Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы изъятия ресурсной ренты




Предприятия, деятельность которых связана с ограниченными и невозобновляемыми природными ресурсами, имеют возможность реализовывать свою продукцию по ценам, превышающим как затраты предприятия на их производство, так и некоторый уровень прибыли, достаточный, чтобы сделать инвестиции в это производство привлекательными. Этот избыток обычно рассматривается как ресурсная рента, сверхприбыль, принадлежащая обществу и потому подлежащая изъятию государством.

В современном мире механизмы изъятия природной ренты достаточно разнообразны. При этом в экономически развитых странах преобладают налоговые методы изъятия, а в странах с развивающейся и относительно закрытой экономикой широко применяются и неналоговые методы, такие, как, например, соглашения о разделе продукции. Так, в политически стабильных экономиках Запада все экономические отношения регулируются законодательством и не являются предметом переговоров. Например, в США и Великобритании вообще не применяются соглашения о разделе продукции. Менее экономически стабильные страны имеют больше условий, подлежащих переговорам.

При этом преобладают налоги, направленные на изъятие ренты непосредственно с пользователей природных ресурсов. Однако налогами (косвенными) облагаются и потребители природного сырья. Таким образом, изымается избыточный доход, полученный за счет перераспределения ренты.

Следует подчеркнуть, что при налогообложении использования ограниченных и невозобновляемых природных ресурсов применяются помимо стандартных (общих для предприятий всех отраслей) и специальные налоговые механизмы.

Особенности налогообложения нефтегазодобычи в Норвегии

Налогообложение нефтедобывающих компаний в Норвегии основано на общих налоговых правилах с поправками на нормы Закона о нефтяном налогообложении.
Основными платежами при этом являются:

1. подоходный налог,

2. специальный налог на нефтяные операции,

3. роялти,

4. налог на капитал,

5. ренталс.

Приведем определение. Роялти – периодические отчисления продавцу (лицензиару) за право пользования предметом лицензионного соглашения. На практике роялти устанавливается в виде фиксированных ставок, которые выплачиваются лицензиатом через согласованные промежутки времени в течение действия лицензионного соглашения. Ставка роялти устанавливается в процентах от стоимости чистых продаж лицензионной продукции, ее себестоимости, валовой прибыли или определяется в расчете на единицу продукции. Наиболее распространенным является исчисление роялти в процентах от стоимости продаж продукции. Происхождение термина: regalis (царский, латынь) – roialte (от roi, король, французский) – royalty (английский).

Первые два налога являются основными и базируются на обложении чистого дохода компании. Таким образом, убытки, связанные с нефтедобычей, сокращают общий облагаемый доход компании. Для расчета налогооблагаемой базы используются так называемые нормальные цены. Нормальная цена ориентирована на цены сделок между независимыми участниками на свободном рынке (в отличие, скажем, от сделок внутри интегрированной компании).

Содержательное отличие этих двух налогов в применении скидок. Так, при исчислении налоговой базы по обычному подоходному налогу убытки от других видов деятельности нефтяной компании могут сокращать облагаемый нефтяной доход (наполовину). Специальный налог таких скидок не допускает. Однако он предоставляет скидку в виде определенного процента от стоимости основных фондов в добыче и транспортировке углеводородов (в течение 15 лет, с года начала амортизации этих фондов). Ставка специального налога составляет 30%.

В системе налогообложения производства углеводородов в Норвегии определенное место занимают роялти. Как известно, роялти рассчитываются как процент от валового, а не от чистого дохода производителя. Этот платеж хорош тем, что легко контролируется и обеспечивает государственному бюджету ранний и гарантированный доход. В последние 20 лет страны-нефтепроизводители, в том числе и Норвегия, перешли к исчислению роялти по скользящей шкале, пытаясь связать величину роялти с такими факторами, как уровень добычи или глубина залегания. С 1972 года ставка роялти на нефть составляет 8 – 16% в зависимости от объема добычи. Предполагается, что такая дифференциация повысит интерес инвесторов к небольшим месторождениям, а также смягчит регрессивный по сути характер роялти. В сравнении со ставками налогов на доход в нефтяной отрасли Норвегии (около 50%) поступления от роялти в казну не очень велики. Однако, как уже говорилось, они начинаются уже с начала добычи.

