КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чужая речь. Понятие о прямой, косвенной, несобственно-прямой речи. Синтаксические особенности, изобразительно-выразительные свойства каждого из видов чужой речи
Именные предложения. Номинативный класс. Предложения, в которых есть субъект, но нет предиката. Номинативы – предложения, которые имеют значение бытийности, и при этом имеют четко выраженный формальный признак – имя существительное в И.п. # Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Передают идею существования какого-либо предмета в действительности, не указывая на свойства объекта, не характеризуя его. Несколько семантико-функциональных типов номинативных предложений: 1. Собственно бытийные. Передают идею существования предмета в чистом виде. 2. Указательно бытийные. Идея существования осложнена указанием на предмет речи или мысли при его наличии или появлении. В структурную схему входят ВОТ и ВОТ И. # Вот и мост. 3. Оценочно-бытийные. Семантика бытия сопровождается оценкой – через частицы (тоже мне, какой, айда, что за) # Ох уж эти студенты!; через семантику самого слова # Чушь! Красота! 4. Именительный темы – структура в именительном падеже, которая употребляется в речи не самостоятельно, а с последующей за ней базовой структурой, в которой раскроется заданная тема. # Томский студент. Он человек серьезный. 5. Структуры, обозначающие названия книг, учреждений и т.д. Основная функция – наименование, которое содержит в себе и семантику бытования. Необходимо отличать от неполных предложений. # Он талантливый человек, но больной. Бедный человек. … от безличных предложений, в которых тоже выражается состояние природы. # Жарко. … от нечленимых предложений. Номинативные предложения неоднородны в стилистическом отношении. Появляются в неразвернутой сознанием ситуации, которую можно развернуть, домыслить, поэтому удобны для выражения целых этапов человеческой жизни. Считаются изысканными предложениями, позволяющими рисовать картины действительности.
25. Неполные предложения: контекстуально-ситуативные и эллиптические предложения. Стилистические свойства неполных предложений.
Неполн. п-я - п-я с лексически незамещенными необходимыми синт. позициями, т.е. с позициями, которые подсказыв-ся рядом стоящими синт. компонентами или присутствующими в тексте п-ми. н. - я к тебе по делу. вместо я пришел к тебе по делу.
т.е. пропущен какой-л член п-я, но он подразумевается. для классиф. неполн.п-ний необх. определить причины неполноты: м.б. принцип языковой экономии, разгов. речь.
1. неполн. односост. опред-личные п-я. н. - пойду отвечать в первой [пятерке] 2. неполн. двусост.
1. контекстуальные. п-я, в которых пропущенный член восстанавливается или подсказывается предыд. контекстом. н. - купил яблоки. купил оч. дешево.
2. ситуативные. п-я, в которых пропущ., структурно необходимый член восстан-ся на основе знания по неязыковой ситуации. н. - идет! характ-ны для разгов. речи
3. эллиптические. = п-я особого типа, спецификой структуры которых явл-ся отсутствие глагольного сказ, причем сказуемого, не упомянутого в контексте, т.е. в смысловом отнош-и не являющегося необходимым для передачи данного собщ-я.
эти конструкции не нужд-ся ни в контексте, ни в ситуации, для того, чтобы составить представл-е о действии или сост-и. н. - а по сторонам - словно вымершая от зноя степь. н. - теркин - дальше, автор - вслед. все наверх! !!! используются в лозунгах. н. - все лучшее - детям!
26. Нечленимые предложения: их своеобразие по сравнению с другими типами предложений, сфера их употребления.
среди простых п-ний выдел-ся группа п-ний, выраженных одним словом. такие п-я обознач. простое утверждение или отриц-е, выраж. согласие или несогласие, дают эмоц. оценку предшествующ. п-ю.
-нечлен.п-я представл. собой особый структурный тип и не м.б.отнесены ни к односост, ни к двусост. п-м. они не имеют отдельн. членов п. и не выполн. номинативной функц., так как ничего не называют. -употр-ся в диалогич. речи. свойственны только разгов. языку. м.использ-ся в худ.произв.
типы:
1) утвердит. н. - верно, да, правда. 2) отрицат. н. - нет, неправда. 3) утвердит-но-отрицат. н. - так себе, возможно. 4) вопросит. н. - ну? а? неужели? 5) побудит-но-междометные. н. - цыц! вон! 6) эмоц-но-междометные. н. - ай, ай,ай! батюшки! ах!
27. Средства экспрессивного синтаксиса: именительные темы, парцелляция, присоединение, эллиптические конструкции, порядок слов, несобственно-прямая речь.
Парцеляция - членение п. на отдельн.структуры или несовпадение границ п-я и высказ-я.
-с помощью парц. мы выделяем наиболее значимые моменты. -1 и то же п-е м.приобретать разный смысл (в завис-ти от коммуник. цели) н. - в сочи состоится олимпиада, олимпиада состоится в сочи...
актуальное членение - членение на тему и рему, 1 из способов связи слов в п-и и связи п-ий в тексте. т. к. оно актуально и существенно для этого момента. опред-ся установкой говорящего.
образ-ть тему и рему м. любые члены п-я, но все же... тема - подл, рема-сказ.
способы выраж-я акт.член-я: 1) главное средство пердачи акт.содерж-я - ПОРЯДОК СЛОВ. а)тема---рема - это объект.или прямой порядок слов, стилистически нейтрален.научн.стиль.(определяется автором). он сразу узнал Путина. б)самое главное---предмет речи - это субъект.или обратный порядок. рема помещ-ся перед темой. использ-ся в разгов.речи, экспрессивная лексика. путина узнал он сразу.
ЭЛЛИПТИЧЕСКИМИ назыв-ся конструкции особого типа, спецификой структуры которых явл-ся отсутствие глагольного сказ, причем сказуемого, не упомянутого в контексте, т.е. в смысловом отнош-и не являющегося необходимым для передачи данного собщ-я.
эти конструкции не нужд-ся ни в контексте, ни в ситуации, для того, чтобы составить представл-е о действии или сост-и. н. - а по сторонам - словно вымершая от зноя степь. н. - теркин - дальше, автор - вслед. все наверх!
высказыв-я других лиц, включенные в авторское излож-е, образуют ЧУЖУЮ РЕЧЬ. чужая речь м.передаваться в худ. лит-ре приемом несобственно-прямой речи. в этом случае сохр-ся эмоц.окраска, лексич. особен-ти речи говорящего. но ведется несобственно-прямая речь не от имени действ. лица, а от имени автора. это сближ.ее с косв. речью. он сказал: "хорошо". - прямая речь. он сказал, что это хорошо. - косв.речь. дети устали. не ожидали они таких трудностей.
28. Основы русской пунктуации. Ее принципы: формально-грамматический, смысловой, интонационный. Основные функции знаков препинания. Пунктуация и функциональные типы речи
пунктуацией назыв-ся собрание правил постановки знаков препин., а также сама система знаком препин., употребляемых в письм. речи.
основн. знач-е пунктуации - указывать на смысловое членение речи. н. - постановка точки указыв. на законченность п-я. + знаки препин. служат для выявл-я разл.смыслов.оттенков. н. - постановка "?" в конце п. указыв. не только на членение речи, но и на вопросит.хар-р п., на его особый тип по цели высказ-я.
выбор знака препин.м/ду частями бессоюзн. с/п-я служит средством выявления смысловых отнош. м/ду ними. н. - всадник крикнул, лошадь понеслась - последов-ть 2ух действий, н. - всадник крикнул- лошадь понеслась - причина и следствие, н. - всадник крикнул: лошадь понеслась - причинно-следственные отнош-я, во 2ой части причина.!!!
смысловой принцип явля-ся исходным моментом для строения п-я. н. - казнить нельзя помиловать - интонационная запятая важна принципиально. приведенный пример показывает, насколько тесно связана пунктуация с интонацией.
по общим функциям прежде всего различ-ся знаки: 1. отделяющие (.?!,;:-...) членят письм. текст на значимые части. 2. выделяющие (,бла-бла, -бла- (бла) "бла") функцию знака препин-я выполн. также абзац - напис-е новой строки.
+... передает недосказ-ть, прерванность мысли. м.указыв-ть на подтекст, скрытый смысл. +: предупр. о последующем пояснении, конкретизации... + тире означает всевозм. пропуски (н. - пропуск связки в сказуемом), передает значения условий, сравнения, следствия. (н. - она вспомнила его - мертвенная тоска разлилась по лицу.) +м.б. показателем неожидан-ти. +! и? знаки по-особенному оформл. п-е. (н. - какая красота! что с тобой?) +,, -- () выдел. в п-и. особо значимые части. это проявл-ся в доп. смыслов. нагрузке. при помощи них выдел-ся обращения, вставные конструкции. + " " выдел. в тексте чужую речь, отдельные цитаты.
высказыв-я других лиц, включенные в авторское излож-е, образуют ЧУЖУЮ РЕЧЬ. чужая речь м.передаваться в худ. лит-ре приемом несобственно-прямой речи. в этом случае сохр-ся эмоц.окраска, лексич. особен-ти речи говорящего. но ведется несобственно-прямая речь не от имени действ. лица, а от имени автора. это сближ.ее с косв. речью. он сказал: "хорошо". - прямая речь. он сказал, что это хорошо. - косв.речь. дети устали. не ожидали они таких трудностей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ С лексич. точки зрения прямая речь, как правило, представляет собой дословную передачу чужого высказ-я, тогда как в косв. речи, обычно воспроизводящей только содерж-е чужого высказ-я, подлинные слова и выраж-я говорящего претерпевают те или иные изменения.
С синтакс. точки зрения прямая речь представл. собой самост-ное п-е, связан. с авторскими словами только по смыслу и интонационно, а косвен. речь образ. придат часть в составе с/п п-я, в котором роль главной части играют авторские слова.
