Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути минимизации дебиторской задолжности




Анкетирование учащихся

 

Анкета № 1

1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?

2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

3. Как тебя поощряют, за что?

4. Как тебя наказывают, за что?

5. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

6. Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?

 

 

Анкета № 2

1. Доверяешь ли ты свои секреты родителям?

2. Стараешься ли контролировать свое поведение?

3. Каких поощрений ждешь от родителей?

4. Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?

5. Хватает ли тебе общения с родителями?

6. Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?

7. Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?

8.С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?

Для того чтобы минимизировать риски, связанные с дебиторской задолженностью, фирме необходимо постоянно держать ее под контролем.
Но, к сожалению, ни оценка контрагентов, ни работа с авансами, ни страхование задолженности и другие широко применяющиеся меры далеко не всегда позволяют уберечься от «повиснувшей» дебиторки.
Поэтому нужен комплексный подход. Именно своевременный контроль и анализ позволят вовремя выявить просроченную задолженность и оперативно принять меры по ее взысканию.
Так, воздействие на дебитора может быть «жестким» или «мягким», т. е. мы либо сразу идем в суд либо (в зависимости от взаимоотношений с контрагентом) можно поддержать контрагента, предложить ему более доступные методы погашения обязательств (например отсрочку платежа).

Управление дебиторской задолженностью – целый процесс, который подразумевает определенное количество этапов. Начинается он еще до подписания договора.
Главное в управлении дебиторской задолженностью – создание четких и понятных правил и ознакомление с ними клиентов и сотрудников.
Дебиторскую задолженность можно подразделить на:
текущую – те долги, срок оплаты которых, установленный соглашением сторон, не наступил;
просроченную – задолженность, не поступившая в срок, установленный договором.
Просроченная задолженность связана с нарушением платежной дисциплины покупателями и заказчиками, которые не оплатили в срок поставленную им продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).
Просроченную задолженность принято разделять на сомнительную, которую еще можно взыскать, и безнадежную, которая подлежит списанию.
Что нужно сделать для того, чтобы невозврата дебиторской задолженности не случилось?
Каковы методы работы с дебиторской задолженностью?

Этапы работы с дебиторской задолженностью

Работу с дебиторской задолженностью, можно разделить на несколько этапов:
1. Этап заключения договора. Во время этого этапа нужно проверить фирму, застраховаться от всех известных способов обмана контрагентом вашей фирмы.
Кроме того, нужно грамотно составить договор, а именно: установить в договоре штрафы за несвоевременную оплату продукции/выполненных работ, проверить подписание документов контрагентом, количество документов и т. д.
Важно: при составлении любого договора и дальнейшей работе по договору вы сразу же должны готовиться к возможному обращению в арбитражный суд.
Именно поэтому необходимо помнить, что документы, представляемые в арбитражный суд и подтверждающие совершение юридически значимых действий (договоры, накладные, доверенности, заявки и прочие), должны соответствовать требованиям, установленным для этого вида документов.
Помните: в организации обязательно должны храниться оригиналы документов, и ни один документ не должен быть утерян.
Договор также должен быть подписан уполномоченным лицом, поэтому всегда требуйте документы, подтверждающие полномочия. Неграмотно составленный договор может послужить поводом для неоплаты долга покупателем или заказчиком.

2. Этап работы с контрагентом. Во время этого этапа необходимо отслеживать правильность заполнения первичных документов, строго контролировать факты оплаты и при необходимости напоминать контрагенту о времени оплаты, начислять штрафы за просрочку платежей, следить за текущей платежеспособностью компании-контрагента.
На данном этапе следует вести активную переписку с контрагентом (направлять письма-уведомления).
Контрагент должен сразу понять, что всю работу с дебиторской задолженностью вы держите под контролем, что система документооборота у вас налажена четко, что ни один его промах (или попытка улизнуть от своевременной оплаты) успехом не увенчается.
Должна сказать, что именно эта мера подчас дисциплинирует клиента и удерживает его от накапливания долгов.
Если же ваш клиент понял, что в вашей организации порядка и контроля за четким выполнением условий договоров нет, то и платить он вам станет, когда это будет выгодно ему.
3. Этап образования просроченной задолженности. Итак, задолженность образовалась. Что делать? Главное – необходимо понять, чем является факт просрочки дебиторской задолженности: просрочкой или окончательным невозвратом, получить на руки все документы и при необходимости привести их к установленной форме, получить достоверную информацию о платежеспособности должника, провести переговоры по возврату задолженности.
На этапе образования просроченной дебиторской задолженности необходимо помнить, что если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.
Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению» (см. ст. 404 ГК РФ).
На данном этапе необходимо направлять должнику претензии (предарбитражные напоминания).
Здесь главное – юридическое качество документов. Дело в том, что претензию (предарбитражное напоминание) можно составить таким образом, что до суда дело может и не дойти. Необходимо как можно красочнее расписать вашему должнику все перспективы его дальнейшего бездействия. Ведь взысканием суммы дебиторской задолженности дело вряд ли ограничится.
Поскольку в случае если он не исполнит свои обязательства добровольно, вы обращаетесь в суд, он обязан будет: возместить вам расходы по уплате государственной пошлины, проценты по ст. 395 ГК РФ или иные штрафы и пени, убытки (причем, как реальные, так и упущенную выгоду), а также расходы на адвокатов или юристов представителей.
Если все это правильно описать в предарбитражном напоминании, причем указав конкретные цифры и расчеты, то сумма получится весьма внушительная. А если еще и указать, что она может быть взыскана судебным приставом-исполнителем, который, в свою очередь, начислит исполнительный сбор или штраф за просрочку исполнения, а также может обратить взыскание на особо ценное имущество, то должнику станет понятно, что вы настроены очень серьезно и долг лучше вернуть сейчас.

4. Принятие решения, имеющего юридические последствия. На этом этапе решается, каким образом истребовать задолженность: в судебном порядке, в страховом порядке, в порядке уступки права требования (цессии), в порядке перевода долга, в порядке договора-поручения об истребовании долгов.
После принятия решения производятся действия, имеющие юридические последствия.

Безнадежная дебиторка – что это?

В первую очередь, к безнадежным относятся долги, по которым истек срок исковой давности (п. 2. ст. 266 НКРФ).
В соответствии с гражданским законодательством, общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ).
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (ст. 200 ГК РФ). Например, если покупатель должен был оплатить товар 28 апреля 2009 года, но этого не сделал, то срок исковой давности приходится на период с 29 апреля 2009 года по 29 апреля 2012 года. Соответственно, в апреле 2012 года задолженность может быть признана безнадежной.
Помните, однако, что срок исковой давности может прерываться, если должник совершил действия, свидетельствующие о признании долга. При этом после перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, прошедшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).
В связи с этим возникает вопрос: какие действия, совершенные должником, говорят о признании долга?
ГК РФ, к сожалению, не дает ответа на этот вопрос. Но в пункте 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.11.01 № 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.01 № 18, в свою очередь, приведен примерный перечень действий, свидетельствующих о признании долга. Итак, это:
– признание претензии;
– частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга и/или сумм санкций, равно как и частичное признание претензии об уплате основного долга, если последний имеет под собой только одно основание, а не складывается из различных оснований;
– уплата процентов по основному долгу;
– изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или рассрочке платежа);
– акцепт инкассового поручения.

Помимо перечисленных, суды также расценивают в качестве «признательных» действий:
– добровольное (то есть без письменной претензии от кредитора) направление должником гарантийного письма с обещанием расплатиться (см. Постановление ФАС ПО от 27.10.2010 по делу № А65-12950/2009);
– подписание и направление должником в адрес кредитора проекта мирового соглашения о погашении задолженности (см. Постановление ФАС СЗО от 19.03.2009 по делу № А56-12901/2008);

– составление и подписание сторонами акта сверки расчетов. Такого мнения придерживаются как чиновники (письмо ФНС России от 06.12.10 № ШС-37-3/16955), так и суды (см. постановления ФАС Дальневосточного округа от 09.07.10 № Ф03-4810/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.04.10 по делу № А58-4911/09). Подробнее мы еще поговорим об этом дальше;

– заключение соглашений:
– о зачете встречных требований, где зачтена часть долга по спорному обязательству (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.2011 № 12572/10);
– о замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами ранее, другим обязательством (новация);
– о предоставлении отступного взамен исполнения договора;
На заметку: даже если такие соглашения впоследствии будут признаны недействительными, сам факт их подписания должником все равно будет свидетельствовать о признании им долга, а значит, прерывать срок исковой давности (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 14.07.2009 № 5286/09).

Списываем задолженность…

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ, одним из условий признания расходов является подтверждение суммы документами, оформленными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, чтобы уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, налогоплательщику необходимо иметь документы, подтверждающие факт возникновения задолженности, а также документы, свидетельствующие о течении срока исковой давности.
Так, в Письме от 6 декабря 2010 г. № ШС-37-3/16955 «О подтверждении расходов в виде сумм дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности» (далее – Письмо) ФНС России сообщает, что «документами, подтверждающими факт возникновения дебиторской задолженности, могут быть любые соответствующие требованиям п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные документы о совершении хозяйственной операции, в результате которой образовался долг контрагента перед налогоплательщиком (накладные на передачу ценностей, акты приемки-сдачи работ (услуг), платежные документы и др.). При этом договор сам по себе первичным документом, свидетельствующим о совершении хозяйственной операции, в подавляющем большинстве случаев не является».
В Письме также указано, что акт сверки не является первичным учетным документом, подтверждающим совершение хозяйственной операции, поскольку финансовое состояние сторон при этом не изменяется.
После подписания сторонами такого акта срок исковой давности начинает течь заново, а время, прошедшее до указанного перерыва, в новый срок не засчитывается.
Таким образом, организация по основанию истечения срока исковой давности имеет право уменьшить налоговую базу на сумму дебиторской задолженности не ранее чем по истечении 3-х лет с даты последней сверки по этой задолженности.

«Дебиторка»… как много в этом слове…

Дебиторскую задолженность, согласно п. 2 ст. 266 НК РФ, можно списать и раньше истечения срока исковой давности, если обязательство прекращено в соответствии с нормами гражданского законодательства:
– невозможно исполнить обязательство;
– на основании акта государственного органа;
– в случае ликвидации организации-должника.

Рассмотрим ситуацию о невозможности исполнения обязательства, из которого оно возникло, причем не во всех случаях, а лишь тогда, когда дебиторка вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (например, форс-мажор: обстоятельства непреодолимой силы, война, издание акта государственного органа, в силу которого становится невозможно исполнять обязательство и т. д.).

Ситуация №1. Нередко бывает так, что организация подает на должника в суд, выигрывает процесс, но несмотря на это взыскать свои деньги с должника ей не удается. Причина, например, в том, что имущества у должника вовсе нет или найти его не представляется возможным.
В таких случаях судебные приставы выносят акт об окончании исполнительного производства и возвращают исполнительный лист компании-взыскателю.
Однако наличие такого акта не мешает кредитору в будущем еще раз попытаться взыскать задолженность с должника, т. е. с позиции гражданского законодательства долг нельзя считать безнадежным, поскольку теоретически компания имеет возможность взыскать его с должника в будущем (ну, вдруг у последнего появится имущество, за счет которого может быть произведено взыскание?).
Возникает вопрос: может ли компания на основании акта об окончании исполнительного производства отнести сумму долга в состав расходов при исчислении налога на прибыль?

ФНС заняла жесткую и невыгодную для налогоплательщиков позицию (см. письмо ФНС России от 06.09.10 № ШС-37-3/10674): наличие у кредитора такого акта не дает ему основание считать «дебиторку» безнадежным долгом, поскольку в этом случае не выполняется условие пункта 2 статьи 266 НК РФ о прекращении обязательства.
Однако Минфин России придерживается противоположного мнения. А именно: разрешает списывать дебиторскую задолженность на основании постановления судебного пристава об окончании исполнительного производства (см., например, письма от 25.11.08 № 03-03-06/2/158, от 24.11.09 № 03-03-06/1/771, от 12.04.10 № 03-03-05/80).
Если организация-должник ликвидирована, дебиторскую задолженность также можно спокойно списывать, не боясь претензий со стороны налогового органа. В этом случае главное – получить соответствующую выписку из ЕГРЮЛ.

Взыскание дебиторской задолженности – дело хлопотное

Взыскание дебиторской задолженности, безусловно, мероприятие во всех случаях весьма хлопотное, но также и весьма важное.
Ведь с учетом нынешних темпов инфляции затягивать с ним нельзя, поскольку взысканные в итоге суммы не принесут никакой радости, т. к., во-первых, их ценность за это время заметно уменьшится, а во-вторых, долг уже не будет равноценен первоначальному.
Кроме того, решение суда в вашу пользу не всегда гарантирует получение денег в натуре.
Ситуация №2 Возможно и такое, что у должника также могут быть свои должники, т. е. когда у организации есть возможная ко взысканию, но невзысканная дебиторская задолженность.
Зачастую именно неисполнение обязательств третьими лицами перед должником влечет просрочку должника в исполнении обязательств перед взыскателем.
Тогда за стадией судебного разбирательства следует стадия исполнительного производства.
Итак, допустим, ваш должник имеет право требования к третьему лицу, не исполнившему обязательство перед ним как кредитором, в том числе право требования по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и др. (п. 1 ст. 75 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее – Закон).
Обращение взыскания на дебиторскую задолженность состоит в переходе к взыскателю права должника на получение дебиторской задолженности.
Статьей 83 Закона определено, что производится арест дебиторской задолженности, который состоит в объявлении запрета на совершение должником и дебитором любых действий, приводящих к изменению либо прекращению правоотношений, на основании которых возникла дебиторская задолженность, а также на уступку права требования третьим лицам.
Важно! Размер дебиторской задолженности не должен превышать размер требований, содержащихся в исполнительном документе, увеличенных на сумму исполнительского сбора.
Так, суд признал недействительным постановление о наложении ареста, поскольку установлено, что судебным приставом-исполнителем арестована дебиторская задолженность, размер которой превышает сумму долга (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21 октября 2008 г. № Ф04-6362/2008 (13791-А46-12).
В заключение
Работа с дебиторской задолженностью, т. е. процесс управления ею, является важным моментом в деятельности любой компании или организации и требует пристального внимания руководителей.
Кроме того, не стоит забывать, что рост дебиторской задолженности может привести к финансовому краху любой компании, а условием обеспечения финансовой устойчивости является превышение суммы дебиторской задолженности над суммой кредиторской задолженности.
И главное: чем дальше вы как кредитор тянете с моментом взыскания дебиторской задолженности, тем больше средств теряете. Более того, если дождаться истечения срока исковой давности, то перспектива получения назад своих денег и вовсе становится призрачной.
Кроме того, взыскивая долг в судебном порядке, очень сложно в дальнейшем сохранить нормальные сложившиеся деловые отношения с контрагентом.

3. Концепция минимизации запасов. Относительно недавно предприятия и организации пришли к выводу, что запасы – проявление расточительства. Яркие представители этого направления –руководители компании «Тойота». В противовес представителям концепции максимизации запасов они абсолютизировали негативные последствия высокого уровня запасов, а именно:
1) увеличение текущих затрат, связанных с содержанием запасов, из-за роста стоимости содержания складов, налоговых выплат, страховых платежей, оплаты обслуживающего персонала;
2) снижение времени реакции на требования потребителя;
3) усложнение процесса управления запасами;
4) снижение прибыли на инвестированный капитал;
5) увеличение складских площадей;
6) перепроизводство, которое может вызвать устаревание продукции;
7) увеличение себестоимости продукции.
Японские менеджеры рассматривали запасы как ширму, за которой скрываются недостатки производственной деятельности:
• низкое качество;
• неспособность производить продукцию мелкими партиями;
• неумение правильно планировать;
• неумение правильно приобретать нужный товар;
• сбои в производстве;
• сбои в поставках продукции.
В связи с таким подходом к оценке запасов появилась новая тенденция - сводить запасы на фирмах к минимуму. Стали развиваться логистические системы/технологии, позволяющие значительно снизить уровень запасов. Система MRP, например, связывает запасы непосредственно с плановым объемом производства. Технология JIT позволяет работать почти без запасов. Все эти системы(технологии) минимизируют запасы, обеспечивая при этом требуемый уровень качества логистического обслуживания потребителей.
Задача снижения уровня запасов может решаться различными способами. До 1960-х годов большинство задач, связанных с управлением запасами, решалось вручную. С появлением компьютеров было автоматизировано до 90% работ по управлению запасами. Благодаря компьютеризации то, что ранее считалось чистотой теорией, теперь может быть применено на практике. Компьютеры вызывали к жизни новые методы и модели управления запасами. В частности, появилась возможность снижать уровень запасов без потери качества обслуживания производства. Стала значительно сокращаться длительность производственного цикла, что совместно с развитием систем управления качеством и при постоянном характере потребления позволило развить систему JIT, которая почти полностью ликвидировала страховые запасы.
Таким образом, концепции управления запасами, сложившиеся на практике, основываются на двух противоположных точках зрения: первая абсолютизирует положительную роль запасов, вторая абсолютизирует отрицательную роль запасов. Концепция оптимизации пытается найти золотую середину между ними.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.