Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Три пути




Ближневосточный конфликт

В ближневосточном конфликте 50 процентов американцев поддерживают Израиль и только 15 процентов – палестинцев. 49 процентов оправдывают Шарона, а 66 процентов осуждают Арафата. Разрыв во мнениях, сформировавшийся между Европейским союзом и США по поводу самого тяжелого израильского кризиса за последние 20 лет, – самый разительный.

Институционализация вышеуказанных новых факторов мировой политики внесла существенные коррективы в систему международных отношений и во взаимоотношения Запада с пятью незападными миллиардами мирового населения. Благосостояние и даже выживание Запада стали напрямую зависеть от характера отношений Север – Юг, общежития цивилизаций, адекватного понимания современной угрозы, консолидации всех жертв терроризма, разделяющих страх перед массовым насилием в мире. Это диктует военное строительство нового типа и качества. Главное: Запад теперь вынужден по-новому строить свои отношения с внешним миром, важной частью которого является Россия.

 

Как гарантировать предотвращение трагедии 11 сентября? Анализирующая мировой процесс Америка разделилась на три лагеря, каждый из которых отстаивает свой путь: изоляционизм, односторонние действия и создание многосторонней коалиции. Изоляционизм держался недолго – большинство американцев достаточно отчетливо поняло, что сокращение внешних обязательств не укрепит американской безопасности, более того, изоляция лишь подчеркнет уязвимость Америки. Основная линия спора прошла между односторонностью и многосторонностью. Как написал в «Нью-Йорк таймс» У. Сэфайр, «одно – не означает изо-. Отказываясь от лидерства, мы можем очень быстро лишиться мирового руководства». Сторонников одностороннего лидерства возглавили такие идеологи, как Р. Каган, У. Кристол, Ч. Краутхаммер. Последний писал: «Многосторонность будет означать погружение американской воли в месиво выработки коллективных решений – приговорить себя к реакции на события, передать дела в многоязычную говорильню, в комитеты со странными акронимами».

Воинственно настроенная на внутренние проблемы и односторонность во внешнем мире (во время предвыборной кампании 2000 г. Дж. Буш не мог вспомнить имени пакистанского президента – что шло ему в позитив, как и общее игнорирование мирового общественного мнения) администрация Дж. Буша-мл. логикой событий, провозглашением максим типа «кто не с нами, то против нас» вынуждена была развернуться к внешней арене и многосторонним действиям.

В своем обращении к конгрессу с посланием «О положении страны» в конце января 2002 г. президент США пообещал одержать победу над терроризмом. Война с терроризмом, по его мнению, не окончилась после победы в Афганистане – она «только начинается». Глава Белого дома отметил, что террористические лагеря продолжают действовать «еще в дюжине стран», и США, исходя из необходимости вести борьбу с терроризмом в мировом масштабе, направили своих военнослужащих на Филиппины и свои корабли к берегам Сомали, чтобы «заблокировать поставки оружия и создание террористических лагерей». Тысячи обученных террористов все еще находятся на свободе. «Эти враги рассматривают весь мир как поле боя, поэтому мы будем преследовать их, где бы они ни находились». США «выигрывают войну с терроризмом, но обнаруженные у террористов в Афганистане материалы „подтвердили наши худшие опасения“.

У террористов в Афганистане были обнаружены схемы американских электростанций и объектов общественного водоснабжения, детальные инструкции по созданию химического оружия, разведывательные карты американских городов, а также описание известных мест в Америке и по всему миру». Буш напомнил, что лагеря террористов до сих пор остаются на территории целого ряда стран, и «если эти страны не предпримут меры, их примет Америка». Довольно сильные выражения прозвучали в адрес Северной Кореи, Ирана и Ирака – «оси зла». Американский президент назвал эти страны частью «оси зла» и предупредил, что их стремление обзавестись оружием массового поражения является «серьезной и растущей угрозой», которую США не потерпят. Президент Буш предложил крупнейшее за последние два десятилетия увеличение расходов на оборону – на 47 млрд. долл.

Внутри страны идет заметное ужесточение правил, прежде гораздо более либеральных. Хуже всех достается нелегальным иммигрантам. Стала распространенной практика требования документов и депортация в случае отсутствия таковых. Обозначились признаки полицейского государства: библиотеки обязаны сообщать Федеральному бюро расследований о запросах на подозрительную литературу. Руководство компаний обязали сообщать в ФБРо случаях запроса их сотрудников через служебный компьютер относительно взрывчатых веществ. Транспортные компании потребовали общенационального введения удостоверения личности с персональными отпечатками пальцев, но многим это показалось уж слишком похожим на оруэлловское видение будущего полицейского режима.

 

«Ось зла»

В послании президента США Дж. Буш-мл. «О положении страны» за 2002 г. в порядке развития антитеррористической кампании определил следующие за Афганистаном цели. Он назвал «осью зла» Иран, Ирак и Северную Корею. Раздел «Ось зла» в послании президента США к нации 2002 г. стал шоком для стран, которые оказали Соединенным Штатам самую существенную поддержку в первой фазе начавшейся 11 сентября 2001 г. войны с терроризмом. Президент Буш-мл. определил весной 2002 г. следующую фазу антитеррористической войны – противостояние «оси зла» – Ирану, Ираку и Северной Корее. Фактически это означает объявление своего рода войны правительствам этих стран, фактическое начало операции по их смещению. Все эти три страны имеют программы создания биологического оружия. Иран и Ирак имеют химическое оружие. КНДР лидирует в производстве средств доставки – ее ракеты весьма впечатляющего радиуса действия уже были испытаны.

Ключевые союзники США определили этот курс как исключительно опасный. Им непонятно, почему оказались в одной связке Ирак, Иран и Северная Корея. Последующие заверения в том, что Америка не имеет намерения в ближайшее время применить военную силу против двух последних из вышеназванных стран, просто усилили страхи, что администрация Буша планирует бомбить или вторгнуться в Ирак.

Иран при этом является очень значительным рынком сбыта российского оружия. Обе страны весьма тесно сотрудничают в реализации проектов создания нефте – и газопроводов через Пакистан на юг, в порты Индийского океана. Имеет место и ядерное сотрудничество Москвы и Тегерана в Бушере. Второй «изгой» – Ирак – традиционный партнер России, и президент Путин открыто заявил, что «для урегулирования иракской проблемы силовое решение является далеко не единственным и далеко не лучшим». Третий «изгой» – КНДР – пользуется поддержкой Москвы. Ким Чен Иру в 2001 г. был оказан в России исключительно теплый прием. Маршал Язов консультирует ныне военное ведомство Северной Кореи.

Отчего американское руководство, не пользуясь поддержкой ни старых, ни новых партнеров по антитеррористической коалиции, назвало своих противников поименно? Два обстоятельства очевидны. Во-первых, 11 сентября понизило порог толерантности американского правительства. Прежде у американцев не было столь очевидных примеров, не было убедительного для американского общества стереотипа привязки террористических актов к конкретным правительствам. Эмоциональная настроенность американцев такова, что они готовы сделать скорее ошибки, чем бездействовать. Во-вторых, видимый успех того, что называют антитеррористической операцией в Афганистане, подстегнул правительство США. Распространилось убеждение, что не следует ждать, следует действовать. Ныне военная машина Америки, «разогревшаяся» в афганских горах, имея низкий уровень собственно американских потерь, готова к следующим шагам на международной арене. У американцев более отчетливо проявляется то, что было прежде несколько замаскировано, – их вновь обретенная воля.

Заметим, что ныне американское руководство не готово «улучшать» недружественные себе режимы, оно взяло курс на их категорическую замену. Ничего менее. Америка снова – как перед Вьетнамом – впадает в состояние, что «все возможно». С противником не следует говорить, это аморально, да и бессмысленно.

Но смещение режимов – весьма непростое предприятие. И страны, названные в американском «черном списке», отнюдь не покорные жертвы. Семидесятимиллионный Иран характерен очевидной лояльностью населения правительству в Тегеране, нравится это американцам или нет. Северная Корея безусловно небогатая страна, но ее вооруженные силы – это не полупартизанский Талибан. И они вооружены не только «Калашниковыми». Уже сейчас северокорейская артиллерия может поражать южнокорейский Сеул. Посетив Южную Корею, президент Буш был вынужден сказать, что «у нас нет намерения вторгаться в Северную Корею». Остается Ирак. Пока военная машина смазана, пока успех в Афганистане не размыт партизанской войной и спорами внутри нового афганского правительства, пока верные британцы стоят в строю, а Москва хотя и считает это предприятие ошибкой, но уже заверила Вашингтон, что краха антитеррористической коалиции не произойдет, есть все основания ожидать, что Америка попытается силовым путем свергнуть режим президента Саддама Хусейна.