признаки прямой речи: 1. точно воспроизв. чужое высказ-е. 2. сопровожд-ся авторск. словами. (их назнач-е - в устан-и самого факта чужой речи и указ-е, кому она принадлежит).
прямая речь м. передавать: высказ-е др.лица, слова самого автора, мысли. (примерчики).
КОСВ.РЕЧЬ. косв.речь - это передача чужого высказ-я в форме придат. п-я. косв. речь всегда следует за словами говорящего (в отличие от прямой, которая м.включаться в ее состав или располагаться перед ними).
- если прямая речь представл. собой повеств. п-е, то при замене ее косв. речью использ-ся союз что. н. - он сказал, что уходит. - если прямая речь представл. собой побудит.п-е, то при ее замене косв. речью использ-ся. союз чтобы. н. - скажите, чтобы он закрыл дверь. - если прямая речь представл. собой вопросит. п-е, то при замене ее косв. речью возможны 2 случая: а) при наличии вопросит.местоимен. слов они сохр-ся в косв. речи в роли относит.слов. н. - подъехали они к избе, спрашивают, где тут изба. б) при отсутствии в прямой речи вопросит. местоимен. слов косвенный вопрос выраж-ся при помощи частицы ли в роли в союза. н. - он осведомился, не та ли это изба.
обращ-я, междометия, эмоц-ные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косв. речи опуск-ся. а выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лекс. средствами.
30. 31, 32. Сложносочиненные предложения – предложения, части которых связаны между собой сочинительными союзами.
Открытая структура: предложения состоят из двух и более предикативных единиц, количество которых может быть велико. Перечисляются равноправные события. Закрытая структура: предложения состоят из двух предикативных единиц, к которым нельзя добавить третью без изменения смысла.
Открытая структура:
· Предложения одновременности – действия в одно и то же время. · Предложения следования – события осуществляются последовательно, одно за другим.
Закрытая структура: 1. С союзами широкого значения (и, а, но) · С одним показателем средства связи. И: а) результативные (вторая часть сообщает о результате и следствии того, о чем говорилось в первой части) Б) контрастное соединение (во второй части сообщается о результате, который явился противоположным ожидаемому. Создается эффект обманутого ожидания) В) соединительно-распространительные (во второй части содержится дополнительное сообщение по отношению к содержанию первой части) А: а) сопоставительные предложения (сообщается о различиях между двумя сходными явлениями или ситуациями) Б) предложения несоответствия. Сообщается о ситуации, которая не соответствует сообщению в первой части В) сопоставительно-распространительные. Но: сообщается о чем-либо, имеющем противоположную направленность сообщаемому в первой части. А) противительно-ограничительные – одно из событий ограничивает проявление другого # он ушел, но его вернули Б) противительно-уступительные. Можно подставить «хотя». Вторая часть полностью противоположна ожидаемому следствию. Отрицательная информация. # Живем хорошо, но ей не нравится. В) противительно-возместительные. Можно подставить «зато». 2 часть содержит положительную информацию. # Он принес горе, но я хорошо к нему отношусь.
Предложения следствия и вывода. И + поэтому, оттого. # У нас было мало времени, поэтому мы мало разговаривали. Предложения противительно-уступительные. + хотя, но. Противительно-возместительные + зато. Противительно-ограничительные + только, лишь # Я бы хотела петь, но только таланта нет. Отождествительно-соединительные. + тоже, также. # Все пошли кино, и я тоже купил билет. Соединительно-дополнительные. + Еще, вдобавок. # Я чуть не умер с голоду, вдобавок меня хотели утопить.
33. Сложноподчиненные предложения нерасчлененного типа: местоименно-соотносительного типа: вмещающие, отождествительные, фразеологии-ческие. Основания их классификации.
СПП нерасчленен. типа делятся в завис-ти от того, к чему относ-ся придат. часть: к слову или мест-ю.
местоименно-соотносит. п-я: - в выраж-и связи главную роль играют анафорич.элем-ты, соотносит. слова,которые находятся в составе главн. и придат. частей. - основу составл. сочет-е соотносит.слова в главн.части и союза в придат.части.
1. отождествит. в гл.части употр-ся любое мест-е, а в придат. возможны только те, которые соотв.по знач-ям мест-ям главной части. кто весел, то смеется, сколько сделал, столько получил. воду налили в то, что было под рукой. то1.
2. фразеологич. употр-ся огранич. круг мест. в главн.части и союзн. слов в придат. поясняют определение. как, какой, насколько, словно,точно, что, чтобы.
н. - он простился так, словно уходил навсегда.
3. вмещающ. в главн. части употр. соотнос.слово. то2 н. - то, что ты ходишь на занятия, хорошо. замен. ситуац. то1 н. - я принес тебе то, что ты просил.
то2 вмещ.в себя все содерж-е главной части.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |