КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема обиходных ладов
Древнерусские гласы — одна из великих ладовых систем, сравнимая по важности с другими великими ладовыми массивами — древнегреческой и западной грегорианской. Поразительно, однако, что до сих пор нет ладовой теории древнерусской монодии, несмотря на ценные разработки ряда ученых. Мы хорошо знаем, например, в каком ладу та или иная грегорианская мелодия, есть твердые надежные критерии однозначного определения лада в каждом конкретном случае. Но что за лады в родных древнерусских мелодиях, мы не знаем; неизвестно, сколько их, как их надо именовать, каковы их признаки; не знаем, тождественны ли лады гласам или нет. Для создания полной картины необходимы дальнейшие исследования (которые интенсивно ведутся в настоящее время). Здесь будут даны лишь основные положения теории обиходных ладов.* Система обиходных ладов типологически относится к древнейшим, генетически (не хронологически) более старым, чем, например, аналогичная система грегорианских ладов. Если в грегорианских ладах при всей важности в них категории диатонического (местами переменно-диатонического) звукоряда все же первым критерием * Теория обиходных ладов специально исследована Г. С. Бычковой (Федоровой); см. в ее дипломной работе «Глас как ладовая категория», 1980 (хранится в библиотеке Московской консерватории). структуры является финалис как своего рода основной тон лада (пусть и отличающийся по своим свойствам от классической тоники в тональной музыке), то в обиходных ладах первым критерием следует считать неизменный звукоряд. Древнейшие модальные (нетональные) лады складываются под действием ряда факторов: ♦ конечный тон (или финалис) — устой, опора; ♦ звукоряд определенного интервального рода (диатонического, гемиольного, миксодиатонического); ♦ звуковой объем (или амбитус, область) — ряд, совокупность использованных звуков; ♦ вторая (побочная) опора лада (реперкусса; по-русски — «господствующий») — тон, до наступления финалиса нередко функционирующий как главная опора мелодии и модально разрешающийся в финалисе; ♦ мелодия-модель (попевка или группа попевок) — излюбленная мелодическая формула данного лада, отличающая формально-структурную категорию ладозвукорядной «таблички» от живого конкретного звукоряда именно данного лада. Сравнивая (в очень схематичном и приблизительном виде) некоторые основополагающие факторы древних монодических ладов в обиходных и грегорианских ладах, мы получим следующее соотношение между ними (цифры условно указывают на весомость фактора среди других, его «место» в системе, таблица 10). Таблица 10
То есть: Сравнение показывает, что обиходные лады древнее (в логико-генетическом отношении) грегорианских, ближе к самому старому ладовому типу «мелодии-модели» (наподобие восточных ладов, пронесших через века принципы «мелодий-моделей», — мугамов, макамов, макомов, paг), с минимальной развитостью абстрактного мышления в сфере лада, а следовательно, и в музыке в целом. Это значит, что такой модальный звукоряд предельно слит с самой мелодией, точнее, еще не выделен из синкретизма «мелоса» — «мелолада» или «ладомелодии» («ладомелоса»). Подобным синкретизмом не обладают тональные лады европейского мажора и минора XVIII в. Эволюция ладового мышления в грегорианских ладах состоит в значительном развитии именно этого абстрагирования, в возрастании роли автономной ладовости, отделяющей себя от конкретных гласовых попевок — псалмовых тонов, однако отнюдь не порывающей с ними. Эволюция сказывается также в некотором приближении категории финалиса к категории тоники (последняя характеризуется непосредственно ощущаемой властью над остальными звуками в виде тонального тяготения к тонике, чего, впрочем, в грегорианских ладах все же нет). Отсутствие (тонального) тяготения к главному звуку — конечному — в попевках обиходных ладов (а тем более во всей мелодии) составляет, таким образом, яркий характерный признак русской ладовой системы. Он не может считаться доказательством «отсутствия лада» в древнерусских роспевах (к подобному выводу подталкивают бытующие представления о ладе, где под «ладом» фактически подразумевается тональность европейской музыки XVII-XIX вв.). Отсутствие тяготения говорит лишь о том, что система не тонального типа, а модального, то есть такого, где на первом месте по важности находится не категория главного тона, а категория звукоряда мелодических попевок. По-видимому, «русские лады» (так следовало бы называть всю систему ладов древней русской монодии) и представляют собой наилучший, наиболее чистый исторический пример модальной системы — более чистый, чем типологически аналогичные им западные лады грегорианского хорала, в которых в большей мере сказывается действие рационализма и тонального принципа, вообще свойственного мировоззрению новой западной культуры IX-XX вв. (так называемый Abendland). Для обоснования системы русских ладов целесообразно воспользоваться методом, уже примененным для решения другой трудной научной проблемы — создания общей теории гармонии XX в. Суть метода исходит из общего положения о связи между структурой системы и свойствами ее центрального элемента (ЦЭ).* Структура, например, мажорного лада (тонального типа) связана с использованием свойств его ЦЭ — мажорного трезвучия. Этим отличается мажор (с его квинтово-функциональным остовом S-T-D) от старого ионийского лада, чья структура пронизана отношением не к мажорному трезвучию, а к определенному модальному звукоряду с определенным звуком-финалисом (в натуральной позиции — с финалисом с) и доминированием секундовых связей. Структура оригинального «скрябинского» лада (в поздних сочинениях композитора) происходит от использования свойств его ЦЭ (типа «прометеевского» аккорда); структура данной додекафонно- * Подробнее об этом см.: Холопов Ю. Н. Очерки современной гармонии. М., 1974. С. 30-38, 161-281 и др.). серийной системы в конкретном сочинении происходит от свойств данного ЦЭ (серии — как определенного индивидуализированного ладово-интервального комплекса). Обиходные лады — модального, а не тонально-аккордового типа. Поэтому и ЦЭ их не аккорд либо интервал, а прежде всего определенный звукоряд — обиходный. Но ЦЭ модальных ладов не просто гамма, а звукоряд, определенным образом структурированный. Уникальная специфическая особенность обиходного звукоряда состоит в том, что от каждой из его звукоступеней вверх и вниз всегда находится чистая кварта (пример 116). Названия ступеней образно пе-
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |