КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изменение статуса
2. Принципы федеративного устройства лежат в основе содержания отношений между РФ и Субъектами РФ. Всю полноту содержания отношений принципы не раскрывают, поэтому наука конституционного права разработала понятия статус РФ и статус Субъектов РФ. Понятие «статус» сложное, его определяет элементный состав, к основным элементам статусов России и Субъектов относят: 1. Государственная территория (именуется так в литературе). 6 сентября. · ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» - понятие «территориальное море». · Водный кодекс РФ – понятие «внутренние воды». · Воздушный кодекс РФ – понятие «воздушное пространство». В отличие от государственной границы РФ, границы между Субъектами РФ могут быть изменены в порядке, установленном Конституцией и законодательством. Согласно ч.3 ст. 66 Конституции для изменения границ между Субъектами требуется их взаимное согласие. Согласно ст. 102, это взаимное согласие подлежит утверждению Советом Федерации. Взаимное согласие Субъектов РФ об изменении границ между ними достигается в определённой юридической форме – форме принятия соглашения между Субъектами РФ. Это соглашение, согласно 184-ФЗ, должно быть заключено между Субъектами, чьи границы изменяются. Необходимо выявить волю народа до того, как будет достигнуто взаимное соглашение. Соглашение достигается на основе и в соответствии с выявленной волей народа: референдум, опрос (в порядке, установленном законом Субъекта РФ). Практика свидетельствует, что необходимо также решение законодательного органа, определяющего волю Субъекта РФ. На основе этого достигается взаимное соглашение, заключаемое между законодательными органами. Затем взаимное соглашение утверждается Советом Федерации (ст. 102 Конституции – в форме постановления). Пример: изменение границ между ГФЗ Москвой и Московской областью. 2. Система органов государственной власти и система законодательства. 3. Государственный язык. 4. Международная правосубъектность. 5. Официальные государственные символы. 6. Административно-политический центр. 13 сентября. 7. Гражданство. 8. Компетенция. 9. Собственность. 10. Административно-территориальное устройство (деление) и территориальная организация МСУ. a. Компактность и неразрывность территории (возможность связи с властью). b. Экономико-хозяйственная целостность территории. c. Организационное оформление территории, т.е. в ней должны быть сформированы территориальные органы местного государственного управления, которые выполняют властные управленческие функции: сбор налогов; управление объектами государственной собственности; организация почтовой, санитарной, пожарной служб; охрана общественного порядка (районная полиция); благоустройство территории и другие жизненно важные функции. АТУ следует отличать от территориальной организации МСУ: АТУ создана для организации местного государственного управления, территориальная организация МСУ же преследует цель организации МСУ, поэтому правовой порядок (режим) организации административно-территориальных единиц и МСУ (муниципальных образований, в частности) различен и регулируется разными законами. 1) Те АТЕ, которые непосредственно входят в состав Субъектов РФ – верхнее звено АТД. Непосредственно в состав Субъектов, по общему правилу, входят районы и города регионального значения. Вся территория Субъекта делится на районы. 2) АТЕ, входящие в состав АТЕ верхнего звена – это нижнее звено АТЕ. Все районы в Пермском крае делятся на АТЕ нижнего звена.
В Субъектах РФ два используется два способа деления на АТЕ нижнего звена. В их числе выделяются отдельные населённые пункты, поэтому вся территория района не делится без остатка на АТЕ нижнего звена: могут быть города районного значения (Краснокамск), отдельные сёла, посёлки. Второй способ деления – без остатка: на волости, сельские округа, сельсоветы. В их состав входят все населённые пункты, лежащие в границе данного АТЕ. Города регионального значения могут делиться на АТЕ нижнего звена – районы в городе (Пермь – 7 районов, Березники – 4 района). - Среди городов регионального значения особую группу составляют административные центры Субъектов РФ (получили статус по конституции/уставу Субъекта РФ). Такой город является АПЦ Субъекта РФ и одновременно выступает как АТЕ, которая непосредственно входит в состав Субъекта. По АТУ нужно читать учебник, написанный преподавателями УрГЮА (Кокотов, Кукушкина, данная глава написана Юговым). - В ряде Субъектов в качестве АТЕ учреждаются национальные районы или национальные волости, национальные округа. Эти АТЕ образуются по национальному признаку и приобретают дополнительные права – права компактно проживающих этнических групп. Прежде всего, это право пользоваться национальным языком наряду с русским в официальных сферах общения, право получать образование на национальном языке (изучение его в средних и других учебных заведениях), право развивать самобытную культуру и промыслы, право отправления соответствующих религиозных культов. Кроме того, могут образовываться АТЕ по отраслевому признаку с целью организации управления какой-то одной сферой общественной жизнедеятельности – образовательные округа, судебные округа, военные округа. Эти АТЕ могут охватывать территорию нескольких Субъектов РФ. Вся территория Субъектов РФ с целью организации МСУ делится на муниципальные образования верхнего и нижнего звена: 1) Верхнего звена – муниципальные районы и городские округа, а также внутригородские территории ГФЗ. 2) Нижнее звено – сельские и городские поселения. Каждый из названных элементов имеет соответствующее конституционно-правовое нормативное положение, что, в свою очередь, определяет способность РФ как федерального центра осуществлять свою государственную власть, а также способность Субъектов как политико-территориальных образований осуществлять свою власть на заданной территории. 3. Основные характеристики федеративного устройства. <…> Состав РФ может изменяться в 3 конституционных формах: 1) Принятие в состав РФ нового Субъекта; 2) Образование в составе РФ нового Субъекта РФ; 3) Ст. 66 КРФ – изменение статуса Субъекта РФ. Принятие в состав РФ нового Субъекта регулируется ФКЗ №6 (см. выше) и рассматривается, как процедура, предусматривающая изменение состава РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. В ФКЗ определяется нормативная база, или правовая основа, принятия нового Субъекта в состав РФ: Конституция РФ, международный (межгосударственный) договор между Россией и принимаемым государством, ФКЗ №6 от 2001 г., а также конкретный (именной) ФКЗ о принятии в РФ нового поимённо определённого Субъекта РФ. Принципы принятия закрепляются в ст. 3 ФКЗ: 1) Добровольность принятия; 2) Соблюдение государственных интересов РФ (когда в результате этой акции не будет нанесен ущерб РФ, её поддержит большинство населения РФ, она будет способствовать укреплению прав и свобод человека и гражданина в РФ); 3) Соблюдение принципа федеративного устройства; 4) Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина; 5) Необходимость учёта сложившихся исторических, хозяйственных и культурных связей принимаемого Субъекта РФ с Россией и соответствующих социально-экономических возможностей естественной интеграции принимаемого Субъекта в состав РФ. Условия принятия: 1) В состав РФ может быть принято иностранное государство (Белоруссия) или его часть (Абхазия, Южная Осетия, Восточная Украина, Приднестровье); 2) Взаимное согласие РФ и иностранного государства с учётом мнения населения соответствующей территории (государства); 3) Заключается международный договор о принятии государства (его части) в состав РФ; 4) В случае принятия иностранному государству присваивается статус республики в составе РФ, если международным договором не предусмотрено присвоение иностранному государству статуса края или области; 5) В случае принятия части иностранного государства, данному Субъекту РФ может быть предоставлен статус любой категориальной группы в соответствии с международным договором; 6) Принятие нового Субъекта: предложение о принятии (инициатор принятия нового Субъекта и заключения международного договора – иностранное государство и только оно); 7) Требования к международному договору. Образование в составе РФ нового Субъекта – это процедура увеличения состава РФ без принятия иностранного государства или его части в состав. Изменение наименования Субъекта без их объединения и образования нового Субъекта не является образованием нового Субъекта. Изменение наименования производится в порядке, установленном частью 2 ст. 137 КРФ, а также существует большая практика изменения наименований Субъектов РФ, обобщавшаяся КС РФ. Нормативная база образования в составе РФ нового Субъекта та же: Конституция РФ, ФКЗ №6 от 17.12.2001, конкретный (именной) ФКЗ об образовании нового Субъекта в составе РФ. Принципы образования те же. Условия образования: новый Субъект РФ может быть образован, согласно ФКЗ №6, путём объединения двух или более граничащих между собой Субъектов РФ, при этом образование нового Субъекта может повлечь за собой прекращение существования Субъектов РФ, территории которых объединяются (см. Пермский край). Порядок принятия: см. чего-нибудь у Ромашова. Всего было образовано 5 новых Субъектов РФ, в результате чего прекратили своё существование 11 Субъектов РФ. Соответственно – 5 именных ФКЗ: 1) №1-ФКЗ от 25.03.2004 «По Пермскому краю»; 2) №6-ФКЗ от 14.10.2005 «По Красноярскому краю»; 3) №2-ФКЗ от 12.07.2006 «По Камчатскому краю»; 4) №6-ФКЗ от 30.12.2006 «По Иркутской области»; 5) №5-ФКЗ от 21.07.2007 «По Забайкальскому краю». В результате образования новых Субъектов произошло существенное уменьшение категориальной группы АО (11à4), увеличилось число краёв (6à9), изменения не коснулись республик в составе РФ, ГФЗ. В результате образовательного процесса имели место случаи переименований: 1. Был образован новый Субъект, в результате ему было присвоено новое наименование, отличное от имевшихся до того, и новый статус. Бывшая территория Читинской области и Агинского Бурятского АО приобрела статус края и стала именоваться Забайкальский край. 2. Вновь образованный Субъект сохранил наименование материнского Субъекта, но приобрёл новый статус: территории бывшей Пермской области и бывшего Коми-Пермяцкого АО приобрели статус края и стали именоваться по имени материнского Субъекта – Пермский край. Пермская область и Коми-Пермяцкий АО прекратили существование в качестве Субъекта РФ. То же самое было на Камчатке: Камчатская область и Корякский АО прекратили существование в качестве Субъектов и стали Камчатским краем. 3. Сохранился статус и наименование: Красноярский край (его территория стала единой, а не сложноустроенной: теперь нет территорий (Таймырского и Долгано-Ненецкого АО), имеющих статус Субъекта РФ), Иркутская область (вновь образованный Субъект с единой территорией, Усть-Ордынский Бурятский АО прекратил существование). 4 из 5 новых Субъектов сохранили наименование материнской области, 3 приобрели статус края. Институт изменения статуса закрепляется в ч. 5 ст. 66 и ч. 1 ст. 137 КРФ: возможность, которая может быть реализована по взаимному согласию РФ и Субъекта РФ в соответствии с ФКЗ. В настоящее время такого ФКЗ нет, следовательно, эта конституционно-правовая возможность не может быть реализована. Одностороннее изменение статуса по Конституции РФ запрещено, условия, формы и порядок выражения взаимного согласия должны быть урегулированы в ФКЗ. По юридической литературе, изменение статуса – скорее всего, переход Субъекта из одной категориальной группы в другую (исторический пример: изменение статуса (повышение-понижение) субъектов РСФСР: АО в автономную область, АОбл – в автономную республику, автономная республика – в союзную республику в составе СССР и наоборот). В настоящее время считается, что заслуживают внимания вопросы совершенствования правового регулирования статуса города Москвы как ГФЗ и столицы РФ. Есть также идея об образовании столичного федерального округа. Существует такой Субъект РФ как Калининградская область; считается, что его статус также должен быть усовершенствован, более чётко определены экономические связи данного Субъекта с приграничными иностранными государствами – получение особого статуса для более эффективного взаимодействия с приграничными иностранными государствами. Также считается, что приграничные Субъекты РФ также получили особые права, поскольку наблюдаются более интенсивные внешнеэкономические связи данных Субъектов с приграничными государствами. По закону «О государственной границе РФ» эти Субъекты получили статус приграничных территорий с расширенными правами: вместе с государственными органами они принимают участие в защите, охране приграничных территорий РФ. В то же время, Чукотский АО, выйдя из состава Магаданской области до принятия Конституции РФ, пытался сменить статус, став Чукотской Автономной областью, но не сошлось. Ставились также вопросы об образовании Уральской республики (Пермская, Свердловская и Челябинская области, может и другие), Южно-Уральской республики, Дальневосточной республики. Данный вопрос не является актуально-политическим, соответствующего ФКЗ нет, конституционные возможности за 18 лет всё ещё реализуются не полностью.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |