Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральная таможенная служба РФ 3 страница




ü взыскивает неуплаченные таможенные платежи, в том числе в бесспорном порядке;

ü применяет механизм обеспечения уплаты таможенных платежей;

ü обеспечивает правильное отражение в документах и учет таможенных платежей;

ü своевременно перечисляет денежные средства в федеральный бюджет;

ü планирует расходы на содержание и развитие таможенного поста.

Специализированные таможенные посты, созданные в 1998г., оформляют ввоз на территорию РФ и вывоз с ее территории драгоценных металлов и драгоценных камней.

Структурным подразделением ГТК РФ является таможенная инспекция, которая играет особую роль в организации и осуществлении инспекционной деятельности, а также взаимодействует с контролирующими органами Российской Федерации. При этом таможенная инспекция обеспечивает анализ результатов взаимодействия таможенных органов с контролирующими органами, а также осуществляет организацию взаимодействия и проведения совместных проверок участников внешне-экономической деятельности по конкретным направлениям, выявляет причины и условия, обуславливающие уклонение лиц от уплаты таможенных платежей и налогов.

Таможенный комитет Союза России и Белоруссии, созданный в 1996г., является отраслевым органом управления Союза, осуществляющим совместную организацию и руководство таможенным делом в Союзе, и выполняет следующие основные функции:

ü вносит в Исполнительный комитет предложения о ставках и механизме применения таможенных и других пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза;

ü организует взимание таможенных платежей;

ü обеспечивает распределение взимаемых таможенных пошлин и налогов между бюджетами государств Союза в порядке, определяемом Исполнительным комитетом Союза, а также своевременное и полное внесение таможенных пошлин и налогов в бюджеты соответствующих государств;

ü организует систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;

ü обеспечивает эффективное использование таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Союза и при ведении предпринимательской деятельности на территориях государств Союза;

ü организует осуществление таможенного оформления и таможенного контроля товаров, принимает меры к совершенствованию и упрощению таможенного оформления и таможенного контроля.

 

 

56. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ – АУДИТ

 

Потребность в создании института профессионального независимого контроля возникла в результате развития предпринимательства, стремления растущих организаций к саморегулированию.

Из истории аудита следует, что впервые его прообраз возник в Англии в начале XIXв. В 1880г. там был создан Институт присяжных бухгалтеров, который проводил методическую работу и приступил к разработке аудиторских стандартов.

Стандарты аудита — это правила, которыми регламентируется аудиторская деятельность. Опираясь на стандарты, аудитор проводит проверку. В настоящее время Международная федерация бухгалтеров разработала и утвердила 29 стандартов по аудиту и 4 сопутствующих стандарта, которые являются международными нормативами аудита.

В Российской Федерации становление института независимого аудита связано с объективной необходимостью саморегулирования экономической деятельности хозяйствующих субъектов в условиях развития рыночных общественных отношений и построения правового государства, так как основная цель аудиторской проверки — установление достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия хозяйственной деятельности нормативным актам.

Сегодня организация государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (положение о ней было принято распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994г. №54-рп). Это коллегиальный орган при Президенте РФ, который организует систему мер по государственной поддержке, становлению и развитию рынка аудиторских услуг в Российской Федерации, защиту интересов государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм.

Основные направления деятельности Комиссии следующие:

ü разработка на основе российского законодательства проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ;

ü содействие реализации Временных правил аудиторской деятельности в РФ, утвержденных указом Президента РФ от 22 декабря 1993г. «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (далее — Временные правила);

ü предоставление разъяснений по вопросам применения Временных правил;

ü выдача генеральных лицензий на осуществление аудиторской деятельности;

ü организация ведения реестра аудиторов, аудиторских фирм;

ü организация публикаций о выдаче лицензий;

ü осуществление контактов с международными организациями.

Временные правила определяют правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого, вневедомственного финансового контроля.

Согласно п.3 Временных правилаудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств экономических субъектов, а также оказание других аудиторских услуг.

Основными принципами аудиторской деятельности являются независимость, обязательность, ответственность.

Независимость означает, что при проведении проверки и составлении заключения аудиторы независимы от любых третьих лиц (они имеют право самостоятельно определять формы и методы проверки, проверять в полном объеме документацию, наличие денег, товарно-материальных ценностей, получать дополнительную информацию от других оргднов, отказаться от проведения проверок в случае непредоставления проверяемым субъектом необходимой документации).

Обязательность предусматривает, что аудиторская проверка может быть как обязательной, так и инициативной.

Ответственность может наступать как для проверяемого субъекта в случаях, установленных действующим законодательством (например, уклонение от обязательной аудиторской проверки или непредоставление необходимой документации в случае инициативной проверки), так и для аудитора — в случае подачи ошибочного заключения (аудиторский риск).

Аудиторская проверка может быть обязательной (например, ежегодно подлежит обязательной аудиторской проверке ЦБ РФ) или инициативной.

Обязательная аудиторская проверка осуществляется либо в силу действующего законодательства, либо в соответствии с п.10 Временных правил, когда при наличии санкции прокурора орган дознания и следователь, прокурор, суд и арбитражный суд вправе дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта.

Проверка, проводимая в соответствии с законодательством, регламентируется постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994г. №1355 (с последующими изм. и доп.) «Об основных критериях деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке». В соответствии с этим постановлением бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, например, по следующим критериям (системе показателей) деятельности:

ü организационно-правовая форма экономического субъекта, Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала;

ü вид деятельности экономического субъекта. По виду деятельности обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат: банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании), внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами; благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц; другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

В остальных случаях аудит является добровольным (инициативным), т.е. проводится в результате заключения гражданско-правового договора между заинтересованной стороной и аттестованным аудитором или аудиторской фирмой на оказание соответствующих услуг. Помимо проверок аудиторские фирмы и аттестованные аудиторы могут оказывать услуги по постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, проведению анализа хозяйственной деятельности и т.д.

В соответствии с одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 9 февраля 1996г. Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» результатом проведенной проверки является заключение аудитора, которое содержит вводную, аналитическую и итоговую части. Заключения могут быть положительными, условно-положительными, отрицательными.

В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что данная отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации, а также при необеспечении государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи аудиторская фирма (аудитор) может отказаться от проведения проверки и расторгнуть договор, заключенный ранее.

В настоящее время в Российской Федерации действуют правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при ПрезидентеРФ25 декабря 1996г. (11 стандартов) и 22 января 1998г. (4 стандарта).

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации дается определение аудиторской деятельности — «аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной. документации, налоговых документов и других финансовых обязательств хозяйствующих субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг». Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы) — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994г. №54-рп утверждено положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Данная комиссия является коллегиальным органом при Президенте РФ, организующим разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития форм аудиторских услуг в РФ, а также защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторских фирм. В своей деятельности комиссия подчинена и подотчетна Президенту РФ. Состав комиссии утверждается Президентом РФ. Деятельность в составе Комиссии осуществляется на безвозмездной основе. Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) разработка на основе законодательства РФ проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ;

б) содействие реализации Временных правил аудиторской деятельности в РФ, обобщение практики их применения и подготовка для Президента РФ и Правительства РФ предложений по совершенствованию правового регулирования аудиторской деятельности;

в) представления по вопросам экономических субъектов и других органов разъяснений по вопросам применения Временных правил;

г) выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования аудиторской деятельности;

д) организация ведения государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм;

е) организация публикаций в средствах массовой информации сведений о выдаче лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм;

ж) осуществление в установленном порядке деловых контактов с международными организациями, действующими в сфере аудиторской деятельности.

Физические лица, прежде чем заниматься аудиторской деятельностью, должны пройти аттестацию и получить от уполномоченного органа специальный документ — квалификационный аттестат аудитора. Аудиторы, прошедшие аттестацию, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудитов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются:

1. Министерству финансовРФ— на лицензирование аудита бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и общего аудита.

2. Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью — на лицензирование аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков).

3. Центральному банкуРФ — на лицензирование банковского аудита. Этим же постановлением установлена плата за проведение аттестации на право осуществления аудиторской деятельности — в 20-кратном размере установленной законодательством России минимальной оплаты труда (на дату подачи заявления), а также сбор за выдачу лицензии на осуществление аудиторской деятельности на 1 год с аудитором в 30-кратном размере установленной законодательством РФ минимальной оплаты труда (на дату выдачи заявления) и в 150-кратном размере для аудиторских фирм. Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью кроме аудиторской.

Они не вправе передавать получаемые ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской деятельности.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации. Обязательная аудиторская проверка может также проводиться по поручению государственных органов. Инициативная аудиторская проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта.

В Российской Федерации обязательной аудиторской проверке подлежат организации в соответствии с системой показателей (критериев), установленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994г. №1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке».

Указанные организации можно объединить в следующие группы:

1. Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке хозяйствующие субъекты, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала.

2. Обязательной аудиторской проверке подлежат: банки и другие кредитные учреждения; страховые организации и общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи; инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании); внебюджетные фонды (Пенсионный фондРФ, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования и др.); благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц (негосударственные пенсионные фонды и др.).

3. Хозяйствующие субъекты подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

4. Хозяйствующие субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

ü объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

ü суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.

Как отмечалось ранее, в Российской Федерации обязательная аудиторская проверка может производиться аудиторами и аудиторскими фирмами по поручению государственных органов.

Орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством дать аудитору или аудиторской фирме поручение на проведение аудиторской проверки хозяйствующего субъекта при наличии в производстве указанных органов возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договорённости с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.

Государственные органы, по поручению которых производится аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а также при необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей.

Оплата работы аудитора или аудиторской фирмы при проведении проверки по поручению государственных органов производится предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым ПравительствомРФ с учетом средней оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг.

В случае отсутствия у экономического субъекта достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства) предварительная оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств республиканского бюджета РФ с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа федерального казначейства за счет имущества экономического субъекта, признанного несостоятельным (банкротом).

Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же основаниям по поручению государственных органов производятся только за счет средств республиканского бюджетаРФ и не могут быть осуществлены аудитором или аудиторской фирмой, проводившими первоначальную проверку.

Временными правилами установлено, что формы и методы аудиторской проверки определяет аудитор. Руководитель хозяйствующего субъекта не вправе ограничивать круг вопросов или объем аудита. Если руководитель уклоняется от обязательной аудиторской проверки (не представляет финансовых или бухгалтерских документов, отказывается давать разъяснения по возникающим вопросам), то в этом случае с экономического субъекта и его руководителя взыскиваются штрафные санкции по решению суда, предусмотренные Временными правилами, а именно: штраф с экономического субъекта — от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда; штраф с руководителя — от 50- до 100-кратного размера минимального размера оплаты труда.

Важной частью работы аудитора является подготовка аудиторского заключения. Аудиторское заключение — это документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного управления и судебных органов.

Аудиторское заключение должно состоять из трех частей — вводной, аналитической и итоговой. Следует обратить внимание на то, что хозяйствующий субъект обязан представлять заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения. Две первые части содержат конфиденциальную информацию и без согласия хозяйствующего субъекта не подлежат разглашению.

Временными правилами впервые определена ответственность аудиторов за некачественное проведение аудиторской проверки. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или экономического субъекта, с аудита (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию понесенные убытки в полном объеме; расходы на проведение перепроверки; штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.

Действенность финансового контроля осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторскими фирмами и аудиторами) в значительной мере зависит и от их эффективного взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.