Следует также сказать о таком постоянном платеже нефтедобывающих компаний, как ренталс. Этот платеж не меняется в течение первых 6 лет, а затем ежегодно увеличивается пока не достигнет определенного (максимального) размера.

Механизмы налогообложения нефтегазового сектора Великобритании

Основные налоговые поступления от нефтегазового сектора Великобритании обеспечиваются в прежде всего:

1. специальным налогом на нефтяные доходы,

2. корпоративным налогом,

3. роялти.

Стандартный корпоративный налог выплачивается по ставке 33%.

Согласно действующему с 1975 года Закону о нефтяном налогообложении, специальный налог выплачивается с прибыли от добычи углеводородов. Причем объектом налогообложения является месторождение, а не компания. Его прибыль с 1993 года облагается по ставке 50% (в восьмидесятые годы - 75%). Рассчитывается прибыль как разность между доходами от добычи и затратами, включая текущие, роялти, затраты на разработку.

При исчислении этого налога не допускаются скидки в случае потерь от других видов деятельности, но возможна скидка в размере части затрат (не более 1/10) на разработку другого месторождения до момента его окупаемости. Закон о нефтяном налогообложении предусматривает также выведение из-под налогообложения фиксированного количества нефти в год. Также в начале освоения месторождения специальным налогом не облагается часть прибыли, соответствующая 15%-ой рентабельности.

Роялти в Великобритании взимается по ставке 12,5% (на шельфе). При этом из валового дохода исключаются затраты по транспортировке углеводородов на сушу и издержки закачивания. Государство, по своему желанию, может взять роялти полностью или частично продукцией.
Законодательство Великобритании предусматривает смягчение налоговых условий для компаний, завершающих свою деятельность на выработанном участке и демонтирующих шельфовое оборудование.

Налогообложение нефтяной промышленности США

Особенностью недропользования в США является то, что собственником недр в этой стране могут быть не только федерация и штаты, но и частные лица. Соответственно разделяются и доходы от использования природных ресурсов.

Согласно Закону о размещении минеральных ресурсов 1872 года собственники недр имеют право получать рентные доходы от нефтедобычи в виде бонусов (единовременно уплачиваемых сумм при конкурсном распределении прав на эксплуатацию природных объектов), ренталс, роялти или в виде участия в собственности нефтяных компаний. Помимо выше перечисленных рентных платежей, нефтедобыча облагается налогами, которые поступают в федеральный бюджет и бюджет штата.

Континентальный шельф в США является федеральной собственностью, поэтому все платежи с нефтедобычи на шельфе поступают федеральному правительству. При этом роялти на федеральных площадях составляет 16 2/3%, скользящая шкала не применяется.

В других случаях размеры бонусов, ренталс, роялти заметно варьируются (особенно бонусов). Ренталс составляют несколько долларов за акр. Роялти колеблются в пределах 10 – 20%.

Размеры роялти за добычу на частных землях устанавливаются владельцами этих земель. Эти лица, как правило, объединены в ассоциации, которые исполняют консультационные и посреднические функции.

Налогооблагаемая база федерального подоходного налога на корпорации определяется путем вычитания из валового дохода компании эксплуатационных (ренталс, зарплата, затраты на топливо и энергию, ремонт и содержание оборудования и др.) и капитальных затрат. По американскому налоговому законодательству существует целая система скидок по названному налогу для нефтяных компаний. Например, скидка на истощение недр. Компания может выбрать в качестве скидки либо сумму производственных затрат по некоторым статьям (сумма бонуса, затраты на геологические и геофизические исследования) или процентную скидку на истощение недр. Процентная скидка составляет меньшую из двух величин: 22% валового дохода или 50% налогооблагаемого дохода.

Особенностью США является то, что фактически режим налогообложения, изъятие основной части природной ренты и ее использование осуществляются не на уровне федеральной власти, а на уровне штатов.

Достижения и проблемы в изъятии и использовании природной ренты в штате Аляска

Налогообложение добычи нефти и газа в штате Аляска выглядит следующим образом:

1. налог на имущество (оборудование по добыче, переработке, транспортировке углеводородов). Ставка 2%.

2. налог на добычу нефти. В первые пять лет ставка 12,5%, в дальнейшем – 15%. Применяется экономическое лимитирование, то есть, снижение налога для менее прибыльных месторождений.

3. плата за возмещение ущерба окружающей среде, нанесенного при выбросах нефти. - 3 цента с одного барреля добытой нефти.

4. роялти. 12,5% от валовой добычи (почти все нефтеносные земли Аляски принадлежат государству).

5. налог на доходы корпораций. 9,4 % от чистого дохода, полученного на Аляске и 9,4 % от совокупного дохода компании в остальном мире.

Важную роль играют также тарифы на использование нефтепроводов.

Оценка нефти для целей налогообложения осуществляется на основе рыночной цены корзины основных сортов нефти-сырца, прежде всего средней западно-техасской нефти (WTI). Базой для начисления налога на добычу нефти и роялти является оценочная стоимость скважины и производительность месторождения.
В 2000 году 78% бюджетных доходов штата Аляска составили нефтяные платежи.

Помимо покрытия прямых бюджетных расходов штата нефтяные платежи собираются в специальных фондах. В 1976 году был учрежден (конституцией штата) Перманентный фонд штата Аляска. Фонд создавался как источник инвестиций на отдаленное будущее, когда доходы от нефти неизбежно сократятся. Фонд, неподконтрольный исполнительной власти штата, аккумулирует до 50% рентных доходов штата. Основной капитал этого фонда не может расходоваться без согласия избирателей. Доходы от капитала направляются, во-первых, на защиту капитала фонда от инфляции, во-вторых, перечисляются в виде ежегодных дивидендов жителям Аляски (от 800 долл. на 1 человека в 1980 году до 2000 долл. – в 2000 году).

На сегодняшний день фонд составляет 26 млрд. долл., из которых 20 млрд. – его уставный капитал. 37% активов фонда размещены в акции американских предприятий, 16 % - в акции иностранных предприятий, 35% и 2% соответственно в американские и зарубежные облигации, 10% - в недвижимость. Фонд входит в сотню крупнейших инвестиционных фондов мира.

В 1990 году был учрежден Конституционный бюджетный резервный фонд штата Аляска. В нем аккумулируются суммы пеней и штрафов от разрешения споров по нефтяным налогам и роялти. Ежегодно решением парламента штата его средства направляются в операционный бюджет штата. Баланс фонда составляет 3 млрд. долл.

Несмотря на наличие столь стройной системы изъятия и использования ресурсной ренты в штате Аляска, и здесь имеют место многочисленные факты приватизации ренты благодаря огромному политическому давлению на власти штата со стороны нефтяных корпораций. По заключению независимых экспертов, именно благодаря лоббизму или прямой коррупции, нефтяным корпорациям удалось добиться от законодателей штата отмены раздельного учета доходов компаний на Аляске и зарубежом, что привело к фактическому падению ставки налога на доход нефтяных корпораций с 10 до 3 %.

К перераспределению нефтяной ренты в пользу корпораций привело и согласие законодателей штата на необоснованное повышение тарифов за транспортировку нефти через нефтепровод Транс Аляска, который на 95% принадлежит нефтяным компаниям BP, Exxon Mobil, Phillips Petroleum.

Независимые эксперты полагают, что в настоящее время нефтяная рента Аляски распределяется следующим образом:

Получатели ренты Сумма млрд.долл Процент от общей суммы
Нефтяные компании 15,6 42,5
Бюджет штата 12,4 33,8
Федеральный бюджет 8,7 23,7
Итого 36,7  

При этом нефтяники постоянно жалуются на непомерно высокие налоги и бюрократическую зарегулированность предпринимательской деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.