Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология функционально-пространственных моделей общественных центров




6.1. В отличие от традиционной типологии общественных зданий с однозначно определенной последовательностью моделирования объекта по функционально-нормативному принципу, типология функционально-пространственных моделей общественных центров представляет собой систему нововведений, нацеленных на перестройку всего процесса формирования объектов и пространств общественного назначения. Каждый этап создания и функционирования многофункционального комплекса: предпроектные исследования, социально-технологическое моделирование, разработка градостроительно-средовой, функционально-технической и экономической концепций, архитектурное проектирование, строительство и эксплуатация - приобретает значение решающего эксперимента, от результатов которого зависят степень рентабельности, соответствие возложенный на объект функциям, обновление всех сфер деятельности и технологий, связанных с его созданием.

6.2. Типологическая основа индивидуального проектирования общественных центров включает использование общих принципов формирования многофункциональных комплексов, учитывающих многообразие и неповторимость условий конкретной ситуации, а также определение специализации каждого центра с учетом социального заказа, состояния сетей обслуживания, финансово-правовой основы создания центра, историко-семантической ценности участка, социокультурного потенциала города, других особенностей городского контекста.

При всем многообразии реальных условий и потребностей главное типологическое различие общественных центров коренится в уникальности их социально-технологической структуры, в индивидуальном выявлении ключевых социальных вопросов и интересов населения, в специализации и классности ведущих функционально-пространственных блоков.

6.3. К наиболее актуальным социальным программам, интегрирующим бесконечное многообразие различных сторон общественной жизни и интересов разных социальных групп населения, следует отнести:

- самоуправление, демократизацию всех сфер общественной жизни;

Рис. 11 Схема моделирования основных функционально-пространственных блоков ОЦ

Рис. 12 Схема системного анализа типологической основы индивидуального проектирования ОЦ

Рис. 13 Социально-технологическая модель поэтапного развития блок-центра. Эколого-рекреационного типа

Рис. 14 Социально-технологическая модель поэтапного развития блок-центра Культурно-Зрелищного типа

Рис. 15 Социально-технологическая модель поэтапного развития блок-центра Спортивно-досугового типа

Рис. 16 Социально-технологическая модель поэтапного развития блок-центра Досугово-развлекательного типа

Рис. 17Социально-технологическая модель поэтапного развития блок-центра Социально-политического типа

Рис. 18 Социально-технологическая модель поэтапного развития блок-центра Коммерческо-демонстрационного типа

Рис. 19 Социально-технологическая модель поэтапного развития блок-центра на базе МЖК

- культуру производства, быта и досуга;

- экологию;

- здоровье;

- хозяйственно-экономическую грамотность и предпринимательство.

Выделение этих программ позволяет, с одной стороны, при индивидуальном моделировании центров оперировать ограниченным набором ведущих функционально-пространственных блоков, соответствующих актуальным социальным программам и способных полноценно существовать либо в качестве отдельного здания, либо структурного элемента. С другой стороны, эти программы позволяют в рамках каждого блок-центра решить как ключевые, так и сопряженные с ними социальные вопросы в самых разных комбинациях (рис. 11, 12).

6.4. К ведущим типам блок-центров, способных выполнить функцию специализированных моделей в процессе построения индивидуальных многофункциональных структур, относятся:

- социально-политический;

- эколого-рекреационный;

- культурно-зрелищный;

- досугово-развлекательный;

- спортивно-досуговый;

- коммерческо-демонстрационный;

- жилищно-гостиничный (рис. 13- 19).

Для каждого блок-центра разрабатывается динамическая социально-технологическая модель развития взаимосвязей между ранжированными функционально-пространственными блоками, среди которых следует различать:

- систему общественно-рекреационных пространств;

- блок методического центра;

- зрелищный блок;

- торгово-демонстрационный блок;

- спортивно-развлекательный блок;

- спортивно-оздоровительный блок.

6.5. Введение такой характеристики, как классность основных функционально-пространственных блоков, позволяет на этапе составления рабочей модели центра учитывать различные условия их блокировки.

Повышение класса связано:

1) с тем количеством профильных услуг, которое данный МФК представляет посетителю: чем выше класс объекта, тем больший диапазон профильных услуг должен он предлагать;

2) с повышением количества и качества дополнительных услуг. Например, в культурно-зрелищном комплексе такими дополнительными услугами будут:

а) услуги, связанные с функцией питания (развитие культурно-досуговых услуг вместе с питанием - видеокафе, дискобары, кинокафе, клуб-кафе, гостиные с кофе и самоваром и т.п.);

б) предоставление условий для общения: гостиные, зимний сад, кулуары в различных зонах общественно-рекреационного пространства;

3) с предоставлением непрофильных попутных услуг, например, в культурно-зрелищном центре возможность искупаться в бассейне, принять душ и воздушную ванну в искусственном или естественном солярии. При этом получить напрокат все необходимое для этих целей (полотенце, купальник, шапочку и т.п.), или поиграть в теннис, получив напрокат ракетку и костюм.

4) Наконец, чем выше класс объекта, тем оригинальнее должны быть планировка и оформление, тем дороже отделочные материалы, тем выше качество оборудования и мебели.

При этом следует иметь в виду, что разные функциональные блоки могут при формировании иметь разную классность. Необходимо только, чтобы ведущий функциональный блок имел классность не ниже, чем дополнительные. Однако необходимо учитывать и то обстоятельство, что в процессе функционирования дополнительные блоки должны повышать свой класс (если он ниже, чем у ведущего блока), иначе неизбежно произойдет снижение классности ведущего блока, что приведет в конечном итоге к деградации всего объекта.

6.6. Функционально-пространственные блоки I класса, по полноте и качеству заложенных услуг рассчитаны на высшую степень комплексности. Даже на основе минимальной блокировки, т.е. с 2-3 другими типами функционально-пространственных блоков, использование блоков I класса ведущей специализации гарантирует полноценный многофункциональный объект с высоким уровнем разнообразия программ.

Функционально-пространственные блоки II класса предполагают более разветвленную блокировку (из 3-4 типов блок-центров).

Блоки III класса используются в качестве сопутствующих, либо в многофункциональных структурах, включающих большее количество блоков.

6.7. Ранжирование функционально-пространственных блоков по классам формирует номенклатуру элементов, различающихся не только качеством и характером услуг, но по пространственным характеристикам, эксплуатационным затратам, качеству отделки и др. При этом предоставляется возможность оценивать сомасштабность блоков, различать главные и дополнительные блоки, т.е. определять иерархическую структуру объекта и степень его комплексности. Включение даже одного блока высшего класса в многофункциональную структуру более низкого класса требует соответствующего повышения классности системы общественно-рекреационных пространств. Это сопряжено со специальной разработкой технологии деятельности, с повышением качества оборудования и отделки (табл. 6- 11).

6.8. Одним из современных требований к объективному процессу перехода от проектирования однофункциональных общественных зданий к многофункциональным комплексам является обеспечение условий для важнейшей функции современного объекта культуры - общения.

С этой точки зрения включение в программу проектирования театра, киноцентра или спорткомплекса таких объектов, как атриумные пространства, рестораны, выставочные помещения, музеи, торговые ряды, информационные устройства и т.п. - может служить реальной основой качественного изменения всей типологии объектов обслуживания.

6.9. Другим важным требованием к проектированию современных объектов культуры является активизация посетителя, создание условий для смены роли пассивного созерцателя на роль активного участника. Для этой цели необходимо расширение типологии элементов общественно-коммуникационных пространств для разворачивания зрелищного действия в любой зоне объекта, устройство специальных площадок, архитектурно выделенных и оборудованных пространств для резного рода дополнительных услуг, зрелищ, видов информации, деятельности, общения.

6.10. Оба эти требования определяют необходимость выделения в специальный предмет проектирования расширенной общественной зоны, целостной, многозначной и многофункциональной среды как в интерьере, так и не прилегающей к зданиям территории

Таблица 6

Система общественно-рекреационных пространств

Наименование пространств Классы Примечания
I II
       
1. Вестибюль, фойе + +  
2. Фойе-амфитеатр + -  
3. Фойе-атриум + -  
4. Трансформируемые экспозиционно-демонстрационные залы - легкие перегородки - автоматическая трансформация + + + -  
5. Форум - место встреч, митингов + -  
6. Зимний сад, оранжерея в качестве: - музыкального салона - картинной галереи - выставка скульптуры - кафетерий - танцевальный зал - читальный зал + + + + + + - - - - - -  
7. переходы - пассажи - галереи - пандусы для инвалидов (с киосками попутной торговли и питания) + + + - + +  
8. Веранды, лоджии беседки-ротонды эксплуатируемая кровля-бельведер + + + + + -  
9. Кулуары, холлы + +  
10. Гостиные + +  
11. Каминные + -  
12. Трассы роликовых коньков + -  

Таблица 7

Наименование блоков Классы Примечание
  I II III
         
1. Информационно-методическая служба        
- методический кабинет + + +  
- комната методистов + + +  
- библиотека + + +  
- архив + - -  
- фототека + - -  
- фонотека + - -  
- фильмотека + - -  
- помещения информационной техники (телетайп, компьютер, телефакс) + - -  
2. Орган самоуправления        
- зал заседаний + - -  
- круглый стол + - -  
- комната заседаний - + +  
- комнаты сотрудников + + -  

Таблица 8

Зрелищный блок

Наименование Классы Примечание
I II III
         
1. Кинозал на 200 мест - - +  
2. Кинозал на 500 наст + - -  
3. Видеосалон на 30 мест - + +  
4. Видеосалон на 10 мест + + -  
5. Видео-кафе на 30 мест + - -  
6. Концертный зал на 800 мест + - -  
7. Универсальный киноконцертный зал на 1000 мест - + -  
8. Зал аукционов, демонстрации мод + - -  
9. Буфер, бар + + -  
10. Кафетерий + - +  
11. Фойе - + +  
12. Фойе-атриум, антресоли, пассаж о экспозицией + - -  
13. Пандусы для инвалидов + + +  

Таблица 9

Торгово-демонстрационные блоки

Наименование пространств Классы Примечания
I II III
         
1. Главный зал универсальной торговли + + +  
2. Система салонов специализированной торговли + - - Размещение в «общ.-рекреац. пространстве»
3. Демонстрационный зал - + -  
4. Система залов для проведения аукционов, демонстрации коллекций модельеров, выставок-продаж художников, ремесленников, фабричных изделий, новых технологий + - -  
5. Зал торговли по образцам + - - Размещение в «общ.-рекреац. пространстве»
6. Зал "Стола заказов" + + +  
7. Зал кооперативной торговли - + -  
8. Салоны кооперативной торговли + - -  
9. Киоски кооперативной торговли + + +  
10. Рекламные видеопоказы + + +  
11. Электронные стенды рекламы + - -  
12. Дегустационный зал + - -  
13. Зал универсама + + +  
14. Столовая для служащих + + -  
15. Кафе для посетителей + - -  
16. Буфет + + + Размещение в «общ.-рекреац. пространстве»
17. Бар + - -  
18. Кафетерий + + +  
19. Киоски, автоматы, информационные указатели, скамьи и пр. + + +  

Таблица 10

Спортивно-развлекательный комплекс

Наименование пространств Классы Примечания  
 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.