Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №-6. «Упражнения по спасанию и самоспасению»

Читайте также:
  1. СПАСАНИЮ ЛЮДЕЙ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

для проведения практических занятий по производственному обучению

по профессии 16781 «ПОЖАРНЫЙ».

 

 

 

 

Москва 2010 г.

 

Учебные и воспитательные цели:

µ Отработка приемов и способов спасения людей на пожаре. Вязка одинарной и двойной спасательной петли без надевания и с надеванием ее на пострадавшего. Спасение пострадавшего с этажей учебной башни. Спасение и эвакуация людей, получивших травмы. Самоспасение с этажей учебной башни с помощью спасательной веревки, лестниц. Меры безопасности. Команды. Сигналы управления.

 

Количество часов:- 6

Место проведения: -Учебная башня, плац.

Материальное обеспечение: -боевая одежда и снаряжение пожарного, пожарный автомобиль.

Литература:

1. Приказ МЧС России от 31 декабря 2002 г. № 630 «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002)».

2. Нормативы по пожарно-строевой подготовке. – М.: ГУГПС МВД России, 1994г.

3.Бушмин В.А., Плеханов В.И., Сафронов А.В. Пожарно-строевая подготовка: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1985.

Организационно-методические указания:

В данной методической разработке основным методом обучения является практический показ, с последующей индивидуальной отработкой упражнений каждым слушателем под наблюдением преподавателя. Во время проведения занятия необходимо тщательно наблюдать за самочувствием слушателей. При появлении у обучаемых, или у одного из них при отработке упражнений признаков переутомления руководитель занятий должен снизить темп движения или освободить утомившегося слушателя от выполнения упражнений и при необходимости направить к врачу. Отработку упражнений с пожарно-техническим оборудованием проводить в строгой последовательности, переходя от легких простых к трудным и сложным, с постепенным увеличением нагрузки на организм. Продолжительность каждого тренировочного занятия должна быть не более двух часов.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Учебные вопросы: Занятие 1

1) Вязка одинарной и двойной спасательной петли без надевания и с надеванием ее на пострадавшего.

2)Спасение пострадавшего с этажей учебной башни. Спасение и эвакуация людей, получивших травмы.

3) Меры безопасности. Команды. Сигналы управления.

4) Самоспасение с этажей учебной башни с помощью спасательной веревки, лестниц.

