Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематика контрольных работ. состоит в формировании у студентов, будущих практических психологов, знаний, умений и навыков профессионально-педагогического общения




Содержание курса

Цель курса

состоит в формировании у студентов, будущих практических психологов, знаний, умений и навыков профессионально-педагогического общения, моделирования собственной психолого-педагогической деятельности.

Задачи курса:

o знакомство с основами теории педагогической деятельности;

    • осознание их, усвоение логики и процедуры реализации на практике;
    • воспитание профессионально значимых качеств личности;
    • формирование устойчивого положительного отношения к профессии.

Результаты:

В ходе обучения студенты должны овладеть приемами профессионально-педагогического общения; знаниями и умениями по управлению социально-психологическими процессами в воспитании и обучении; формированием педагогических систем и ситуаций в условиях учебных заведений.

Курс общей и профессиональной педагогики входит в изучение базисных дисциплин гуманитарного и психолого-педагогического циклов наряду с культурологией, историей, философией, социологией, методикой преподавания.

Программа рекомендована для студентов IV курса, рассчитана на 85 часов аудиторных занятий (в том числе: лекции - 51 час; семинарские занятия - 34 часа), 85 часов самостоятельной работы, включая курсовую работу.

Экзамен/зачет: контрольная работа + устное собеседование с преподавателем на экзамене по вопросам к экзамену/ зачету

Тема 1. Предмет, основные категории и методические основы педагогики (8 часов)

Предмет педагогики и сущность воспитания. История становления педагогической науки. Воспитание и обучение в Древнем мире. Появление первых учителей и педагогических теорий: Сократ, Платон, Аристотель. Научно-философские школы. Педагогические системы Я. Коменского, И. Песталоцци, И. Гербарта.

Становление педагогической науки и системы образования в России: воспитание у древних славян; развитие грамотности в Киевском государстве. Первые педагогические сочинения. Развитие монастырских школ. Первые высшие учебные заведения: Киево-братская коллегия и Московская славяно-греко-латинская академия. Развитие книжного дела, первые учебники. Реформа Петра I: создание государственных светских школ. Российская академия наук, Московский университет. Расширение системы образования, борьба за содержание образования. Зависимость образования от политической власти. Народное образование и высшая школа в XIX веке. Инородческие школы. Структура образовательной системы в конце XIX - начале XX века.

Российское образование после революции 1917 года.

Основные категории педагогики, их взаимосвязь. Методологические основы педагогики. Системы педагогических наук и смежные с педагогикой дисциплины.

Методы педагогических исследований. Системно-структурный подход и его роль в педагогике. Перспективы развития педагогики.

Тема 2. Педагогический процесс (2 часа)

Понятие о педагогическом процессе. Основные элементы педагогического процесса. Функции, задачи и содержание процесса обучения и воспитания.

Методы обучения и воспитания, их специфика и взаимосвязь. Классификация общих педагогических методов.

Закономерности педагогического процесса. Деятельность и ее виды. Общение, его роль в обучении и воспитании. Принципы педагогического процесса, их характеристика. Научная организация педагогического процесса.

Теоретико-педагогические предпосылки оптимизации и интенсификации педагогического процесса.

Тема 3. Развитие, воспитание и формирование личности (2 часа)

Факторы развития человека и формирования его как личности. Социальная сущность человека. Философские, психологические, социологические теории личности.

Учет возрастных особенностей в воспитании. Индивидуальные особенности развития человека. Социальная среда и личность.

Тема 4. Сущность и содержание воспитания (2часа)

Понятие о процессе воспитания. Сущность воспитательного процесса. Содержание и результат воспитания. Воспитание, самовоспитание. Закономерности процесса воспитания.

Концепции воспитательной системы: воспитательная система как организация различных видов деятельности учащихся; организация ключевых воспитательных дел и пр.

Тема 5. Методы воспитания (4 часа)

Основные понятия и классификация методов. Методы и средства формирования мировоззрения. Методы организации деятельности и формирования норм общественного поведения: общественное мнение, педагогические требования, упражнения.

Методы стимулирования и коррекции поведения: соревнование, поощрение, наказание.

Условия оптимального выбора и применения методов воспитания.

Тема 6. Воспитание личности в коллективе (2часа)

Коллектив, его признаки и структура. Проблема коллектива в педагогике. Взаимообусловленность личности и коллектива.

Педагогический коллектив и его функции. Особенности ученического коллектива и этапы его развития. Отношения в коллективе и специфика его деятельности.

Тема 7. Многообразие и целостность процесса воспитания (4 часа)

Понятие мировоззрения. Методы и средства формирования мировоззрения.

Идейно-политическое воспитание и формирование общественной активности личности.

Умственное воспитание, его основные задачи. Культура учебного труда. Развитие познавательных потребностей и интеллектуальных умений.

Идейно-нравственное воспитание. Задачи и содержание, формы и методы идейно-нравственного воспитания. Патриотизм, интернационализм, гуманизм, демократия.

Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие морали. Нравственные нормы, требования, ценности.

Теоретико-методологические основы трудового воспитания. Экономическое образование и воспитание, его связь с трудовым воспитанием. Цели и задачи экономического и трудового воспитания. Виды трудовой деятельности учащихся. Профессиональная ориентация учащихся. Трудовое и профессиональное обучение.

Эстетическое воспитание. Эстетическое освоение мира. Возрастные особенности эстетического развития. Эстетическое отношение к природе. Эстетическое воспитание средствами искусства. Методы и задачи художественно-эстетического воспитания.

Физическое воспитание. Задачи и содержание. Основные средства физического воспитания: гимнастика, упражнения, игры, туризм, спорт. Гигиена быта и спорта. Задачи и формы физического воспитания в учебных заведениях.

Тема 8. Система народного образования (2часа)

Понятие системы народного образования. Особенности развития образовательных систем в различных странах.

Основные принципы системы народного образования в России. Структура народного образования.

Тема 9. Содержание образования (2часа)

Общая характеристика содержания образования. Виды образования.

Учебный план, программа, учебники, учебные пособия.

Взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования.

Содержание образования за рубежом.

Тема 10. Сущность процесса обучения (4 часа)

Дидактика, основные понятия. Современные теории обучения.

Методологические основы процесса обучения. Единство с образовательной, воспитательной и развивающей функцией процесса обучения.

Структура процесса обучения. Основные этапы процесса обучения.

Психологические основы обучения. Особенности деятельности преподавателя и учащихся в различных видах обучения.

Виды и формы самостоятельной работы учащихся. Роль учебных прогнозов в обучении.

Тема 11. Принципы и методы обучения (4 часа)

Принципы дидактики, их взаимосвязь. Понятие о методах обучения и их классификация.

Наглядные методы. Словесные методы. Практические методы. Индуктивные и дидактивные методы. Совершенствование метода обучения.

Проблемно-поисковые и репродуктивные методы. Роль мотивации в обучении.

Методы формирования познавательного интереса: игра, создание познавательных ситуаций.

Методы контроля и самоконтроля в обучении.

Средства обучения. Учебный цикл как педагогическая инновация. Дидактические игры в обучении. Компьютеризация обучения. Методы обучения в практике педагогов-новаторов. Авторские школы и творческие мастерские.

Тема 12. Формы организации обучения (6часов)

Понятие об организационных формах обучения. Различные системы обучения.

Уроки - основная форма организации учебной работы. Дидактические требования к уроку. Типы и структура урока. Подготовка и проведение урока. Особенности построения уроков в различных типах учебных заведений.

Другие формы организации обучения: практикумы, семинары, факультативы, экскурсии. Практические и лабораторные занятия. Домашняя учебная подготовка учащихся.

Тема 13. Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения (4 часа)

Понятие учения. Деятельность, ее основные виды. Ведущий вид деятельности, ее взаимосвязь с возрастным периодом. Общение как вид деятельности. Учебно-познавательная деятельность. Варианты структуры учения.

Структура процесса усвоения: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение.

Тема 14. Контроль, оценка и учет учебно-познавательной деятельности учащихся (2 часа)

Контроль за учебной деятельностью. Понятие обратной связи. Педагогические требования к контролю в процессе обучения.

Содержание, виды и методы контроля. Текущий, периодический и итоговый контроль.

Методы устного и письменного контроля. Формы организации контроля за учебной деятельностью учащихся. Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся. Образовательная и воспитательная роль оценки. Оценка и отметка.

Тема 15. Профессиональное самосовершенствование личности педагога (4 часа)

Профессиональное развитие личности. Структура, направленность профессионального развития личности педагога. Критерий профессионального развития личности.

Пять уровней профессиональной деятельности и его профессионального развития.

Понятие стадии профессионального развития личности. Характеристика стадии развития личности педагога: формирование профессиональных намерений, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, профессионализация, мастерство.

Профессиональное самообразование.

Тема 16. Профессиональная роль педагога (4 часа)

Понятие профессиональной роли педагога. Гуманистическая педагогика. Нормативно-функциональная педагогика. Социально-психологическая педагогика.

Профессиональная роль и профессионально-ролевое поведение педагога.

Типы ролевых конфликтов в профессии педагога.

Особенности личности педагога, основные требования педагога. Виды воздействия на учащихся. Приемы положительного воздействия.

1. Исторические этапы развития педагогики.

2. Формирование научного стиля мышления в учебном процессе.

3. Невербальное общение в педагогическом процессе.

4. Роль игры в развитии коммуникативных способностей.

5. Развитие чувства ответственности.

6. Формирование профессионального интеллекта.

7. Развитие познавательного интереса.

8. Компьютеризация в обучении и ее влияние на личность.

9. Развитие уверенности в себе.

10. Способы саморегуляции начинающего профессиональную деятельность психолога.

11. Формирование установки на самообразование.

12. Развитие познавательных и исследовательских способностей в процессе обучения.

13. Воспитание дисциплинированности и положительного отношения к учебной деятельности.

14. Личностно ориентированное профессиональное образование.

15. Мотивация и ее влияние на поведение и результативность учащихся.

16. Развитие потребности в достижении успеха.

17. Модель обучения как система исследования.

18. Развитие эстетических потребностей у учащихся.

19. Личность и профессия.

20. Традиционная педагогика в современной системе образования.

21. Развитие культуры мышления.

22. Дидактические возможности и границы модели обучения.

23. Педагогика развивающего обучения.

24. Общепедагогические и организационно-методические возможности использования игры в обучении.

25. Система индивидуальной работы и ее место в педагогическом процессе.

26. Система профессионально-педагогического общения.

27. Социальная роль педагога в современном обществе.

28. Инновационные технологии развивающего обучения в вузе.

29. Социально-педагогическое проектирование учебного (трудового) коллектива.

30. Педагогическое содержание социальной работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.