Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольные узлы




Узлы

Соревнования

Горный и пешеходный туризм

Ю.В. Фисенко

Филиал краевого центра экологии туризма и краеведения

Учебно-методическое пособие

 

Рецензенты:

Дрогов И.А. – судья Всесоюзной категории

Черданцев А.М. – судья Республиканской категории

Семендяева Е.В. – судья Республиканской категории

г. Пятигорск 2004 год.

 

 

Веревочные узлы применяются на соревнованиях в строгом соответствии с областью их безопасного и оптимального применения. Особые требования предъявляются для узлов, применяемых в цепи страховки и в системах больших нагрузок.

Узлы для связывания концов веревки одинакового, круглого сечения. Применяются: 1. Встречный; 2. Встречный восьмеркой; 3. Грейпвайн; 4. Шкотовый на проводнике; 5. Брамшкотовый на проводнике; 6. Карабинное соединение проводников веревок.

Для связывания концов круглых веревок разного диаметра, а так же для связывания двойной и одинарной веревки. Применяются: 1. Шкотовый на проводнике. 2. Брамшкотовый на проводнике. 3. Карабинное соединение проводников веревок. Узлы 1 и 2 применяются с контрольным узлом охватывающей веревки.

Рис. 4

Для связывания веревок ленточного и трубчатого типа применяютсяузлы: встречный, встречный восьмеркой, грейпвайн.

Рис. 5

Встречные узлы – широко используются для связывания двух верёвок, в том числе разного диаметра. Рационален для связывания лент и ленты с верёвкой. Хорошо держит и легко развязывается после снятия нагрузки. Его прочность выше всех остальных узлов для связывания веревок.

Узел Грейпвайн (с англ. - виноградная лоза) – наиболее надёжен для связывания веревок одинакового диаметра и лент, выдерживающих постоянные и переменные значительные нагрузки. Широко применяется для вязки петель-оттяжек, петель для закладок. Удобен, при связывании петли для самостраховки, так как этим же узлом можно регулировать длину петли.

Для закрепления навесной переправы и жестко натянутых перил применяются узлы:

На опорах круглого сечения (деревья). На целевом берегу применяется: стремя, тройное стремя, двойной и тройной штык, двойная карабинная удавка.

Рис. 6

На исходном берегу обычно применяется простая карабинная удавка – одинарный охват и пристегивание к дереву конца одинарной или двойной веревки с карабином на проводнике восьмеркой. К проводнику карабина пристегивается веревка для дистанционного снятия переправы.

При закреплении навесной переправы на деревьях допускается разнесение опорного узла. При этом применяется двойной или тройной охват основного дерева с вынесением конечного узла (стремя или штык) на другое дерево или толстую ветку.

Карабинный узел крепления переправы: Вяжется на карабине, который пристегивается к проводнику или петле опоры целевого берега. Схема узла дается на рисунке.

Рис. 7

Такой узел не ползет и не затягивается, и легко развязывается при снятии переправы, даже при значительном натяжении веревки.

Узел легко завязывается как одинарной, так и двойной веревкой. Он может быть завязан на одинарном карабине, а на переправах сильного натяжения (чтобы не заклинило муфту карабина), на двух, параллельно сложенных карабинах. Узел завершается контрольным узлом. Узел может быть завязан заранее.

Узел UIAA – в отечественной практике долгое время назывался «пожарник». Для динамической страховки применяется на грушевидном карабине и с использованием мягких верёвок. Для страховки жёсткой верёвкой не применять! Главное в его использовании для страховки – правильное положение витков узла на карабине с учетом направления возможного рывка.

Позволяет проводить страховку первого одной или двумя руками выдавая или выбирая страховочную верёвку через карабин.

2. На навесной переправе с сильным натяжением, во избежание сильного перетягивания и порчи веревки, не рекомендуется применение узла стремя на карабине.

Для закрепления веревки для спуска или подъема по склону рекомендуется: проводник восьмеркой, карабинная удавка, булинь с контрольным узлом, стремя с контрольным узлом (на дереве).

Для закрепления горизонтальных и наклонных перил на склоне применяются: проводник, проводник-восьмерка, стремя, двойной проводник, карабинная удавка, карабинная стяжка (см. ниже).

Карабинная стяжка. Представляет карабинный полиспаст, выполненный из конца перильной веревки, в исходном или целевом пункте перил, закрепляемых на склоне и проходящих через карабины промежуточных точек крепления, предназначенный для их натяжения примерно до 100кГ, для придания необходимой жесткости для опоры участников.

КС может применяться для натяжения коротких, менее 10м навесных переправ и перил, над рекой, бревном, каньоном и др.

Способ завязывания: После закрепления противоположного конца перил, в исходном пункте перильной веревкой охватывается опора (дерево или карабин). Затем, в 1,5-2м от опоры, на перилах вяжется проводник. Перильная веревка, после охвата опоры, проходит через карабин этого проводника и образует простейший карабинный полиспаст, который, усилием 1-2 участников, стягивается к опоре и фиксируется на ней одним из стандартных узлов крепления. Такая карабинная стяжка заменяет узел крепления перил.

Для пристегивания веревки к участнику, опоре, предмету. Применяется узел проводник, проводник восьмеркой.

Схватывающие узлы: Предназначены для фиксации страховки на перилах, для обеспечения фиксации транспортирующей веревки при спуске или подъеме тяжелых грузов и участников.

Обычно узлы вяжутся из замкнутых петель трех типов: 1. Замкнутая петля, связанная из 6-8мм репшнура узлом грейпвайн (Рис.8 п.-4). 2. Замкнутая петля, связанная сдвоенными концами так, чтобы получился проводник восьмеркой, из двойной веревки (Рис.8 п-5). 3. Двойная замкнутая петля, связанная проводником восьмеркой (Рис.8 п-6). Такая петля вяжется для узла Бахмана и его аналогов. Симметричный схватывающий узел из такой петли для самостраховки не применяется, он по одинарной веревке проскальзывает.

Симметричный полусхватывающий узел. На рисунке 6 пункт-1.

Такая петля не держит на перильной веревке, но хорошо держит на толстом канате, стволе дерева, вертикальной балке. При наличии вкладыша держит на двойной веревке.

Схватывающий узел (пруссик) (рис.8 п.-2), и Тройной (рис.8 п.-3).

В начале ХХ века альпинист из Германии Карл Пруссик изобрёл и ввел этот узел в практику мирового альпинизма. В последнее десятилетие узел серьёзно утратил основное свое назначение, прежде всего обеспечение самостраховки на вертикальных перилах. Это было связанно с тем, что практика его применения и ряд проведенных испытаний в экстремальных условиях показали, что в результате интенсивного трения (это его основная функция) отмечается оплавление прядей узла и дальнейшего его разрыва. Это не только настораживает, но заставляет искать замену этому популярному узлу, хотя в ряде вспомогательных целей он находит применение и выполняет свои функции.

Узел вяжется из веревочной петли, связанной из одинарного, круглого, капронового шнура, сечением 6-8мм. Узел может применяться для фиксации одинарной веревки, а так же для страховки на вертикальных перилах, на снежных, ледовых и скальных склонах крутизной до 45О. На отвесе прочность одинарной петли становится недостаточной.

Прочность петли из нового 6мм репшнура первого сорта составляет ок. 500кГ, из репшнура второго сорта - 400кГ. По мере эксплуатации прочность петли значительно снижается.

Рис. 8

Самостраховка участника схватывающим узлом применяется как вынужденная. Аналог классического, симметричного схватывающего узла, выполненный из двойной петли 6мм репшнура (Рис.8 п.-6) имеет начальную прочность 800-1000кГ, но проскальзывает на одинарной веревке. Он может применяться для самостраховки участников только на двойной веревке.

Австрийский схватывающий узел. Существует две формы узла – прямая и обратная (Рис.9). При прямом варианте схватывающая петля накручивается вверх по перилам, при обратной вниз.

Рис. 9

 

Прямой вариант узла обычно применяется для натяжение навесной переправы. В этом случае он вяжется из двойной 6мм петли или из 8мм петли. При этом делается от четырех до шести оборотов схватывающей петли вокруг перильной веревки.

Обратный вариант узла (пункт-2) обычно применяется для самостраховки на вертикальных перилах – как его симметричный аналог. При этом ограничиваются двумя оборотами одинарной схватывающей петли.

 

Узел Бахмана. Обычно применяется для силовых операций. Для самостраховки на перилах применяется редко. Преимущество узла заключается в том, что при снятии нагрузки он легко передвигается по верёвке. Этот узел надёжнее «пруссика» и особенно при транспортировке пострадавшего. Узел Бахмана вяжется как на одинарной, так и на двойной верёвке.

Карабин своей длинной стороной прикладывается к перильной верёвке. Репшнур простёгивается в карабин петлёй, складывается вдвое и обматывается вокруг перильной веревки и длинной стороны карабина, при каждом витке простёгивается через карабин (Рис. 10)

Рис.10

Схватываемость узла, его способность удерживать, веревку не проскальзывая, зависит от количества охватов. Чем их больше, тем узел надежнее. Оптимальное количество при натяжении переправы - 4-6 оборота.

Узел Бахмана с вкладышем. Надежность сцепления узла на одинарной веревке значительно повышается при наличии между его карабином и веревкой -вкладыша.

Рис. 11

При затягивании петли узла веревка делает изгиб на вкладыше и получается упор, не дающий узлу проскальзывать. Вкладыш устанавливается так, чтобы в вершине карабина Бахмана находилось не менее двух оборотов схватывающей петли, а в его основании не менее одного (рис. 11).

Рис. 12

Узел Бахмана (неполный). (Рис. 12). Отличается тем, что первые 2-3 оборота петля охватывает перильную веревку, а последующие 2 оборота охватывают и веревку и карабин.

Такой узел держит веревку значительно лучше, чем классический, и может применяться и для тяги, и для самостраховки на вертикально висящей веревке.

Симметричные схватывающие узлы на двойной веревке с карабинным вкладышем. На двойной веревке схватывающие узлы, как правило, держат лучше, чем на одинарной, но при больших нагрузках, на мокрой веревке и в некоторых других случаях они могут проскальзывать даже по двойной веревке.

Для исключения проскальзывания между веревками, в центральной точке схватывающего узла пристегивается карабин, который работает как «стоп вкладыш». При затягивании петли узла веревка у прутка карабина изгибается и образует упор. В отличие от всех, перечисленных выше, схватывающих узлов, петлю данного узла можно вязать из толстой и даже из основной веревки.

Для натяжения двойной навесной переправы и как средство тяги двойной веревки при транспортировке тяжелых грузов применяются две модификации – полусхватывающий и симметричный схватывающий узел, выполненные из 8-11мм одинарной петли.

Это позволяет, без риска разрыва петли узла, значительно увеличивает усилие тяги и повысить безопасность работы на полиспасте.

Узлы в страховочной системе участника:

Двойной булинь. Практика показала надёжность узла двойной булинь предложенный альпинистом Е.Б. Емельяновым. Этот узел применяется для блокировки системы участника. При этом одно его кольцо охватывает беседочные петли, другое грудные. Из концов веревки узла делаются две самостраховки.

К верхнему кольцу узла пристегивается страховочная веревка. К нижнему - все средства подвески на перилах и навесной переправе – восьмерка, каретка и др.

Следует отметить, что недостаточно затянутый двойной булинь, а так же булинь из веревки со скользкой оплетки, может выворачиваться или ползти. Это может привести к удушению участника при его зависании.

Обвязка грудная. Завязывается на груди (на вдохе) основной веревкой, узлом булинь. Один конец образует самостраховку, второй лямки, удерживающие петлю на груди. Лямки фиксируются на петле узлом полугрейпвайн или простым контрольным узлом, так, что контрольный узел при нагрузке упирается в булинь.

В настоящее время, если это не оговорено особо, обвязка не применяется.

Применяются контрольные узлы, охватывающие обе соединяемые веревки, по обе стороны от соединительного узла. Для этой цели применяется простой контрольный узел (Рис. 13).

Рис.13

 

На узлах крепления веревки к опоре - стремя, штык и др. - более эффективен контрольный узел в виде стремени. На двойной веревке навесной переправы наиболее надежным считается самозащемляющийся контрольный шкотовый узел

(Рис. 14).

Узел Гарда (рис. 25) (изобретение итальянских спасателей) – прекрасное средство для страховки. Лучше работает на мягкой верёвке и в качестве тормозящего узла. Двух карабинный узел Гарда применяется для верхней фиксирующей страховки участников и тяжелых грузов, а так же для самостраховки участника, поднимающегося по вертикальным перилам. Так как прочность карабина значительно превышает прочность капронового шнура, при правильном применении узел Гарда обеспечивает более надежную фиксацию, чем любой вид схватывающих узлов. Узел надёжен при любом качестве верёвки: мокрая, обледенелая и пр. Единственное неудобство – для этого узла нужны два карабина типа «Ирбис». На овальных и особенно «грушевидных» карабинах узел не работает – при нагрузке петли стягиваются в самую нижнюю часть овала карабина и зажимают друг друга.

Общие требования к узлам:

Узел должен быть затянут. В нем не должно быть перекрученных прядей. Рисунок узла должен соответствовать стандартной его форме.

Все узлы, в т.ч. и контрольные, должны иметь выход свободного конца не менее 50 мм.

Каждый узел должен использоваться в соответствии с его предназначением.

Необходимо помнить, что любой узел снижает прочность верёвки в точке расположения узла. За счет этого теряется около 40% средней прочности в узле стремя и примерно 25% в узле булинь и восьмёрка. Прочность верёвки на перегибе под острым углом (например на карабине) примерно на 30% ниже статической прочности.

Точки страховки.

- Точки крепления страховочных карабинов на рельефе, обеспечиваются стандартным крепежно-страховочным снаряжением. К такому снаряжению относятся скальные крючья, роксы, фрэнды, гексагональные и др. скальные закладки, шлямбурные крючья, трубчатые ледобуры и др. Их конструктивная прочность (по паспорту изделия) должна соответствовать прочности страховочной веревки. В условиях соревнований часто применяются стволы деревьев и скальные выступы, условно обозначающие точки крепления страховочных карабинов.

- Оттяжки - применяются для спрямления страховочной цепи и для исключения контакта страховочной веревки с выступами скал (чтобы исключить большое трение), и для исключения опасного момента жесткого карабина. Применяются стандартные оттяжки, сшитые определенным образом из синтетической ленты, «расходные концы» основной верёвки. Прочность оттяжки должна соответствовать прочности основной веревки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 6570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.