КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А - И. С. Бах. ХТК, т. I, фуга 22
ТРИ СТОРОНЫ АККОРДА Помимо внутриаккордовых функций (то есть функций звуков внутри аккорда), выявляющих логическую дифференциацию значений одних отдельных тонов аккорда относительно других, для выразительной сущности аккорда важен еще и комплекс целостных отношений, происходящих либо от мелодических связей тонов аккорда, либо от взаимодействия аккорда с другими аккордами, либо от нового качества при слиянии звуков аккорда в некую единую цельность. Отсюда три стороны аккорда: 1) линейность тонов, их линейная функциональность (то есть принадлежность звуков аккорда к мелодической линии); 2) тональная функциональность (значение аккорда по отношению к общему или местному тональному центру); 3) фонизм аккорда (значение аккорда самого по себе, вне зависимости от его ладотональной функции). 1. Линейность тонов аккорда означает проявление в данном аккордовом тоне (например, в терции) его принадлежности к горизонтальной целостности — к мелодии. Эта сторона аккорда свидетельствует о наличии в нем мелодических токов, мотивно-тематического начала. Сильнее всего линейность тонов проявляется в полифоническом складе, когда данный тон значим не только как часть аккорда, но и как часть определенного мотива или темы, что создает особый характер звучания многоголосной гармонии: в частности, аккорд может восприниматься как комплекс самозначащих тонов или как комплекс интервалов, как комплекс двухголосных соединений (пример 14 А). Но и в гомофонном складе эта сторона чрезвычайно важна, так как может придавать функциям тонов значения, которые нельзя вывести ни из логических соотношений аккордовых звуков, ни из тональной функции аккорда, ни из его фонизма: см. в примере 14Б — квазизадержание g2-f2 (в такте 2); в примере 14В — «звучание» мелодических мотивов в созвучии-задержании (превращение аккорда в «тематическую» гармонию).
14 Б - В. А. Моцарт. Симфония «Юпитер», ч. I 14 В - А. Бородин. «Князь Игорь» В последних тактах фортепианной сонаты Л. Бетховена ор. 53 традиционные классические заключительные повторения тоники связаны с «тематическим» значением тонов аккорда: квинта звучит как первый и второй звуки мелодии главной темы, а терция — как третий звук. Линейность тонов в гармонии XX в. превращается в мотивное, «тематическое» значение целых аккордовых комплексов (ср., например, «свертывание» мотивов в аккорд в конце «Наваждения» С. С. Прокофьева или в III части 7-го квартета Д. Д. Шостаковича). 2. Функциональность (тональная, ладовая) аккорда представляет такую сторону его звучания, которая зависит от его отношения (функции) к тонике. Один и тот же по составу звуков аккорд (например, c-e-g)будет звучать по-разному в системах C-dur, f-moll, H-dur, B-dur. 3. Фонизм (или: краска, звучность) аккорда есть такой характер его выразительности, который зависит от его звучания самого по себе, как такового, а не от отношения к тональному центру или к мелодическому движению. Например, в C-dur аккорд f-as-c помимо своей тональной функции (минорной субдоминанты) имеет также значение спокойно-консонирующей гармонии, минорной по своей окраске, причем терцовый тон ее обнаруживает колористические свойства — сумрачности, затененности звучания (в тонально-функциональном значении этот звук — носитель обостренного тонального тяготения, стремления к разрешению в тоническую квинту). Фонизм определяется внутренними свойствами созвучия — интервальной структурой, составом и общим количеством звуков, расположением, удвоением, регистровыми условиями, инструментовкой и другими факторами. Например, при смене мажорного трезвучия одноименным минорным (или наоборот) создается яркий фонический контраст при полном отсутствии контраста тонально-функционального (см. романс С. В. Рахманинова «У моего окна» — чередование мажорной субдоминанты и минорной при словах «Их сладкий аромат туманит мне сознанье»). Колористические явления фонизма аккорда при переходе к гармонии XX в. превратились в сонорные.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |