КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технологии определения сплоченности отряда
1. Наблюдение Понаблюдайте, как ведут себя дети в течение в различных ситуациях (напр, перед столовой держатся ли они вместе одной группой, нескольким группами, тройками, двойками. Отметьте одиночек. Скоре всего, у них есть сложности общения со сверстниками и им нужна ваша поддержка) 2. Игры на сплочение Многое обнаруживается в процессе игр с отрядом, особенно при выполнении тренинговых заданий на сплочение. Можно использовать объективные показатели, их динамику (количество секунд, число ошибок и т.д.). Играя с детьми, Вы отмечаете состояние отряда. И это двойной плюс. 3. Социометрия Социометрия – это метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы. Главное – замотивировать детей на участие в данной процедуре и в получении адекватной информации, можно рассказать детям о задаче опроса (улучшение МЛО в отряде) и заверить в полном сохранении его тайны. Для проведения социометрии детям необходимы листочки бумаги и ручки. Каждый ребенок подписывает листок. Затем отряду задается какой-либо вопрос, например: «С кем из ребят ты хотел бы общаться после лагеря? На пиши не более 3-4 фамилий» Можно задавать и иные вопросы. После этого листочки собираются, и полученный материал обрабатывается с помощью таблицы.
Примечание. По вертикали записываются фамилии всех детей, по горизонтали их порядковые номера. На соответствующих пересечениях знаком + обозначают, кого выбрал каждый из учеников. Знаком + обозначают взаимный выбор. Затем по вертикали подсчитывают количество полученных выборов и взаимных выборов каждым участником эксперимента.
Исходя из данных таблицы, можно высчитать индекс групповой сплоченности:
Чем ближе к единице величина индекса, тем более сплочен Ваш отряд. Построив схему, Вы реально увидите детей-изгоев, которым необходима Ваша поддержка, и лидеров, из которых сложится актив отряда.
Особенности взаимодействия с лидерами: Вы должны найти общий язык с лидером. Ведь не зря на него равняется большая часть отряда. Лидер – это не ваш противник, угрожающий вашему авторитету, а ваш союзник. Ваше общее дело – сплочение и побуждение отряда к действию. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Но не стоит идти на поводу у лидера и переваливать на него свою ответственность (напр, обвиняя в том, что он не может построить отряд на зарядку). Помните: Вы – вожатый, а он – хоть лидер, но ребенок.
Особенности взаимодействия с низкостатусными членами группы Низкостатусными членами группы являются те, кого отстранили, или те, кто сам отстранился (правда, бывает сложно понять, что первее: яйцо или курица). Ваша задача: не сделать из аутсайдера звезду, ваша задача – создать комфортные условия для этого ребенка. Если он не хочет общаться с ребятами, не заставляйте его, не включайте насильно в совместные игры, а помогите найти занятие по душе (это может быть посещение кружка, где он может найти себе друзей, либо изготовление экибаны и т.д.). А изолированный член стремится в группу, и ему очень не хватает общения с ребятами. Что делать? Возможные пути: Ø Станьте ему лучшим другом. Обратите на него внимание. Пусть он почувствует вашу теплоту и заботу. Другие дети, увидев ваше к нему отношение, тоже начнут лучше к нему относиться. Только будьте готовы к тому, что в по пути столовую, место вашего партнера в паре уже забронировано Ø Помогите ему стать лучше. Напр., если девочка не следит за своей прической и за это ее не любят другие девочки, заинтересуйте девочку в том, чтобы она следила за собой. И как только она этого захочет, действуйте сами, возводя красивые «вавилоны» или попросите девочек, которые, вы чувствуете, не откажут. Ø Помогите ему раскрыться. Ребятам кажется, что он – неинтересен и ничего не умеет, а вы знаете или случайно обнаруживаете, что в школе – он чемпион по прыжкам (пению, рисованию и пр.), то не думайте, кого поставить на станцию прыжков в эстафете! Можно и похвалить за удачное выступление этого ребенка публично, главное – заслуженно во избежание обратного эффекта. Дети хорошо чувствуют фальшь и неискренность. Ø Подружите его с другими детьми. Попробуйте дать какое-нибудь задание (дежурство и пр.) ему и 2-3 другим ребятам (это могут быть предпочитаемые, принятые и подобные ему изолированные ребята). Вполне вероятно, что он найдет с кем-нибудь общий язык, раскрепостившись в тесной компании.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |