для проведения практических занятий по производственному обучению
по профессии 16781 «ПОЖАРНЫЙ».
Москва 2010 г.
Учебные и воспитательные цели:
µ Отработка приемов и способов спасения людей на пожаре. Вязка одинарной и двойной спасательной петли без надевания и с надеванием ее на пострадавшего. Спасение пострадавшего с этажей учебной башни. Спасение и эвакуация людей, получивших травмы. Самоспасение с этажей учебной башни с помощью спасательной веревки, лестниц. Меры безопасности. Команды. Сигналы управления.
Количество часов: - 6
Место проведения: -Учебная башня, плац.
Материальное обеспечение: -боевая одежда и снаряжение пожарного, пожарный автомобиль.
Литература:
1. Приказ МЧС России от 31 декабря 2002 г. № 630 «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002)».
2. Нормативы по пожарно-строевой подготовке. – М.: ГУГПС МВД России, 1994г.
В данной методической разработке основным методом обучения является практический показ, с последующей индивидуальной отработкой упражнений каждым слушателем под наблюдением преподавателя. Во время проведения занятия необходимо тщательно наблюдать за самочувствием слушателей. При появлении у обучаемых, или у одного из них при отработке упражнений признаков переутомления руководитель занятий должен снизить темп движения или освободить утомившегося слушателя от выполнения упражнений и при необходимости направить к врачу. Отработку упражнений с пожарно-техническим оборудованием проводить в строгой последовательности, переходя от легких простых к трудным и сложным, с постепенным увеличением нагрузки на организм. Продолжительность каждого тренировочного занятия должна быть не более двух часов.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Учебные вопросы: Занятие 1
1) Вязка одинарной и двойной спасательной петли без надевания и с надеванием ее на пострадавшего.
2)Спасение пострадавшего с этажей учебной башни. Спасение и эвакуация людей, получивших травмы.
3) Меры безопасности. Команды. Сигналы управления.
4) Самоспасение с этажей учебной башни с помощью спасательной веревки, лестниц.
№пп
Учебные вопросы и этапы занятия
Время (мин)
Методика отработки вопросов обучения и воспитания
Действия преподавателя
Действия обучаемых (представляемый материал)
Организационный момент
Проверка знаний учащихся
Вопрос
Вопрос
Вопрос
Вопрос
Разбор занятия
Подведение итогов
Постановка задач по подготовке к следующему занятию
5 мин
15 мин
25 мин
20 мин
10 мин
35 мин
10 мин
3 мин
2 мин
Построение личного состава;
Прием рапорта командира группы;
Проверка внешнего вида личного состава;
Объявление целей занятия, постановка задачи.
Проводит разминку учебной группы
1. Группа стоит в двухшереножном строю.
2.Показ упражнения.
3. Дать время на отработку и самостоятельное изучение материала.
Группа стоит в двухшереножном строю.
2. Показ упражнения.
3. Дать время на отработку и самостоятельное изучение материала.
Группа стоит в двухшереножном строю.
2. Показ упражнения.
3. Дать время на отработку и самостоятельное изучение материала.
Группа стоит в двухшереножном строю.
2. Показ упражнения.
3. Дать время на отработку и самостоятельное изучение материала.
Руководитель дает команду на окончание занятия, дает команду на уборку ПТВ.
Руководитель занятия проводит детальный анализ допущенных личным составом ошибок и отмечает положительные моменты при выполнении упражнений и задач.
Руководитель занятия объявляет тему следующего занятия и распускает группу.
I. Вводная часть
Командир группы строит личный состав в две шеренги, и докладывает руководителю занятий о готовности группы к занятию последующему образцу: “Группа - равняйсь!... Смирно!... Равнение на середину!... Товарищ майор личный состав группы к занятиям по..... готов! Командир группы сержант Сидоров!”. Руководитель объявляет тему и цель занятия, проверяет внешний вид группы, ставит задачи по выполнению упражнения.
РАЗМИНКА:
1. Перестроение группы: “В колонну по одному, бегом марш!”
- по команде: “Приставными шагами правым, левым боком марш!”
- по команде: “Спиной вперед марш!”
- по команде: “Бегом с ускорением марш!”
2. Для разминки на месте группа перестраивается по команде: “В колонны по два марш!”
З. Для выполнения упражнения подается команда: “Группа вправо, влево разомкнись”
Упражнение 1: Солдатская мельница. И.п.: Корпус наклонен вперед, руки в стороны.
Выполнение: Махи руками на 4 счета
Упражнение 2: Рывки руками перед грудью влево, вправо.
И.п.: основная стойка руки согнуты перед грудью.
Выполнение: Рывки руками перед грудью влево, вправо на 4 счета.
Упражнение 3: Пружинящие движения прямыми руками попеременно одной вверх - назад, другой вниз - назад.
