

Восприятие – целостное отражение действительности (предметов, ситуаций событий и явлений), возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие не сумма ощущений, а качественно новая ступень чувственного познания. Ни одно восприятие не может быть ни истинно понято, ни адекватно описано вне отношения к объективному предмету, к определенному участнику или моменту объективной действительности. Восприятие не только связано с действием, с деятельностью, - и само оно специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. Восприятие - это форма познания действительности.

Возникающие в процессе восприятия чувственные данные и формирующийся при этом наглядный образ тот час же приобретают предметное значение, т.е. относятся к определенному предмету. Этот предмет определен понятием, закрепленным в слове; в значении слова зафиксированы признаки и свойства, вскрывшиеся в предмете в результате общественной практики и общественного опыта. Сопоставление, сличение, сверка образа, возникающего в индивидуальном сознании, с предметом, содержание-свойства, признаки которого, выявленные общественным опытом, зафиксированным в значении обозначающегося его слова, составляет существенное звено восприятия как познавательной деятельности. Рассмотрим далее такие характеристики восприятия как восприятие пространства, времени и движения.

Восприятие пространства - это восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.

На рубеже 18-19 веков этой проблематике уделялось очень много внимания исследователей. Все взгляды на проблему восприятия можно' свести к двум основным: позиция нативистов и позиция генетистов. Первые говорили о врожденном восприятии пространства (врожденность аппаратов для восприятия), вторые утверждали, что восприятие пространства является продуктом развития, личностного опыта. Добавить авторов (Кто именно?)

Восприятие пространства является сложным образованием, в котором в тесном единстве сплетаются разнородные компоненты. В нем нужно различать протяженность и собственно пространство. Протяженность - это внеположность, которая дана непосредственно, первично, вместе с чувственными качествами ощущений. И уже далее в результате более или менее длительного развития формируется восприятие пространства, в котором получают все более дифференцированное и адекватное отражение реальные пространственные свойства и отношения предметов.

В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального вестибулярного аппарата, расположен­ного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет характер 3 изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях, заполненных жидкостью. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет свое положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения). Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение 3 основных плоскостей пространства, является его специфическим рецептором.

Он тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц, и каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаз; при быстрых и продолжительных изменениях положения тела в пространстве наступают пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом, а при продолжительной ритмической смене зрительных раздражений (например, возникающих при езде на автомобиле по аллее с постоянно мелькающими деревьями или при длительном взгляде на вращающийся барабан с частыми поперечными полосами) возникает состояние неустойчивости, сопровождающееся тошнотой. Такая тесная взаимная связь между вестибулярным и глазодвигательным аппаратом, вызывающим оптико-вестибулярные рефлексы, входит в качестве существенного компонента в систему восприятия пространства.

Вторым существенным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз. Хорошо известно, что глубина (отдаленность) предметов особенно хорошо воспринимается при наблюдении за предметом обоими глазами. Для отчетливого восприятия предметов нужно, чтобы их изображение падало на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки, а это невозможно без конвергенции обоих глаз. Если при конвергенции глаз возникает незначительная диспаратность изображений, появляется ощущение удаленности предмета или стереоскопический эффект. При большей диспаратности точек сетчатки обоих глаз, на которые падает изображение, возникает двоение предмета. Таким образом, импульсы вследствие относительного напряжения мышц глаз, обеспечивающих конвергенцию и смещение изображения на обеих сетчатках, являются вторым важным компонентом для восприятия пространства. (Раскрыть понятия)

Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами. К ним присоединяется и последнее условие — влияние хорошо закрепленного прежнего опыта, которое может существенно воздействовать на восприятие глубины, а в некоторых случаях - приводить к возникновению иллюзий.

Так сложный комплекс приборов, который лежит в основе восприятия пространства, требует, естественно, столь же сложной организации аппаратов, осуществляющих центральную регуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестезического и вестибулярного анализаторов. (Раскрыть понятие анализатора)

Восприятие величины связано с глазомером, т.е. способностью сравнивать пространственные формы, расположен­ные в 3-х измерениях.

Восприятие плоскостной формы зависит от четкости изображения, получающегося на сетчатке, т.е. от остроты зрения. Существенную роль в константности восприятия формы играют прошлый опыт и представления. В восприятии трехмерной формы существенную роль играют глубинные ощущения.

Эксперименты. Очень показательны эксперименты Эймса по изучению восприятия пространства. Например, знаменитая комната Эймса и эксперимент на восприятие глубины. Испытуемый смотрит одним глазом через отверстие на комнату. Ему предлагается через другое отверстие дотронуться с помощью длинной указки до дальнего правого угла потолка. Он не может дотянуться. Затем до дальнего левого угла потолка: на сей раз угол к его удивлению оказывается слишком близко, нежели он предполагал. Это происходит потому, что он смотрит одним глазом.