Весенний (2002 г.) визит вице-президента Р. Чейни по одиннадцати ближневосточным странам носил характер «разведки боем». Каждый из собеседников Чейни старался убедить вице-президента, что до окончания конфликта израильтян и палестинцев думать о военной акции США на Ближнем Востоке нереалистично. В этом сошлись все арабские режимы. Правящий в Саудовской Аравии принц Абдула заявил по каналу ABC 15 марта: «Я не верю, что это было бы в интересах Соединенных Штатов, в интересах мира, в интересах региона. И я не верю, что эта акция даст желаемые результаты».

Очевидно, что подход к каждому из названных государств «оси зла» будет особенным. Если целью будет избран Иран, американской задачей будет изоляция соседнего Ирака. Выступление против Багдада требует хотя бы минимального содействия т. н. умеренных арабских режимов. Ключом к выяснению отношений с Северной Кореей явится степень выполнения Пхеньяном соглашения 1994 г. о прекращении производства обогащенного плутония.

Даже умеренные американские наблюдатели отмечают, что «к несчастью, администрация Буша кажется настроенной на конфронтацию, а не на конструктивный подход к Пхеньяну. Она прекратила переговоры и выдвинула предварительные условия, явно неприемлемые для Северной Кореи… И хотя угроза обращения к силе кажется контрпродуктивной в случае с Ираном и Северной Кореей, она может дать результаты в случае с Ираком. Более чем 10 лет экономических санкций, переговоров и дипломатической активности не смогли умерить аппетит Саддама к ядерному, химическому и биологическому оружию. Но, если поставить Саддама перед выбором – арсенал средств массового поражения или собственная шея, он может избрать шею». В целом, борясь с «осью зла», президент Буш опирается на всемирный страх перед производством экстремистскими режимами оружия массового поражения, что после 11 сентября обрело новую весомость.

Противодействие американским планам противостояния «оси зла» оказали прежде всего западноевропейские союзники. Удар по Ираку здесь видится преимущественно как безответственная авантюра. «С точки зрения европейцев, Вашингтон представляется непредсказуемым, эксцентричным и импульсивным – и все это действует союзникам на нервы… Когда недоуменные вопросы приходят не только от хронических критиков вроде французов, но также и от таких друзей, как Германия и даже Великобритания, Вашингтону следовало бы прислушаться».

Даже наиболее лояльное американцам английское правительство отложило на неопределенный срок публикацию досье, в котором содержались доказательства террористических приготовлений Саддама Хусейна. Давая понять, что Великобритания считает открытое нападение на Ирак политически невозможным, британское правительство отказалось придать гласности документы, в которых якобы доказывалось, что Ирак игнорирует требования Организации Объединенных Наций и разрабатывает средства массового поражения. Одним из главных объяснений такого поведения считается боязнь оппозиционной к правительству лейбористской партии, которая считает указанные доказательства малообоснованными и неубедительными. Критически к этим документам относится и англиканское духовенство. Британский истеблишмент пришел к согласию, что подобное досье против С. Хусейна должно быть «фактографическим», а не сугубо предположительным. По сведению правительственных лиц, служба MI-6 озабочена тем, чтобы в досье не содержалось такой информации, которая могла бы угрожать ее разведывательным источникам. Но страдающей стороной явилась доказательность. Основные аргументы напоминают о том, что было обнаружено инспекторами ООН еще в 1998 г. Характерно, что даже Центральное разведывательное, управление признает, что данные, полученные позднее, когда инспекторов по вооружениям выслали из Ирака, «далеко не надежны». Английские разведывательные службы отвергли также американские утверждения, что глава террористов – угонщиков самолетов Мохаммед Атта перед началом операции встречался в Праге (Чехия) с офицером иракской разведки.

Иорданский принц Хасан бин Талаль предсказывает «полное изменение политической карты региона. Будет ли это система суверенных государств, этнических общностей, трайбалистская система, балканизация, нечто новое в международной системе?». Специалисты называют местные режимы «племенами с флагами». Государства здесь были созданы не естественным ходом событий, а прежними европейскими колонизаторами. Сначала создавалась политическая карта, вооруженная граница, а потом – государственные атрибуты. Местные народы воспринимают насилие как естественный источник т. н. государственного строительства.

Пока ясно только то, что арабский мир унижен, и это унижение, во-первых, взорвет современную хрупкую систему в этом регионе и, во-вторых, наложит арабское национальное унижение на общецивилизационное унижение мира ислама. В таких странах, как Египет, Иордания, Пакистан, исламская ортодоксия находится на подъеме, в то время как в Саудовской Аравии феноменальное процветание правящей элиты вступило в явное противоречие с устремлениями основной массы населения, приверженного ваххабизму. Фактом является то, что Саудовское государство не может после войны в Заливе умиротворить исламских активистов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.