Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А - И. С. Бах. ХТК, т. I, фуга 22




ТРИ СТОРОНЫ АККОРДА

Помимо внутриаккордовых функций (то есть функций звуков внутри аккорда), выявляющих логическую дифференциацию значе­ний одних отдельных тонов аккорда относительно других, для вы­разительной сущности аккорда важен еще и комплекс целостных отношений, происходящих либо от мелодических связей тонов ак­корда, либо от взаимодействия аккорда с другими аккордами, либо от нового качества при слиянии звуков аккорда в некую единую цельность. Отсюда три стороны аккорда:

1) линейность тонов, их линейная функциональность (то есть принадлежность звуков аккорда к мелодической линии);

2) тональная функциональность (значение аккорда по отноше­нию к общему или местному тональному центру);

3) фонизм аккорда (значение аккорда самого по себе, вне зависи­мости от его ладотональной функции).

1. Линейность тонов аккорда означает проявление в данном аккордовом тоне (например, в терции) его принадлежности к го­ризонтальной целостности — к мелодии. Эта сторона аккорда

свидетельствует о наличии в нем мелодических токов, мотивно-тема­тического начала.

Сильнее всего линейность тонов проявляется в полифоническом складе, когда данный тон значим не только как часть аккорда, но и как часть определенного мотива или темы, что создает особый ха­рактер звучания многоголосной гармонии: в частности, аккорд мо­жет восприниматься как комплекс самозначащих тонов или как комплекс интервалов, как комплекс двухголосных соединений (при­мер 14 А).

Но и в гомофонном складе эта сторона чрезвычайно важна, так как может придавать функциям тонов значения, которые нельзя вы­вести ни из логических соотношений аккордовых звуков, ни из то­нальной функции аккорда, ни из его фонизма: см. в примере 14Б — квазизадержание g2-f2 (в такте 2); в примере 14В — «звучание» ме­лодических мотивов в созвучии-задержании (превращение аккорда в «тематическую» гармонию).

 

14 Б - В. А. Моцарт. Симфония «Юпитер», ч. I

14 В - А. Бородин. «Князь Игорь»

В последних тактах фортепианной сонаты Л. Бетховена ор. 53 традиционные классические заключительные повторения тоники связаны с «тематическим» значением тонов аккорда: квинта звучит как первый и второй звуки мелодии главной темы, а терция — как третий звук.

Линейность тонов в гармонии XX в. превращается в мотивное, «тематическое» значение целых аккордовых комплексов (ср., на­пример, «свертывание» мотивов в аккорд в конце «Наваждения» С. С. Прокофьева или в III части 7-го квартета Д. Д. Шостаковича).

2. Функциональность (тональная, ладовая) аккорда представляет такую сторону его звучания, которая зависит от его отношения (функ­ции) к тонике. Один и тот же по составу звуков аккорд (например, c-e-g)будет звучать по-разному в системах C-dur, f-moll, H-dur, B-dur.

3. Фонизм (или: краска, звучность) аккорда есть такой характер его выразительности, который зависит от его звучания самого по себе, как такового, а не от отношения к тональному центру или к мелоди­ческому движению. Например, в C-dur аккорд f-as-c помимо своей тональной функции (минорной субдоминанты) имеет также значение спокойно-консонирующей гармонии, минорной по своей окраске, при­чем терцовый тон ее обнаруживает колористические свойства — сум­рачности, затененности звучания (в тонально-функциональном значе­нии этот звук — носитель обостренного тонального тяготения, стрем­ления к разрешению в тоническую квинту). Фонизм определяется внутренними свойствами созвучия — интервальной структурой, со­ставом и общим количеством звуков, расположением, удвоением, ре­гистровыми условиями, инструментовкой и другими факторами.

Например, при смене мажорного трезвучия одноименным ми­норным (или наоборот) создается яркий фонический контраст при полном отсутствии контраста тонально-функционального (см. романс С. В. Рахманинова «У моего окна» — чередование мажорной субдо­минанты и минорной при словах «Их сладкий аромат туманит мне сознанье»).

Колористические явления фонизма аккорда при переходе к гар­монии XX в. превратились в сонорные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.