Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение хоровода




Невозможно обозначить время и место происхождения хороводов, ибо они принадлежат глубокой древности и составляли первоначально часть языческих религиозных обрядов. Ассирийцы и вавилоняне еще за 2000 лет до Р. X. при приношении жертв Вавилу совершали хороводные пляски вокруг его жертвенника. У греков религиозные обряды выделялись торжественностью хороводных танцев, называемых каравино, и пением у жертвенника гимнов одними непорочными девушками. Они одевались тогда в белые платья и украшали свои головы цветочными венками.

Прекрасно изображен хоровод Гомером:

Юноши хорами в плясках кружатся; меж них раздаются

Лир и свирелей веселые звуки; почтенные жены

Смотрят на них и дивуются...

В круге их отрок прекрасный по звонко рокочущей лире

Сладко бряцал, припевая прекрасно под льняные струны

Голосом нежным, они же, вокруг его пляшучи стройно,

С пеньем, и с криком, и с топотом ног хороводом несутся.

Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,

Пляшут, в хор круговидный любезно сплетясь руками.

Девы в одежды льняные и легкие, отроки в ризы

Светло одеты и их чистотой, как елеем, сияют.

Тех — венки из цветов прелестные всех украшают;

Сих — золотые ножи, на ремнях чрез плечо серебристых.

Пляшут они, и ногами искусными то закружатся,

Столь же легко, как в стану колесо под рукою испытной,

То разовьются и пляшут рядами, одни за другими.

Купа селян окружает пленительный хор и сердечно

Им восхищается; два среди круга их головоходы,

Пение в лад начиная, чудесно вертятся в средине.

Со временем хороводы составляли одни молодые девушки, которые, собираясь на лугу в праздничные дни, пели круговые песни и танцевали, и страсть к этой забаве до того распространилась среди греков, что Аспазия, женщина необыкновенной красоты, покровительница наук и изящного, заставила однажды важного философа Сократа принять участие в хороводном веселии. На Олимпийских играх отличные певицы и танцовщицы показывали свое искусство в хороводах. Правители республик, знаменитые и великие люди присутствовали на этих забавах вместе с народом. Всеобщее одобрение и венок служили наградой отличившимся.

В Древнем Риме хороводы составляли священные обряды: там девушки пели благодарственные гимны перед изображениями богов. Но когда повсеместные увеселения вышли за рамки освященных обрядов, тогда хороводы превратились в народные забавы.

Ни один народ в Европе, кроме славян, не усвоил их со своей жизнью, и никто не сохранил их для своей забавы с такими многообразными изменениями, как восточные славяне. Германцы, от природы мрачные, задумчивые и чуждые веселых забав, не знают хороводов. Их народные танцы и круговые песни не могут сравниться с русской пляской и восхитительными напевами наших народных песен. Наши хороводы, душа увеселений девушек, слились с русской жизнью. Нет деревни, где бы не совершались они. Девушка, которая не принимает участия в веселии своих подруг, делается предметом замечаний: «Верно, болит у нее сердце? Верно, нет здесь ее дружка? И для кого ей выказывать себя?» Все девушки непременно стараются показать здесь свою игривость и непринужденную ловкость; поют, резвятся, шутят, бегают, вертятся попарно и венцем, кружатся и раскланиваются. Но хороводные игры не везде поются одинаково. Смотря по местности и песне, они изменяются или в действии, или в самом пении.

Дух хороводных песен — семейная жизнь. В них живо передано веселье и думы наших предков; в некоторых попадаются колкие замечания о семейном быте и его пороках. Время сочинения хороводных песен и имя сочинителей неизвестны. Судя по слогу, они относятся к разным векам, за исключением немногих, а именно: синичка, мак растить, просо сеять, которые должны быть XVI века, все прочие — XVII и XVIII вв., но и эти искажены местностью до того, что нельзя определить настоящей их эпохи. Что же касается сочинителей, то они были из простолюдинов, потому что никто другой не мог выразить с таким простодушием и таким знанием сельского житья, как тот, кто родился, вырос и наслаждался в простоте природы неподдельными забавами, сочувствовал им и передавал в тоническом распеве, не гоняясь за вычурными выражениями.

Хоровод

При наступлении времени игр и забав всякий спешит на улицу; старики садятся перед окнами своего дома, а молодые рассыпаются по улице или становятся в кружок. Мужчины составляют свои отдельные круги, а женщины — свои, но каждый, подходящий к собеседникам, снимает шапку и приветствует: «Мир вашему сиденью». Ему отвечают, сняв шапки: «Поди к нашему смиренью»; он садится с края завалины. Беседа идет о чем? Домоводство, пашня, посев, скотоводство, распоряжения опытных в этом деле, распоряжения начальства, ряды старосты, суд головы и где люди без страстей? Пересуды соседей или соседок перебираются в их разговорах. В то же время собеседники не забывают любоваться разнообразием живой окрестности: за речкой пасутся на зеленеющем лугу кони, свободные на нынешний день от плуга; за рощей чуть видна колокольня ближайшего села; за пригорком извивается черная полоса дороги, по которой ездят в поле. Здесь, в речке, плавают утки и гуси со своими малютками. Но живее рисуется деревенская улица, протянувшаяся по возвышенному берегу речки. Здесь девушки снуют в разноцветных уборах, бегают одна за другой, смеются и любуются своими нарядами. Хорош на ней московский сарафан, но эта прекраснее в русском: стянутая под взволнованными грудями шелковым поясом, как она стройна и гибка! У некоторых наброшен на голову шелковый платок, на других — золотая лента с широкой поднизью. Резвые и легкокрылые, они идут с конца улицы к тому месту, где всегда собираются водить хоровод; они идут и поют:

Выходили красны девушки

Из ворот гулять на улицу.

Выносили соловеюшку на ручинке,

Посадили соловеюшку на травыньку,

На муравыньку, на цветы лазоревы.

Соловеюшка рассвищется,

Красны девушки распляшутся,

А молодушки расплачутся:

Поиграйте, красны девушки,

Поколь волюшка жить у батюшки,

Поколь негушка у матушки.

Неровен жених присватается,

Неровен, как черт, навяжется:

Либо старый и удушливый,

Либо малый и недужливый,

Либо ровня, горький пьяница.

Уж я старого утешила,

На осинушку повесила;

Уж я малого утешила,

Возмахнула, в воду бросила.

Уж со ровнюшкой гулять пошла.

Но не думайте, чтобы душа русской девушки омрачалась скорбным чувством при этой песне; чтобы она верила жалобам молодых женщин, которые становятся в их хоровод и поют эту песнь. Девушки сами поют ее и тут же смеются; смотрят на парней, которые вьются около их веселой толпы, вертятся и кружатся свободно; потом, взявшись за руки, составляют круг, движущийся в обе стороны, и поют;

Как у нас во торгу клич кликали,

А что дорого? а что дешево?

Дорожили красных девушек:

Первая во сто рублей,

Другая во тысячу,

А третьей цены нет!

Дешевы во торгу добры молодцы:

По семи молодцов за овсяный блин,

Восьмой на придачу,

Девятый в провожаты,

Десятый с конем и с седлом

И с золотой уздой.

В больших селах собираются хороводы не в одном месте, а на обоих концах главной улицы. Тогда зрители могут наблюдать по обеим сторонам. Один хоровод с одного конца, а другой с другого идет и поет:

Возле тыну хожу,

Я капер-траву сажу.

Не быть капру

С тыном ровну;

Не быть свекору

Против батюшки,

А свекрови Против матушки.

Сойдясь, оба хоровода поют вместе:

Подойду, подойду

Под Царь-городок;

Вышибу, вышибу

Копьем стену...

После этих слов меняются игры и песни. Их порядок зависит от выбора хоровода. Почти каждая песнь сопровождается мимикой: тихою и плавной. Хоровод то строится в ряды, то становится в кружок, смотря по содержанию песни. Вот идут в один ряд игривые девушки и поют; потом расходятся и вновь собираются, задумывая водить хорово

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.