И.п.: основная стойка, одна рука поднята вверх, другая опущена вниз, пальцы сжаты в кулаки.
Выполнение: Попеременные рывковые движения одной рукой вверх - назад, другой вниз - назад на 4 счета.
Упражнение 4: Пружинящие наклоны туловища вперед-назад.
И.п. ноги на ширине плеч, спина прогнута, руки кулаками упираются в поясницу.
Выполнение: 3 пружинящих наклона туловища вперед, касаясь руками пола. Возвращаясь в И.п. прогнуться на 4 счета.
Упражнение 5: Махи ногами. И.п. ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед.
Выполнение: Попеременные махи ногами, левая нога - правая кисть, правая нога -левая кисть на 4 счета.
Упражнение 6: Приседание. И.п. Ноги на ширине плеч.
Выполнение: Пружинящие приседания, не отрывая пяток от пола, поднимая руки вперед, на счет
Упражнение 7: Отжимание. И.п. Упор лежа.
Выполнение: корпус прямой, отжимание на счет.
Упражнение 8: Переноска пострадавшего.
Восстановление дыхания, глубокие вдохи, выдохи.
II. Основная часть. (занятие 1)
Отработка приемов и способов спасения людей на пожаре. Вязка одинарной и двойной спасательной петли без надевания и с надеванием ее на пострадавшего.
Вязка спасательной петли выполняется тремя способами.
Первый способ. По команде «Одинарную спасательную петлю — связать» пожарный снимает с веревки чехол, вынимает из средины клубка конец веревки и делает влево два отмера на длину разведенных в стороны рук. Левой рукой складывает отмеренную веревку вдвое и, удерживая веревку в левой руке, пропускает снаружи правую руку в петлю. Затем разводит в стороны указательный и большой пальцы, берет веревку в правую руку и, набрасывая вперед, делает сдвоенную петлю. Удерживает эту петлю правой рукой, пальцами левой руки берет дальний от себя конец веревки, пропускает в петлю и затягивает узел. Большую петлю надевает на ноги (под ягодицы) спасаемого, меньшую—на шею. Коротким концом веревки обвязывает спасаемого по талии, продевает этот конец под узел петли и надежно его закрепляет.
Второй способ. По команде «Двойную спасательную петлю—связать» пожарный делает три отмера в правую сторону на длину разведенных в сторону рук, складывает отмеренную веревку вдвое, а затем вчетверо. Концы веревки и одинарную петлю держит в левой руке, а двойную петлю — в правой, кладет двойную петлю плечье левой руки, пропускает правую руку через концы веревок, удерживаемых левой рукой и находящихся на предплечье правой руки, берет правой рукой двойную петлю, протягивает ее вместе с правой рукой обратно и затягивает узел. Надевает две петли на ноги (по одной на каждую), а третью—на шею спасаемого, коротким концом обвязывает его так, как при первом способе.
Третий способ. По команде «Одинарную спасательную петлю на пострадавшем—связать» пожарный, стоя справа от пострадавшего, кладет ему на грудь веревку так, чтобы короткий ее конец свисал на землю. Переступив правой ногой через пострадавшего, левой рукой пропускает сдвоенную веревку под пострадавшего и выводит одну петлю под спиной, другую—под ногами и создает запас веревки в зависимости от роста пострадавшего. Дальнейшие действия такие же, как и при вязке одинарной спасательной петли.
Спасение пострадавшего с этажей учебной башни. Спасение и эвакуация людей, получивших травмы.
Спасание людей из этажей здания осуществляется расчетом из трех пожарных. По команде «Для спасения пострадавшего (указывается этаж, окно)—марш» пожарные № 1 и № 2 прибывают на указанное место. Пожарный № 1 вяжет спасательную петлю, надевает ее на спасаемого, надевает рукавицы и наматывает веревку на карабин, пропускает сзади вокруг своего пояса, конец веревки накладывает на спинку карабина и делае" от себя два витка закрепленным концом веревки. Другой конец веревки удерживает правой рукой у правого бока, левой рукой берет конец веревки, идущей к спасаемому. Пожарный № 2 подводит (подносит) спасаемого к подоконнику и, г случае необходимости, помогает пожарному № 1 в спуске спасаемого. Пожарный № 1 упирается левой ногой в подоконник:
или стенку и при помощи пожарного № 2 осторожно опускае-спасаемого вниз. Скорость опускания регулируется прижиманием веревки рукой к себе. Пожарный № 3 находится вн»--зу, он принимает спасаемого и подтверждает об этом словом; Есть», снимает с пострадавшего спасательную петлю, о чем сообщает словом «Готово».
При спасании пострадавшего необходимо подстраховывать другой веревкой или вторым концом веревки.
Переносить человека, потерявшего сознание, рекомендуется одним из следующих способов.
Первый способ. Пожарный становится на правое (левое) колено около лежащего на земле человека, просовывает под не.-с свои руки, соединяет их на спине и поднимает голову и плеч.-спасаемого как можно выше. Затем опускает руки со слинь. спасаемого на его талию, соединяет их, опускается на правое колено и кладет спасаемого на левое плечо (его левую руку перекидывает через свое плечо). Обхватывает левой рукой ноги спасаемого, правой рукой захватывает его левую руку., поднимается на ноги и уравновешивает тело на плече.
Второй способ. Двое пожарных становятся напротив друг друга. Каждый из них берет левой рукой запястье своей правой руки, а правой рукой—запястья друг друга, при помощи третьего пожарного сажают на свои руки спасаемого и переносят его в безопасное место.
Третий способ. Первый пожарный берет спасаемого под мышки, второй—под колени, поднимают его и в таком положении переносят на указанное место.
II. Основная часть. (занятие 2)
Меры безопасности. Команды. Сигналы управления.
Самоспасание из верхних этажей или с крыши здания производится по команде «По спасательной веревке вниз — марш».
Спустившись вниз, докладывает «Есть».
Перед началом спасания или самоспасания необходимо убедиться в целостности и прочности спасательной веревки. Прочность должна проверяться путем подтягивания и зависания на закрепленной одним концом верезки трех человек.
По команде «По штурмовой и выдвижной лестницам вниз—марш»
Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.
Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.
Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.
Перед проведением занятий и после каждого использования спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (допускается через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1 - 2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.
Самоспасение с этажей учебной башни с помощью спасательной веревки, лестниц.
Самоспасание из верхних этажей или с крыши здания производится по команде «По спасательной веревке вниз — марш». Пожарный закрепляет конец спасательной веревки за конструкцию здания в таком месте, где она не может соприкасаться с острыми предметами или конструкциями здания. После этого он берет левой рукой карабин, а правой рукой делает на нем закрепленным концом два витка веревки. Надевает рукавицы, берет веревку, становится на подоконник (край крыши) так, чтобы закрепленный конец веревки остался с левой стороны. Не выпуская из рук веревки, осторожно опускается с подоконника (крыши) вниз. Туловище держит прямо, ногами отталкивается от стены. Спустившись вниз, докладывает «Есть».
Если веревка располагается на значительном расстоянии от стены здания и ноги пожарного не достают до стены, то спуск производится свободно, ногами вниз. Скорость спуска регулируется силой прижатия руки с веревкой к поясу.
Комбинированный подъем по выдвижной и штурмовой лестницам выполняется расчетом из трех пожарных. По команде «Со штурмовой лестницей по выдвижной лестнице в окно 4-го этажа—марш» пожарные № 1 и № 2 снимают с автомобиля выдвижную лестницу, а пожарный № 3—штурмовую лестницу и переносят их в указанное место. Пожарный № 3 переносит и приставляет штурмовую лестницу к стене, крюком от здания. После установки выдвижной лестницы пожарный № 1 поднимается по ней до окна второго этажа. Пожарный № 3 подает ему штурмовую лестницу. При этом он держит ее крюком к себе, Пожарный № 1 продевает правую руку между девятой и десятой ступеньками и поднимается с лестницей до подоконника третьего этажа. Закрепившись карабином за ступеньку выдвижной лестницы, он опускается на одну ступеньку ниже, снимает с плеча штурмовую лестницу, поднимает ее вверх и подвешивает в окно четвертого этажа. Затем поднимается на одну ступеньку выше, открепляет карабин, берется правой рукой за пятую ступеньку, правую ногу ставит на первую ступеньку штурмовой лестницы, поднимается по ней и переходит в окно четвертого этажа.
По команде «По штурмовой и выдвижной лестницам вниз—марш» пожарные № 1, № 2 и № 3 выполняют действия в обратной последовательности.
Подъем по стационарной лестнице выполняется одним пожарным. По команде «По стационарной лестнице—марш» пожарный снимает с автомобиля лестницу-палку, переноситее и приставляет к стационарной лестнице. Поднявшись по лестнице-палке, пожарный переходит на стационарную лестницу и начинает по ней подъем.
По команде <;Вниз—марш» пожарный спускается в обратной последовательности, при спуске смотрит перед собой, ногами становится на каждую ступеньку, руками берется через одну.
III Заключительная часть.
Слушатели убирают пожарно-техническое вооружение, приводят боевую одежду в порядок и строятся в двухшереножный строй. Командир докладывает о готовности группы.
Группа стоит в двухшереножном строю.
Группа стоит в двухшереножном строю.
Разработал:
Мастер производственного обучения __________________________________________ Я.Я. Туманевич
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление