Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как инструмент здоровья и духовного развития




Горловое обертональное пение

Введение в шаманскую систему звукотерапии "Ун-Хун"

Киев, 27 - 28 февраля 2010 г.

Республика Тува (Южная Сибирь) – одно из немногих мест в мире, где сохранилась живая традиция шаманского целительства. В основном это обусловлено тем, что здесь вообще отсутствовала какая-либо религия, кроме шаманизма, а с приходом в 18 веке буддизма (в силу ненасильственного характера последнего) обе религии продолжили мирное сосуществование.

На протяжении тысячелетий шаманы были единственными врачевателями как тела, так и сознания тувинцев. Ими накоплен огромный опыт в индивидуальном и групповом лечении. Ввиду отсутствия медицинского оборудования и препаратов, шаманы пошли по пути развития скрытых целительских способностей человека, а в силу обожествления ими природы – естественно, что они черпали свое вдохновение из окружающего мира. Подражая звукам природы, они входили в трансовое состояние, что раскрывало резервы их психики. Так постепенно, через имитацию звуков животных, птиц, ветра и т.д., сформировалось уникальное искусство обертонального горлового пения, при котором исполнитель способен петь двумя и более голосами одновременно.

С помощью этих звуков, часто практикуемых совместно с народными инструментами – игилем (вариант народной виолончели), бубном и хомусом (варганом), шаманы погружали в измененные состояния сознания своих пациентов и искали причины возникновения у них заболевания или личностной проблемы, а в случае необходимости использовали направленное воздействие голоса с обертонами на больной орган.

В механизме лечебного воздействия шаманского обертонального звука можно выделить два основных момента.

Первый связан с физическими свойствами звуковых гармоник и основан на принципе резонанса. Физикой установлено, что все во вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и наше тело. Каждый орган и ткань обладает определенной «здоровой» резонансной частотой. Когда эта частота изменяется под воздействием патогенных факторов, вибрации органа начинают отличаться от общего гармоничного «аккорда», что и влечет за собой изменения на физическом уровне, определяемые как болезнь. Мы можем помочь органу восстановить природную частоту и запустить процесс выздоровления, направив на него гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к исходной, «здоровой» частоте органа. Именно это делает шаман: находясь в трансовом состоянии, он интуитивно ощущает, какой звук необходим пациенту, то есть фактически создает резонанс с его телом. А наличие в его голосе обертонов значительно усиливает воздействие.

Этот эффект обертонов был визуально показан в экспериментах по киматике Барбары Хироу. В них акустическая система размещалась над зеркалом и производила два звука с разной частотой колебаний. Вибрирующее зеркало отражало луч лазера на экран, создавая на его поверхности «звуковые» образы. Если певцы-экспериментаторы пропевали две ноты, образующие гармонический интервал, то на экране возникали геометрически совершенные, симметричные формы. Этот результат был особенно показательным в случаях, когда певцы выпевали не обычные звуки, а вокальные гармоники. Когда же голоса певцов не создавали гармонического интервала, то симметрия в изображениях на экране отсутствовала. Всемирно известны сейчас также исследования Масару Эмото, продемонстрировавшего способность звука изменять структуру воды. Если помнить о том, что тело человека на 70% состоит из воды, то можно видеть, какие возможности открываются для исцеления звуком.

И такие научные данные, подтверждающие влияние гармоничного звука на живые системы, появляются во все большем количестве. Показано, что музыкальные звуки способны повышать уровень серотонина и гормона роста и снижать уровень АКТГ, способствуя уменьшению стрессов. Музыка нормализует кровообращение, кровяное давление, волновую активность мозга – в частности, меняется поток возбуждения в кортико-таламических и кортико- лимбических кругах. Исследования французского ученого Фибиана Маман показали, что воздействие на раковые клетки in vitro звуками по восходящей музыкальной шкале приводит к прогрессивной дестабилизации их клеточной структуры и в конечном итоге разрушению клеток. Можно понять этот эффект, исходя из того, что мембраны клеточных органоидов являются естественными резонаторами, и поэтому все внешние вибрации напрямую влияют на состояние каждой живой клетки, находящейся в поле их распространения.

На кафедре нормальной физиологии медицинского факультета Университета дружбы народов совместно с институтом традиционной медицины и музыкальной терапии были проведены эксперименты по влиянию звуковых вибраций на состояние внутренних органов. Установлено, что 12 звуков, составляющих октаву, гармонично связаны с 12 системами нашего организма: в частности, сердце резонирует на одну ноту, печень - на другую, нервы - на третью. При направленном воздействии музыкой или пением соответствующий орган приходит в состояние максимальной вибрации. Укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, в результате чего ускоряется выздоровление.

Второй аспект в воздействии шаманского звука является информационным. Создавая звук, шаман прежде всего вкладывает в него свое намерение излечить пациента, которое транспортируется его звуковыми волнами в энергетическую структуру больного. Кроме того, шаман использует и вербальные формы суггестии, произнося специфические молитвы или заговоры. Обычно этот эффект усиливается еще и звуком бубна – техника, известная как камлание.

В механизме горлового обертонального пения выделяют основной тон, или бурдон, создаваемый голосовыми связками, и второй голос, содержащий обертоны от 5-го до 13-го, часто похожие на свист. Этот голос создается за счет носового резонанса и так называемых «ложных голосовых связок», образующихся над природными в результате практики пения.

В Туве горловое пение разделяют на три базовых стиля с различными частотами. Собственно базовый хоомей, звук среднего регистра, часто используется в быту для напева колыбельных песен, а в шаманизме для расслабления и успокоения пациента, введения его в медитативное состояние. Горловой свист, или сыгыт, используется для «соединения с небесами» и активации сознания. Этот звук имеет необычайно высокие гармоники — от 16-й до 23-й, с частотой от 1600 до 2300 Гц. В случае если основной тон приближается к ноте ля первой октавы фортепиано (440 Гц), частота обертонов достигает 10120 Гц, что практически выходит за пределы человеческого восприятия.

Исследования профессора Томатиса убедительно показывают, что в высоких частотах (от 10000 до 23000 Гц) таится огромная мощь, и он их называет "заряжающими звуками". Практикующие сыгыт также отмечают, что высокие частоты обертонов как бы настраивают энергии тела и мозга на более высокий уровень. Чем богаче звук гармоническими обертонами, тем гармоничнее заключенная в нем жизненная энергия. На термографических снимках исполнителя обертонов, направляющего звук в макушку, видно, как кожа на лбу и теменной части черепа резко меняет окраску, что показывает воздействие звука на автономную нервную систему. Когда записи звуков с частотой выше 8000 колебаний в секунду регулярно давали слушать детям с различными нарушениями - дислексией, аутизмом, гиперактивностью, то перемены в их поведении и обучении были потрясающими. По теории Томатиса, высокочастотный звук пробуждает чувство архаической связи с матерью. Это соответствует и воззрениям шаманов, использующих обертона колыбельных песен для очищения отношений пациентов с родителями.

Обертональный звук нижнего регистра – каргыра, переводимый как рёв, создается вибрацией мягкого нёба и грудным резонатором. Шаманы полагают, что этот звук соединяет их с матушкой-землей и и питает их ее силой. Каргыра обладает глубоким релаксационным воздействием и эффективно активирует нижние энергетические центры. Это подтверждается и клиническими исследованиями низких частот Жана Феижу, показавшего значительные потери болевых ощущений при воспалении дёсен и зубов, а также возможность проводить безболезненные и сознательные роды.

Удивительное открытие сделано Фернандо Ноттебом из университета Рокфеллера: птицы, умеющие издавать два тона одновременно, обладают способностью восстанавливать число нервных клеток и увеличивать объем области мозга, отвечающей за пение. Прежде считалось, что для взрослых организмов это уже невозможно. Открытие «нейрогенеза» вселило во многих медицинских исследователей надежду на то, что в будущем человеку также удастся выработать метод стимуляции нервной системы, способствующий ее самовосстановлению. И такая методика уже фактически разработана.

C 2001 года Владислав Матреницкий изучает обертональную звукотерапию у одного из лучших тувинских шаманов, мастера горлового пения Николая Ооржака. За годы практики Николай развил свой собственный подход к целительному звуку, который в результате сотрудничества с Владиславом они оформили в учебно-лечебную систему «Ун-Хун» - «Звук Солнца». Назначение системы - на базе овладения обертональным звуком научиться использовать внутреннюю энергию тела для самопознания, укрепления здоровья, достижения долголетия и развития духовности.

Система «Ун-Хун» базируется на идее, что звук является как инструментом, так и индикатором развития: чем чище и качественней становятся обертона, тем лучше они воздействуют на организм и резонируют с ним; с другой стороны, гармоничность и красота звучания отражает уровень развития практика. Это согласуется с данными российского НИЦ музыкальной терапии и восстановительных технологий по исследованию влияния вокалотерапии на легкие и другие жизненно важные органы: звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20 % уходит во внешнее пространство, а остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Согласно их данным, пение активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы и системы. Пение благотворно действует на почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

«Ун-Хун» имеет три уровня обучения:

1. «Истинный звук может быть только в здоровом теле».

Параллельно с изучением основ горлового пения происходит оздоровление практикующего в результате специальных упражнения по развитию дыхания, звука, движения, ритма, само-массажа и др., а также активации и развития энергетических центров тела и восстановление энергии связанных с ними органов тела.

На этой ступени слушатели знакомятся с базовыми звуками «Хоомей» - хоомей, каргара, сыгыт. Это активирует изначальную силу Души человека и пробуждает источники жизненной энергии, дающие возможность более тонкого восприятия звука. Вы научитесь управлять своей внутренней силой и прислушиваться к телу, бороться с болезнями и лучше разбираться со своими положительными и отрицательными эмоциями.

Посредством познания звуков приобретаются навыки здорового и духовного образа жизни. Звук, превращаясь в энергию, расширяет пространство сознания и дает возможность начального соединения с Духами Небесной Силы.

2. «Только теперь возможна истинная медитация».

В результате продолжающихся занятий обертональным пением энергетические каналы очищаются от блоков, а уровень энергии практика увеличивается настолько, что начинает превышать базовые потребности организма в поддержании жизнедеятельности и может быть использован для создания новых функций, в частности изменения состояния сознания, развития интуиции и качественной медитации.

На этой ступени практикующие, которые овладевают системой, уже способны оторваться от повседневной суеты и прикоснуться к необычному миру звуков, раскрывающему сердце. Вы начнете понимать самого себя и свои бесконечные желания. Сила звука позволит вам освободиться от противоречий в сердце и подготовиться к дальнейшим открытиям.

Физическое преодоление внутренних барьеров приводит к качественному изменению сознания: вам захочется ощущать любовь к людям и передать им красоту звука.

На этой ступени звуки, издающиеся практикующим, становятся сильными, приобретают необходимый легкий зажим и многокрасочность, звучат красивее, чем обычные песнопения. Вы легче управляете энергетическими каналами тела, овладеваете нижней и верхней тональностями, создаете в пространстве звуковые вибрационные волны, которые способны ощущать другие люди. Практика порождает разнообразные техники исполнения, а инструментальная музыка сама приходит на помощь, чтобы открыть вам дверь в мир гармонии.

Накопленная энергия циркулирует в организме, развивая изначальную силу Духа человека, которая постепенно объединяется с Духом земли и Духом Вселенной.

3. «Только теперь возможно истинное целительство».

Дальнейшее развития уровня энергии и сознания практика дает ему возможность делиться этой энергией, использовать свои способности для исцеления и обучения других людей.

Здесь обучение направлено на осознание того, что сердце – это Храм Духа. Сердце открывается звуком; звук соединяет сердце и сознание, чтобы увидеть иной мир, заглянуть в него, соединиться с ним.

На этой ступени практикующий будет искать истинную гармонию в своем теле, внимательно вслушиваясь при медитации в окружающий мир. Он не будет издавать звук лишь бы как, а притягивает его внутрь из пространства, как будто магической силой соединяя его с собой. В вас создается циркулирующий вихрь, который с помощью звука кружит накопленную энергию, поднимая ее вверх по телу в голову. Это есть путь к пробуждению кундалини – главной энергии просветления. Вдох в этом процессе происходит как бы всем телом, а выдох воспринимается как звуковая волна. Взаимодействие дыхания и звука проявляется в переливах гармоничного звучания.

Повседневные занятия вибрационным звуком приводят не только к виртуозному владению всеми стилями хоомей, но и излечивают тело, открывают сердце и расширяют пространство сознания, открывая путь к иным мирам. Кто вышел на этот путь, тот начинает целительское использование звуков: его голос способен излечить тела и Души слушателей

Наблюдения показывают, что даже после концертов обертонального пения многие слушатели отмечают заметные изменения в состоянии сознания, продолжавшиеся от получаса до нескольких дней в зависимости от исходного состояния и чувствительности слушателя. У многих людей ослабевают или исчезают головные боли и проявления других заболеваний. Опрос же участников семинаров демонстрирует улучшение самочувствия у большинства из них, исчезновения напряжений в теле и сознании, глубину положительных эмоций. Многие впервые начинают ощущать свою энергию и переживают необычные состояния сознания, вплоть до ощущения выхода из тела. У людей появляется осознанное желание самостоятельно восстанавливать свое здоровье и развиваться духовно.

Дополнительная информация, видео- и аудио-материалы доступны на веб-сайте www.khoomei-shaman.com.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.