Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы социальной психологии




Предмет, задачи и методы социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.

Социальная психология – отрасль психологического знания, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а так же психологические характеристики самих групп. Социальная Y как отрасль психологической науки возникла на стыке общей Y и социологии.

Большое влияние на социальную Y оказали и продолжают развиваться в тесном сотрудничестве с ней такие науки, как антропология, этнография, археология (требующие для интерпретации своих данных социально-психологические знания), языкознание (проблема миграции населения и общения между разными народами), педагогика, юриспруденция и т.д.

Одна из первых работ по социальной Y принадлежала Вундту (1900, «Психология народов»). Вундт полагал, что Y должна существовать из двух частей: физиологической Y и Y народов. Первая должна быть экспериментальной, но эксперимент непригоден для исследования мышления и речи, именно с этого пункта начинается Y народов, которая должна анализировать продукты культуры. Он полагал, что культурологических фактов и психологических характеристик больших групп должно осуществляться на основе гуманитарного описательного подхода. Первое экспериментальное исследование, связанное с проблематикой малой группы появилось в 1897 году, его автор сравнивал эффективность деятельности, выполняемой индивидуально и в присутствии других людей. Но началом существования социальной психологии как особой дисциплины считается 1908 год, когда одновременно появились работы английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых содержался термин «социальная психология». Долгое время социальная Y существовала, как с одной стороны, описательное и теоретическое направление, а, с другой, с 20-х–30-х гг. стали появляться первые экспериментальные исследования, имеющие прикладной характер, направленные на изучение влияния социальных факторов на эффективность трудовой деятельности. Так, Мейо проводил эксперимент по выявлению влияния освещения на эффективность труда, в результате чего пришел к выводу, что на эффективность труда влияет принадлежность к группе. Большой вклад в развитие социальной психологии внес Я. Морено, предложивший методику экспериментального измерения эмоциональных связей в группе. Вместе с тем, и теоретические работы рубежа веков, касающиеся в основном больших групп, массового сознания, психологии толпы внесли существенный вклад в развитие социальной психологии и имеют статус вполне авторитетного знания.

Е.В. Руденский выделяет два поля социальной психологии: психологическую социальную психологию, в центр изучения ставящую социальную детерминацию индивидуальной психики личности, и социологическую социальную психологию, в центр исследования ставящую социальную общность как систему систем.

В настоящий момент запросы на социально психологические исследования поступают из всех сфер общественной жизни. Практические запросы даже опережают развитие теоретического знания. Из этого положения вытекают две основные задачи социальной психологии: 1. выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике; 2. Достраивание своего собственного знания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследования.

Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм вплетения индивидуального в ткань социальной реальности.

Можно выделить несколько сфер социально-психологического анализа, каждая из которых выполняет свои задачи:

1.взаимодействие в системе Я–другой (изучение межличностных отношений, возникающих в процессе общения, исследование механизмов познания и понимания людьми друг друга, способов организации их общей деятельности, исследования, направленные на выявление средств и возможностей влияния одного человека на другого);

2.исследование влияния различных социальных условий на поведение и личностные особенности человека. Сюда относится проблема социализации, социальные установки, социальные предпочтения, исследуется, какими именно путями группа и общество в целом оказывают воздействие на формирование и изменение человеческой личности;

3.влияние Я на социальные условия.(изучение социально-психологической истории человека не только сточки зрения тех социальных условий, которые определяли возможности человека, но и со стороны активного влияния личности на окружающий ее социальный мир);

4.взаимодействие в системе Группа–Группа. Социальная психология рассматривает группу как целостную социальную систему, живой самоорганизующийся и саморазвивающийся организм, имеющий определенные цели в своей деятельности, обладающий определенными уникальными чертами. Социальная психология изучает механизмы межгруппового взаимодействия, занимается поиском средств и методов повышения эффективности общения различных социальных групп.

Методы социальной психологии: 1.социальная психология использует и общенаучные, и общепсихологические (наблюдение, эксперимент, опросы…), адаптируя их в связи со спецификой стоящих задач; 2.специфическим методом социальной психологии остается социометрия.

