Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детерминанты эмоциональных отношений в паре




Эмоциональные отношения на первом этапе их развития представляют в виде симптий и антипатий одного человека к другому.

Внешние данные, социально-демографические характеристики, поведенческие паттерны человека традиционно считаются главной причиной симпатии или антипатии к нему со стороны других людей.

Какие факторы способствуют возникновению привязанности и любви (возникновение аттракции).

Что предрасполагает одного человека испытывать симпатию к другому.

Майерс:

1. Близость:

географическое соседство.

Близость также может рождать враждебность, большинство насилий и убийств происходят в кругу людей, живущих под одной крышей. Но гораздо чаще близость способствует приязни.

Социологи обнаружили, что большинство людей, вступают в брак с теми, кто живет по соседству, работает в той же сфере профессиональной или же учился вместе с будущим супругом в одном классе.

2. В действительности, речь идет не просто о географическом расстоянии, но о “функциональной дистанции” – которое характеризуется тем, насколько часто люди сталкиваются в повседневной жизни, речь идет о частоте взаимодействий.

Частое взаимодействие (нахождение рядом, в том же месте, в тот же час) дает людям возможность обнаруживать в другом схожие черты, чувствовать взаимную симпатию, воспринимать друг друга как сочленов некого социального союза.

При постоянном нахождении кого-то в нашем поле зрения наша любовь может закрепится почти на любом человеке, имеющим хотя бы отдаленное сходство с нами и отвечающим на наше чувство.

Почему же сходство пораждает любовь чаще, чем ненависть?

Один ответ есть:

1. Близость позволяет открывать друг в друге черты сходства.

2. Обмениваться знаками внимания (небезразличия).

3. Кроме того, возникновению приязни способствует антиципация взаимодействия. Иначе говоря позитивное ожидание, антиципация того, что он или она непременно будет приятным человеком и что вы будете прекрасно совместимы, - повышает шансы на то, что между вами сложаться самые благоприятные отношения. Подобным образом ситуация первого свидания (встречи) подпитывает симпатию.

4. Еще одна причина, по которой близость становится фактором возникновения симпатии является “постоянное нахождение в поле зрения”. Когда разные виды ранее неизвестных раздражителей – заумные слова, китайские иероглифы, фрагменты мелодий, фотографии незнакомых людей – просто постоянно находятся в поле зрения, уже это само по себе заставляет людей оказывать предпочтение именно им.подумайте какие из букв алфавита – ваши любимцы? Самые разные люди, вне зависимости от их возраста, языка и национальности предпочитают буквы, которые содержаться в их собственном имени или те, которые являются наиболее частотными в их родном языке. Эффект “простого нахождения в поле зрения” проявляется в том, что нахождение в поле зрения приводит к чувству симпатии даже, если к экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось.

Обнаружено, что простое нахождение в поле зрения дает более сильный эффект как раз в тех случаях, когда люди воспринимают раздражители, не осознавая их присутствия.

Здесь следует отметить, что симпатия возрастает по причине простого нахождения в поле зрения до того момента. Когда это присутствие не становится навязчивым.

2.Второй детерминантой симпатии (приязни) является физическая привлекательность.

В целом женщины любят мужчин за характер, тогда как мужчины склонны любить женщин за внешность.

В ряде экспериментов показано, что мужчины, больше чем женщины ценят физическую привлекательность противоположного пола.

В университете Миннесоты 752 студента-первокурсника пригласили на танцевальный вечер компьютерной музыки, заранее протестировав способности, личные качества и т.д. Наугад сформировали пары. В перерыве каждый оценил своего партнера с точки зрения возникновения к нему приязни, влечения, симпатии. Обнаружилась ими одна достоверная связь: внешняя привлекательность и симпатия.

“Красота нравится” не всем достается ошеломляющий партнер. Так как же происходит выбор партнера по внешности?

Судя по исследованию Бернарда Марстейна (1986) люди формируют пары с теми, кто настолько же привлекателен. Люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней, не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности. Это эффект ровни. Естественно, что существует множество счастливых пар, где привлекательность или внешние данные – разные.

В этих случаях менее привлекательный человек имеет компенсирующие качества (обмен активами). Брачные объявления. Мужчины предлагают статус и ищут привлекательности, женщин чаще всего делают обратное.

Есть основание предположить, что в основе предпочтения красивых или некрасивых лежит не столько стремление выбрать себе “равного” или самого красивого партнера, сколько прогноз его реакций на себя – хотя общения как такового еще нет, есть уже попытка представить себе его будущее развитие. Как показал Т. Хастон, в случае уверенности испытуемого в отношении к себе со стороны партнера он выбирает наиболее красивого из всех возможных, при отсутствии такой уверенности – ориентируется на средний или даже низкий уровень физической привлекательности.

Факторами, влияющими на оценку внешности, являются пол “судьи” и степень его знакомства с оцениваемым – знакомых оценивают значимо выше, личностные особенности “судей” на оценку не влияют. Это позволяет сделать вывод о том. что оценка физической привлекательности женщины или мужчины или красоты другого человека определяется степенью соответствия его одному из существующих стандартов внешности, одинаковых для людей, принадлежащих одной или близким субкультурам. Распространенность и жестокость таких стандартов можно связать с воздействием кино и телевидения, рекламирующих одни и те же образцы внешности.

Факторы, которые влияют на оценку внешности.

Пол “судьи”, степень знакомства.

В соответствии с тем, что мужчины, исторически имели больше общественной власти, они считали привлекательными тех женщин, во внешности которых было это-то детское (например, большие глаза), это как бы наводит на мысль об отсутствии склонности к доминированию. Мужчины кажутся более привлекательными, когда их лица и поведение говорят о зрелости и властности.

Психологи, работавшие с эволюционной теорией, объясняли эти различия в терминах репродуктивной стратегии. По их мнению, эволюция предрасполагает мужчину восхищаться женскими чертами, ассоциируется с юностью и здоровым, а, следовательно с хорошим репродуктивным потенциалом. Женщину же эволюция предрасполагает ценить мужские черты, которые подразумевают способность быть добытчиком и защитником.

Во-первых, красота является положительным безусловным подкреплением, что в свою очередь связано с особенностями филогенеза человека.

Еще Ч. Дарвин отмечал, что у человека нет единых стандартов красивого тела, а по выражению Дж. Хоманса, “мы значительно лучше знаем, что нравимся рыбам, чем то, что нравимся людям. По данным межкультурных исследований единственной характеристикой тела, ассоциирующейся с физической привлекательностью во всех известных нам культурах, является развитие мускулатуры и рост у мужчин. Столь же жестким правилом для разнополой диады является требование того, чтобы мужчина был выше и физически сильнее женщины, поэтому мужчины маленького роста и высокие женщины находятся в невыгодном положении, объективно имея меньше потенциальных партнеров.

Во-вторых, предпочтение более красивых может вызываться большим развитием у них коммуникативных навыков. Физическая привлекательность мужчин способствует интенсификации их контактов с женщинами и снижению уровня контактов с мужчинами. Таким образом, предположение о наличие связей между уровнем физической привлекательности и коммуникативными навыками остается открытым.

В-третьих, положительная связь между красотой и популярностью может быть вызвана, какими-либо “выгодами” общения с более физически привлекательными. Красивый партнер как бы позволяет повысить уровень собственной физической привлекательности, к чему стремится большинство людей.

В-четвертых, ориентация на более красивых может задаваться существованием стереотипов, связывающих отдельные внешние характеристики или уровень физической привлекательности в целом с определенными характерологическими чертами. Так, мужчины воспринимают женщин с расширенными зрачками (в условиях эксперимента – вследствие пребывания в помещениях с контрастной освещенностью) как сексуально возбужденных. Более красивыми из изображенных на фотографии объектов испытуемые обоего пола чаще приписывают положительные личностные черты и сулят счастливое будущее, людей же с физическими недостатками стигматизируют, приписывая им различные пороки. Люди полагают, что при прочих равных условиях, красивые люди счастливей, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, хотя не честнее и не заботливее по отношению к другим людям.

Конечно, привлекательность, прежде всего, влияет на первое впечатление. Но следует учитывать, что первые впечатления важны и приобретают все большее значение по мере того, как общество становится все более подвижным и урбанизированным, по мере того, как человеческие контакты становятся более торопливыми.

Следует учитывать, что привлекательные люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают, и чаще признают себя более счастливыми.

Привлекательность + ухоженность.

Исследования американских ученых показали также, что на каждую дополнительную единицу привлекательности люди зарабатывали дополнительные 1988 долларов ежегодно.

Несмотря на все преимущества физической красоты исследователи возникновения влечения между людьми Элайн Хатофилд и Сюзан Спречер (1986) сообщают о красоте горькую истину.

Исключительно привлекательные люди чаще страдают от сексуальных домогательств и зачастую от неприязни представителей своего пола.

Но известно о привлекательности и другое.

Люди становятся тем более привлекательными, чем больше их любят.

Исследователи предъявили:

1. Текст характеристики

а) благоприятный

б) неблагоприятный

Затем:

2. Фотография

Если человек описывался как сердечный, дружелюбный, внимательный к другим, он выглядел более привлекательным.

В целом можно считать, что последнее предположение о существовании стереотипа “красивый значит хороший” является наиболее обоснованным из всех четырех гипотез, выдвинутых для объяснения связи между физической привлекательностью и аттракцией.

Отметим, однако, что наряду с тенденцией выбора наиболее красивых существует и иная: предпочтение партнеров того же, что и у самого, уровня физической привлекательности. Независимые судьи оценивали физическую привлекательность обоих партнеров и по поведенческим признакам – степень удовлетворенности отношениями. Оказалось, что исследуемая характеристика зависит не от абсолютных оценок внешних данных партнеров, а от схожества этих оценок. Отметим, что тенденция предпочтения сходных, хорошо описываемая с точки зрения представления о социальном обмене, действует гораздо слабее, чем склонность к выбору наиболее красивых.

Говоря о связи физической привлекательности и аттракции, нельзя абстрагироваться от этических моментов. Привилегированное положение красивых (а его, по данным К. Дайон, осознают уже четырехлетние дети, отвечающие на соответствующий вопрос, что лучше быть красивым, так как тогда “тебя все будут любить и не будут обижать”) не соответствует представлению большинства людей о справедливости и недопустимости неравенства. Примириться с тем фактом, что без всяких заслуг со своей стороны человек более красивый, чем другие, попадает в более выгодное положение (а некрасивый – безо всякой вины – в невыгодное), крайне трудно.

Отметим, прежде всего, что более высокий уровень физической привлекательности не обеспечивает стабильного успеха в долговременных отношениях. Так, в проведенном под руководством автора дипломном исследовании Н.Г. Шевцовой было показано, что физическая привлекательность супругов не влияет на взаимоотношения в семье и стабильность брака. Нет жесткой связи и между внешностью, с одной стороны, и с успехом в романтических отношениях – с другой. Существуют в зависимости аттракции от внешности и большие половые различия. Реально женщины больше ориентируются на внешние данные партнера, чем мужчины.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.