Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественное мнение, пропаганда




Общественное мнение следует рассматривать как некий кол­лективный продукт, но в качестве такового оно не является ка­ким-то единодушным мнением, с которым согласен каждый со­ставляющий общественность индивид, и не обязательно - мнением большинства. Общественное мне­ние всегда движется по направлению к какому-то решению, пусть даже оно и не бывает иногда единодушным.

Универсальность речи. Формирование общественного мне­ния происходит через открытие и принятие дискуссии. Аргумен­ты и контраргументы становятся средством, при помощи которо­го оно оформляется. Чтобы этот процесс дискуссии развивался, для общественности существенно иметь то, что было названо универсальностью речи, т.е. владеть каким-то общим языком или способностью соглашаться относительно значения каких-то основ­ных терминов.

Заинтересованные группы. Общественность обычно состоит из заинтересованных групп и какого-то более отрешенного и неза­интересованного корпуса схожих со зрителями индивидов. Проб­лема, которая созидает общественность, обычно ставится состяза­ющимися заинтересованными группами. Эти заинтересованные группы обладают некой непосредственной частной озабоченнос­тью относительно способа решения этой проблемы, и поэтому они стараются завоевать поддержку и лояльность со стороны внеш­ней незаинтересованной группы. Это ставит незаинтересованную группу, как отметил Липман, в позицию судьи или арбитра Имен­но ее расположение и определяет обычно, какой из соревную­щихся планов скорее всего и наиболее широко будет учтен в результирующем действии.

Роль публичной дискуссии. Ясно, что качество обществен­ною мнения в большой степени зависит от эффективности обще­ственной дискуссии. В свою очередь эта эффективность зависит от доступности и гибкости механизмов массовой коммуникации, таких, как пресса, радио, общественные собрания. Основой их эф­фективного использования является возможность свободной дис­куссии.

Пропаганда может пониматься как умышленно спровоциро­ванная и направляемая кампания с целью заставить людей при­нять данную точку зрения, настроение или ценность. Ее особен­ность состоит в том, что, стремясь достичь эту цель, она не предо­ставляет беспристрастного обсуждения противоположных взгля­дов. Цель доминирует, а средства подчинены этой цели.

Таким образом, мы видим, что первичной характеристикой про­паганды является попытка добиться принятия какой-то точки зрения не на основе ее достоинств, а апелляцией к каким-то иным мотивам. Именно эта черта делает пропаганду подозрительной. В сфере общественной дискуссии и общественного обсуждения про­паганда функционирует с целью формирования мнений и сужде­ний не на основе достоинств данного предмета, а главным обра­зом играя на эмоциональных установках и чувствах. Ее цель -навязать некую установку или ценность, которая начинает вос­приниматься людьми как нечто естественное, истинное и подлинное и, таким образом, как нечто такое, что выражается спонтанно и без принуждения.

Основные процедуры пропаганды. Выделяютсятри основных способа, которыми про­паганда, как правило, достигает своей цели. 1. Первый состоит в простой подтасовке фактов и предоставлении ложной информа­ции. Суждения и мнения людей, очевидно, формируются теми данными, которые им доступны. Манипулируя фактами, скрывая одни и искажая другие, пропагандист может максимально, спо­собствовать формированию какой-то определенной установки. 2. Пропагандист должен стремиться заставить людей отождествить его взгляды с их внутригрупповыми настроениями, а противополож­ные взгляды - с их внегрупповыми установками. Именно нали­чие этого внутригруппового/внегруппового антуража и объясняет исключительную эффективность пропаганды во вре­мя войны. 3. Использование эмоциональных установок и предрассуд­ков, которыми люди уже обладают. Его задача в этом случае - выстроить ассоциацию между ними и его пропагандистской мис­сией. Таким образом, если он сумеет связать свои взгляды с определенными благоприятными установками, которыми люди уже обладают, эти взгляды завоюют признание.

Слухи — это особые виды функционирования недостоверной информации или искажения любой информации, придающие ей специфические особенности, пе­редающиеся исключительно в устной форме, как бы неформально и «по секрету». С социально-психологической точки зрения, это массовый феномен межличност­ного обмена искаженной эмоционально окрашенной информацией. Обычно слу­хи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по актуально­му для людей вопросу. Это специфический вид межличностной коммуникации, в ходе которой сюжет, до известной степени отражающий реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории, массы.

Сплетни — ложная или истинная, проверенная или неподдающаяся проверке, но всегда неполная, пристрастная, хотя и правдоподобная информация о вещах и обстоятельствах, которые могут рассматриваться как личные, но имеют широкий социальный резонанс потому, что касаются закрытых сторон жизни замкнутых, элитных социальных групп. Сплетни выполняют шесть основных социально-пси­хологических функций: информационно-познавательную, аффилиативно-инте-грационную, развлекательно-игровую, проекционно-компенсаторную, функцию социального контроля над элитой и тактическую функцию в социальной борьбе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.