КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обучение грамоте и чтению
К обучению грамоте можно приступать, когда ребенку исполнится 2,5—3 года. В этом возрасте не нужны систематические занятия. Достаточно включить в программу несколько упражнений на усвоение отдельных букв. Сначала учат ребенка различать гласные буквы «а», «о», «у». Для их усвоения можно использовать кубики с азбукой, разрезную азбуку, можно вылепить буквы из пластилина, теста, написать в присутствии ребенка. Можно давать ребенку задания находить знакомые буквы в вывесках магазинов, названиях газет, книг. После того как ребенок научится безошибочно опознавать эти буквы, приступают к изучению согласных букв и построению и чтению прямого и обратного слога. Порядок их усвоения зависит от произношения ребенка. Например, если ребенок произносит «да-да-да», то можно показать ему «д», если «на-на-на»,— то букву «н». Если он хорошо говорит слово «папа», то можно начать усвоение согласных с буквы «п». Важно сразу правильно научить произносить звук, обозначаемый определенной буквой, то есть говорить только чистый согласный звук («д», «н», «ш», а не «дэ», «эн», «пэ»). Если ребенок произносит правильно много согласных, звуков, то можно придерживаться традиционного порядка усвоения звуков и букв. Иногда ребенку трудно выделить чистый согласный звук и он повторяет слог. В таких случаях целесообразно начинать с чтения слога («па», «на», «да»), а потом в присутствии ребенка разрезать слог и называть буквы отдельно. Постепенно малыш научится произносить согласные звуки отдельно от гласных и запомнит обозначающие их буквы. Когда ребенок усвоит первую букву, обозначающую согласный звук, надо приступить к систематическим занятиям по обучению грамоте. Для этого надо заготовить карточки с написанными на них крупным шрифтом отдельными буквами и слогами. Одинаковых слогов должно быть по несколько штук. Это нужно для того, чтобы ребенок путем частого называния каждого выкладываемого слога усваивал его чтение. Так, с согласным звуком «п» могут быть заготовлены следующие слоги: «па» (3 шт.), «по» (3 шт.), «пу» (3 шт.), «ап» (3 шт.), «оп» (3 шт.), «уп» (3 шт.). Эти же буквы пишут на карточках и отдельно. Взрослый берет в правую руку карточку с буквой «п», а в левую карточку с буквой «а». Руки с карточками держит под столом. Вынимает из-под стола поочередно то «п», то «а», показывает ребенку, он их называет. Потом вынимает их вместе и говорит «па», ребенок повторяет, и слог «па» из отдельных букв кладут перед ребенком на столе. После этот под ним выкладывают поочередно эти слоги, записанные на одной карточке. Ребенок все увереннее повторяет каждый из них. Таким же способом учат и другие слоги. Если ребенок не проявляет интереса к занятию, принуждать его не следует. При этом нужно продолжить обучение кого-либо из членов семьи и довести занятие до конца. Малыш заинтересуется действиями взрослых и будет наблюдать за ними. Это тоже будет содействовать запоминанию букв и слогов. Можно обучать мишку или куклу. При этом взрослый сам говорит за них или вовлекает в игру малыша. Если и при этом ребенок будет капризничать и забирать куклу и мишку, то надо на некоторое время занятия приостановить. Когда ребенок запомнит одну букву, начинают усваивать следующую, например «т». Методика занятий остается прежней. Единственным условием является сопоставление слогов с этими буквами и с одинаковой гласной. Так, после выкладывания и чтения слога «па» выкладывают слог «та». Ребенок учится различать слоги в зависимости от согласной: «па-та», «пу-ту», «по-то», «ап-ат», «оп-от», «уп-ут». В последующем приступают к составлению из этих слогов слов: «папа», «Тата», «Топа». Для этого в конверт вкладывают фотокарточки папы, картинки с изображением девочки, которую зовут Тата, и собаки с кличкой Топа. Сначала взрослый и ребенок называют картинки: «Это папа. Это Тата. Это Топа». А потом под диктовку взрослого из слогов, лежащих на столе, ребенок выкладывает соответствующие слова под картинками. Происходит примерно такой разговор: «Кто это?» «Папа». Возьми слог «па». Положи под фотокарточкой. Читай. Возьми еще «па». Положи рядом. Читай: «Папа». «Кто это?» «Тата» и т. д. Когда будет усвоена буква «м», количество составляемых слов увеличится («папа», «мама», «Тата», «Тома», «Топа») и появится возможность составлять первые предложения. Для формирования понятий «тут», «там» можно использовать отсутствие кого-либо из родителей и инсценировать ситуацию — уносить картинки в дальний угол комнаты для составления предложений («Тата там» и т. п.). Учить ребенка правильно оформлять предложение (большая буква, точка) пока смысла нет. Все слова и предложения выкладывают из букв одинакового размера. Важно, чтобы ребенок научился читать эти слова и предложения и понимал их содержание. В дальнейшем, когда ребенок хорошо усвоит принцип слияния согласного и гласного звуков в слог и усвоит значительное количество букв, необходимость в упражнениях на слияние букв в слоги отпадает. С каждой новой буквой может быть проведена кратковременная тренировка по введению ее в слог. Например, при введении новой, только что усвоенной буквы «н» составляют и читают слоги с этой буквой: «на», «но», «ну», «ни», «ны». Потом взрослый вынимает из конверта отдельные слоги, ребенок их читает и располагает на столе согласно имеющимся в них гласным звукам. Взрослый берет три рисунка: мальчик держит игрушечную машину; мальчик катает машину по столу; машина перевернута. Заготовлены также слоги для составления следующих предложений: у Вовы машина; Вова катает машину; машина упала. Слоги для этих предложений на столе будут выложены таким образом:
Взрослый выкладывает первую картинку, где изображен мальчик с машинкой («у Вовы машина»). Вместе с ребенком называет картинку и малыш начинает под диктовку составлять предложение и читает. При уборке учебного материала тоже можно предусмотреть дидактические цели. Например, произнести беззвучно не первое, а второе предложение, предложить ребенку считать его с губ и убрать первым в конверт. Так же поступить и с другими предложениями. В другой раз можно тренировать слуховое восприятие (закрыть рот экраном и громко прочитать одно из предложений) или собирать слоги пословно (упала, машина, Вова, катает). На следующем занятии составляют другие предложения. Даже если ребенок ошибался при чтении какого-либо текста, повторять его по несколько раз не следует. Лучше с одними и теми же слогами заготавливать новые предложения. Таким образом будет поддерживаться интерес к занятиям. Изучать азбуку по букварю не рекомендуется. Ребенку в возрасте 4—5 лет можно давать «Азбуку» для рассмотрения картинок и чтения (по желанию ребенка) некоторых слов и предложений, а со временем и целых рассказов. Систематически надо проверять, правильно ли понимает ребенок прочитанное, и объяснять непонятное. Можно и самим сделать отдельные страницы с рисунками и текстами. Важно при этом соблюдать принцип возможности соотнесения слов текста с изображениями, чтобы ребенок мог показать на рисунке, о чем он прочитал. Когда ребенок овладеет техникой чтения и научится рисовать, надо давать ему тексты без иллюстраций (но со всеми знакомыми словами) и просить, чтобы он сам художественно оформил содержание. Например, ребенку предлагают текст: «Дети собирали в лесу грибы. Коля набрал полную корзинку грибов. Он улыбается. А в Витиной корзинке только несколько грибов. Он вот-вот заплачет. Обидно ему и домой идти не хочется с пустой корзинкой». Техника рисования не имеет значения. Важно, чтобы на картинке был изображен лес и мальчики с корзинками — один с полной, а второй с полупустой. Один мальчик улыбается, а второй грустный (соответственный изгиб рта). Глядя на рисунок, взрослый может спросить: «Где были дети? Что они делали? Сколько грибов собрал Коля? Сколько грибов собрал Витя? Кто собрал больше? Где Витина корзинка? Где Колина корзинка?» Обычно дети с удовольствием отвечают на такие вопросы. Процесс чтения заключается в переводе слов текста в образы представлений. Поэтому ребенок должен научиться внимательно относиться к незнакомым в тексте словам и всегда спрашивать об их значении.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |