Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В эти игры играли наши мамы и бабушки, в них играли мы, а теперь давайте вспомним их вместе со своими детьми




Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Давайте вспомним, как играли наши бабушки, у которых всего-то и было порой - тряпичный мячик да наскоро срубленные деревянные чурбанчики. А игры были - одна другой интереснее. Ловички, горелки, красочки - очень простые и веселые.

 

Чтобы пригласить ребят поиграть, громко прокричим "зазывалочку". Например, такую:

Кто будет играть в интересную игру?

А в какую - не скажу!

А потом не примем, за уши поднимем.

Уши будут красные, до того прекрасные.

Или вот такую:

Тай-тай, налетай, в интересную игру.

Всех принимаем и не обижаем.

А кто опоздает - в небо улетает.

Правила ловичек, или салочек, очень просты: выбираем водящего, который должен догнать и осалить кого-нибудь из разбегающихся по площадке ребят. Первый игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим. Есть у этой игры и несколько более сложных вариантов.

Первый. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за осаленную часть тела.

Второй. Осаленный останавливается и, вытянув руки в стороны, кричит: "Чай-чай-выручай". Он "заколдован". "Расколдовать" его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен "заколдовать" всех. Чтобы дело пошло быстрее, водящих может быть двое или трое.

Молодежь на Руси очень любила играть в горелки. По всей видимости, в давние времена эта игра обставлялась огнями - отсюда и пошло название.

Горельщик становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три.

Последняя пара, беги!

На слово "беги" пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и "горит". Вместо слов "последняя пара" водящий может произнести: "четвертая пара" или "вторая пара". Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

Для игры в гусей на площадке на расстоянии 10-15 метров друг от друга чертятся две линии - два "дома". В одном находятся гуси, в другом - их хозяин. Между "домами под горой" живет "волк" - водящий. Хозяин и гуси ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:

Гуси, гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да-да-да.

Так летите!

Нам нельзя.

Серый волк под горой

не пускает нас домой

После этих слов "гуси" стараются перебежать к "хозяину", а "волк" их ловит. Пойманный "гусь" становится "волком".

Среди играющих в красочки выбирается водящий - "монах" и ведущий - "продавец". Все остальные игроки загадывают втайне от "монаха" цвета, причем цвета не должны повторяться.

Игра начинается с того, что водящий приходит в "магазин" и говорит: "Я, монах, в синих штанах, пришел к вам за красочкой". Продавец: "За какой?". Монах (называет любой цвет): "За голубой".

Если такой краски нет, то продавец говорит: "Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!" "Монах" начинает игру с начала. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от "монаха", а тот его догоняет. Если догнал - "красочкой" становится водящий, если нет - игра начинается сначала.

И, конечно же, всех ребят развеселит игра 12 палочек - вариант известных пряток. Для нее нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих "качелей". На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из игроков ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Пока ведущий будет собирать палочки, играющие должны успеть спрятаться. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется на поиски. Если игрока обнаруживают, он выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к "качелям" и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все остальные опять прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены, и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Первый найденный игрок становится водящим.

Говоря о старинных русских играх, нельзя не вспомнить городки (в некоторых областях они называются "рюхи" или "чушки"). Суть игры состоит в том, чтобы бросками бит выбить из площадки (города) определенное количество различных фигур, составленных из 5 городков. Играющие поочередно делают по две попытки. Победителем считается игрок или команда, потратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Длина биты не более 1 м, вес 1,5-2 кг. Бита изготавливается из крепкого дерева (кизила, боярышника, дуба и др.) и для прочности обивается железными кольцами. Городки делаются из любого дерева, их длина - 20 см, а диаметр 4-5 см. Если под руками нет деревянных городков, это не повод отказываться от интересной игры. На эту роль замечательно подойдут пустые банки из-под газировки.

Фигуры начинают выбивать с кона - дальней линии, на расстоянии 21 м от фигуры. Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона - ближней линии, около 15 м от фигуры. В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й, строятся на лицевой линии города. Построение городков определяется названиями фигур: звезда, артиллерия, пушка, закрытое письмо, колодец, пулеметное гнездо, часовые, тир, ракета, самолет, рак, серп. А для дворовой игры фигуры могут придумывать сами игроки.

Среди игр наших бабушек, пожалуй, самой любимой была лапта. К сожалению, мало кто из молодых знает ее правила, а то бы она стала не менее популярной, чем бейсбол у американцев.

Вот как играют в лапту. Местом для игры может служить любая ровная площадка длиной 50-60 м и шириной 20-35 м. Площадка делится двумя поперечными параллельными линиями, отстоящими друг от друга на 40-50 м. Площадка между линиями называется полем. Во дворе или на школьном стадионе границы поля могут обозначать растущие деревья, кусты, скамейки или любые другие реальные "указатели". За одной чертой отводится место для "города" (или "дома"), а за другой - для кона. Принадлежности игры: небольшой резиновый или теннисный мяч и лапта (бита) - круглая палка длиной 80-120 см и толщиной 3-4 см. Для новичков конец биты можно сделать плоским. Участники игры делятся на две равные по количеству игроков команды - от 5 до 10 человек в каждой.

По жребию одна из команд располагается за линией "города" и называется бьющей командой, а другая - водящая - размещается на поле. Один из игроков бьющей команды - "метальщик" - становится на линию "города" и бьет лаптой по мячу, подбрасываемому одним из игроков водящей команды - "подавальщиком".

 

После удачного удара "метальщик", оставив биту, бежит через поле за линию кона и, если успевает, то обратно в черту "города". В это время игроки водящей команды, овладев мячом, стараются попасть им в бегущего, который пытается увернуться от мяча. Если удар по мячу неудачный, и мяч упал близко, или "метальщик" промахнулся, то он отходит обратно за линию "города" и ждет лучшего удара следующего игрока, после чего делает перебежку один или с другими игроками своей команды.

Возвратившись благополучно в свой "город", игрок приобретает право опять бить по мячу. Если в момент перебежки игрок окажется "запятнанным", то все игроки водящей команды бегут в "город", и команды меняются ролями. Однако пока водящие бегут в "город", бьющая команда, в свою очередь, имеет возможность отыграться, "запятнав" одного из противников, не успевшего скрыться в "городе". В этом случае водящие покидают "город". Но и они тоже могут "запятнать" кого-нибудь из игроков бьющей команды, находящихся в поле. Таким образом, за обладание "городом" происходит упорная борьба. Если отбитый мяч пойман водящим на поле в воздухе, то команды меняются ролями. За каждого игрока, "незапятнанным" перебежавшего в оба конца, команда "города" получает очко. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков. Лапта идеальна для "игровых" уроков физкультуры.

 

Все эти игры являются командными, поэтому можно устраивать своеобразные соревнования между подъездами, домами и классами. Расскажите о них своим друзьям - и совсем скоро в них будет играть весь двор.

http://www.i-deti.ru/article.php?year=2002&no=0&txt=kac

 


Тамара СУХОВА

СТАРЫЕ ИГРЫ

Есть игры, которым и очень солидный возраст не мешает быть "своими" у всех поколений, даже если оно "выбирает пепси". Секрет их обаяния — в простоте и умении наладить живое общение в любой детской компании. А ведь это — самое главное!

Игра "У медведя во бору" подойдет даже двухлеткам (разумеется, вместе с родителями). Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас глядит.

(Варианты: Медведь не спит

И на нас рычит!

или: Медведь простыл,

На печи застыл!)

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем".

Младшим дошкольникам можно предложить сыграть в "Колечко". Выбирается водящий. Все, кроме него, садятся в ряд. Водящий зажимает между соединенными ладонями колечко (его можно заменить любым мелким предметом — пуговицей, монеткой). Остальные также соединяют ладони "лодочкой" и держат их перед собой. Проходя мимо всех играющих, водящий проводит руками между ладонями каждого игрока, передавая одному из них колечко, причем старается сделать это как можно более незаметно. Пройдя весь ряд и отдав одному из игроков колечко, водящий отходит и произносит: "Колечко-колечко, выйди на крылечко!" При этом игрок, получивший колечко, должен выбежать к водящему, а остальные пытаются его удержать. Если игроку удается выбежать, то водящим становится он, если нет — все повторяется снова с тем же водящим.

Еще одна игра — "Дед Мазай". Водящий ("дед Мазай") отходит в сторону или выходит из комнаты, остальные договариваются о том, что они будут изображать. Когда водящий возвращается, происходит следующий диалог:

— Дед Мазай, вылезай!

— Здравствуйте, ребятки! Где вы были? Что вы делали?

— Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем.

Дети показывают, что они делали, а водящий должен это действие отгадать.

Для тренировки внимания подходит игра "Да и нет". Начинается она со слов водящего:

"Вам барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите. "Да" и "нет" не говорить, черное и белое не носить (варианты: не надевать, не покупать). Вы поедете на бал?".

Водящий поочередно задает вопросы игрокам, провоцируя их нарушить правила. Задача игроков — ответить на вопросы водящего, не употребляя при этом слов да, нет, черное и белое. Игра может быть самостоятельной, а может использоваться для сбора фантов. Проигравший либо выбывает, либо отдает свой фант.

Другая игра, обычно предшествующая игре в фанты, — "Садовник".

Каждый из игроков называется каким-либо цветком. Водящий ("садовник") говорит следующие слова:

— Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме…

И называет любой цветок из тех, что выбрали для себя игроки. "Цветок" отвечает:

— Ой!

— (Водящий) Что с тобой?

— Влюблен (-а).

— В кого?

— В … (Называет любой другой из выбранных цветов или "садовника".)

Тот, кого назвали, также отзывается:

— Ой!

— Что с тобой?

И так далее.

Игрок, который вовремя не отозвался или назвал отсутствующий цветок, отдает фант (или выбывает, если в "Садовника" играют как в самостоятельную игру).

"Фанты". Игра начинается со сбора фантов. Фантом может стать любой небольшой предмет (брелок, украшение, галстук, записка с именем игрока) — главное, чтобы была возможность было безошибочно определить его владельца. Можно просто кинуть по одному фанту в общую шапку, а можно сбор фантов превратить в увлекательную игру, два варианта которой приведены выше.

Далее выбираются двое водящих. Один из них встает спиной к участникам игры, а второй поочередно достает фанты и показывает их всем, кроме первого водящего, каждый раз спрашивая у него: "Что сделать этому фанту?". Первый водящий должен дать каждому фанту задание (спеть, сплясать, попрыгать 10 раз на одной ножке, упасть-отжаться, позвонить в дверь соседям и угостить их конфетами, прокукарекать из-под стола — список ограничен лишь фантазией игрока).

Когда все задания розданы, начинается самая веселая часть игры — каждый из участников должен выполнить то, что назначено его фанту. Другой вариант: задания выполняются по мере их раздачи, после вытаскивания каждого фанта.

Еще одна игра, которая очень нравится дошкольникам и младшим школьникам, — "Путаница". Выбирается водящий, который на время выходит или отворачивается. Дети становятся в круг и берутся за руки. Затем они стараются всячески "запутаться", при этом можно пролезать под чьими-либо сцепленными руками, перешагивать через руки, но нельзя их размыкать. Вернувшись, ведущий должен распутать "путаницу", постаравшись не вывихнуть и не переломать конечности игрокам.

Любителям прятать и искать предметы можно посоветовать поиграть в "Холодно-горячо". Водящий выходит из комнаты. Дети прячут известный ему предмет. Задача водящего — найти этот предмет, пользуясь указаниями игроков: "холодно", "теплее", "жарко", "холоднее", "мороз" (в зависимости от близости водящего к искомому предмету и темперамента подсказывающих).

"Испорченный телефон". Игроки усаживаются в ряд. Водящий шепотом говорит какое-нибудь слово на ухо первому игроку. Тот (также шепотом, желательно быстро) должен передать то, что услышал, второму и так далее, по цепочке. Последний произносит вслух то, что дошло до него. Как правило, результат разительно отличается от исходного слова. Для выбора нового ведущего возможны два варианта. Либо каждый, начиная с последнего игрока, говорит, что он услышал от соседа, и водящим становится тот, кто первым исказил первоначальное слово. Либо водящий садится в ряд последним, а первый становится водящим.

Многие дети любят игры с хлопками. Предложите им сыграть в "Летел лебедь". Ребята становятся в круг, правая ладонь каждого игрока кладется на левую ладонь соседа справа. На ударный слог считалочки по кругу нужно хлопать по ладони соседа слева. Считалочка может быть, например, такая:

Летел лебедь

По синему небу,

Сломал крыло,

Сказал число.

Тот, чья очередь хлопать, называет число (лучше заранее договориться называть числа в пределах 10 или 20). Начиная со следующего игрока, считаем участников по кругу. Игрок, стоящий за последним из "пересчитанных", должен успеть отдернуть ладонь, прежде чем тот по ней хлопнет. Проигравший выбывает.

Происходит стремительная смена поколений, интересов, увлечений — мы и сами порой не поспеваем за временем... Но в наших силах помочь своим детям сохранить радость общения и то волшебство игры, ощутить которое можно только в детстве. Пусть появление ватаги ребятишек не приводит родителей в панику, и тогда дни рождения и другие праздники перестанут сопровождаться мучительными раздумьями на тему: чем бы еще занять скучающую детвору.

http://www.i-deti.ru/article.php?year=2002&no=5&txt=suh


Татьяна ГОРЯЧЕВА

ВЕСЕЛЫЕ ЗИМНИЕ ИГРЫ

Наконец-то мы дождались зимы!

Чистый белый снежок, сугробы, белоснежный покров на земле — все это так поднимает настроение! Так и хочется резвиться, веселиться и играть на этом чудесном белом снегу! И все что нам нужно для игр, уже есть на улице! Самое главное — есть снег!!!! Можно играть не только с друзьями, но и с родителями. А можно даже устроить командные соревнования.

Итак, начинаем наши игры. Для начала запаситесь снежками, без них не обойтись в зимних забавах. Заранее налепите побольше снежков вместе с членами своей команды.

В качестве "разминки" предлагаем вам одну очень веселую и интересную игру., которая называется "Два города".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.