Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Реформация




Реформация - широкое религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, начавшееся в 1 четверти ХУ1в. в Германии и направленное на преобразование – «исправление» христианской католической религии. В результате в Англии, Нидерландах, Швейцарии, Скандинавских странах, некоторых германских княжествах победил протестантизм - новая форма вероисповедания, а Испания, Италия, Франция, Польша, Венгрия, Чехия, часть Германии остались католическими. Крупнейшими протестантскими конфессиями стали лютеранство (10% христиан), кальвинизм, англиканство и ряд протестантских сект - баптисты, адвентисты, методисты и др..

В период позднего средневековья рост городов, развитие общественного производства, товарно-денежных отношений, рас­ширение торговых связей и развитие коммуникаций, развитие городской культуры, появление свободных от феодальной зависимости сословий подрывали основы феодализма. Необходимость развития производительных сил дала толчок к опытному познанию природы, философия переключалась с теологических и схоластических проблем на вопросы познания мира. Потребность в свободном от внешнего принуждения труде послужила импульсом к возникновению новых представлений о человеке, его свободе и достоинстве. Так складывалась гуманистическая идеология эпохи Возрождения, «первая форма буржуазного Просвещения» (Энгельс). Но эта культура была достоянием узкого круга образованных горожан и не могла сказать влияние на массовое сознание, поскольку духовную жизнь большинства людей определяла религия. В этот период времени «всякое общественное и политическое движение необходимо принимало теологическую форму» (Ф. Энгельс)

Католическая церковь при этом оказалась неспособной ответить на вызов времени, выразить исторические потребности преобразований.

Католическая церковь - единственная в истории, пережившая эпоху светского владычества. Безраздельное господство, монополия на власть обусловили ее внутреннее перерождение и нравственное разложение. С ХIII века в интересах церкви действовала инквизиция, грозное оружие в борьбе со всеми ее врагами. Проповедуя бедность и смирение, церковь богатела, получая традиционную «десятину», а также плату за крещение, венчание, исповедь, отпевание. Высшие чины католической церкви часто вели жизнь, далекую от христианского идеала: процветали роскошь, разврат, полное презрение к вопросам веры.

По мнению современников, «повторялась история Рима времен Калигулы»: яркие примеры падения нравов дает, например, история жизни папы Александра VI (Борджиа).

Призывы очистить жизнь и обличение безнравственности и беззакония становились все более резкими. Например, Джироламо Савонарола (1452-1498) – известный проповедник, монах-доминиканец, настоятель флорентийского собора, был знаменит пламенным красноречием и непреклонным нравом. Он призывал вернуться к идеалам раннего христианства, резко осуждал роскошь, развлечения, светское искусство. После падения в 1494 году тирании Медичи, провел во Флорентийской республике преобразования, попытавшись ввести элементы теократии, но был обвинен противниками в ереси и казнен.

Состоянием церкви были недовольны все слои населения. Феодалы хотели независимости экономи­ческой, император - политической, народ терял терпение; внут­ри самой церкви назревал протест. С ХУ века власть Пап слабела, особенно активно действовали против них французские короли. В 1438г. епископы Франции перестали выплачивать аннаты и в делах французской церкви получили верховенство над Папой. Самыми зависимыми от Рима были Германские земли, где власть князей была политически слабой. Здесь и разгорелся первый очаг Реформации.

В условиях всеобщей религиозности покушаться на авторитет Рима можно было только используя его же методы, то есть отвергая сакральность церкви с позиции такой же жесткой и авторитарной, претендующей на обладание неоспоримой божественной истиной. В рамках христианства это можно было сделать, противопоставив земной ограниченности церкви всемогущество самого Бога, свободу людей от притязаний католицизма можно было обосновать, подчеркивая абсолютную зависимость от Создателя.

Движение за преобразования в сфере религии первоначально имело форму нравственного протеста против «безбожной» церкви.

31 октября 1517г. монах-профессор Мартин Лютер (1483-1546) из университета в Виттенберге в Саксонии обнародовал свои «Тезисы» - 95 возражений против права Пап прощать грешников, покупающих искупление грехов («индульгенции»). Первоначально Лютер не помышлял о радикальной реформе, идея его тезисов была в том, что для спасения души требуется внутреннее покаяние грешника, которое нельзя заменить денежной жертвой. Обнародование документа получило широкую огласку, нашлись сочувствующие. Рим отреагировал угрозой отлучения и физической расправы, Лютер не пожелал отказаться от своих взглядов. Конфликт разгорался; послание Папы об отлучении Мартина Лютера от церкви было демонстративно сожжено им в 1520 году, таким образом был декларирован его разрыв с Римом. В 1521 году Лютер был вызван на суд императора и осужден, но Фридрих – курфюрст Саксонии - помог ему бежать. В его владениях Лютер, уйдя от политических дел, разрабатывал положения нового учения.[1]

Практика индульгенций повсеместно вызывала возмущение, но критиковалась лишь ее форма, а не само право церкви осуждать и миловать. Лютер же за оскорбительным для христианства торгашеским духом церкви обнаружил «сатанинскую выдумку» - стремление освободить че­ловека от необходимости внутреннего покаяния, к чему призы­вает Библия: нельзя заменить полагающиеся человеку в силу его прирожденной грешности очищающие душу страдания, это - един­ственный путь укрепления веры, единственно возможный образ жизни христианина.

Лютер поставил под сомнение право церкви посредничать между Богом и людьми, в конечном счете отверг саму церковную иерархию во главе с «бесовским князем» Папой. Папство – «антихристово установление», искушающее человека, провоцирующее его на плохие дела. Основываясь на тексте Священного Писания, Лютер выступает против деления общества на священство и мирян, отрицает большинство таинств, культ свя­тых и ангелов, Богородицы, поклонение иконам и святым мощам, учение о «чистилище» (рассматривая все это как варианты церковной магии). Из семи таинств[2] Лютер считает возможным оставить только два – крещение и причастие, причем при условии их нового понимания: Святая вода не приносит очищения сама по себе, она «ничуть не лучше качеством той, что пьет корова», но «к простой воде добавлено слово Надежды». «Святость» - не особое качество предмета, а особое отношение к нему человека.

По мнению Лютера, всякая попытка умилостивить Бога (пожертвования, служение, монашество) - это попытка манипулирования. Обращение к Богу должно осуществляться не в сфере внешнего благочестия, а во внутреннем пространстве души.

Подлинным критерием истинности христианского учения может быть только Священное Писание. Чтобы каждый мог свободно обращаться к этому источнику, Лютер перевел текст Библии на немецкий язык, что имело большее значение не только для дви­жения Реформации, но и для развития национальной культуры, немецкого литературного языка, распространения грамотности.[3] Лютеране признают только Священное Писание (без Священного Предания), богослужение ведется на живом языке, а не на латыни.

Содержание концепции Лютера было сжато сформулировано Меланхтоном (1497-1560) в «Аугсбургском исповедании» (1530г)[4], основные постулаты которого:

- возможность личного спасения только верой,(в противоположность католическому учению о церкви, благодати и вере)

- равенство всех в вопросах веры перед Богом, т. е. принцип «всеобщего священства»,

- сокращение церковной иерархии и упрощение культа.

(С 1580 г. в лютеранстве существует «Книга согласия», сборник текстов – основ вероисповедания).

Лютер дополнил эту концепцию учением о Божественном предопределении и иллюзорности воли человека: «Все от Бога». Если бы спасение можно было заслужить, это порождало бы в душе человека самодовольство, успокоенность, гордыню, а долг истинного христианина перед Богом - нравственный подвиг в тяжелых испытаниях. Христианская вера для Лютера - усердная сосредоточенность, упорная методичность в выполнении обыкновенной мирской работы, в соответствии с установленным самим Богом земным порядком. Поскольку отлично выполненная работа свидетельствует о добросовестности, о прочности веры, ее успешный результат мо­жет рассматриваться как внешняя примета спасения.

Радикальным продолжателем Реформации стал Жан Кальвин (1509-1564гг). В 1536 году он бежал от преследований властей из Франции в Женеву, где и формировался новый вариант религиозной организации. Кальвинизм распространился в Швейцарии, во Франции (гугеноты), в Англии (пуритане), в Нидерландах, Германии, Венгрии, Польше.

Кальвин активно осуждал и «папистов», и «философов», решительно отсекая науку от веры.[5] Он еще более упростил культ и богослужение, придал церкви республиканский характер (кальвинисты живут «общинами», руководство – «пресвитеры» - выбирается мирянами; для решения важных вопросов руководители общин собираются на советы).

Предложения Кальвина по организации религиозной жизни были просты, радикальны, подходили для любого государственного устройства и допускали расправу над любыми преступниками «перед Богом».

Он довел учение о предопределении до абсолютного фатализма: от рождения удел одних людей - спасение, других - погибель, и изменить этого человек не может ни делами, ни верой. Любовь к Богу - не результат проявления воли человека, а дар Бога. Но так как Божественное предопределение скрыто от людей, каждый христианин должен строить свою жизнь в надежде на спасение. Правилом стало предельное ограничение жизненных потребностей, отказ от всех удовольствий, бережливость, постоянный труд, совершенствование профессионального мастерства, изучение Библии. Праздность, растрата капитала, лень рассматривались как грех и свидетельство грядущей погибели.

Кальвинисты осуждали художественное творчество, литературу, увеселения. Личная жизнь была строго регламентирована до мелочей, всякое инакомыслие сурово преследовалось. «Наставления в христианской вере», «Церковные установления» приобрели характер государственного закона. Целью политики Кальвина провозглашалось осуществление «Царства Божия».

Кальвинизм позднее породил ряд течений и сект: пресвитериан, конгрегационалистов, баптистов, пуритан, адвентистов и пр.. Наиболее последовательно идеологию кальвинизма отразило мировоззрение пуритан: самоограничение, пунктуальность, подчеркнутая набожность, миссионерские настроения, социальная активность и религиозная непоколебимость. Именно пуритане, вынужденные в 1620г. бежать из Европы в Северную Америку, заложили фундамент новой национальной культуры.

Движение реформации привело к устранению тормозящего влияния римско-католической церкви на развитие общества, что ускорило разрушение феодализма. Реформация способствовала процессу становления человека буржуазного общества - автономного индиви­да со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках.

Протестантизм утвердил нравственное значение труда и деловой предприимчивости.

Значение идеологии Реформации для науки нового времени состоит прежде всего в разрушении средневековой иерархической картины мира и переориентации воли человека от созерцательного отношения к истине на активный поиск ее в Книге мира. Все различия рангов видов творения теряют смысл, все элементы уравниваются, мир - однороден, он может быть измерен, исчислен. Все во Вселенной становится достойным внимания, нет уже более или менее благородных сфер бытия; отсюда - пристальное внимание к «недостойным» с точки зрения средневекового мировоззрения объектам. Происходит замена образа мира как организма на представ­ление об Универсуме как механизме. Механическая картина мира становится общенаучной парадигмой.

Если раньше человек должен был относиться к природе с благоговением, теперь он должен «осуществлять власть над миром».

Лютер критиковал католическую доктрину «синергизма», согласно которой человек «добрыми делами» может способствовать своему спасению. Он утверждал, что человек достигает спасения (так же как и природа – нормального функционирования) только благодаря прямому вмешательству Бога. Подчеркивая всемогущество Бога, Лютер отнимает у материи, природы самостоятельную жизнь, «омертвляет» образ природы. Вся жизнь – в Боге, природа же – косная, пассивная исполнительница живого Слова Божия.

Реформаторы положили начало деантропоморфизации представлений о природе. «В сотворенных вещах нет движущей силы, работы или движения, но они управляются тайным решением Бога» (Кальвин). Поэтому все происходящее есть чудо; поэтому мир исполнен динамики, не застрахован от превратностей и перемен. Подчеркивается возможность непосредственного контакта Творца с творением.

Признавая ничтожность человеческой «естественной» свободной воли, невозможность спастись без божественного вмешательства и помощи, Кальвин вместе с тем высоко оценил назначение и возможности человека, который «осуществляет власть над миром». Нормой поведения должен быть не созерцательный путь монаха-отшельника, а упорный труд, аскетически-дисциплинированная профессиональная деятельность, причем поле этой деятельности человек может выбирать сам. «Не для утех плоти или грешных радостей, но для Бога и спасения следует трудиться и богатеть» (пуританин Бакстер, XVII век). Человеку, таким образом, предоставляется немыслимая в рамках католицизма свобода «мирской деятельности» и возможность самостоятельно искать путь к истине. Вместе с тем, существует и требование буквального толкования Библии, и крайне подозрительное отношение кальвинистов к светской учености.

Механическая картина мира становится и основанием для научных исследований, и образцом для строительства человеческих отношений. Разрушение патриархального уклада жизни приводило человека к разрушению семейных обычаев, к освобождению от привязанностей. Тема бренности, раздробленности мира, относительности ценностей, хрупкости земного существования является центральной в искусстве и литературе барокко. Образ мироздания как замкнутого, гармоничного и совершенного Космоса рушится, более убедительной становится атомистская, корпускуляристская картина мира:

И в сфере звезд, и в облике планет

На атомы Вселенная крошится,

Все нити рвутся, все в куски дробится,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.