  №пп Учебные вопросы и этапы занятия     Время (мин)   Методика отработки вопросов обучения и воспитания
  Действия преподавателя   Действия обучаемых (представляемый материал)
                Организа­ционный момент   Проверка знаний учащихся     Вопрос     Вопрос Вопрос   Вопрос     Разбор занятия     Подведение итогов     Постановка задач по подготовке к следующему занятию   5 мин   15 мин   25 мин     20 мин     10 мин     35 мин     10 мин     3 мин   2 мин   Построение личного состава; Прием рапорта командира группы; Проверка внешнего вида личного состава; Объявление целей занятия, постановка задачи.     Проводит разминку учебной группы   1. Группа стоит в двухшереножном строю. 2.Показ упражнения. 3. Дать время на отработку и самостоятельное изучение материала.     Группа стоит в двухшереножном строю. 2. Показ упражнения. 3. Дать время на отработку и самостоятельное изучение материала.     Группа стоит в двухшереножном строю. 2. Показ упражнения. 3. Дать время на отработку и самостоятельное изучение материала.     Группа стоит в двухшереножном строю. 2. Показ упражнения. 3. Дать время на отработку и самостоятельное изучение материала.     Руководитель дает команду на окончание занятия, дает команду на уборку ПТВ. Руководитель занятия проводит детальный анализ допущенных личным составом ошибок и отмечает положительные моменты при выполнении упражнений и задач. Руководитель занятия объявляет тему следующего занятия и распускает группу. I. Вводная часть Командир группы строит личный состав в две шеренги, и докладывает руководителю занятий о готовности группы к занятию последующему образцу: “Группа - равняйсь!... Смирно!... Равнение на середину!... Товарищ майор личный состав группы к занятиям по ..... готов! Командир группы сержант Сидоров!”. Руководитель объявляет тему и цель занятия, проверяет внешний вид группы, ставит задачи по выполнению упражнения.     РАЗМИНКА: 1. Перестроение группы: “В колонну по одному, бегом марш!” - по команде: “Приставными шагами правым, левым боком марш!” - по команде: “Спиной вперед марш!” - по команде: “Бегом с ускорением марш!” 2. Для разминки на месте группа перестраивается по команде: “В колонны по два марш!” З. Для выполнения упражнения подается команда: “Группа вправо, влево разомкнись” Упражнение 1: Солдатская мельница. И.п.: Корпус наклонен вперед, руки в стороны. Выполнение: Махи руками на 4 счета Упражнение 2: Рывки руками перед грудью влево, вправо. И.п.: основная стойка руки согнуты перед грудью. Выполнение: Рывки руками перед грудью влево, вправо на 4 счета. Упражнение 3: Пружинящие движения прямыми руками попеременно одной вверх - назад, другой вниз - назад. И.п.: основная стойка, одна рука поднята вверх, другая опущена вниз, пальцы сжаты в кулаки. Выполнение: Попеременные рывковые движения одной рукой вверх - назад, другой вниз - назад на 4 счета. Упражнение 4: Пружинящие наклоны туловища вперед-назад. И.п. ноги на ширине плеч, спина прогнута, руки кулаками упираются в поясницу. Выполнение: 3 пружинящих наклона туловища вперед, касаясь руками пола. Возвращаясь в И.п. прогнуться на 4 счета. Упражнение 5: Махи ногами. И.п. ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед. Выполнение: Попеременные махи ногами, левая нога - правая кисть, правая нога -левая кисть на 4 счета. Упражнение 6: Приседание. И.п. Ноги на ширине плеч. Выполнение: Пружинящие приседания, не отрывая пяток от пола, поднимая руки вперед, на счет Упражнение 7: Отжимание. И.п. Упор лежа. Выполнение: корпус прямой, отжимание на счет. Упражнение 8: Переноска пострадавшего.
  1. Восстановление дыхания, глубокие вдохи, выдохи.
II. Основная часть. ( занятие 1 ) Отработка приемов и способов спасения людей на пожаре. Вязка одинарной и двойной спасательной петли без надевания и с надеванием ее на пострадавшего. Вязка спасательной петли выполняется тремя спо­собами. Первый способ. По команде «Одинарную спасательную пет­лю — связать» пожарный снимает с веревки чехол, вынимает из средины клубка конец веревки и делает влево два отмера на длину разведенных в стороны рук. Левой рукой складывает от­меренную веревку вдвое и, удерживая веревку в левой руке, пропускает снаружи правую руку в петлю. Затем разводит в стороны указательный и большой пальцы, берет ве­ревку в правую руку и, набрасывая вперед, делает сдвоенную петлю. Удерживает эту петлю правой рукой, паль­цами левой руки берет дальний от себя конец веревки, пропускает в петлю и затягивает узел. Боль­шую петлю надевает на ноги (под ягодицы) спасаемого, мень­шую—на шею. Коротким концом веревки обвязывает спасае­мого по талии, продевает этот конец под узел петли и надежно его закрепляет.   Второй способ. По команде «Двойную спасательную пет­лю—связать» пожарный делает три отмера в правую сторону на длину разведенных в сторону рук, складывает отмеренную ве­ревку вдвое, а затем вчетверо. Концы веревки и одинарную пет­лю держит в левой руке, а двойную петлю — в правой, кладет двойную петлю плечье левой руки, пропускает правую руку через концы веревок, удерживаемых левой рукой и находящихся на предпле­чье правой руки, берет пра­вой рукой двойную петлю, протягивает ее вместе с правой рукой об­ратно и затягивает узел. Надевает две петли на ноги (по одной на каждую), а третью—на шею спасаемого, коротким кон­цом обвязывает его так, как при первом способе. Третий способ. По команде «Одинарную спасательную петлю на пострадавшем—связать» пожарный, стоя справа от постра­давшего, кладет ему на грудь веревку так, чтобы короткий ее конец свисал на землю. Переступив правой ногой через постра­давшего, левой рукой пропускает сдвоенную веревку под постра­давшего и выводит одну петлю под спиной, другую—под ногами и создает запас веревки в зависимости от роста пострадавшего. Дальнейшие действия такие же, как и при вязке одинарной спа­сательной петли.   Спасение пострадавшего с этажей учебной башни. Спасение и эвакуация людей, получивших травмы. Спасание людей из этажей здания осуществляется рас­четом из трех пожарных. По команде «Для спасения пострадав­шего (указывается этаж, окно)—марш» пожарные № 1 и № 2 прибывают на указанное место. Пожарный № 1 вяжет спасатель­ную петлю, надевает ее на спасаемого, надевает рукавицы и на­матывает веревку на карабин, пропускает сзади вокруг своего пояса, конец веревки накладывает на спинку карабина и делае" от себя два витка закрепленным концом веревки. Дру­гой конец веревки удерживает правой рукой у правого бока, ле­вой рукой берет конец веревки, идущей к спасаемому. Пожар­ный № 2 подводит (подносит) спасаемого к подоконнику и, г случае необходимости, помогает пожарному № 1 в спуске спа­саемого. Пожарный № 1 упирается левой ногой в подоконник: или стенку и при помощи пожарного № 2 осторожно опускае-спасаемого вниз. Скорость опускания регулируется прижиманием веревки рукой к себе. Пожарный № 3 находится вн»--зу, он принимает спасаемого и подтверждает об этом словом ; Есть», снимает с пострадавшего спасательную петлю, о чем со­общает словом «Готово». При спасании пострадавшего необходимо подстраховывать другой веревкой или вторым концом веревки. Переносить человека, потерявшего сознание, рекомен­дуется одним из следующих способов. Первый способ. Пожарный становится на правое (левое) колено около лежащего на земле человека, просовывает под не.-с свои руки, соединяет их на спине и поднимает голову и плеч.-спасаемого как можно выше. Затем опускает руки со слинь. спа­саемого на его талию, соединяет их, опускается на правое коле­но и кладет спасаемого на левое плечо (его левую руку переки­дывает через свое плечо). Обхватывает левой рукой ноги спа­саемого, правой рукой захватывает его левую руку., поднимается на ноги и уравновешивает тело на плече. Второй способ. Двое пожарных становятся напротив друг друга. Каждый из них берет левой рукой запястье своей пра­вой руки, а правой рукой—запястья друг друга, при помощи третьего пожарного сажают на свои руки спасаемого и перено­сят его в безопасное место. Третий способ. Первый пожарный берет спасаемого под мышки, второй—под колени, поднимают его и в таком положе­нии переносят на указанное место.     II. Основная часть. ( занятие 2 ) Меры безопасности. Команды. Сигналы управления. Самоспасание из верхних этажей или с крыши здания производится по команде «По спасательной веревке вниз — марш». Спустившись вниз, докладывает «Есть». Перед началом спасания или самоспасания необходимо убе­диться в целостности и прочности спасательной веревки. Проч­ность должна проверяться путем подтягивания и зависания на закрепленной одним концом верезки трех человек. По команде «По штурмовой и выдвижной лестницам вниз—марш»   Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок. Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины. Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см. Перед проведением занятий и после каждого использования спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (допускается через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1 - 2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.   Самоспасение с этажей учебной башни с помощью спасательной веревки, лестниц. Самоспасание из верхних этажей или с крыши здания производится по команде «По спасательной веревке вниз — марш». Пожарный закрепляет конец спасательной веревки за конструкцию здания в таком месте, где она не может соприка­саться с острыми предметами или конструкциями здания. После этого он берет левой рукой карабин, а правой рукой делает на нем закрепленным концом два витка веревки. Надевает рукави­цы, берет веревку, становится на подоконник (край крыши) так, чтобы закрепленный конец веревки остался с левой стороны. Не выпуская из рук веревки, осторожно опускается с подоконника (крыши) вниз. Туловище держит прямо, ногами отталкивается от стены. Спустившись вниз, докладывает «Есть». Если веревка располагается на значительном расстоянии от стены здания и ноги пожарного не достают до стены, то спуск производится свободно, ногами вниз. Скорость спуска регули­руется силой прижатия руки с веревкой к поясу. Комбинированный подъем по выдвижной и штурмовой лестницам выполняется расчетом из трех пожарных. По коман­де «Со штурмовой лестницей по выдвижной лестнице в окно 4-го этажа—марш» пожарные № 1 и № 2 снимают с автомобиля выдвижную лестницу, а пожарный № 3—штурмовую лестни­цу и переносят их в указанное место. Пожарный № 3 переносит и приставляет штурмовую лестницу к стене, крюком от здания. После установки выдвижной лестницы пожарный № 1 поднима­ется по ней до окна второго этажа. Пожарный № 3 подает ему штурмовую лестницу. При этом он держит ее крюком к себе, Пожарный № 1 продевает правую руку между девятой и деся­той ступеньками и поднимается с лестницей до под­оконника третьего этажа. Закрепившись карабином за ступеньку выдвижной лестницы, он опускается на одну ступеньку ниже, снимает с плеча штурмовую лестницу, поднимает ее вверх и под­вешивает в окно четвертого этажа. Затем поднимается на одну ступеньку выше, открепляет карабин, берется правой рукой за пятую ступеньку, правую ногу ставит на первую ступеньку штур­мовой лестницы, поднимается по ней и переходит в окно четвер­того этажа. По команде «По штурмовой и выдвижной лестницам вниз—марш» пожарные № 1, № 2 и № 3 выполняют действия в обратной последовательности. Подъем по стационарной лестнице выполняется одним пожарным. По команде «По стационарной лестнице—марш» по­жарный снимает с автомобиля лестницу-палку, переноситее и приставляет к стационарной лестнице. Поднявшись по лестнице-палке, пожарный переходит на стационарную лестницу и начи­нает по ней подъем. По команде <;Вниз—марш» пожарный спускается в обратной последовательности, при спуске смотрит перед собой, ногами ста­новится на каждую ступеньку, руками берется через одну.   III Заключительная часть. Слушатели убирают пожарно-техническое вооружение, приводят боевую одежду в порядок и строятся в двухшереножный строй. Командир докладывает о готовности группы.   Группа стоит в двухшереножном строю.   Группа стоит в двухшереножном строю.

Разработал:



Мастер производственного обучения __________________________________________ Я.Я. Туманевич

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Тема №-6. «Упражнения по спасанию и самоспасению»

Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1965; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.158.21.160
Генерация страницы за: 0.008 сек.