Рассмотрим еще два эксперимента. Первый эксперимент с воздушными шарами. Два шара, не полностью надутых, в темноте освещены. Испытуемый смотрит на них с 6 метров. Одновременно мехи резко надувают один шар и сдувают другой. Кажется, что первый шар быстро приближается, а второй - удаляется. Можно вызвать так же впечатление изменения относительного расстояния до шаров, увеличивая освещенность одного из них и уменьшая освещенность другого. Именно увеличение освещенности предмета создает иллюзию его приближения. Почему - не выяснено.

И последний эксперимент. Наблюдатель устанавливал размер светового пятна так, чтобы оно на заданном специальной отметкой расстоянии походило на шарик для настольного тенниса.. во второй серии наблюдатель должен был выполнить аналогичную задачу, приравнивая пятно к бильярдному шару. В обеих сериях размеры пятна оказались точно соответствующими размерам сетчаточных проекций обоих шаров. (Кто поставил эти эксперименты)

Описанные выше исселования приводят к важному обобщению: чем в меньшей степени процесс восприятия детерминируется стимулами, тем менее стабильным он является и тем в большей мере испытывает влияние со стороны факторов, связанных с наблюдателем. Именно это лежит в основе таких факторов как влияние бедности на оценку размеров монеты.

Восприятие движения - это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Природа этого процесса еще не вполне изучена. Некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, которое приходится производить, чтобы следить за движущимся предметом. В восприятии движения несомненно значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Осмысливание ситуации на основе косвенных признаков так же играет в восприятии движения большую роль.

Теории движения разбиваются на две группы. Первая выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (Вундт). Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, не сводимое к таким элементарным ощущениям (М. Вертгеймер). Согласно этой точке зрения восприятие движения может возникнуть даже в отсутствие предмета, который движется (фи-феномен) – раскрыть стробоскопический эффект.

Наши глаза могут давать информацию о движении двумя разными способами. Когда глаз остается неподвижным, образ движущегося объекта перемещается по рецепторам сетчатки и вызывает в них быстро сменяющиеся сигналы. Когда сам глаз следует за движущимся объектом, его изображение остается неподвижным относительно сетчатки, так что оно не может быть сигналом движения, однако мы все же видим движение. Мы видим мир константным потому, что эти две системы тормозят друг друга во время нормальных движений глаз. Скорость движения может восприниматься независимо от оценки времени.

Восприятие времени - отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действитель­ности. В восприятии времени мы различаем: 1) составляющее его чувственную основу непосредственное ощущение длительности, обусловленное в основном висцеральной чувствительностью; 2) собственно восприятие времени. В восприятии времени нужно различать длительность и собственно время. В собственно восприятии времени мы различаем: а) восприятие временной длительности; б) восприятие временной последовательности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения "и торможения. Но восприятие времени обусловлено и тем содержанием, которое его заполняет и расчленяет: время неотделимо от реальных, во времени протекающих процессов.

Небольшие промежутки времени по их истечении обычно более или менее сильно переоцениваются, большие -недооцениваются. Эти данные можно обобщить в закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.

Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение. Если прошедшее время в воспоминании кажется нам тем более длительным, чем оно было богаче событиями, и тем короче, чем более оно было пустым, то в отношении текущего времени наоборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его течение, тем более длительным оно является в переживании; чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется его длительность.

По мере того, как в переживаемом времени выступает на первый план установка на будущее, снова видоизменяются закономерности, определяющие переживаемую длительность. Время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного — мучительно сокращается. Роль этого фактора можно зафиксировать как закон эмоционально детерминированной оценки времени. Он сказывается и в том, что время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании, а заполненное событиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется. (Чей закон?) В субъективной недооценке или переоценке временных интервалов наблюдаются некоторые возрастные различия: и недооценка маленьких, и переоценка больших промежутков времени оказалась в среднем у детей и подростков больше, чем у взрослых. В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные различия. Одни люди стойко недооценивают время, другие - переоценивают. Характерной особенностью времени является его необратимость. Установление объективного порядка или необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними. Поскольку время - направленная величина, однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений, но и постоянную отправную точку, от которой ведется отсчет. Естественной отправной точкой является настоящее. Но необходимо принять и общую систему координат с постоянной точкой, от которой ведется отсчет посредством постоянных, общих единиц счисления. Эта исходная общая точка может быть фиксирована лишь за пределами субъективного, личного переживания, в историческом процессе определенным историческим событием, от которого ведется летоисчисление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.