Предметом социальной психологии являются факты, законы и закономерности, характеризующие процессы, разворачивающиеся в ситуации социального взаимодействия. Социальная психология изучает структуру и динамику больших и малых социальных групп и процессы межличностного общения.

По Мясищеву, социальная психология исследует: 1.изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия; 2.особенности групп; 3.психическую сторону процессов общества.

Согласно Б.Д. Парыгину, социальная психология изучает: 1.социальную психологию личности; 2. Социальную психологию общности и общения; 3.социальные отношения; 4.формы духовной деятельности.

Г.М. Андреева пишет, что предмет социальной психологии определялся в основном тремя подходами. Сторонники первого подхода – социологи – понимали социальную психологию как науку «о массовидных явлениях психики» (об общественной психологии), сторонники второго подхода считали предметом исследования личность, приверженцы третьего подхода рассматривали социальную психологию как науку, изучающую и массовые психологические процессы, и положение личности в группе.

Но к такому пониманию своего предмета социальная психология пришла не сразу. В 20-е годы ХХ века в советской науке разгорелась дискуссия по поводу предмета социальной психологии. Так, Челпанов полагал, что социальная психология должна разрабатываться в рамках марксизма, а остальная психология должна оставаться эмпирической наукой. Артемов, возражая Челпанову, говорил, что нет необходимости выделять отдельно социальную психологию, просто единая психология должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива. Корнилов развивал реактологический подход, предлагая сохранение единства психологии путем распространения на поведение человека в коллективе методов реактологии. Блонский предлагал анализировать роль среды при характеристике психики человека. Бехтерев предложил создать новую науку – рефлексологию, отдельная отрасль которой – коллективная рефлексология – будет призвана решать социально-психологические проблемы (изучать поведение коллективов, личность в коллективе). Рейснер полагал, что социальная психология должна быть наукой о социальных раздражителях. Таким образом, не было единого мнения о предмете социальной психологии: с одной стороны она отождествлялась с учением о социальной детерминации психических процессов; с другой – предполагалось исследование особого класса явлений, порождаемых совместной деятельностью людей и прежде всего явлений, связанных с коллективом. Выготский видел предметом социальной психологии психику отдельного человека, а предметом коллективной психологии личную психологию в условиях коллективного проявления.

В конце 50-х–начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссий о предмете социальной психологии. Именно тогда и сложилось три вышеперечисленных подхода к решению этой проблемы.

Таким образом, в процессе развития социальная психология прошла нелегкий путь поиска своего предмета исследования. Если в начале века интерес исследователей в основном концентрировался на изучении общественной психологии, массовых социальных явлений, то в середине века все внимание было направлено на исследование малых групп, социальных установок людей, способов влияния на микроклимат группы и отношения между различными людьми.

Место социальной психологии: относительно самостоя­тельно дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре позиции: 1) социальная психология есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психо­логии; 3) социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) социаль­ная психология отторгает определенную часть психологии и опреде­ленную часть социологии; б) она захватывает «ничью землю» — об­ласть, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.

Если воспользоваться предложением американских социаль­ных психологов Макдэвида и Харрари (а вопрос о месте социаль­ной психологии в системе наук обсуждается не менее активно и в американской литературе), то все указанные позиции можно свес­ти к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарно­му. Иными словами, место социальной психологии можно стре­миться отыскать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними. Это можно изобразить при помощи сле­дующей схемы (рис. 1).

Несмотря на кажущиеся довольно существенные различия, все предложенные подходы по существу останавливаются перед од­ной и той же проблемой: какая же «граница» отделяет социальную психологию от психологии, с одной стороны, и от социологии — с другой. Ведь где ни «помещать» социальную психологию, она все равно при всех условиях граничит с этими двумя дисциплинами.

 

 

87. Понятие группы в соц. психологии. Классификация групп (проблема развития группы в социальной психологии. Стадии и уровни развития группы)

 

Особое значение при разработке проблемы развития группы имеют две проблемы. Первая из них – поиск адекватных методических средств, позволяющих в экспериментальном исследовании замерить степень выраженности в каждой конкретной группе тех ее качеств и характеристик, которые дают представление для эффективной диагностики уровня развития этой группы. Второй проблемой является более конкретное описание тех модификаций, которые происходят с каждым из известных групповых процессов, на каждом новом этапе развития группы.

Можно указать два русла, по которым идея развития группы оформлялась в зарубежной психологии.

Развитие группы не может проходить без конфликтно. Можно утверждать, что любая группа в своем развитии проходит ряд последовательных стадий, при этом переход от одной стадии к другой часто представляет собой качественный скачок, сопровождающийся объективным кризисом и возможными внутригрупповыми конфликтами.

I. Прежде всего, идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции. Оформилась же идея на базе анализа психотерапевтической практики. На базе психоаналитической ориентации возникла теория развития группы Л. Бенниса и Г. Шеппарда. Она построена на осмыслении тех процессов, которые происходят в так называемых Т-группах, или группах тренинга. В развитии этих групп выделяется две фазы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем. Они рассматривали групповую динамику как процесс преодоления двух зон неопределенности: неопределенность, связанную с отношением к власти и неопределенность, связанную с межличностными отношениями. По мере развития группы доминирование проблем власти сменяется доминированием проблемы аффилиации. Отмечалось, что каждая конкретная группа может по-разному реализовать общую модель развития: демонстрировать какие-то отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели.

В самые последние годы идея развития группы получила более широкое распространение. Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели особое понятие «социализация группы», при помощи которого рассматривался процесс группового развития. Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы:

1.оценивание (целей группы, ее положение среди других групп, значения целей группы для ее членов);

2.обязательства группы по отношению к членам (условия, при которых члены группы больше «обязаны» ей, последствия этих взаимных обязательств);

3.преобразование ролей членов группы (большая или меньшая включенность членов группы, их идентифицированность с ней).

На основании этих критериев фиксируются периоды в жизни группы и соответствующие им различные позиции членов. Каждая стадия связана со сменой состава группы, факторами этой смены ролей являются мера принятия группой каждого члена и, напротив, принятие членом группы ее реальности.

На изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках которых существует группа. Механизм этого воздействия раскрывается через внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые им отрефлексированы и применены к оцениванию ситуации в группе, своего положения в ней и т.п.

II. В качестве второго блока исследований можно назвать исследования по сравнению таких ориентаций личности, как коллективизм – индивидуализм. Исследования, в основном затрагивали США и страны Юго-Восточной Азии. Индивидуализм как ценность, свойственная культуре США, порождает такие специфические формы поведения в группе, как ориентацию не на групповые, а на собственные цели, стремление подчеркнуть свой вклад в групповую деятельность, достаточную закрытость в общении, признание относительно низкой цены группы для своего существования в ней. Коллективизм как норматив традиционных обществ проявляет себя в таких нормативах поведения, как позитивное отношение к целям группы, уважение к уравнительному распределению благ в ней, большая открытость в общении, готовность поставить цели группы выше собственных.

Ш. Проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива. Развитие группы было интерпретировано как достижение ею высшей стадии, которая была названа «коллективом».

В советской психологии вычленение характеристик группы осуществлялось на основе принципа деятельности, поэтому социально-психологическое исследование группы предполагало рассмотрение уровней развития ее деятельности и роли совместной деятельности в формировании психологической общности, опосредования деятельностью всех групповых процессов.

Особое качество, связанное с общей деятельностью – продукт развития группы.

Важнейший признак коллектива, по Макаренко, - это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Поэтому первым признаком коллектива как группы особого рода является именно его направленность, которая обеспечивает особое качество личностей, в него входящих, а именно – их целеустремленность, что и позволяет создать организацию с соответствующими органами управления и выделением лиц, уполномоченных на выполнение определенных функций. Природа отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между его членами.

Макаренко описал стадии развития коллектива и то, каким образом происходит движение коллектива по ступеням. Здесь важнейшим условием является непрерывное развитие тех самых общественно значимых целей, ради которых создан коллектив. То есть должны быть обрисованы перспективные линии развития коллектива, разработана диалектика требований, организованы «завтрашние радости». По Макаренко, успех внутренних процессов, протекающих в коллективе, может быть обеспечен только в том случае, если все нормы взаимоотношений, вся организация деятельности внутри коллектива строятся на основе соответствия этих образцов более широкой системе социальных отношений, развивающихся в обществе в целом.

Основные признаки коллектива:

1.объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели;

2.наличие добровольного характера объединения, причем под добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности;

3.существенным признаком является целостность коллектива, что выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления;

4.коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

В отечественной социальной Y существует несколько моделей развития группы, фиксирующих особые стадии или уровни в этом движении.

А.В. Петровский представляет группу как состоящую из 3 слоев, каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы.

В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости. Во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности. В третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Наличие этого слоя позволяет говорить, что перед нами коллектив.

Дальнейшая разработка этого направления выявила главную идею всей концепции: «деятельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива». С этой точки зрения были внесены уточнения в анализ многоуровневого строения группы.

Центральное звено группы образует сама предметная деятельность группы (обязательно социально позитивная). Она задана той более широкой социальной структурой, в которую включена группа. Доказать степень развития группы можно при помощи трех критериев: 1. Оценка выполнения группой основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда); 2.оценка соответствия группы социальным нормам; 3.оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития личности.

Второй слой представляет собой фиксацию отношений каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам.

Третий слой фиксирует собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью.

Четвертый слой фиксирует поверхностные связи между членами группы.

Это представление о многоуровневой структуре групповых отношений позволяет рассмотреть путь, проходимый каждой группой как последовательное включение совместной деятельности в опосредование многообразных контактов между членами группы.

 

 

57. Понятие социализации. Содержание и механизмы социализации.

 

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивида социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

В ходе онтогенеза человек все больше включается во все большее количество социальных институтов, поэтому перед ним встает необходимость соответствовать предъявляемым ему требованиям, принимать нормы и ценности тех групп и институтов, в которых он взаимодействует, находить средства удовлетворения имеющихся потребностей в соответствии с нормами и возможностями данных групп и социальных институтов.

Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Здесь предполагается активность индивида в применении преобразовательного опыта, отдача, результатом которой является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека и общества при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Процесс социализации обеспечивает у индивида определенный уровень согласованности поведения и владения основными средствами достижения цели, принятыми в данном обществе.

Механизмами социализации являются: воспитание, обучение, подражание, принуждение и т.д.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности. Выделяют три сферы, в которых осуществляется это становление: деятельность, общение, самосознание.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых видов деятельностей. При этом происходят еще три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Вторая сфера – общение – рассматривается в контексте социализации так же со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что касается углубления общения, то это, прежде всего, переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, то есть умение ориентироваться на партнера,, более точное его восприятие.

Наконец, третья сфера социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Экспериментально установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Выделяют два основных свойства самосознания: самосознание – это процесс понимания личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности; развитие самосознания в ходе социализации – процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Таким образом, процесс социализации может быть понят только в единстве деятельности, общения и самосознания. Они, взятые вместе, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает общается, тем самым, осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт. Поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного освоения.

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания. Многие зарубежные авторы рассматривают в качестве стадий социализации периоды детства, отрочества и юности. Но в последние годы все чаще ставится вопрос о том, что и зрелый возраст надо включать в стадии социализации.

В отечественной социальной психологии сделан основной акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии:

1.дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на две подстадии:

a)ранняя социализация, охватывающая время от рождения до поступления ребенка в школу;

b)стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина (школа, ВУЗ).

2.трудовая стадия охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности.

3.послетрудовая стадия.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу. Но сам набор средств можно свести к следующему: нормы, ценности и знаки. То есть общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

На дотрудовой стадии такими институтами являются: в период раннего детства - семья и дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Во втором периоде этой стадии основным институтом является школа, затем ВУЗ. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, школа так же должна подготовить человека к жизни в обществе, школа расширяет возможности ребенка в плане его общения.

Институт социализации на трудовой стадии – это трудовой коллектив. На послетрудовой стадии в качестве институтов социализации можно выделить различные общественные организации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.