Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чужая речь. Понятие о прямой, косвенной, несобственно-прямой речи. Синтаксические особенности, изобразительно-выразительные свойства каждого из видов чужой речи




Именные предложения. Номинативный класс.

Предложения, в которых есть субъект, но нет предиката.

Номинативы – предложения, которые имеют значение бытийности, и при этом имеют четко выраженный формальный признак – имя существительное в И.п.

# Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Передают идею существования какого-либо предмета в действительности, не указывая на свойства объекта, не характеризуя его.

Несколько семантико-функциональных типов номинативных предложений:

1. Собственно бытийные. Передают идею существования предмета в чистом виде.

2. Указательно бытийные. Идея существования осложнена указанием на предмет речи или мысли при его наличии или появлении. В структурную схему входят ВОТ и ВОТ И. # Вот и мост.

3. Оценочно-бытийные. Семантика бытия сопровождается оценкой – через частицы (тоже мне, какой, айда, что за) # Ох уж эти студенты!; через семантику самого слова # Чушь! Красота!

4. Именительный темы – структура в именительном падеже, которая употребляется в речи не самостоятельно, а с последующей за ней базовой структурой, в которой раскроется заданная тема. # Томский студент. Он человек серьезный.

5. Структуры, обозначающие названия книг, учреждений и т.д. Основная функция – наименование, которое содержит в себе и семантику бытования.

Необходимо отличать от неполных предложений. # Он талантливый человек, но больной. Бедный человек.

… от безличных предложений, в которых тоже выражается состояние природы. # Жарко.

… от нечленимых предложений.

Номинативные предложения неоднородны в стилистическом отношении.

Появляются в неразвернутой сознанием ситуации, которую можно развернуть, домыслить, поэтому удобны для выражения целых этапов человеческой жизни.

Считаются изысканными предложениями, позволяющими рисовать картины действительности.

 

25. Неполные предложения: контекстуально-ситуативные и эллиптические предложения. Стилистические свойства неполных предложений.

 

Неполн. п-я - п-я с лексически незамещенными необходимыми синт.

позициями, т.е. с позициями, которые подсказыв-ся рядом стоящими синт.

компонентами или присутствующими в тексте п-ми.

н. - я к тебе по делу. вместо я пришел к тебе по делу.

 

т.е. пропущен какой-л член п-я, но он подразумевается.

для классиф. неполн.п-ний необх. определить причины неполноты:

м.б. принцип языковой экономии,

разгов. речь.

 

1. неполн. односост. опред-личные п-я. н. - пойду отвечать в первой [пятерке]

2. неполн. двусост.

 

1. контекстуальные.

п-я, в которых пропущенный член восстанавливается или подсказывается

предыд. контекстом.

н. - купил яблоки. купил оч. дешево.

 

2. ситуативные.

п-я, в которых пропущ., структурно необходимый член восстан-ся

на основе знания по неязыковой ситуации.

н. - идет!

характ-ны для разгов. речи

 

3. эллиптические.

= п-я особого типа, спецификой структуры которых явл-ся

отсутствие глагольного сказ, причем сказуемого, не упомянутого

в контексте, т.е. в смысловом отнош-и не являющегося

необходимым для передачи данного собщ-я.

 

эти конструкции не нужд-ся ни в контексте, ни в ситуации, для того,

чтобы составить представл-е о действии или сост-и.

н. - а по сторонам - словно вымершая от зноя степь.

н. - теркин - дальше, автор - вслед.

все наверх!

!!! используются в лозунгах. н. - все лучшее - детям!

 

26. Нечленимые предложения: их своеобразие по сравнению с другими типами предложений, сфера их употребления.

 

среди простых п-ний выдел-ся группа п-ний, выраженных одним словом.

такие п-я обознач. простое утверждение или отриц-е, выраж. согласие или

несогласие, дают эмоц. оценку предшествующ. п-ю.

 

-нечлен.п-я представл. собой особый структурный тип и не м.б.отнесены

ни к односост, ни к двусост. п-м. они не имеют отдельн. членов п. и не

выполн. номинативной функц., так как ничего не называют.

-употр-ся в диалогич. речи. свойственны только разгов. языку.

м.использ-ся в худ.произв.

 

типы:

 

1) утвердит. н. - верно, да, правда.

2) отрицат. н. - нет, неправда.

3) утвердит-но-отрицат. н. - так себе, возможно.

4) вопросит. н. - ну? а? неужели?

5) побудит-но-междометные. н. - цыц! вон!

6) эмоц-но-междометные. н. - ай, ай,ай! батюшки! ах!

 

 

27. Средства экспрессивного синтаксиса: именительные темы, парцелляция, присоединение, эллиптические конструкции, порядок слов, несобственно-прямая речь.

 

Парцеляция - членение п. на отдельн.структуры или несовпадение

границ п-я и высказ-я.

 

-с помощью парц. мы выделяем наиболее значимые моменты.

-1 и то же п-е м.приобретать разный смысл (в завис-ти от коммуник. цели)

н. - в сочи состоится олимпиада, олимпиада состоится в сочи...

 

актуальное членение - членение на тему и рему, 1 из способов связи

слов в п-и и связи п-ий в тексте.

т. к. оно актуально и существенно для этого момента.

опред-ся установкой говорящего.

 

образ-ть тему и рему м. любые члены п-я, но все же... тема - подл,

рема-сказ.

 

способы выраж-я акт.член-я:

1) главное средство пердачи акт.содерж-я - ПОРЯДОК СЛОВ.

а)тема---рема - это объект.или прямой порядок слов, стилистически

нейтрален.научн.стиль.(определяется автором).

он сразу узнал Путина.

б)самое главное---предмет речи - это субъект.или обратный порядок.

рема помещ-ся перед темой.

использ-ся в разгов.речи, экспрессивная лексика.

путина узнал он сразу.

 

ЭЛЛИПТИЧЕСКИМИ назыв-ся конструкции особого типа, спецификой

структуры которых явл-ся отсутствие глагольного сказ,

причем сказуемого, не упомянутого в контексте, т.е. в смысловом

отнош-и не являющегося необходимым для передачи данного собщ-я.

 

эти конструкции не нужд-ся ни в контексте, ни в ситуации, для того,

чтобы составить представл-е о действии или сост-и.

н. - а по сторонам - словно вымершая от зноя степь.

н. - теркин - дальше, автор - вслед.

все наверх!

 

высказыв-я других лиц, включенные в авторское излож-е, образуют

ЧУЖУЮ РЕЧЬ. чужая речь м.передаваться в худ. лит-ре приемом

несобственно-прямой речи. в этом случае сохр-ся эмоц.окраска, лексич.

особен-ти речи говорящего. но ведется несобственно-прямая речь

не от имени действ. лица, а от имени автора. это сближ.ее с косв. речью.

он сказал: "хорошо". - прямая речь.

он сказал, что это хорошо. - косв.речь.

дети устали. не ожидали они таких трудностей.


 

 

28. Основы русской пунктуации. Ее принципы: формально-грамматический, смысловой, интонационный. Основные функции знаков препинания. Пунктуация и функциональные типы речи

 

пунктуацией назыв-ся собрание правил постановки знаков препин.,

а также сама система знаком препин., употребляемых в письм. речи.

 

основн. знач-е пунктуации - указывать на смысловое членение речи.

н. - постановка точки указыв. на законченность п-я.

+ знаки препин. служат для выявл-я разл.смыслов.оттенков.

н. - постановка "?" в конце п. указыв. не только на членение речи, но и

на вопросит.хар-р п., на его особый тип по цели высказ-я.

 

выбор знака препин.м/ду частями бессоюзн. с/п-я служит средством

выявления смысловых отнош. м/ду ними.

н. - всадник крикнул, лошадь понеслась - последов-ть 2ух действий,

н. - всадник крикнул- лошадь понеслась - причина и следствие,

н. - всадник крикнул: лошадь понеслась - причинно-следственные отнош-я,

во 2ой части причина.!!!

 

смысловой принцип явля-ся исходным моментом для строения п-я.

н. - казнить нельзя помиловать - интонационная запятая важна принципиально.

приведенный пример показывает, насколько тесно связана пунктуация

с интонацией.

 

по общим функциям прежде всего различ-ся знаки:

1. отделяющие (.?!,;:-...) членят письм. текст на значимые части.

2. выделяющие (,бла-бла, -бла- (бла) "бла")

функцию знака препин-я выполн. также абзац - напис-е новой строки.

 

+... передает недосказ-ть, прерванность мысли. м.указыв-ть на подтекст,

скрытый смысл.

+: предупр. о последующем пояснении, конкретизации...

+ тире означает всевозм. пропуски (н. - пропуск связки в сказуемом),

передает значения условий, сравнения, следствия. (н. - она вспомнила его -

мертвенная тоска разлилась по лицу.) +м.б. показателем неожидан-ти.

+! и? знаки по-особенному оформл. п-е. (н. - какая красота! что с тобой?)

+,, -- () выдел. в п-и. особо значимые части. это проявл-ся в доп. смыслов.

нагрузке. при помощи них выдел-ся обращения, вставные конструкции.

+ " " выдел. в тексте чужую речь, отдельные цитаты.

 

 

высказыв-я других лиц, включенные в авторское излож-е, образуют

ЧУЖУЮ РЕЧЬ. чужая речь м.передаваться в худ. лит-ре приемом

несобственно-прямой речи. в этом случае сохр-ся эмоц.окраска, лексич.

особен-ти речи говорящего. но ведется несобственно-прямая речь

не от имени действ. лица, а от имени автора. это сближ.ее с косв. речью.

он сказал: "хорошо". - прямая речь.

он сказал, что это хорошо. - косв.речь.

дети устали. не ожидали они таких трудностей.

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

С лексич. точки зрения прямая речь, как правило, представляет собой

дословную передачу чужого высказ-я, тогда как в косв. речи, обычно

воспроизводящей только содерж-е чужого высказ-я, подлинные слова

и выраж-я говорящего претерпевают те или иные изменения.

 

С синтакс. точки зрения прямая речь представл. собой самост-ное п-е,

связан. с авторскими словами только по смыслу и интонационно,

а косвен. речь образ. придат часть в составе с/п п-я, в котором роль

главной части играют авторские слова.

 

признаки прямой речи:

1. точно воспроизв. чужое высказ-е.

2. сопровожд-ся авторск. словами. (их назнач-е - в устан-и самого факта

чужой речи и указ-е, кому она принадлежит).

 

прямая речь м. передавать: высказ-е др.лица, слова самого автора,

мысли. (примерчики).

 

КОСВ.РЕЧЬ.

косв.речь - это передача чужого высказ-я в форме придат. п-я.

косв. речь всегда следует за словами говорящего (в отличие от прямой,

которая м.включаться в ее состав или располагаться перед ними).

 

- если прямая речь представл. собой повеств. п-е, то при замене ее

косв. речью использ-ся союз что. н. - он сказал, что уходит.

- если прямая речь представл. собой побудит.п-е, то при ее замене косв.

речью использ-ся. союз чтобы. н. - скажите, чтобы он закрыл дверь.

- если прямая речь представл. собой вопросит. п-е, то при замене ее косв.

речью возможны 2 случая:

а) при наличии вопросит.местоимен. слов они сохр-ся в косв. речи в роли

относит.слов. н. - подъехали они к избе, спрашивают, где тут изба.

б) при отсутствии в прямой речи вопросит. местоимен. слов косвенный

вопрос выраж-ся при помощи частицы ли в роли в союза.

н. - он осведомился, не та ли это изба.

 

обращ-я, междометия, эмоц-ные частицы, имеющиеся в прямой речи,

в косв. речи опуск-ся. а выражаемые ими оттенки передаются только

приблизительно другими лекс. средствами.

 

30. 31, 32. Сложносочиненные предложения – предложения, части которых связаны между собой сочинительными союзами.

 

Открытая структура: предложения состоят из двух и более предикативных единиц, количество которых может быть велико. Перечисляются равноправные события.

Закрытая структура: предложения состоят из двух предикативных единиц, к которым нельзя добавить третью без изменения смысла.

 

Открытая структура:

  1. Разделительные предложения (то-то, или - либо, не то - не то)
    • Предложения чередования (перечисляется ряд событий, которые повторяются, чередуясь и не совмещаясь в одно и то же время) # то-то
    • Предложения взаимоисключения (перечисляется ряд предполагаемых событий, реальное осуществление одного из которых исключает остальные) # или, либо, не то – не то, то ли – то ли.
  2. Соединительные предложения (и, да)

· Предложения одновременности – действия в одно и то же время.

· Предложения следования – события осуществляются последовательно, одно за другим.

 

Закрытая структура:

1. С союзами широкого значения (и, а, но)

· С одним показателем средства связи.

И: а) результативные (вторая часть сообщает о результате и следствии того, о чем говорилось в первой части)

Б) контрастное соединение (во второй части сообщается о результате, который явился противоположным ожидаемому. Создается эффект обманутого ожидания)

В) соединительно-распространительные (во второй части содержится дополнительное сообщение по отношению к содержанию первой части)

А: а) сопоставительные предложения (сообщается о различиях между двумя сходными явлениями или ситуациями)

Б) предложения несоответствия. Сообщается о ситуации, которая не соответствует сообщению в первой части

В) сопоставительно-распространительные.

Но: сообщается о чем-либо, имеющем противоположную направленность сообщаемому в первой части.

А) противительно-ограничительные – одно из событий ограничивает проявление другого # он ушел, но его вернули

Б) противительно-уступительные. Можно подставить «хотя». Вторая часть полностью противоположна ожидаемому следствию. Отрицательная информация. # Живем хорошо, но ей не нравится.

В) противительно-возместительные. Можно подставить «зато». 2 часть содержит положительную информацию. # Он принес горе, но я хорошо к нему отношусь.

  • С двумя показателями средства связи. И, а + дополнительный лексический элемент (частицы, наречия, модальные слова)

Предложения следствия и вывода. И + поэтому, оттого. # У нас было мало времени, поэтому мы мало разговаривали.

Предложения противительно-уступительные. + хотя, но.

Противительно-возместительные + зато.

Противительно-ограничительные + только, лишь # Я бы хотела петь, но только таланта нет.

Отождествительно-соединительные. + тоже, также. # Все пошли кино, и я тоже купил билет.

Соединительно-дополнительные. + Еще, вдобавок. # Я чуть не умер с голоду, вдобавок меня хотели утопить.

 

33. Сложноподчиненные предложения нерасчлененного типа: местоименно-соотносительного типа: вмещающие, отождествительные, фразеологии-ческие. Основания их классификации.

 

 

СПП нерасчленен. типа делятся в завис-ти от того, к чему относ-ся

придат. часть: к слову или мест-ю.

 

местоименно-соотносит. п-я:

- в выраж-и связи главную роль играют анафорич.элем-ты, соотносит.

слова,которые находятся в составе главн. и придат. частей.

- основу составл. сочет-е соотносит.слова в главн.части и союза

в придат.части.

 

1. отождествит.

в гл.части употр-ся любое мест-е, а в придат. возможны только те,

которые соотв.по знач-ям мест-ям главной части.

кто весел, то смеется, сколько сделал, столько получил.

воду налили в то, что было под рукой.

то1.

 

2. фразеологич.

употр-ся огранич. круг мест. в главн.части и союзн. слов в придат.

поясняют определение.

как, какой, насколько, словно,точно, что, чтобы.

 

н. - он простился так, словно уходил навсегда.

 

3. вмещающ.

в главн. части употр. соотнос.слово.

то2 н. - то, что ты ходишь на занятия, хорошо. замен. ситуац.

то1 н. - я принес тебе то, что ты просил.

 

то2 вмещ.в себя все содерж-е главной части.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.