Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвентаризация основных средств. По договору аренды арендатор получает в пользование от арендодателя объект основных средств на срок в один год




Пример

Пример

Пример

По договору аренды арендатор получает в пользование от арендодателя объект основных средств на срок в один год. Первоначальная стоимость объекта, полученного в аренду, – 248 000руб.; ежемесячная сумма арендной платы – 4 720 руб., в том числе НДС – 720 руб. Полученный в аренду объект основных средств предназначен для производства продукции. Согласно условиям договора арендная плата вносится ежемесячно.

Составим бухгалтерские проводки:

 

№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
  Принят на учет арендованный объект ОС производственного назначения   - 248 000
  Начислена за отчетный период арендная плата, предусмотренная договором аренды без учета НДС   76, субсчет «Расчеты с арендодателем»  
  Отражен НДС, предъявленный арендодателем   76, субсчет «Расчеты с арендодателем»  
  Перечислена арендодателю арендная плата за арендованный объект ОС (включая НДС) 76, субсчет «Расчеты с арендодателем»    
  Предъявлена к вычету сумма НДС, уплаченная арендодателю 68-1    

 

Если полученные в аренду основные средства используются арендатором для целей, не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), то арендная плата включается в состав прочих расходов арендатора записью:

Дебет сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы»

Кредит сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с арендодателем».

Перечисление арендной платы арендодателю отражается в учете арендатора по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетом учета денежных средств.

Документами, подтверждающими арендные платежи, являются договоры аренды, акты приемки-сдачи оказанных услуг по аренде, счета и счета-фактуры, выданные арендодателем, выписки банка по расчетному счету и платежные поручения.

По договору аренды арендатор получает в пользование от арендодателя объект основных средств на срок в один год. Первоначальная стоимость объекта, полученного в аренду, – 132 000 руб.; ежемесячная сумма арендной платы – 2950 руб., в том числе НДС – 450 руб. Полученный в аренду объект основных средств предназначен для непроизводственных целей. Согласно условиям договора арендная плата вносится ежемесячно.

Составим бухгалтерские проводки:

 

№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
  Принят на учет арендованный объект ОС производственного назначения   - 132 000
  Начислена за отчетный период арендная плата, предусмотренная договором аренды без учета НДС 91-2 76 субсчет «Расчеты с арендодателем»  
  Отражен НДС, предъявленный арендодателем   76 субсчет «Расчеты с арендодателем»  
  Перечислена арендодателю арендная плата за арендованный объект ОС (включая НДС) 76 субсчет «Расчеты с арендодателем»    
  Списана сумма НДС, уплаченная арендодателю 91-2    

 

Если договором аренды предусмотрены авансовые арендные платежи (за 3, 6 и т. д. месяцев вперед), то такие платежи учитываются как авансы, выданные арендодателю на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Авансы выданные». Сумма начисляемой ежемесячно арендной платы включается в состав расходов арендатора, а затем относится на уменьшение задолженности арендодателя по перечисленным ему ранее авансовым арендным платежам.

По договору аренды арендатор получает в пользование от арендодателя объект основных средств на срок в один год. Первоначальная стоимость объекта, полученного в аренду, 248 000руб.; ежемесячная сумма арендной платы – 4 720 руб., в том числе НДС – 720 руб. Полученный в аренду объект основных средств предназначен для производства продукции. Согласно условиям договора арендная плата вносится вперед за 6 месяцев.

Составим бухгалтерские проводки:

 

№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
  Принят на учет арендованный объект ОС производственного назначения   - 248 000
  Перечислена арендодателю арендная плата за 6 месяцев вперед 76, субсчет» Авансы выданные»   28 320
  Начислена арендная плата за отчетный месяц без НДС   76, субсчет «Расчеты с арендодателем»  
  Отражена сумма НДС по арендной плате за отчетный месяц   76, субсчет «Расчеты с арендодателем»  
  Зачтена арендная плата за отчетный месяц 76, субсчет «Расчеты с арендодателем» 76, субсчет» Авансы выданные  
  Предъявлена к вычету сумма НДС, уплаченная арендодателю за отчетный месяц      

 

Как отмечалось выше, арендатор обязан осуществлять текущий ремонт полученных в аренду основных средств и нести расходы по их содержанию. Затраты по текущему ремонту арендатор включает в состав производственных затрат. Осуществление капитального ремонта арендованных основных средств является обязанностью арендодателя. Если в соответствии с договором аренды капитальный ремонт выполняет арендатор, то произведенные при этом арендатором расходы должны возмещаться арендодателем или на стоимость произведенного ремонта должна уменьшаться арендная плата.

Если договором аренды возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено, то затраты на ремонт арендованных основных средств, производимые в соответствии с условиями договора за счет средств арендатора, относятся арендатором на затраты производства.

При долгосрочной аренде возможны ситуации, когда производятся капитальные вложения в арендованные объекты основных средств.

Для целей бухгалтерского учета в случае, если в соответствии с заключенным договором аренды капитальные вложения в арендованные основные средства являются собственностью арендатора, затраты по законченным работам капитального характера списываются с кредита счета учета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции с дебетом счета учета основных средств. На сумму произведенных затрат арендатором открывается отдельная инвентарная карточка на отдельный инвентарный объект. В случае, если в соответствии с заключенным договором аренды арендатор передает произведенные капитальные вложения арендодателю, затраты по законченным работам капитального характера, подлежащие компенсации арендодателем, списываются с кредит а счета учета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции с дебетом счета учета расчетов.

Проведение инвентаризации основных средств осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом МФ РФ от 13.06.1995 г. № 49, которые должны применяться с учетом постановления Госкомстата России от 18.08.1998 г. № 88.

Инвентаризация основных средств осуществляется комиссией при обязательном участии материально ответственных лиц. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, техники, экономисты и т. д.) До начала инвентаризации от каждого материально ответственного лица должна быть получена расписка в том, что все ценности им оприходованы, а документы сданы в бухгалтерию. Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения или эксплуатации. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в 3 года, а библиотечного фонда – один раз в 5 лет.

Перед проведением инвентаризации рекомендуется проверить:

  • наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
  • наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
  • наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

При отсутствии документов комиссии необходимо обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природопользования, находящиеся в собственности организации.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения по этим объектам.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции или переоборудованию и вследствие этого изменилось прямое его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т. д. Однотипные предметы хозяйственного инвентаря и инструменты одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые в типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (находящиеся в дальних рейсах автомашины, морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т. п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.).

Для отражения фактического наличия основных средств в местах нахождения и на всех этапах их движения в организации применяется «Инвентаризационная опись основных средств» по форме № ИНВ-1.

Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах отдельно по каждому месту нахождения основных средств и материально ответственному лицу. Инвентаризационная опись подписывается членами комиссии и лицом, ответственным за сохранность основных средств. Один экземпляр передается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица.

На основные средства, принятые в аренду, опись составляется в трех экземплярах отдельно по каждому арендодателю с указанием срока аренды. Один экземпляр инвентаризационной описи высылают в адрес арендодателя.

В бухгалтерии данные инвентаризационных ведомостей сопоставляют с данными бухгалтерского аналитического учета основных средств и по результатам сопоставления в случае выявления расхождений составляют сличительную ведомость по форме № ИНВ-18.

Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается материально ответственному лицу. При выявлении излишков или недостач объектов основных средств материально ответственные лица должны дать им соответствующие объяснения.

Результаты инвентаризации подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета в том месяце, в котором была закончена инвентаризация, в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Выявленные при инвентаризации ранее не учтенные основные средства должны приниматься к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и относиться на увеличение финансовых результатов как прочие доходы организации. При этом на счетах бухгалтерского учета делается запись:

Дебет сч. 01 «Основные средства»

Кредит сч. 91-1 «Прочие доходы».

Выявленная при инвентаризации недостача основных средств рассматривается как их выбытие и отражается в учете следующими записями:

Дебет сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 01 «Основные средства»

– списывается первоначальная стоимость недостающего объекта основных средств;

Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств»

Кредит сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»

– списывается сумма амортизации, начисленной по этому объекту к моменту инвентаризации;

Дебет сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»

– списывается остаточная стоимость недостающего объекта основных средств.

Если установлено, что виновником недостачи является материально ответственное лицо, то недостача списывается на виновника. Недостача возмещается виновником в размере рыночной стоимости объекта основных средств и отражается в бухгалтерском учете следующими записями:

Дебет сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

– на остаточную стоимость недостающего объекта основных средств;

Дебет сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит сч. 98 «Доходы будущих периодов»

– на разницу между рыночной стоимостью и остаточной стоимостью недостающего объекта основных средств;

Дебет сч. 50 «Касса»

Кредит сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

– на сумму внесенную виновником в кассу в возмещение недостачи;

Дебет сч. 98 «Доходы будущих периодов»

Кредит сч. 91-1 «Прочие доходы»

– на разницу между рыночной стоимостью и остаточной стоимостью недостающего объекта основных средств.

Если виновник недостачи основных средств не установлен или суд отказал во взыскании недостачи с виновника, то убытки от недостачи списываются на уменьшение финансовых результатов в составе прочих расходов организации записью:

Дебет сч. 91-2 «Прочие расходы»

Кредит сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.