КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Точки зрения по поводу структурных элементов метода правового регулирования
МЕТОД ФИНАНСОВОГО ПРАВА Признаки закона как источника права
Метод финансового права - это совокупность юридических приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Метод правового регулирования может быть раскрыт через свои структурные элементы, выражающие его характерные особенности. К вопросу о структуре этого метода последовательно обращались такие ученые, как Л.С. Явич, С.С. Алексеев, И.Н. Сенякин, Н.И. Матузов, И.Ф. Казьмин, В.М. Сырых и др. Взгляды названных ученых по поводу структурных элементов метода правового регулирования для наглядности изображено в виде таблицы 1.1. Признавая в целом обоснованность (несмотря на некоторые расхождения) мнений названных авторов о структуре метода правового регулирования, мы полагаем, что среди названных элементов необходимо выделить те, которые являются основными, потому что выполняют наиболее существенную роль, отличая один метод от другого. По нашему мнению, наиболее существенные различия наблюдаются: во-первых, в правовом положении субъектов правоотношения (С.С. Алексеев) или, используя терминологию Л.С. Явича, в характере взаимоотношений субъектов; во-вторых, в установлении границ регулируемых отношений (И.Н. Сенякин, Н.И. Матузов) либо в характере действий, присущем субъектам (Л.С. Явич). Данные элементы структуры метода правового регулирования мы выделяем в качестве основных, по той причине, что именно ими предопределяется классическая "геометрическая
Таблица 1.1.
дифференциация" соответствующих отношений на вертикальные и горизонтальные, при которой гражданско-правовой метод графически изображается в виде горизонтальной линии, символизирующей равенство участников соответствующих отношений, а публично-правовой - в виде вертикальной линии, что означает подчиненность одной стороны отношений другой стороне. Основным методом финансового права является метод властных предписаний. Суть метода властных предписаний состоит в том, что одна сторона правоотношения (государство, уполномоченный им орган или муниципальное образование) дает обязательные для другой стороны предписания. При этом другая сторона не обладает властными полномочиями вообще либо обладает ими в меньшем объеме. Характерные черты метода финансового права: Преобладание позитивных обязывании, а не дозволений, как в гражданском праве, или запретов, как в уголовном праве. Императивность, которая означает, что субъекты финансового права, как правило, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, а также определять их содержание. Они выполняют свои обязанности и осуществляются свои права лишь в случаях, установленных нормативными правовыми актами. При этом их права вторичны, производны от обязанностей. Конформизм, который означает, что субъекты финансового права вступают в финансовые отношения не по своей воле, не по своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих актов органов государственной власти. Неравенство субъектов финансового права, которое проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически-властными полномочиями в отношении других субъектов, а последние - нет. Таблица 1.2.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |