Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии определения сплоченности отряда




1. Наблюдение

Понаблюдайте, как ведут себя дети в течение в различных ситуациях (напр, перед столовой держатся ли они вместе одной группой, нескольким группами, тройками, двойками. Отметьте одиночек. Скоре всего, у них есть сложности общения со сверстниками и им нужна ваша поддержка)

2. Игры на сплочение

Многое обнаруживается в процессе игр с отрядом, особенно при выполнении тренинговых заданий на сплочение. Можно использовать объективные показатели, их динамику (количество секунд, число ошибок и т.д.). Играя с детьми, Вы отмечаете состояние отряда. И это двойной плюс.

3. Социометрия

Социометрия – это метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы. Главное – замотивировать детей на участие в данной процедуре и в получении адекватной информации, можно рассказать детям о задаче опроса (улучшение МЛО в отряде) и заверить в полном сохранении его тайны.

Для проведения социометрии детям необходимы листочки бумаги и ручки. Каждый ребенок подписывает листок. Затем отряду задается какой-либо вопрос, например: «С кем из ребят ты хотел бы общаться после лагеря? На пиши не более 3-4 фамилий» Можно задавать и иные вопросы. После этого листочки собираются, и полученный материал обрабатывается с помощью таблицы.

  Кто выбирает Кого выбирают
      ….  
1. Маша          
2. Петя          
3. Оля          
………          
25. Вася          
Количество выборов          
Количество взаимных выборов          

 

Примечание. По вертикали записываются фамилии всех детей, по горизонтали их порядковые номера. На соответствующих пересечениях знаком + обозначают, кого выбрал каждый из учеников. Знаком + обозначают взаимный выбор. Затем по вертикали подсчитывают количество полученных выборов и взаимных выборов каждым участником эксперимента.

 

Исходя из данных таблицы, можно высчитать индекс групповой сплоченности:

 

G= число взаимных выборов
количество сделанных выборов

 

Чем ближе к единице величина индекса, тем более сплочен Ваш отряд. Построив схему, Вы реально увидите детей-изгоев, которым необходима Ваша поддержка, и лидеров, из которых сложится актив отряда.

 

Статусы членов группы Количество выборов
звезды 6 и более
предпочитаемые 3–5
принятые 1–2
изолированные  
отвергаемые Меньше 0 (Выборы с минусом (отвержение)

 

Особенности взаимодействия с лидерами: Вы должны найти общий язык с лидером. Ведь не зря на него равняется большая часть отряда. Лидер – это не ваш противник, угрожающий вашему авторитету, а ваш союзник. Ваше общее дело – сплочение и побуждение отряда к действию. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Но не стоит идти на поводу у лидера и переваливать на него свою ответственность (напр, обвиняя в том, что он не может построить отряд на зарядку). Помните: Вы – вожатый, а он – хоть лидер, но ребенок.

 

Особенности взаимодействия с низкостатусными членами группы

Низкостатусными членами группы являются те, кого отстранили, или те, кто сам отстранился (правда, бывает сложно понять, что первее: яйцо или курица). Ваша задача: не сделать из аутсайдера звезду, ваша задача – создать комфортные условия для этого ребенка. Если он не хочет общаться с ребятами, не заставляйте его, не включайте насильно в совместные игры, а помогите найти занятие по душе (это может быть посещение кружка, где он может найти себе друзей, либо изготовление экибаны и т.д.). А изолированный член стремится в группу, и ему очень не хватает общения с ребятами. Что делать? Возможные пути:

Ø Станьте ему лучшим другом. Обратите на него внимание. Пусть он почувствует вашу теплоту и заботу. Другие дети, увидев ваше к нему отношение, тоже начнут лучше к нему относиться. Только будьте готовы к тому, что в по пути столовую, место вашего партнера в паре уже забронировано

Ø Помогите ему стать лучше. Напр., если девочка не следит за своей прической и за это ее не любят другие девочки, заинтересуйте девочку в том, чтобы она следила за собой. И как только она этого захочет, действуйте сами, возводя красивые «вавилоны» или попросите девочек, которые, вы чувствуете, не откажут.

Ø Помогите ему раскрыться. Ребятам кажется, что он – неинтересен и ничего не умеет, а вы знаете или случайно обнаруживаете, что в школе – он чемпион по прыжкам (пению, рисованию и пр.), то не думайте, кого поставить на станцию прыжков в эстафете! Можно и похвалить за удачное выступление этого ребенка публично, главное – заслуженно во избежание обратного эффекта. Дети хорошо чувствуют фальшь и неискренность.

Ø Подружите его с другими детьми. Попробуйте дать какое-нибудь задание (дежурство и пр.) ему и 2-3 другим ребятам (это могут быть предпочитаемые, принятые и подобные ему изолированные ребята). Вполне вероятно, что он найдет с кем-нибудь общий язык, раскрепостившись в тесной компании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.