Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера




Идеи Фестингера предшествующие его теории. Идея социального сравнения – каждый человек обладает потребностью оценивать самого себя. Реализация этой потребности связана с социальной реальностью. Социальная реальность создается групповым согласием (групповой консонанс).

Основным способом проверки мнения человека об окружающих и о самом себе это сравнение своего мнения позицией других людей. Сравнение будет устойчивым, если его мнение и мнение группы сходны и наоборот. Вывод – при незначительном расхождении мнений человек более охотно поменяет свою точку зрения на групповую и наоборот.

На базе этих идей Фестингер начинает создание своей теории когнитивного диссонанса. Основные положения: 1. Каждый человек имеет потребность в знании о себе, оно должно быть связным, последовательным и непротиворечивым. 2. Суть теории – люди стремятся к согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает и тем, что он делает, то он постарается представить это противоречие как непротиворечие. Диссонанс между когнитивными элементами.

Основной вопрос, – каким образом проявляется стремление уменьшить диссонанс? Фестингер предлагает три способа: 1. Способ – уменьшение диссонанса возможно за счет изменения поведения. 2. Способ – это изменение знания. 3. Способ – осторожное отношение к новой информации, например, ее игнорирование.

Далее Фестингер вводит понятие «когниция» как определенные элементы когнитивной структуры, которые делятся на два вида. 1. Вид – когниции, которые относятся к поведению. 2. Вид – когниции, относящиеся к среде. Отношения между когнициями могут быть 3-х типов: 1. Отсутствие связи между когнициями. 2. Отношение консонанса между когнициями. 3. Отношение диссонанса между когнициями.

Определение диссонанса – когниции х и у находятся в диссонантных отношениях, если при их изолированном рассмотрении отрицание одного следует из отрицания другого. Не х следует из у. Человек должник покупает дорогую машину. Человек должник – это у; не х – это машина.

Природа диссонанса: здесь Фестингер отвечает на вопрос – что значит следует в предыдущей схеме? Он выделяет 4 источника диссонанса: 1. Логическая непоследовательность. 2. Несоответствие когниций культурным образцам (общество). 3. Несоответствие данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений (группы). 4. несоответствие прошлому опыту. Три последнии ситуации основаны на нелогической природе не следования.

Далее Фестингер задается вопросом что такое не х? Очень высокая неопределенность этого понятия приводит к тому, что факт диссонанса очень сложно зафиксировать и поэтому возникает ситуация неявного диссонанса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.