Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Основные этапы становления естественнонаучной картины мира. Ученые, внесшие важнейший вклад




Читайте также:
  1. I. Основные положения.
  2. I. Основные понятия и определения
  3. I. Сущность земельной ренты, основные виды
  4. I.2. Основные требования, предъявляемые к тепловому
  5. I.2.3. Основные виды работы школьного психолога.
  6. II Основные задачи регионального развития
  7. II. Основные задачи ГО
  8. II. Основные задачи службы торговли и питания
  9. II. Основные категории дидактики.
  10. II. Основные понятия
  11. II. Основные предпосылки перестройки, её методы и цели

VI. Гетерогенность и единство биосферы как особой оболочки Земли.

 

 

 

1) До начала Нового времени - до XVП столетия в духовно-культурной деятельности людей преобладали формы, тяготеющие к мифолого-теистическим системам. Человек жил в страхе перед могучими силами природы. В период развития европейского средневековья, в эпоху заката античного мира, хотя имеются явные достижения культурно-духовной деятельности людей: достижения архитектуры, живописи, скульптуры, освоение античного наследия в философии (в значительной степени через посредничество арабско-мусульманского мира), алхимические искания и т.д., тем не менее возможности научной мысли следует оценивать как малозначительные. Одним из центральных моментов мировоззренческих систем было представление о Земле как о центре Вселенной (антропоцентризм и геоцентризм).

2) Но с началом Нового времени геоцентризм все более сдает свои позиции, и все более прочные позиции занимает научное мировоззрение и естественнонаучная картина мира (механистическая ньютоновская, затем полевая электромагнитная и квантово-релятивистская),

Начало построения первоначальной естественнонаучной картины мира относится к эпохе Возрождения, когда возникло большое количество натурфилософских теорий с ростками естественнонаучных и материалистических представлений (Дж. Бруно, Н. Кузанский и др.). Важнейшие фрагменты этой картины мира в последующие столетия создали выдающиеся естествоиспытатели (И. Кеплер, Г. Галилей).

Но сама первоначальная естественнонаучная картина мира была сведена воедино в результате творчества гениального английского физика и математика И. Ньютона.

Ему принадлежит количественное описание фундаментальных физических процессов движения с использованием открытых им начал дифференциального и интегрального исчислений. Он завершил и математически оформил предшествующие идеи о вращении Земли вокруг Солнца, создал научно обоснованную, глубокую теорию небесной механики – строения Солнечной системы, точное и с тех пор нерушимое геометрическое о ней представление и на ее основе сформулировал закон всемирного тяготения.

Созданная в конце ХVП века Ньютоном и называемая ньютоновской картина мираявилась теоретической базой научных трудов естествоиспытателей на протяжении почти двух столетий. Ньютон завершил работу двух веков до него: Коперника, Кеплера и Галилея. Его идеи окончательно овладели наукой только в конце ХVII и начале ХIХ века, когда создалась небесная механика.

3) Следующим шагом стало развитие в ХIХ веке дарвиновской теории эволюции. Это нанесло удар по антропоцентризму, по старинному теологическому постулату об избранности человека. Дарвинизм научно обосновал возникновение человечества как часть эволюции жизни на Земле. Тем самым, Гомо сапиенс был включен в естественнонаучную картину мира как некая равноправная, не выделенная в теологическом смысле часть.



4) Научная революция ХХ столетия привела к пересмотру ньютоновской картины мира. Этот период стал эпохой естественнонаучного проникновения в глубины материи, в явления и закономерности микромира, квантовой механики (Н. Бор, В. Гайзенберг, Э. Шредингер, П. Дирак, В. Паули). В то же время (1905 г.) появилась теория относительности Эйнштейна, заменившая пространство Ньютона, в том виде, как оно понималось в ХIХ веке, пространством – временем Эйнштейна. Идеи Ньютона вошли в науку с коренной поправкой физиков: сначала пустое трехмерное Эвклидово пространство Ньютона было заполнено физическим пространством – гипотетической всепроникающей жидкостью (материальным континуумом), световым эфиром (Гюйгенс), которое казалось доказанным еще в конце ХIХ века; однако очень быстро – в самом начале ХХ века - исчезло представление об эфире, оно заменилось научной атомистикой.

Первые экспериментальные подтверждения общей теории относительности Эйнштейна, развитие космологических идей и концепций привели впоследствии к теории Большого взрыва и расширяющейся Вселенной.

ХХ столетие стало временем изменения общенаучной и естественнонаучной картины мира, коренного преобразования основополагающих теоретических понятий, на которых она основывалась: пространство, время, движение, корпускулярные, полевые свойства материи и т.д.





Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1252; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.145.83.79
Генерация страницы за: 0.001 сек.