Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противоречия и кризисы профессионального развития личности




А.К. Маркова (1996) и Е.А. Климов (1998) выделили виды противоречий в развитии и функционировании человека, как субъекта труда:

1) это противоречия между опытом, компетентностью человека и обязанностями, которые ему предлагают выполнять в производственной организации, или характером вакансий рынка труда;

2) противоречия внутри субъекта труда – между его мотивами, ценностями и содержанием труда;

3) между ориентацией «на себя» и «на дело», между снижением функциональных возможностей и характером выполняемых задач.

Трудности процесса профессионализации личности могут быть вызваны не только возрастными изменениями психических функций, противоречиями профессионального развития, но и необходимостью участвовать в производственных конфликтах, в освоении новых форм организации труда.

Э.Ф. Зеер (2003) называет кризисом личности особое состояние внутренней психической напряженности, обусловленное противоречиями личностного и профессионального развития человека. Противоречия развития человека в труде могут накапливаться постепенно или лавинообразно.

Э.Ф. Зеер выделяет группы нормативных и ненормативных кризисов. К нормативным кризисам он относит типичные для большинства людей события, обусловленные организацией социальной и трудовой жизни (окончание школы, поступление в профессиональное учебное заведение, профессиональное продвижение или смена должности и т.д.). Ненормативные кризисы вызываются либо критическими событиями, имеющими смысложизненное значение, либо болезненным состоянием.

Примеры нормативных кризисов:

- кризис периода выбора профессии;

- кризис периода начальной профессиональной адаптации, вызванный коррекцией профессиональных ожиданий;

- кризис, связанный с нарушением перспектив профессионального продвижения;

- кризис периода профессионального мастерства, связанный с возможным падением интереса к профессии;

- кризис потери перспектив профессиональной карьеры во второй половине периода зрелости;

- кризис утраты профессиональной деятельности в связи с выходом на пенсию.

Причинами многих нормативных кризисов личности периода профессионализации (по Э.Ф. Зееру, 1994), являются:

1) объективные социально-экономические условия, приводящие к потере трудовой занятости;

2) возрастные психофизиологические изменения, ведущие к снижению трудоспособности;

3) постепенно накапливающиеся изменения способа выполнения трудовой деятельности;

4) неудовлетворенность человека своим социальным статусом;

5) чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью при ущербности других сфер жизни личности.

Способы преодоления кризисов обсуждаются в русле составления «программ психологического сопровождения профессионализации личности».

В некоторых случаях сам труд оказывает неблагоприятное влияние на развитие субъекта труда. К этой категории можно отнести реально существующие виды профессионального труда, которые актуализируют развитие одних сторон психики, личности, в то время как другие оказываются невостребованными и по общим законам биологии их функционирование снижается. Таким образом, появляются возможности формирования предпочтительно развиваемых и ущербных качеств субъекта труда, которые Е.И. Рогов (1994) предлагает обозначить как профессионально обусловленные акцентуации личности. Они проявляются в разной степени и характерны для большинства работников, вовлеченных в профессию и проработавших в ней длительное время.

Более выраженные изменения психических функций и личности под влиянием профессиональной деятельности Е.И. Рогов предлагает называть профессиональными деформациями. В отличие от акцентуаций профессиональные деформации оцениваются как вариант нежелательного негативного профессионального развития.

С целью исследования человека как субъекта труда и изучения развития личности профессионала могут быть использованы различные методы. Так, например, психологи используют беседу, опрос, экспертные оценки, метод контент-анализа, проективные методы, поведенческие тесты и тесты-опросники, психобиографические методы (каузометрия).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.