Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О сынок мой! Не поклоняйся наряду с Богом [Единым] другим [богам], ибо многобожие – нечестие великое”»[110]




Вспомни,] как испытал Господь Авраама cлoвaми и пoтoм зaвepшил иx. Тогда сказал Он: «Воистину, Я сделаю тебя имамом (предводителем) для людей». Спросил Авраам: «А потомство мое?» Ответил Он: «Завет Мой не распространяется на тех [из них,] кто нечестив»[109].

Враждует с Аллахом тот, кто враждует с Али»[106].

Кто назначит правителем кого-либо из мусульман, зная, что среди них есть более достойный для этого [дела], более знающий Книгу Аллаха и Сунну Пророка, воистину, тот предал Аллаха, Его Посланника и всех мусульман»[104].

И поистине, воплотились в жизнь предсказания Пророка% об Али4, в которых говорится:

إِنَّ الْأُمَّةَ سَتَغْدِرُ بِكَ بَعْدِي

«Поистине, моя умма после меня предаст тебя» [105].

В другом хадисе мы читаем:

عَادَى اللهَ مَنْ عَادَى عَلِيًّا

В аль-Бухари и другие источниках явно говорится, как Умар не дал написать Пророку% завещание, и сказал, что Пророк% бредит и достаточно ему Книги Аллаха. [107] Почему же тогда, Умар разрешает Абу Бакру написать завещание, или почему Умар оставляет шестичленный совет для выбора халифа после себя? А Али4 оставляет после себя своего сына – Хасана4. Ислам совершенная религия и по любому вопросу имеет ясные положения и указы. Так почему же сподвижники разошлись в вопросе выбора преемника?

Посланник Аллаха % неоднократно предостерегал мусульман от жадного стремления к власти:

إِنِّي وَاللهِ مَا أَخَافُ بَعْدِي أَنْ تُشْرِكُوا وَ لَكِنْ أَخَافُ أَنْ تَنَافَسُوا فِيهَا

«Клянусь Аллахом, я не боюсь того, что после меня вы впадете в многобожие, я боюсь того, что вы станете стремиться и бороться ради нее (власти и халифата)» [108] .

Пророк% назначил после себя преемника и не одного, а целых двенадцать, которые должны были выполнять те же функции, что и Пророк%, кроме тех, которые непосредственно связаны с пророчеством. По причине многочисленных разногласий в идеологических, практических, политических и других вопросах между сподвижниками, люди времен раннего Ислама и последующие поколения никак не смогли последовать им в вопросах религии, поэтому, для разъяснения Божественных заповедей, мусульмане до Судного дня нуждаются в доверенных лицах, посредством которых они должны решать религиозные и мирские проблемы.

 

* * *


 

 

Об имамате в

Священном Коране

﴿وإِذِ ابْتَلَى إِبْرَاهِيمَ رَبُّهُ بِكَلِمَاتٍ فَأَتَمَّهُنَّ قَالَ إِنِّي جَاعِلُكَ لِلنَّاسِ إِمَاماً قَالَ وَمِنْ ذُرِّيَتِي قَالَ لاَ يَنَالُ عَهْدِي الظَّالِمِينَ﴾

Когда АвраамU успешно прошел испытания, Аллах посчитал его достойным награды. Поэтому, обращаясь к нему, сказал: «'Воистину, Я сделаю тебя имамом (предводителем) для людей'».

Чтобы Божественный дар получил продолжение в потомках, а пророческая миссия и имамат не закончились с его смертью, «спросил Авраам: 'А потомство мое?'»

Ответ был таков: «Завет Мой не распространяется на тех [из них,] кто нечестив».

Коран убедительно свидетельствует о том, что обязанности имама были возложены на АвраамаU после того, как он сумел проявить твердость и терпение перед лицом всех трудностей и тягот, которые выпали на его долю в борьбе за укрепление веры. Только успешно преодолев самые тяжкие испытания, он заслужил этот ранг, что выше ранга наставника, подразумевающего донесение до людей благих вестей и увещеваний. (Это еще один пример безграничной милости Всевышнего за веру и терпение).

Другими словами: Я удовлетворю твою просьбу, но только по отношению к тем из твоих потомков, кого будут отличать благие дела, душевная чистота и непорочность, то есть к тем, кто достоин такой чести.

Из содержания данного аята ясно также, что имамом, безгрешным лидером, отвечающим за все стороны жизни верующих, можно стать только по воле Аллаха. Это объясняется тем, что, во-первых, имамат – это своеобразный завет, дарованный Аллахом, и очевидно, что имам должен назначаться Тем, Кто составил его.

Во-вторых, те, кто хотя бы раз в жизни запятнал себя даже малейшим прегрешением, будь оно совершено против самого себя или против других людей, или был, даже очень короткий срок, идолопоклонником, не достоин звания имама. Чтобы обладать этим статусом, человек должен быть абсолютно безгрешным.

Для доказательства права Имама Али4 стать преемником Святого Пророка% сразу же после его кончины члены семьи Пророка7 в качестве подтверждения своей правоты ссылались именно на этот аят. Они указывали на то, что другие претенденты до возникновения Ислама, во времена джахилии, были идолопоклонниками, а единственным человеком (из сподвижников), который ни разу не пал ниц перед идолами, помимо Пророка Мухаммада%, был Али ибн Аби Талиб6. Разве не сказал ЛукманU своему сыну:

﴿... يَا بُنَيَّ لاَ تُشْرِكْ بِاللَّهِ إِنَّ الشّـِرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ﴾

Кто может быть нечестивее человека, поклоняющегося идолу!

Хотелось бы отметить также, что не все последователи суннитских толков одинаково уважительно относятся ко всем сподвижникам и их ученикам. Например, многие из тех, кто отважился на убийство Усмана, были сподвижниками и их последователями. Малик бин Нувайра' был сподвижником Пророка%. Его убил Халид бин ал-Валид, тоже сподвижник Пророка%. Разумеется, многие сподвижники были великими людьми в отношении их веры, благочестия, праведности, готовности к самопожертвованию. Вместе с тем, среди них были и те, кто внутренне не смог освободиться от предрассудков доисламского периода, от джахилийского образа жизни, и продолжал жить на основе своих прежних заблуждений.

Задумывались ли вы о корнях ваших учителей и наставников? Кем они были? Куда и за чем шли?

А следовательно, верен ли и ваш путь?

 

* * *


 

 

Ответы на вопросы

Кто такие Ахл аль-бейт?

﴿قَالُوا أَتَعْجَبِينَ مِنْ أَمْرِ اللَّهِ رَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الْبَيْتِ إِنَّهُ حَمِيدٌ مَجِيدٌ﴾

Oни cкaзaли: «Paзвe ты yдивляeшьcя пoвeлeнию Aллaxa? Mилocть Aллaxa и блaгocлoвeниe Eгo нaд вaми, oбитaтeли дoмa. Oн - Хвaлимый, Слaвный!» [111]

В рассматриваемом аяте ангелы, обращаясь к АвраамуU, использовали выражение /Ахл аль-бейт/ 'обитатели дома', куда относили, что вполне естественно, и супругу хозяина. Почему же тогда в аяте Татхир (сура Аль-Ахзаб (Сонмы) - 33:33), где говорится: «Воистину, желает Аллах отстранить скверну от вас, о Ахл аль-бейт, и всецело очистить вас», – жены Пророка Мухаммада% не отнесены к числу обитателей его дома?

Ответ таков: опираясь только на буквальный смысл выражения /Ахл аль-бейт/, было бы естественно утверждать, что оно подразумевает и жену хозяина дома. Однако имеются достаточные основания утверждать, что некоторые люди могут выпадать из числа лиц, подразумеваемых этим выражением, даже будучи формально вправе быть включенным в него. Это подтверждается, в частности, аятом 46 суры Худ, где сын НояU оказывается исключенным из числа членов его дома:

﴿قَالَ يَانُوحُ إِنَّهُ لَيْسَ مِنْ أَهْلِكَ إِنَّهُ عَمَلٌ غَيْرُ صَالِحٍ فَلا تَسْأَلْنِي مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ إِنِّـي أَعِظُكَ أَن تَكُونَ مِنَ الْجَاهِلِينَ﴾

Сказал [Бог]: «О Ной! Не из твоей семьи он, и это – дело неправое, не проси Меня о том, чего не ведаешь. Воистину, наставляю Я тебя не быть невеждой». [112]

В этом аяте Бог говорит НоюU, что его сын не член его семьи, ибо он грешник и человек недостойного поведения. Семейные же узы и кровное родство не имеют здесь никакого значения, поскольку он отверг веру НояU. На самом деле, он был родным сыном НояU, но Господь лишил его родства, поскольку он совершал грехи и проявлял неповиновение, что сбило его с верного пути.

А случается и наоборот, когда в силу некоторых обстоятельств человек считается членом семьи, формально не являясь таковым. Так, например, про известного сподвижника Сальмана Фарси' Пророк Мухаммад% сказал: «Сальман принадлежит к нашей семье /Ахл аль-бейт/» [113].

По поводу аята Татхир существует множество преданий, подтверждающих, что Святой Пророк% брал некоторых людей под свое покровительство, а именно Али, Фатиму, Хасана и Хусейна7, причисляя их к Ахл аль-бейт7, но в то же время отказывая в этом своей жене, благочестивой Умм Саляме)[114].

Вообще, Посланник Аллаха % не причислял жен к своей семье – Ахл аль-бейт7.

أَوَّلُ مَنْ يَلْحَقُنِي مِنْ أَهْلِي أَنْتِ يَا فَاطِمَةُ، وَ أَوَّلُ مَنْ يِلْحَقُنِي مِنْ أَزْوَاجِي زِيْنَبُ

«Первый, кто примкнет ко мне из моей семьи ты, о Фатима, и первая, кто примкнет ко мне из моих жен – Зейнаб» [115].

Муслим в своем «Сахих»-е, в разделе «Превосходства Али4», цитирует Зейд ибн Аркама, у которого спрашивают о причислении жен к Ахл аль-бейту, на что он, поклявшись Аллахом, ответил: «Нет, так как женщина бывает с мужчиной определенное время, затем он разводится с ней, и возвращается она к своему отцу и роду. Ахл аль-бейт – это те, кому запрещена милостыня после него»[116].

Семейство Пророка[117] – Ахл аль-бейт7, очищенные Аллахом в суре Аль-Ахзаб (Сонмы) – 33:33, – это те, которые постигают истинное значение и смысл Корана, так как сказано в нем:

 

﴿إِنَّهُ لَقُرْءَانٌ كَرِيمٌ. فِي كِتَابٍ مَكْنُونٍ.لاَ يَمَسُّهُ إِلاَّ الْمُطَهَّرُونَ﴾




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.