КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология функционально-пространственных моделей общественных центров
6.1. В отличие от традиционной типологии общественных зданий с однозначно определенной последовательностью моделирования объекта по функционально-нормативному принципу, типология функционально-пространственных моделей общественных центров представляет собой систему нововведений, нацеленных на перестройку всего процесса формирования объектов и пространств общественного назначения. Каждый этап создания и функционирования многофункционального комплекса: предпроектные исследования, социально-технологическое моделирование, разработка градостроительно-средовой, функционально-технической и экономической концепций, архитектурное проектирование, строительство и эксплуатация - приобретает значение решающего эксперимента, от результатов которого зависят степень рентабельности, соответствие возложенный на объект функциям, обновление всех сфер деятельности и технологий, связанных с его созданием. 6.2. Типологическая основа индивидуального проектирования общественных центров включает использование общих принципов формирования многофункциональных комплексов, учитывающих многообразие и неповторимость условий конкретной ситуации, а также определение специализации каждого центра с учетом социального заказа, состояния сетей обслуживания, финансово-правовой основы создания центра, историко-семантической ценности участка, социокультурного потенциала города, других особенностей городского контекста. При всем многообразии реальных условий и потребностей главное типологическое различие общественных центров коренится в уникальности их социально-технологической структуры, в индивидуальном выявлении ключевых социальных вопросов и интересов населения, в специализации и классности ведущих функционально-пространственных блоков. 6.3. К наиболее актуальным социальным программам, интегрирующим бесконечное многообразие различных сторон общественной жизни и интересов разных социальных групп населения, следует отнести: - самоуправление, демократизацию всех сфер общественной жизни; Рис. 11 Схема моделирования основных функционально-пространственных блоков ОЦ Рис. 12 Схема системного анализа типологической основы индивидуального проектирования ОЦ Рис. 13 Социально-технологическая модель поэтапного развития блок-центра. Эколого-рекреационного типа Рис. 14 Социально-технологическая модель поэтапного развития блок-центра Культурно-Зрелищного типа Рис. 15 Социально-технологическая модель поэтапного развития блок-центра Спортивно-досугового типа Рис. 16 Социально-технологическая модель поэтапного развития блок-центра Досугово-развлекательного типа Рис. 17Социально-технологическая модель поэтапного развития блок-центра Социально-политического типа Рис. 18 Социально-технологическая модель поэтапного развития блок-центра Коммерческо-демонстрационного типа Рис. 19 Социально-технологическая модель поэтапного развития блок-центра на базе МЖК - культуру производства, быта и досуга; - экологию; - здоровье; - хозяйственно-экономическую грамотность и предпринимательство. Выделение этих программ позволяет, с одной стороны, при индивидуальном моделировании центров оперировать ограниченным набором ведущих функционально-пространственных блоков, соответствующих актуальным социальным программам и способных полноценно существовать либо в качестве отдельного здания, либо структурного элемента. С другой стороны, эти программы позволяют в рамках каждого блок-центра решить как ключевые, так и сопряженные с ними социальные вопросы в самых разных комбинациях (рис. 11, 12). 6.4. К ведущим типам блок-центров, способных выполнить функцию специализированных моделей в процессе построения индивидуальных многофункциональных структур, относятся: - социально-политический; - эколого-рекреационный; - культурно-зрелищный; - досугово-развлекательный; - спортивно-досуговый; - коммерческо-демонстрационный; - жилищно-гостиничный (рис. 13- 19). Для каждого блок-центра разрабатывается динамическая социально-технологическая модель развития взаимосвязей между ранжированными функционально-пространственными блоками, среди которых следует различать: - систему общественно-рекреационных пространств; - блок методического центра; - зрелищный блок; - торгово-демонстрационный блок; - спортивно-развлекательный блок; - спортивно-оздоровительный блок. 6.5. Введение такой характеристики, как классность основных функционально-пространственных блоков, позволяет на этапе составления рабочей модели центра учитывать различные условия их блокировки. Повышение класса связано: 1) с тем количеством профильных услуг, которое данный МФК представляет посетителю: чем выше класс объекта, тем больший диапазон профильных услуг должен он предлагать; 2) с повышением количества и качества дополнительных услуг. Например, в культурно-зрелищном комплексе такими дополнительными услугами будут: а) услуги, связанные с функцией питания (развитие культурно-досуговых услуг вместе с питанием - видеокафе, дискобары, кинокафе, клуб-кафе, гостиные с кофе и самоваром и т.п.); б) предоставление условий для общения: гостиные, зимний сад, кулуары в различных зонах общественно-рекреационного пространства; 3) с предоставлением непрофильных попутных услуг, например, в культурно-зрелищном центре возможность искупаться в бассейне, принять душ и воздушную ванну в искусственном или естественном солярии. При этом получить напрокат все необходимое для этих целей (полотенце, купальник, шапочку и т.п.), или поиграть в теннис, получив напрокат ракетку и костюм. 4) Наконец, чем выше класс объекта, тем оригинальнее должны быть планировка и оформление, тем дороже отделочные материалы, тем выше качество оборудования и мебели. При этом следует иметь в виду, что разные функциональные блоки могут при формировании иметь разную классность. Необходимо только, чтобы ведущий функциональный блок имел классность не ниже, чем дополнительные. Однако необходимо учитывать и то обстоятельство, что в процессе функционирования дополнительные блоки должны повышать свой класс (если он ниже, чем у ведущего блока), иначе неизбежно произойдет снижение классности ведущего блока, что приведет в конечном итоге к деградации всего объекта. 6.6. Функционально-пространственные блоки I класса, по полноте и качеству заложенных услуг рассчитаны на высшую степень комплексности. Даже на основе минимальной блокировки, т.е. с 2-3 другими типами функционально-пространственных блоков, использование блоков I класса ведущей специализации гарантирует полноценный многофункциональный объект с высоким уровнем разнообразия программ. Функционально-пространственные блоки II класса предполагают более разветвленную блокировку (из 3-4 типов блок-центров). Блоки III класса используются в качестве сопутствующих, либо в многофункциональных структурах, включающих большее количество блоков. 6.7. Ранжирование функционально-пространственных блоков по классам формирует номенклатуру элементов, различающихся не только качеством и характером услуг, но по пространственным характеристикам, эксплуатационным затратам, качеству отделки и др. При этом предоставляется возможность оценивать сомасштабность блоков, различать главные и дополнительные блоки, т.е. определять иерархическую структуру объекта и степень его комплексности. Включение даже одного блока высшего класса в многофункциональную структуру более низкого класса требует соответствующего повышения классности системы общественно-рекреационных пространств. Это сопряжено со специальной разработкой технологии деятельности, с повышением качества оборудования и отделки (табл. 6- 11). 6.8. Одним из современных требований к объективному процессу перехода от проектирования однофункциональных общественных зданий к многофункциональным комплексам является обеспечение условий для важнейшей функции современного объекта культуры - общения. С этой точки зрения включение в программу проектирования театра, киноцентра или спорткомплекса таких объектов, как атриумные пространства, рестораны, выставочные помещения, музеи, торговые ряды, информационные устройства и т.п. - может служить реальной основой качественного изменения всей типологии объектов обслуживания. 6.9. Другим важным требованием к проектированию современных объектов культуры является активизация посетителя, создание условий для смены роли пассивного созерцателя на роль активного участника. Для этой цели необходимо расширение типологии элементов общественно-коммуникационных пространств для разворачивания зрелищного действия в любой зоне объекта, устройство специальных площадок, архитектурно выделенных и оборудованных пространств для резного рода дополнительных услуг, зрелищ, видов информации, деятельности, общения. 6.10. Оба эти требования определяют необходимость выделения в специальный предмет проектирования расширенной общественной зоны, целостной, многозначной и многофункциональной среды как в интерьере, так и не прилегающей к зданиям территории Таблица 6 Система общественно-рекреационных пространств
Таблица 7
Таблица 8 Зрелищный блок
Таблица 9 Торгово-демонстрационные блоки
Таблица 10 Спортивно-развлекательный комплекс
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |