КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие бытовой деятельности в младенчестве. С первого дня взрослый организует жизнь новорожденного, включая его в разнообразные бытовые процессы: купание
С первого дня взрослый организует жизнь новорожденного, включая его в разнообразные бытовые процессы: купание, кормление, переодевание и прочее. Первым средством социальной организации жизни малыша является режим дня. По определению выдающегося педагога Н.М.Щелованова, это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении и активности. С момента рождения режим дня упорядочивает жизнь ребенка, придает его спонтанной активности определенную направленность. Для новорожденного не существует дня или ночи. Приучая его есть и спать в определенные часы, взрослый фиксирует специфический человеческий биоритм «сон-бодрствование». Малыш просыпается ко времени кормления и бодрствует некоторое время после приема пищи. Следует учитывать, что чем младше ребенок, тем в большей степени его самочувствие, настроение, активность во время бодрствования зависят от того, своевременно ли он накормлен и хорошо ли поспал. При ограниченной возможности младенца к проявлениям активности бытовые процессы наполняют его жизнь разнообразными стимулами - сенсорными, эмоциональными, удовлетворяя потребность в сенсомоторных впечатлениях, способствуют установлению тесных контактов со взрослым, ведь они включены в общение ребенка со взрослыми и манипулирование предметами. Таким образом, бытовые процессы обеспечивают переход ребенка к активному, все более содержательному бодрствованию и в то же время создают условия для развития всех психических функций. Поэтому режим дня - не только основное оздоровительное, но и основное воспитательное мероприятие. Определенный способ организации бытовых процессов, включение в них социальных предметов (соски, пеленки, ванночки, кроватки) перестраивает физиологические потребности ребенка, постепенно превращая их в социальные. С первых дней жизни взрослый кормит ребенка в определенные часы. А с 3-4 недель приучает в одно и то же время есть, спать и бодрствовать. В этом возрасте малыш уже может принимать, хотя и небольшое, участие в кормлении, поддерживая бутылочку во время еды. В возрасте около 2 месяцев укрепляется положительное отношение ребенка к приему пищи. Теперь младенец узнает бутылочку для кормления, подтягивает к ней головку, захватывает соску ртом. В 3 месяца развиваются умения, которые позволяют младенцу более активно участвовать в кормлении. С 4 месяцев он уже захватывает руками бутылочку для кормления. В 4,5-6 мес. взрослый приучает малыша есть с ложки полугустую пищу, а с 5-6 мес. пить из чашки, которую держит взрослый. После 6 мес. укрепляется положительное отношение к приему разнообразной пищи. При виде ложки малыш открывает рот, снимает пищу губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В 6-7,5 мес. малыш во время кормления сидит, опираясь на руку взрослого, который его кормит, а с 7,5 мес. приучается есть за высоким столом. В 7 мес. ребенок удерживает хлеб, сухарик, печенье в руке и ест их. В 9-10 мес. удерживает чашку при помощи взрослого. Если приучать ребенка к аккуратности, например повязывать ему салфетку, стараться кормить так, чтобы не пачкать лицо и одежду малыша, поддерживать чистоту на столе, то и малыш будет стремиться к аккуратности. Во второй половине первого года жизни взрослый привлекает ребенка к участию в одевании и раздевании, называя предметы и действия. В 8-9 мес. малыш (по просьбе взрослого) может лечь, сесть, поднять руку и прочее. Бытовые процессы выступают как совместная деятельность ребенка со взрослым, которому и принадлежит ведущая роль в их организации. Подрастая, малыш приобретает все большую автономию от взрослого. В прием пищи включается все большее число социальных предметов, а сама процедура усложняется, приближаясь к общественно принятому способу ее протекания. У малыша формируются предпосылки таких важных личностных качеств, как организованность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жизни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навыки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: - у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется специфический человеческий биоритм «сон-бодрствование»; - через усвоение культурного способа удовлетворения биологических потребностей начинается процесс их очеловечивания; - выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей и формируется положительное эмоциональное отношение к ним; - формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения (нравится купаться, любит кашу); - закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми процессами.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |