Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное сотрудничество в сфере развития энергетики и энергосбережения




Международное сотрудничество Республики Беларусь в первую очередь реализуются в рамках международного проекта по энергосбережению Программы развития ООН (ПРООН), Ев­ропейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН).

В 1995 г. Комиссия ООН по устойчивому развитию (ПРО­ОН) приняла решение поощрять действия правительств в об­ласти стабильного развития энергетики в рамках системы ООН. ЕЭК ООН в свою очередь в 1994 г. начала оказывать кон­сультативные услуги в области эффективности использования энергии, приняв свой проект "Энергетическая эффективность в 2000 году".

Республика активно сотрудничает в области энергосбережения с международными организациями, финансовыми институтами и фондами, такими как Всемирный банк, Глобальный экологический фонд (ГЭФ), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Программа развития ООН (ПРООН). Так, наряду с другими странами СНГ и Восточной Европы, Республика Беларусь является участницей международных проектов «Энергоэффективность 2000» (реализован) и «Энергоэффективность 21», направленных на повышение энергоэффективности, развитие соответствующей инфраструктуры и использование энергосберегающего потенциала стран-участниц.
В настоящее время в рамках реализации проекта «Энергоэффективность 21» Республика Беларусь принимает участие в реализации международного проекта «Финансирование инвестиций в проекты в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии для смягчения последствий изменения климата».
Так, в рамках проекта «Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь» создан и функционирует «Оборотный фонд по биоэнергетике», разработана географическая информационная система, построены 5 демонстрационных объектов (котельные, мини ТЭЦ), работающих на биомассе, а также создан демонстрационный объект - поставщик древесного топлива.
В настоящее время осуществляется реализации проекта «Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси», основная цель которого - уменьшение выбросов парниковых газов на 23 500 т в год в эквиваленте СО2 за счет соответствующего уменьшения потребления ископаемых (природных) видов топлива. Проект направлен на повышение стимулов для инвестирования в мероприятия по энергосбережению со стороны государственных (бюджетных) организаций и повышение эффективности использования финансовых ресурсов для энергоэффективных проектов в государственном секторе. Реализация проекта предусматривает создание Международного энергетического центра, основными направлениями деятельности которого является привлечение внутренних и внешних инвестиций в долгосрочные проекты (на 5 лет и более) для реализации энергоэффективных мероприятий, а также оказание консалтинговых услуг в сфере повышения энергоэффективности.
В целом, в рамках реализации проектов с участием ПРООН, ГЭФ и ЕЭК ООН в республику привлечено иностранных инвестиций в объеме более 5 млн. долл. США. В 2002-2008 гг. осуществлялась реализация совместного проекта Республики Беларусь и Международного банка реконструкции и развития «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере». Объем кредитных средств МБРР составил 22,6 млн. долл. США. Вклад белорусской стороны составил более 18 млн. долл. США. Проектом предусматривалось осуществить мероприятия по модернизации систем освещения и теплового хозяйства, утеплению ограждающих конструкций зданий и замене окон, реконструкции котельных и оптимизации теплоснабжения объектов социальной сферы. Одновременно были выполнены мероприятия за счет гранта правительства Японии, выделенного в поддержку указанного проекта. Грантовые средства в объеме 0,996 млн. долл. США направлены на строительство котельного модуля мощностью 5 МВт на древесном топливе на котельной н.п. Боровляны и разработку стандарта Республики Беларусь на выбросы от котельных, работающих на древесном топливе (СТБ 16.26.2-2006. Охрана природы. Атмосфера. Нормативы выбросов загрязняющих веществ для котлоагрегатов, сжигающих биомассу).
Международный банк реконструкции и развития высоко оценил результаты реализации проекта «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере» и по предложению Республики Беларусь выделил в 2008 г. дополнительный займ в объеме 15 млн. долл. США на выполнение аналогичных мероприятий на объектах социальной сферы.
В сентябре 2009 г. начата реализация нового проекта «Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь». Срок реализации: 2009-2014 гг.. Объем кредитных средств МБРР: 125 млн. долл. США. В рамках проекта планируется реконструировать 6 объектов с созданием современных энергоэффективных ТЭЦ, в том числе 4 котельные жилищно-коммунального хозяйства, а также 2 крупных энергетических объекта РУП «Минскэнерго» и РУП «Могилевэнерго».
В результате реализации проекта будут достигнуты не только высокие экономические показатели, что будет содействовать минимизации последствий роста цен на импортируемые топливно-энергетические ресурсы, но и получен социальный эффект, к которому следует отнести повышение качества и надежности тепло и электроснабжения всех категорий потребителей, включая население и социальные объекты.
В результате реализации совместных проектов по энергосбережению Беларусь получает вместе с иностранными инвестициями передовые зарубежные технологии и опыт. Растет и доверие международных финансовых организаций к республике, о чем свидетельствуют заключение новых соглашений и рост объемов финансирования.

 

5.4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОПРОИЗВОДСТВА И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

5.4.1 ЭНЕРГЕТИКА

Электроэнергетика республики представляет собой пос­тоянно развивающийся высокоавтоматизированный комп­лекс, объединенный общим режимом работы и единым цент­рализованным диспетчерским управлением. В настоящее вре­мя производственный потенциал белорусской энергосистемы включает около 40 электростанций с суммарной установлен­ной мощностью около 8 МВт. Из них: 32 теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), 9 ГРЭС и 9 элект­ростанций находится при крупных предприятиях. 19 гидроэлектростанций, почти 1,3 тыс. электроподстанций, а также около 265 тыс. км линий электропередачи 0,4-750 кВ и примерно 5 тыс.км тепловых сетей. Беларусь свя­зана с энергосистемами России (2 линии на 330 кВ и линия на 750 кВ), стран Балтии (4 линии на 330 кВ и линия на 750 кВ), Украины (2 линии на 330 кВ) и Польши (линия на 220 кВ). С 2011 по 2015 годы в целях повышения надежности и экономичности работы существующих энергоисточников планируется модернизация и реконструкция оборудования с повышением эффективности, в том числе на Гродненской ТЭЦ-2, на Минской ТЭЦ-5, Минской ТЭЦ-4 и Бобруйской ТЭЦ-2. Намечена также установка генерирующего оборудования на котельных в Борисове и Могилеве, строительство блоков ПГУ на Лукомльской и Березовской ГРЭС с одновременным выводом из эксплуатации неэффективного оборудования на данных станциях. В целях диверсификации топливного баланса энергосистемы в настоящее время прорабатываются вопросы строительства Зельвенской электростанции, работающей на угле, в составе двух энергоблоков по 460 МВт, один из которых будет работать на экспорт электроэнергии.
Ввод в перспективе запланированных мощностей повысит эффективность работы энергосистемы и значительно сократится износ основных фондов. Будет полностью выведено из эксплуатации неэффективное оборудование, создан необходимый резерв мощности для полного и надежного электроснабжения потребителей. Кроме того, будет обеспечена возможность перехода энергосистемы на самобаланс по электрической мощности и энергии и созданы предпосылки для экспорта электроэнергии.

В 2009 году объем потребления местных топливно-энергетических ресурсов в энергосистеме составил 178,4 тыс. т условного топлива. К настоящему времени в отрасли реализованы проекты по использованию местных видов топлива в городах Осиповичи, Вилейка, Пинск, Жодино, Бобруйск, Ореховск и Пружаны; установлен паровой котел на Жодинской ТЭЦ производительностью 60 т пара в час, работающий на МВТ. Введены две мини-ГЭС: Зельвенская и Миничская. Ведется строительство мини-ТЭЦ на местных видах топлива в Речице. Эксплуатация данных объектов в 2010 году обеспечит 2,1% использования местных топливно-энергетических ресурсов в балансе энергосистемы. Учитывая необходимость диверсификации использования природного газа, в республике будут построены атомная и угольная электростанции, Министерством энергетики запланированы также мероприятия по созданию объектов на местных видах топлива. В результате к 2020 году диверсификация за счет вовлечения в баланс ядерного топлива составит до 5 млн. т условного топлива (30% в балансе энергосистемы), каменного угля – свыше 1 млн. тут (6,3 %), местных топливно-энергетических ресурсов (торфа, древесного топлива, гидро- и ветроэнергии, вторичных энергоресурсов) – около 0,7 млн. тут (4,3 %). Благодаря оптимизации топливно-энергетического баланса энергосистемы доля природного газа в нем сократится с 94 % в 2008 году до 55% к 2020 году. в Беларуси в 2010 году планируется обеспечить ввод в эксплуатацию электрогенерирующего оборудования суммарной мощностью не менее 292 МВт, в том числе в системе Минэнерго — 170 МВт.

Кроме того,до конца 2010 года в Беларуси планируется увеличить ввод объектов, работающих на биогазе. Их должно быть около 40. Планируется введение в эксплуатацию до 2012г. трех крупных биогазовых установок, перерабатывающих сельскохозяйственные и древесные отходы. Если в 2006−2007 годах в Беларуси было введено в эксплуатацию электрогенерирующее оборудование суммарной электрической мощностью соответственно 93,2 МВт и 93,3 МВт, то результатом выполнения мероприятий Директивы №3 стал ввод в 2008 году 123,8 МВт, в 2009−м — 363,13 МВт мощностей. Сегодня белорусская энергосистема может ежегодно вырабатывать 33 млрд. кВт-ч электроэнергии, но «режимом наибольшего благоприятствования» для ее функционирования станет производство 36 млрд. кВт.ч. Следовательно, 3 млрд. кВт-ч надо прирастить за счет ввода новых высокоэффективных мощностей.
За счет выработанной на биогазовых установках электрической энергии в объеме 4694,3 тыс. кВт.ч республика сэкономила 3126,5 тыс.куб.м импортируемого природного газа.

В Беларуси была принята целевая государственная программа, согласно которой доля местных видов топлива и альтернативных источников энергии к 2012 г. в энергобалансе должна быть доведена до 25%. На первом этапе ставка была сделана преимущественно на использование угля, торфа и древесины. В результате подобных стимулирующих мер планируется замещение природного газа местными видами топлива в системе Минэнерго Беларуси в 2010 г. порядка 460 тыс. т у.т.

Для реализации программы модернизации энергетической отрасли, в том числе на строительство ТЭЦ, работающих на угле и местных видах топлива, необходимо около 19,1 млрд. долл., на внедрение энергоэффективных технологий и реализацию программ по энергосбережению планируется привлечь 12,5 млрд. долл.

За 2009-2010 гг. планируется истратить 165 млн. долл. на перевод котельных на местные виды топлива и жилищно-коммунальное хозяйство Беларуси. Это значительно бóльшие суммы, в сравнении с предыдущими годами. Ранее за 2005-2007 гг. на эти цели было затрачено около 62 млн. долл.

За последние шесть лет доля местных видов топлива значительно выросла – с 5,3% до 21,7%, что позволило сократить долю импортируемых топливно-энергетических ресурсов ЖКХ с 94,7% до 78,3%.

К 2020 г. Беларусь собирается снизить энергоемкость ВВП с 400 до 210-220 кг нефтяного эквивалента на 1 тыс. долл. ВВП и выйти по этому показателю на уровень Швеции. К 2010 г. в Беларуси планируется уменьшить энергоемкость ВВП не менее чем на 31% и выйти на показатель 280 кг нефтяного эквивалента на 1 тыс. долл. ВВП (уровень Канады). В 2015 г. энергоемкость ВВП должна снизиться не менее чем на 50%, в 2020 г. – не менее чем на 60% к уровню 2005 г. Но пока в Беларуси энергоемкость ВВП в 1,5-2 раза выше, чем в развитых странах со сходными климатическими условиями.

Сегодня в республике действуют две основные программы по энергосбережению:
• Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергосистемы, энергосбережения, увеличения использования в республике собственных топливных ресурсов (утверждена Указом Президента Республики Беларусь 25.08.2005 № 399)
• Республиканская программа энергосбережения на 2006-2010 гг. (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 02.02.2006 № 137).

Удельный расход топлива на отпуск электроэнергии - 277,1 г/кВт -ч, на отпуск тепла - 172,84 кг • т/Гкал.

Технологический расход на транспорт электроэнергии составляет 11,62 %, тепловой - 9,57 % от общего потребления

Основными направлениями повышения эффективности использования ТЭР и реализации потенциала энергосбережения в концерне «Белэнерго» являются:

-модернизация и замещение мощностей ТЭЦ и ГРЭС на базе макси­мального использования парогазовых и газотурбинных технологий;

-превращение действующих котельных в мини-ТЭЦ;

-восстановление действующих и создания новых малых ГЭС;

-увеличение выработки электрической и тепловой энергии по комбини­рованному циклу;

-оптимальное распределение нагрузок на отдельных источниках и в энергосистеме;

-проектирование и создание комплексных систем теплоснабжения для промышленных узлов, городов и отдельных населенных пунктов с макси­мальным использованием вторичных энергоресурсов, комбинированным ре­гулированием и независимым теплоснабжени­ем отдельных объектов, с использованием предизолированных труб и высо­коэффективных теплообменников;

-создание автоматизированных систем управления теплоснабжающих и теплопотребляющих комплексов, включая «источники - тепловые сети - потребители», автоматическим управлением тепловыми и гидравлическими режимами;

-реабилитация существующих систем отопления для обеспечения воз­можности индивидуального и группового регулирования и учета в жилых домах, общественных и производственных зданиях;

-сокращение расходов энергоносителей на собственные нужды источ­ников, тепловых и электрических сетей, сокращение потерь в сетях;

-создание автоматизированных систем управления энергоблоками, объ­ектами и энергосистемами в целом.

Первоочередные меры:

- внедрение турбин малой мощности на действующих котельных;

- восстановление действующих и создание малых ГЭС;

-модернизация и повышение эффективности действующих энергоис­точников и систем транспорта тепловых и электрических сетей путем:

-автоматизации технологических процессов сжигания топлива, водоподготовки, непрерывной продувки;

- внедрения системы очистки поверхности нагрева с использованием со­временных реагентов;

- утилизация продувочных вод;

-модернизации проточной части паровых турбин с заменой отдельных ступеней направляющих аппаратов и уплотнений;

-увеличения объемов выработки электро- и теплоэнергии за счет пере­дачи на них нагрузок от выводимых из работы котельных;

-технического перевооружения тепловых сетей с заменой трубопрово­дов на предварительно изолированные трубы;

- замены морально устаревших теплообменников на современные пластинчатые;

- внедрение АСУ основного энергетического оборудования ПС 110 кВт;

- автоматизации учета электроэнергии и контроля напряжений на ПС 110 кВ.

Для Белоруссии немаловажна тема проектирования энергоэффективных домов и реконструкции старых помещений; опыт немецких компаний в этой области должен максимально быть использован. Известно, что современные жилые дома Германии требуют для поддержания нормального температурного режима в 20 раз меньше энергоресурсов, чем функционирующего в Беларуси жилья. Уже в 2010 году построено 30 тыс. кв. м энергосберегающего жилья, в этом же году планируется построить около 40 энергосберегающих домов, в т. ч. в Минске-5.

В настоящее время среднегодовой удельный расход топлива на выработку электрической и тепловой энергии находится на уровне 276,6 г/кВт-ч и 173,5 кг/Гкал соответственно, что сопоставимо с мировыми аналогами. Достигнутый уровень экономичности обусловлен, главным образом, структурой генерирующих мощностей с широким использованием теплофикации (из общей мощности энергосистемы 3,3 млн. кВт установлено на конденсационных станциях и 3,9 млн. кВт — на теплоэлектроцентралях, где обеспечивается комбинированная выработка тепловой и элек­трической энергии). В последние годы удельные расходы топ­лива изменились, что обусловлено вводом нового, более экономичного оборудования.

Сегодня Беларусь занимает скромное место по эко­номическим и энергетическим показателям среди стран с ана­логичными климатическими условиями. В 2009 г. потребление энергоресурсов в нашей стране в расчете на душу населения составило около 4 т у.т. или 2.8 т нефтяного эквивалента, и это меньше, чем в большинстве технически развитых стран с аналогичными климатическими условиями.(Россия -4,04 т н.э., Финляндия -6 т н.э., Швеция -5,6 т н.э., Канада- 7,8 т н.э., США- 8 т н.э.). Еще один важный показатель —энергоемкость ВВП в Беларуси составляет 0,32 т н.э. на тыс. дол США.

Одной из наиболее важных и сложных проблем электроэ­нергетики является износ основного оборудования энергетических предприятий. В настоящее время более 60 % оборудования практи­чески выработало свой технический ресурс, работоспособ­ность его поддерживается за счет ремонтов, объемы которых ежегодно возрастают. Согласно оценкам специалистов, в 2000 г. около половины электростанций нашей страны выработали свой ресурс, к 2010 г. необходимо будет заменить порядка 80 % установленных мощностей. Следовательно, требуется широкомасштабное техническое перевооружение отрасли с использованием передовых технологий. Расчеты стоимости полной реконструкции всей энергосистемы Беларуси никогда не производились. Ориентировочно эти расходы могут быть измерены суммой от 5 до 30 млрд. дол. США. Про­веденные исследования показали, что простая замена оборудования и продление ресурса энергоблоков — не самый дешевый способ. Специалисты пришли к выводу, что наиболее выгод­ной является модернизация и реконструкция существующих электростанций и котельных путем внедрения современных газотурбинных и парогазовых установок с более высоким КПД. Сейчас по новейшей технологии за счет кредита Евро­пейского банка реконструкции и развития осуществлена мо­дернизация Оршанской ТЭЦ с применением французского оборудования. При модернизации Оршанской ТЭЦ установле­на первая в республике парогазовая установка, позволяющая довести коэффициент полезного топливоиспользования до 70—80 %.

Эффективность и надежность теплоснабжения также явля­ется одной из проблем, так как на него приходится около поло­вины топливопотребления, значительные материальные и трудовые ресурсы.

Острейшими проблемами отрасли остаются сегодня непла­тежи потребителей за использованную электрическую и теп­ловую энергию, перекрестное субсидирование, при котором промышленные предприятия вынуждены оплачивать полу­ченную энергию по повышенным тарифам, компенсируя опла­ту льготных потребителей, в основном населения. Таким обра­зом, при перекрестном субсидировании промышленные пред­приятия оплачивают потребление электроэнергии населением и неплатежи за электроэнергию. Это вызывает увеличение се­бестоимости промышленной продукции республики, что нега­тивно влияет на ее конкурентоспособность на внешнем рынке, отказ промышленных потребителей от услуг централизован­ного теплоснабжения и строительство собственных источни­ков промышленными предприятиями, что в итоге ведет к пе­рерасходу топлива в целом по республике.

В условиях ограниченности собственной ресурсной базы актуальными являются проблемы энергетической безопаснос­ти республики, дефицита финансовых средств в энергетичес­кой отрасли, прекращения государственных поставок мазута, полной зависимости республики по топливообеспечению от ос­новного поставщика — России.

Под энергетической безопасностью подразумевается гаран­тия надежного и бесперебойного энергоснабжения страны в нормальных условиях и в чрезвычайных ситуациях. Пробле­ма обусловлена тем, что мы покупаем около 80 % топлива за границей (преимущественно в России, с 2010 года покупаем нефть из Венесуэлы) и частично закупаем у соседних стран электроэнергию. Такое положение не обеспе­чивает энергетической безопасности, без которой не может быть экономической и политической независимости.

Необходимыми условиями достижения энергетической не­зависимости и безопасности государства является не только наличие резерва электрической и тепловой мощности, запасов топлива, надежность оборудования и т.д., но и соблюдение не­которых критериев. Первый — если энергетика страны осно­вывается на импорте топлива, то закупки не должны осущес­твляться в одной стране. Второй — доля каждого вида топлива имеет свою предельную величину, энергетика не должна раз­виваться только на одном виде топлива.

Сейчас в Беларуси не соблюдается первый критерий: пра­ктически все топливо для энергосистемы завозится из России. Мы вплотную подошли и к нарушению второго критерия энер­гетической безопасности. Согласно ему, доля природного газа не должна превышать 60—65 %, так как электростанции на газе работают в режиме непрерывной доставки топлива, а от­сутствие альтернативы требует больших и экономически неоп­равданных запасов резервного топлива (например, мазута) или строительства громадных газовых хранилищ.

Более того, в развитых странах для обеспечения энергети­ческой безопасности государства создается резерв — избыток энергетических мощностей не менее 15 % по сравнению с пи­ковой нагрузкой.

Перспективное развитие электроэнергетики должно быть направлено на обеспечение возрастающего спроса на электрическую и тепловую энергию, потребление которых, по расчетам НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, к 2015 г. дос­тигнет 50—55 млрд. кВт-ч и 90 млн. Гкал соответственно. Для этого требуется наращивание их выпуска с учетом роста объе­мов производства продукции в условиях активизации энерго­сбережения. В настоящее время потребности республики в электроэнергии удовлетворяются на 92 % за счет выработки на собственных электростанциях и 7 % — за счет импорта. В то же время установленные мощности энергосистемы позволя­ют полностью удовлетворить внутренние потребности. Однако получается, что импортировать электроэнергию зачастую вы­годнее, чем производить ее на собственных мощностях.

Стоимость одного кВт-ч белорусской электроэнергии сос­тавляет 0,034 дол. США; средняя стоимость импортного кВт-ч электроэнергии — 0,029 дол. США. Одна из причин того, что Беларусь не увеличивает импорт электроэнергии состоит в том, что не найдены схемы расчетов с импортерами. Возможный в 2015 г. импорт электроэнергии из России, по оценкам специалистов, не превысит 5 млрд. кВт-ч в год. В об­щем объеме импорта их доля в денежном выражении достига­ет 60 % и составляет порядка 1,5 млрд. дол. США.

За год Беларусь потребляет около 75 млн Гкал тепловой энергии. Существенное повышение надежности и экономич­ности теплоснабжения будет достигнуто при переходе на сооружение бесканальных теплотрасс из изолированных трубо­проводов, обеспечивающих потери тепла на уровне 2 % на про­тяжении всего срока службы.

В настоящее время за счет модернизации и реконструкции энергообъектов на основе новейших технологий решается про­блема замены физически и морально устаревшего оборудова­ния. На этой основе увеличение объемов демонтажа устарев­шего оборудования на предприятиях отрасли позволит дос­тичь снижения среднеотраслевого износа активной части ос­новных промышленно-производственных фондов с 54,7 до 37 %. Это потребует значительных финансовых средств, ос­новными источниками которых станут отраслевой инноваци­онный фонд, собственные средства энергообъединений, накап­ливаемые за счет амортизационных отчислений и прибыли, и иностранные инвестиции. В результате реализации предло­женных проектов ожидается значительное улучшение эффек­тивности работы энергопредприятий.

Топливная промышленность Беларуси представлена в основном пред­приятиями по добыче и переработке нефти и торфа, среди ко­торых доминируют крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия. Объем добычи нефти в республике находится на уровне 1,8 млн. т в год, что покрывает внутренние потребности в неф­тепродуктах на 12 %. Эксплуатационный фонд ПО "Беларуснефть" включает 544 скважины, ежегодные объемы бурения порядка 65 тыс. м обеспечивают прирост промышленных запа­сов нефти в объеме 500—510 тыс. т, что компенсирует добычу менее, чем наполовину. Совершенствование системы планиро­вания финансово-хозяйственной деятельности позволило в 1997 г. сохранить себестоимость добычи одной тонны нефти на уровне 1996 г., а также снизить стоимость одного метра про­ходки при бурении на 12,6 %. Происходит прогнозируемое снижение объемов добычи, так как разведанные крупные мес­торождения находятся в заключительной стадии разработки, а вновь осваиваемые характеризуются малыми размерами и небольшими запасами. Эти запасы относятся к трудно извлекаемым, для их добычи требуются новейшие технологии и технологические средства.

Усложнение горно-геологических условий (увеличение глубин залегания, сложное построение, незначительные объемы месторождения нефти) потребует применения высокоп­роизводительного нефтедобывающего оборудования, новых технологий воздействия на нефтяные пласты, автоматизации производственных процессов с целью улучшения условий тру­да и повышения производительности.

Нефтеперерабатывающая промышленность представлена двумя нефтеперерабатывающими предприятиями суммарной годовой мощностью около 40 млн. т переработки в год сырой нефти. В настоящее время ПО "Нафтан" располагает установками, мощ­ность которых рассчитана на переработку до 9 млн. т нефти в год, АО "Мозырский НПЗ" — до 8 млн т. Глубина переработки нефти не превышает 70%. Низким остается техничес­кий уровень ряда производств, износ основных фондов состав­ляет около 70 %.

Основными направлениями организационно-технологи­ческой перестройки нефтеперерабатывающей промышленнос­ти являются:

• увеличение глубины переработки нефти до 80—85 %;

• наращивание производства и экспорта высококачествен­ных нефтепродуктов, соответствующих требованиям между­народных стандартов;

• снижение энергетических и материальных затрат в про­цессах нефтепереработки и нефтехимии;

• вовлечение в глубокую переработку топочного мазута как основного и наиболее экономичного направления увеличе­ния выработки моторных топлив.

Реконструкция предприятий нефтеперерабатывающей промышленности будет осуществляться поэтапно с учетом большой капиталоемкости и ограниченности инвестиционных ресурсов. Производственным объединением "Нафтан" предус­матривается строительство комплекса глубокой переработки, основанного на процессе гидрокрекинга, что даст возможность получать экологически безопасные дизтоплива. На Мозырском нефтеперерабатывающем заводе первым этапом рекон­струкции станет внедрение процесса висбрекинга гудрона, за счет чего глубина переработки возрастет до 82 %, а выход светлых нефтепродуктов — до 53 %. На втором этапе планиру­ется строительство комбинированной установки каталитичес­кого крекинга, что повысит глубину переработки нефти до 84 %, выход светлых нефтепродуктов — до 64—65 %.

Результатом мероприятий, направленных на повышение производственного потенциала нефтеперерабатывающих предприятий, станет увеличение производства к 2015 г. авто­мобильных бензинов в 2,5 раза, дизельных топлив — в 1,7 ра­за при одновременном сокращении выпуска топочного мазута на 10,6 %. Более 40 % производимых нефтепродуктов предус­матривается экспортировать, около 70 % экспорта придется на Российскую Федерацию.

В газоснабжении страны намечено:

-строительство распределительных газопроводов к новым потребителям от существующих газораспределительных станций - протяженностью свы­ше 5 тыс. км, из них в городах и городских поселках - более 2,4 тыс. км;

-снижение потребления сжиженного газа за счет перевода жилищного фонда на природный газ;

-завершение строительства Прибугского подземного газохранилища объемом 1,35 млрд. м3;

- развитие газонаполнительных станций для автотранспорта.

В настоящее время добыча и переработка торфа ведется 35 предприятиями. Основными видами продукции являются: торфяные брикеты, торф кусковой и сфагновой. Эксплуатационные запасы торфа на сырьевых базах предприятий оцениваются в 142,5 млн. т, в том числе торфа, пригодного для брикетирования, — в 100 млн. т.

Основной проблемой функционирования предприятий от­расли остается постоянный недостаток финансовых средств, вызванный несвоевременным и недостаточным по объему вы­делением бюджетных средств на покрытие разницы между оп­товой и розничной ценами на брикет, поставляемый населе­нию. Ограниченность финансовых ресурсов не позволяет обес­печить необходимое обновление активной части основных фондов, износ которых в целом по отрасли вырос до 61 %. На предприятиях эксплуатируется полностью изношенного оборудования: 82 % для добычи торфа, 85 % оборудования для под­готовки и ремонта фрезерных полей, до 100 % сушилок, 41 % торфобрикетных прессов.

Повышение эффективности использования исходного сы­рья в торфяной промышленности предполагается достичь за счет применения новых технологий с улучшенными экологи­ческими характеристиками. Одним из путей обеспечения на­селения и коммунально-бытовых предприятий местным топ­ливом на основе торфа может быть развитие добычи кускового торфа. Предусматривается разработка прогрессивной техноло­гии и оборудования для его добычи, что позволит вовлечь в разработку новые сырьевые ресурсы на месторождениях, ра­нее непригодных для его целей, увеличить коэффициент ис­пользования залежи при разработке до 0,7—0,8 и вовлечь в разработку малые месторождения. Кроме того, экскаватор­ный способ добычи кускового торфа позволит значительно улучшить качество готовой продукции, снизить затраты на ее производство. К 2015 г. за счет производства торфяной продукции спрос па твердое топливо будет удовлетворяться на 20—23 %.

Частично сократить поставки топлива из-за рубежа позво­лит расширение использования местных топливных ресурсов Республики Беларусь, таких как нефть, попутный газ, бурые угли, торф, древесина, отходы животноводства и растениеводства. Для Беларуси наиболее реальным источником замещения некоторой части импортируемого топлива может стать древесина и древесные отходы: по примеру скандинавских стран в ближайшие годы можно увеличить применение древесины в качестве топлива в 1,5—2 раза. Но расчеты показывают, что намеченные меры по энергосбережению, максимальному использованию местных топливных ресурсов и нетрадиционных источников энергии смогут увеличить обеспеченность собственным топливом лишь до 38—39 %.

За счет собственных топливно-энергетических ресурсов республика в ближайшие 2 года сможет обеспечить потребности в энергии лишь на 20%, поэтому активизация политики энергосбережения становится приоритетным направлением во всех отраслях эко­номики и особенно в промышленности и ЖКХ — основных потребите­лей энергоресурсов. Это будет достигнуто за счет:

• снижения энергоемкости продукции;

• повышения коэффициента полезного использования топ­лива;

• увеличения в топливном балансе республики доли мест­ных видов топлива и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников.

Достижение поставленных целей и задач возможно только за счет комплексной реализации основных организацион­но-экономических, технических направлений в повышении эффективности использования ТЭР, что включает законода­тельно-правовую и нормативно-техническую базы, в состав которых войдут доработанные или новые стандарты, строи­тельные нормы и правила технологического проектирования и ряд других документов нормативного характера, определя­ющих требования в области энергосбережения. Наиболее зна­чимыми организационно-экономическими мерами являются:

• снижение конечного потребления энергоресурсов за счет структурной перестройки промышленности, внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов;

• осуществление государственной экспертизы энергетичес­кой эффективности проектных решений с целью их оценки на соответствие действующим нормативам и стандартам в облас­ти энергосбережения и определения достаточности и обосно­ванности предусматриваемых мер по энергосбережению;

• введение для оценки работы министерств, ведомств та­ких показателей, как снижение суммарного объема и повыше­ние коэффициента полезного использования котельно-печного топлива;

• поэтапный переход от нормирования расхода ТЭР на вы­пуск продукции (работ, услуг) к проведению регулярных ау­дитов промышленных предприятий и внесению удельных норм расхода ТЭР в соответствующие нормативные документы;

• ориентация тарифной политики на тепловую, электри­ческую энергию и топливо с целью поэтапного ухода от перек­рестного субсидирования с включением в тариф только норми­руемых затрат на производство и транспортировку соответст­вующих видов энергоресурсов;

• разработка новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности промышленного производства и опреде­ляющих меры ответственности за нерациональное потребле­ние ТЭР как для хозяйствующих объектов в целом, так и для конкретных руководителей и должностных лиц;

• организация разработки и производства необходимых видов энергосберегающего оборудования, приборов и материа­лов.

Финансирование внедрения энергосбере­гающих мероприятий должно осуществляться в основном за счет собственных средств предприятий. Кроме того, могут ис­пользоваться средства инновационных фондов соответствующих министерств, других органов управления, часть иннова­ционного фонда концерна "БелЭнерго", направляемых на це­ли энергосбережения.

В Республиканской программе энергосбережения на 2006 -2010 годы поставлена задача при темпах роста ВВП 150 - 157 процентов добиться снижения энергоемкости ВВП на 26,1 - 30,4 процента. При планируемых объеме и структуре ВВП, объемах импорта электроэнергии, потребления местных видов топлива, ввода жилья и других показателях экономического развития необходимо в 2007 - 2010 годах обеспечить за счет внедрения энергоэффективных мероприятий в целом по стране экономию топливно-энергетических ресурсов в объеме 7,7 - 9,1 млн. т у.т.

Повышение эффективности использования энергоресурсов и снижение энергоемкости ВВП в 2007 - 2010 годах должно базироваться на:

-развитии современной энергетики на основе ввода новых источников тепловой и электрической энергии. Расход условного топлива на выработку одного кВт∙ч на вновь вводимом оборудовании должен составлять 150 - 180 граммов, что снижает расход топлива на выработку электроэнергии почти в 1,6 -1,7 раза;

-внедрении экономических механизмов энергосбережения во всех отраслях экономики;

-реализации приоритетных направлений энергосбережения;

-увеличении использования вторичных энергоресурсов и горючих отходов производства;

-увеличении использования местных видов нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

-исключении прямых потерь топливно-энергетических ресурсов;

-внедрении систем частотного регулирования электроприводов с переменной нагрузкой;

- обеспечение эффективной работы электрогенерирующего оборудования;

-оптимизация режима работы и теплоснабжения:

-использовании энергоэффективных технологий и устройств для освещения улиц, площадей, пешеходных дорожек, производственных и жилых зданий;

-внедрении современных энергоэффективных технологий в основном и вспомогательном производстве.

-внедрении энергоэффективных технических решений в сельском хозяйстве;

-внедрении системы мер по рациональному использованию холодной и теплой воды

5.4.2 Промышленность

Основными направлениями энергосбережения в промышленности являются:

-структурная перестройка предприятий, направленная на выпуск менее

энергоемкой, наукоемкой и конкурентоспособной продукции;

-специализация и концентрация отдельных энергоемких производств

(литейных, кузнечных, штамповочных, термических, гальванических и др.) по регионам;

- модернизация и техническое перевооружение производств на базе нау­коемких ресурсо-энергосберегающих и экологически чистых технологий;

- совершенствование существующих схем энергоснабжения предприятий;

- повышение эффективности работы котельных и компрессорных установок;

-использование вторичных энергоресурсов и альтернативных видов то­плива, в т. ч. горючих отходов производств;

-применение источников энергии с высокоэффективными термодина­мическими циклами;

-применение эффективных систем теплоснабжения, освещения, венти­ляции, горячего водоснабжения;

-расширение сети демонстрационных объектов;

-реализация крупных комплексных проектов, влияющих на уровень энергопотребления в республике, ее энергообеспеченность и эффективность использования энергии.

Первоочередными мероприятиями являются:

-модернизация термического оборудования (печей, индукционных установок, подогревателей, утилизаторов тепла, сушильных камер и т. п.);

-утилизация тепла уходящих газов;

-повышение эффективности работы котельных путём автоматизации основных и вспомогательных процессов, оптимизации процессов горения, установки в промышленных котельных турбогенераторов малой мощности;

-снижение затрат на теплоснабжение зданий и сооружений, вентиля­цию, освещение, горячее теплоснабжение.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.