КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Эволюция философских представлений о единой картине мира и предпосылки формирования учения о биосфере
Тема 1. История развития представлений о биосфере Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) 9.1. Основная литература: 1. Биосфера / под. ред. А.М. Гилярова, Ю.М. Фролова. – М., 1972.- 183 с. 2. Вернадский В.И. Биосфера / В.И. Вернадский. – Л., Научн. хим-техн. изд-во, 1926. – 146 с. 3. Горшков С.П. Учение о биосфере. Введение / С.П. Горшков. – М., Географический ф-т МГУ, 2007. – 118 с. 4. Лисицин А.П. Потоки осадочного вещества и загрязнений в мировом океане и методы глобального мониторинга / А.П. Лисицин. – Сб. Стокгольм, Рио, Йоханнесбург: вехи кризиса / А.П. Лисицин. – М., Наука, 2004. – С. 133-193.
9.2. Дополнительная литература: 1. Вернадский В.И. Pro et contra / В.И. Вернадский. – Санкт-Петербург, изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. – 872 с. 2. Рябчиков A.M. Круговорот вещества в природе и его изменение хозяйственной деятельность человека / А.М. Рябчиков. - М., Изд-во МГУ, 1980. – 168 с. 3. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни / В.Г. Горшков. – М., ВИНИТИ, 1995. – 472 с. 4. Современные глобальные изменения природной среды / под ред. Н.С. Касимова. М., Научный мир, 2006. – Т.1. – 696 с. 5. Современные глобальные изменения природной среды / под ред. Н.С. Касимова. М., Научный мир, 2006. – Т.2. – 775 с.
9.3. Программное обеспечение и интернет-ресурсы: http://www.wri.org Сайт Института Мировых природных ресурсов http://www.unep.org ЮНЕП ООН по окружающей среде http://www.fao.org Сайт Всемирной Продовольственной и Сельскохозяйственной организации (ФАО) http://www.wice.ws (WICE) Всемирный институт сохранения и окружающей среды
Для проведения лекционных занятий необходима аудитория, оборудованная мультимедийными средствами для работы в программе PowerPoint. Для выполнения практических занятий по построению карт необходим компьютерный класс.
Каждого человека, начиная с самого раннего возраста, отличает любопытство - естественное стремление познать окружающий мир.
Так и человечество – следуя по пути своего развития, пыталось создать целостный взгляд на природу и сформулировать единую систему знаний (единую картину мира) о явлениях и их взаимообусловленности в окружающем мире. История развития представлений о единой картине мира отражает изменение взглядов на природу Земли, непосредственно окружающую человека.
Истоки учения о биосфере, по всей видимости, следует искать в первых религиозно-философских воззрениях на природу и место человека в ней.
1. Древняя Индия (1-е тысячелетия до нашей эры) - сформировалось одно из первых философских течений - брахманизм, в основе которого лежали представления о творце Вселенной, об одушевленности природы и воплощении всех живых существ. Природа бытия, мыслилась в качестве единой духовной сущности, пронизывающей Вселенную.
2. Древний Китай (VI в. до н. э.) – сформировалось философское учение конфуцианство, которое проповедовало гармонию человека и Космоса.
3. Древняя Греция (V - I в.в. до н. э.) - господствующим типом мировоззрения становится космоцентризм - система философских взглядов, в которых Космос занимает центральное место. При этом, греки считали, что мир целостен. Есть «Космос» или «небо», где живут Боги и «Земля», где живут люди. Пропасти между ними нет. 4. Средневековье (I – V в.в. н.э.) – сохранилось Аристотелевское представление о Мире, где вместе существуют Бог, Космос и Человек.
5. Эпоха Возрождения (XVI в.в.) - господствующим типом мировоззрения в этом периоде становится пантеизм — учение, обожествляющее Вселенную и природу (Бог – есть Природа, Природа – есть Бог). Основоположником этого учения был итальянский философ и поэт Джордано Бруно (1548—1600). Именно он высказал идеи о всеобщей одушевленности материи, о бесконечности природы и бесконечном множестве миров во Вселенной.
6. Новое время (XVII ― начало XVIII в.в.) – был сделан решающий шаг к признанию объективного существования мира - вне и независимо от человеческого сознания. С открытиями польского астронома Николая Коперника (1473-1543), итальянского физика и астронома Галилео Галилея (1564 - 1642) и английского физика, математика и астронома Исаака Ньютона (1643-1727) появился научный метод.
Исторически первые идеи о значении жизни как явления, влияющего на ход планетарных процессов, появляются в трудах естествоиспытателей XVII века, в частности голландского ученого Бернхардуса Варениуса (1622—1650), который считал, что «земля», включающая наряду с грунтом и минералами растения и животных, вода и атмосфера находятся в состоянии взаимопроникновения. Спустя столетие в середине XVIII века французский естествоиспытатель Жорж-Луи Бюффон (1707-1788) – выдвинул идею об изменении видов под влиянием среды, а французский анатом Феликс Вик д'Азир (1748-1794) высказал мысль о жизни, охватывающей внешние оболочки Земли, и о связи живого со всей окружающей средой.
7. Эпоха Просвещения (XIX в.) – развивается диалектическое мышление.
В работах немецкого философа Иммануила Канта (1724—1804) и французского астронома Пьера Симона Лапласа (1749—1827) Земля и вся Солнечная система предстали как развивающиеся во времени, а не однажды созданные.
Идеи вечного движения и развития утвердились в теории диалектики немецкого философа Георга Гегеля (1770—1831).
Эволюционная теория английского натуралиста и путешественника Чарльза Дарвина (1809 — 1882) стала революцией в естествознании, идеи развитии и движения пришли в биологию.
В биогеографических и экологических работах XIX в. начинают четко просматриваться идеи не только взаимопроникновения, но и взаимодействия природных явлений, включая осознанную и неосознанную деятельность человека. Жорж Кювье (1769-1832) - французский натуралист, считал, что «Жизнь представляет более или менее сложный вихрь, направление которого постоянно и который всегда захватывает молекулы. Пока это движение существует, тело, в котором оно имеет место, живо, оно живет. Когда движение окончательно останавливается, тело умирает».
Исследования Жана Батиста Буссенго (1802-1887) в тропических лесах Южной Америки позволили окончательно установить исключительно важное значение углекислоты и воды в образовании зеленых растений и вообще живых организмов.
Работа Юстуса Либиха (1803 —1873) по наблюдению за влиянием на растения химических удобрений привела к появлению одного из базисных законов экологии - закона лимитирующих факторов, или закона минимумов Либиха, который формулируется следующим образом: развитие системы ограничивается при недостатке хотя бы одного необходимого ей фактора, который называется лимитирующим и может иметь химическую, физическую или биологическую природу.
!!! В конечном итоге философская мысль и естествознание привели к необходимости выделения оболочки Земли, в которой сосредоточена жизнь, и исследованию взаимодействий этой жизни со средой обитания.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |