Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к личности учителя и его педагогическому мастерству в западноевропейской педагогике. 2 страница




"заведений. С 1812 бел. школа в упадке. Полоцкая иезуитская коллегия, позже академия, в кот. 3 фак-та- лингвистический, фак-т свободных наук и богословский. Рубеж_18-19вв.: сетка бел. школ неоднородна, лишена единого рук-ва, последов-ти шк. программой принципов обучения. 1810-1820- создано много незаконных школ-созданные крестьянами и школы взаимообучения, кот. распр-сь после 1812г. Имели ряд полож. черт: в нач. школах об-сь дети крепостных; на ровне с элемент, знаниями- творческие навыки, ре-месленный труд, что формировало нац. Самосознание. 50% уч. времени, снимались ест. и полит, дисциплины, В связи с восстанием 1830г. в 1832 был закрыт Виленский университета и виленский уч. округ. Проводилась русификаторская политика. П.п.19в.- нехватка кадров, иногда их готовили в Москве и Петербурге. Расшир-сь сетка нач. школ. В1834-1839гг. работала Витебская учительская семинария. Создана сетка школ высших ступеней, Было 6 гимназий и 17 губ. училищ.

 

№34.Представ-и револ-демокр.направл. в пед. теор. в России в сер. 19в.

Сер. 19в.-период разложения феодализма и зарождения капито-лизма. Белинский протестовал против крепостного права, видел справедливое общество через рас-пространение просвещения, что привело его к револ. демокр-зму. Б. разработал теорию народности иск-ва, литер-ры, просвещения и воспитания, но был против национализма. Считал способности врожденными, всестороннее и правильное воспитание ч-ка видел в социалистическом общ-ве. Высказывал прогрессивные пед. взгляды на развитие ребенка и сущность восп-я. Демократическая педагогика с доверием относится к детям, в каждом ребенке есть хорошие сторо-ны.воспитание должно выявить их, развить, сформ-ть. Б. выдвинул требование общечел. восп-я, говорил о необходимости воспитания детей в духе любви к родине.

Цель обучения- воспитать борцов за справедливость.

Одна из основных теорий Белинского — гармоничное развитие чел. Нравственное восп-е — важнейшее в формировании ч-ка - общественного деятеля. Малолетние дети должны видеть только положительные примеры. В старшем возрасте нравственное восп-е сочетается с умственным. Обучение в школе начинать с 7 лет. Гуманитарные науки важнейшие. Белинский проявлял большой интерес к внедрению в школе новой методики, основа кот.-активность и самостоятельность детей. Выступал за равное образование мальчиков и девочек. Считал очень важным воспитание в семье.

Герцен -писатель, публицист, полит, деятель, ярый враг креп-ва и самодержавия выступал за крестьянскую общину. Выступил против теории свободного восп-я, восп-я вне общества. С юных лет нужно воспитывать ответственность за поступки, чувство долга. В его романе «Кто виноват?» юноша не нашел места в жизни, т. к. был огражден от суровой действит-ти. В «Опыте бесед с молодыми людьми» и «Разговорах с детьми» Г. объяснил явления природы, роль науки в борьбе с предрассудками. Нужно всестороннее общее развитие, р-е самост. мышления. Г. считал, что восп-е должно опираться на врожденные склонности к общению, восп-ть общественные стремления. Не подавлять детскую волю, но умело руководить нравственным воспитанием. Чернышевский и Добролюбов. Мировоззрение формировалось под влиянием Белинского и Герцена. Нужно создать условия для реал-и буржуазией своих прав. Д. в «О значении авторитета в восп-и» -нужно учить по законам развития ребенка. Выдвинули идеал нового ч-ка, отсюда- цели и задачи ВОСПИТ: единство мыслей, слов и действий, форм-е стойких убеждений, умения их отстаивать, патриота, всестор-е развитой личности. Нужна дисциплина, но без физ. наказания. Общее обряз-е- фундамент спец. знаний, критиковали раннюю специализацию. Нужен учет особенностей учащихся, постепенность и последовательность во всем, доводы и доказательства. Отрицали догматичное обучение. Ч.- сделать обучение интересным, чтобы повысить эффективность обр-я. Д.- создание правильных понятий вещах, разбор суждений, факты и примеры, их осмысленное усвоение. Ч.: форма изложения материала, должна быть простой и доступной, наглядной. Важна творческая инициатива учителя, его нравст-венные качества, кроме общенаучной подг-ки, повыш-е его материально-правового положения.

 

№35. Обществ-пед. движ. в России в 60-е гг. 19в. Пирогов, его практич. деят-ть и пед. взгляды.

60-е гг. 19в.-период большого общ. движения (рез-т торможения производства крепостничеством). Критика крепостнического восп-я, борьба против сословной школы, за общее светское обр., образование женщин. Борьба против догматизма, зубрежки, уважение к личности ребенка. Пед. движение было неоднородным. В 1859г. создано Петербургское пед. Собрание (здесь Ушинский ,«Труд в его психическом и воспитательном значении»). Созд-ся комитет грамотности, воскресные школы для рабочих, дошкольные учр-я. Развивалась пед. журналистика («Воспитание» Ушинского, «Учитель», сборник «Ясная поляна»). Пед. деятельность Пирогова Н. В. В 20лет-профессор хирургии. В 1856г. написал статью «Вопросы жизни», кот. освещала важные вопросы восп-я. П. стремился поднять зна-чение пед. советов, гимназий, внушал директорам и учителям необходимость гуманного отноше-ния к детям. Подготовил открытие унив-та в Одессе. Рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей, ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способст-вовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых. В 1861г.-уволен с должности попечителя. Пирогов занялся подготовкой молодых людей к профессуре за границей, но в 1866г. тоже был уволен. Умер в 1881г. Пед. взгляды. Выступал против сословной школы, ранней профессиональной выучки, специализации, кот. тормозит нравственное развитие детей. Идеал человека понимал сформированным в духе гуманизма. П. предложил новый проект школьной с-мы, кот. строил по принципу единой школы. Она имела несколько ступеней:

1. элементарная начальная школа (2г.)

2. классическая прогимназия (5лет) или реальная (3)

3. классическая гимназия (5)-носила общеобразовательный характер, или реальная (3)

4. университет или высшее спец. учебное заведение

Пирогов считал, что неимущим нужно уменьшить плату за обучение в ун-те, применять новые методы. Учитель должен возбудить интерес к учебному предмету. Древние языки в ср. школе главные.

Основные дидакт. принципы для Пирогова: обучение, активность и наглядность. Внес значительные улучшения в работу пед. советов гимназий, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам. Требуя от учителей и директоров хорошего изучения учеников и их успеваемости, предлагал перевод из класса в класс по результатам годовой успеваемости. Рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары и практические занятия, развивать навыки углубленной самостоятельной работы. Педагог должен внимательно учесть обстоятельства совершения проступка, оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного наказания. Принципиально осудил телесное наказание. Розга применялась, но в исключительных случаях и по постановлению пед. совета. Добролюбов критиковал его за отказ от ранее провозглашенных прогрессивных принципов.

 

№36. Развитие теории «свободного воспитания» в России во вт.п. 19-нач. 20в. На рубеже 19 и 20вв; в России несоответствие школы потребностям экон и соц. развития страны. Усилилась критика недостатков школы (пренебрежение к возрасти., индивид., психологич. особенностям детской лич-ти, к физ. и дух. развитию), Все это побуждало к интенсивным поискам новых путей организации обучения и воспитания, способсвовало возникновению новых пед. теорий и течений. Одним из наиболее заметных среди них было «свободное воспитание».

Крупнейшим теоретиком «СВ»_был К.Н.Вентцель. Он создал оригинальную пед. теорию, вызвавшую ожесточенные споры.

Отделение школы от гос-ва - одно из главных положений теории СВ, выдвинутое в 1905г. Вентцелем. Он организует семейные школы, названные им «школами жизни» (синоним свободных школ). В. полагал, что ребенок должен получать знания в таком количестве, как он пожелает, и тогда, когда чувствует потребность.

1917г. были оглашены «Апрельские тезисы Вентцеля». Первый из них гласил: «Школа не должна служить орудием для осуществления тех или иных преходящих политических задач». За его теорию зацепились большевики, ибо своих идей по части образования не имели. Но он вместо лозунга ('Пролетарии всех стран, соединяйтесь!// выдвинул лозунг: «Родители всех стран, соединяйтесь ради блага ваших детей!» Идеи В. оказали значительное влияние на советскую педагогику 1917-1921гг. В 30-е годы идея Толстого и В. учить в свободной школе труду была реализована Крупской и Макаренко в виде детской трудовой колонии.

В октябре 1906г. открылся Дом свободного ребенка, который представлял собой _«пед. общину», состоящую из детей, их руководителей и родителей, объединенных общностью дела и цели. Цель его - «освобождение ребенка» от власти взрослых, создание условий для всестороннего развития всех его способностей.

Отличие принципов ДСР и традиц. школы: школа берет за основу развитие интеллекта, а ДСР возьмет своей исходной точкой «развитие воли путем самостоятельного творчества». В. уделяет огромное внимание роли производительного труда. Труд явл. исходной точкой для здорового развития интеллекта. Жизнь в ДСР должна строиться из: 1) общественно необходимого труда; 2) удовлетворения детской любознательности; 4) свободных занятий искусством; 5) отдыха, еды, игр. В нач. 60-х гг. Толстой признавал, что восп. явл. насилием над лич-тью ребенка и считал, что надо ограничиться лишь образованием, т.е. передачей взрослыми знаний детям. Но в Яснополянской школе он не только обучал, но и проводил воспитательную работу. Т.о., это одно из многих противоречий в пед. воззрениях и деят-сти Толстого. Он выдвигал лозунг: <<Критериум педагогики - только один - свобода». Т. требовал, чтобы каждая школа была своего рода экспериментальной школой (в 1861 -62гг.) ЯШ, открытая Толстым. Занятия строились в форме свободных бесед уч-ля с уч-ками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грам-ка, закон божий, арифметика, географии, рисование и пение. Определенного уч. плана, программы обучения и твердого расписания занятий не было. Садятся в классе, где кому вздумается: на лавках, столах, подоконниках, полу. Во время класса не шепчутся, не смеются. Д/з не было. Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора домой.

Вне училища, не смотря на всю свободу, между уч-ками и уч-лем устанавливаются новые отношения - большей свободы, те самые отн-ния, которые представляются нам идеалом того, к чему должна стремиться школа.

Крупными недостатками ЯШ были: недооценка систематич. знаний, отсутствие твердого уч. плана, программ и расписания занятий, отсутствие праильного распорядка, приучающего детей к чувству долга, организованности и дисциплине.

 

У совершенно правильно считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности. Взгляды У на важное значение деятельности и активности ребенка ярко выражены в высказываниях о труде. У считал, что необходимым условием правильного развития человека явл труд. В обширной статье «Труд в его псих и воспит знач» он отмечал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физ., умствен., и нрав. совершенствования чел, для человеческого достоинства, для свободы чел и его счастья. Без труда природные богатства и обилие капиталов оказывают гибельное влияние не только на нравственное и умственное развитие людей, но даже на их состояние. Свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем ч-ва чел достоинства. труду чел обязан минутами высокого наслаждения. труд укрепляет семейную жизнь. Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.

По словам У, «воспитание, если оно желает счастья челу, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.».Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду, оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд_в жизни.

У_придавал большое значение физ труду, счит очень полезным, чтобы чел в своей деятельностисочетал физ и умственный труд, подчеркивал большое воспитательное значение сельскохоз-ного труда(особенно в сельских школах). Физический труд необходим для развития и поддержания в теле чела физических сил, здоровья и физ способностей. Все же умственный труд, приводя в действие нервную систему, действует благотворно на обращение крови, на пищеварение. Умственный труд не может развить мускулов, но деятельность и особенно живость нервной системы заменяет этот недостаток. Конечно, всего полезнее было бы_ для здоровья чела если бы физ и умственный труд соединились в его деятельности, но полное равновесие м\ж ними едва ли необходимо. Говоря о труде, он указывал, что «ученье есть и труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли». Он решительно возражал против развлекающего, забавляющего обучения, против стремления некоторых педагогов сделать обучение для детей как можно более легким. Дети в процессе учения должны приучаться к труду, к преодолению трудностей. Учить, играя, писал У, можно только маленьких детей до семилетнего возраста. Умственный труд тяжел, быстро утомляет непривычного. Надо детей приучать к этому тяжелому труду постепенно, не перегружая их непосильными заданиями. Наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или иного предмета, не учить, а только помогать учится.

Таким образом, воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а другой стороны -внушить ему неутомимую жажду труда.

Макаренко.Необходимым фактором воспитания в пед с-ме Макаренко является труд.В «Лекциях о воспитании» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое...».

Макаренко считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы,а воспитываются в нем;труд должен_быть творческим сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.в процессе трудовой д-ти детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы.

Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Перед ребенком должна быть поставлена некоторая задача, которую он может разрешить, применяя то или иное трудовое средство. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручениям постоянные задания, расчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу(следить за письменным столом отца, накрывать на стол перед обедом, производить уборку в комнате),за ее выполнение и качество. Важно то, что ребенку должна быть предоставлена свобода в выборе средств. Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано в игре. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. Важным аспектом семейного трудового воспитания является воспитание готовности к труду, внимательности к нуждам своего коллектива. Решительно не рекомендуется применять В ОБЛАСТИ труда поощрения или наказания. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку удовлетворение, чтобы он испытывал радость.

Горячо выступал он против извращений в вопросе о трудовом воспитании. М._простестовал против производительной затраты мускульной энергии_учащихся без связи с воспит. работой.Макаренко возражал против заимствованного некоторыми педагогами того времени из американской прагматической педагогики неправильного лозунга «труд как центр всей школьной работы»,когда в школьной жизни главное внимание уделялось трудовым навыкам в ущерб приобретению систематических общеобразовательных знаний.

Трудовая подготовка, воспитание трудовых качеств человека-это подготовка и воспитание не только будущего гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня,его благосостояния. Каждый труд, по Макаренко должен быть творческим трудом, ибо он целиком идет на создание общественного богатства и культуры страны трудящихся. Научить творческому труду- особая задача воспитателя. Труд становится творческим только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда..В трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища. То

есть воспитывается правильное отношение к другим__людям-это нравственная подготовка.

Человек, который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами их труда, -безнравственный человек! И наоборот, совместное трудовое усилие, взаимная трудовая зависимость могут создать правильное отношение людей друг к другу

Макаренко считает, что физическое развитие в труде имеет большое значение, являясь его важным компонентом. Но главная польза труда заключается в психическом, духовном развитии человека, порождаемым гармоничным трудом

Труд имеет не только значение общественно-производственное, но и в личной жизни. Мы хорошо знаем, насколько счастливее живут люди,которые многое умеют делать, умеют владеть вещами и командовать ими.

Таким образом, целью труда должно было стать воспитание образованных людей, квалифицированных работников, имеюших организационные навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных.

 

№41. Сист. образов. в России в к.19-нач. 20 вв.

Основным типом школы в России к началу XX в., как и раньше, была начальная школа. Самыми распространенными ее типами были cельские одноклассные и двухклассные народные училища и городские училища, подведомственные Министерству народного просвещения; одноклассные и двухклассные церковноприходские школы. Срок обучения в одноклассных училищах ио-прежнему составлял три года, а обязательными предметами в них были Закон Божий, славянская грамота, русский язык с чистописанием, арифметика. В двухклассных училищах, с пятилетним сроком обучения, дополнительно преподавались начатки истории, географии, естествознания, церковное пение и черчение. Допускалось введение в учебный план гимнастики, обучение ремеслам для мальчиков и рукоделию для девочек, а также садоводству, огородничеству, пчеловодству.

Важнейшим условием открытия этих училищ было обязательство местных земств, сельских общин. В каждом одноклассном училище работали один учитель и законоучитель, а в двухклассном — два учителя и один законоучитель. Самым распространенным типом начальной школы в России этого периода были по-прежнему церковно-приходски. Школы грамоты были одноклассными и двухклассными, в первых курс обучения продолжался 3 года, а во вторых — 4 года.

Как указывалось в «Положении о церковных школах ведомства православного исповедания» (1902), главной целью всех этих школ являлось «распространение в народе образования в духе православной веры и церкви”. В церковноприходских школах обучали Закону Божьему, церковному пению, чтению книг церковной и гражданской печати, письму и арифметике; в двухклассных училищах- русской истории, географии, черчение и рисование. Несмотря на то, что церковно-приходские школы способствовали повышению обшей грамотности населения, уровень общеобразовательной подготовки учащихся в них, и материальная база значительно уступали министерским школам. Все это привело в предреволюционные годы к сокращению их численности.

Основным типом начальных учебных заведений в городе были городские училища, которые по «Положению о городских училищах» (1872) могли открываться не только правительством, но и земствами, городскими обществами, сословными учреждениями и частными лицами. Целью городских училищ было обеспечение детям всех сословий начального умственного нравственного образования.

В 1912 г. все городские училища стали преобразовываться в высшие начальные училища с четырехлетним сроком обучения. В учебные планы высших начальных училищ входили Закон Божий, русский язык с элементами церковнославянского, арифметика, основы географии, истории, естествоведения, рисование и черчение, алгебры, геометрии и физики. Пение и гимнастика из необязательных предметов становились обязательными Создание высших начальных училищ облегчало переход из начальной школы в среднюю при условии сдачи дополнительных экзаменов. Главным типом средней школы в России в к. XIX -нач. XX в. была, как и раньше,.классическая гимназия. Сохранялись также реальные училища, духовные семинарии, женские гимназии Министерства просвещения, институты благородных девиц. Однако центральное место в системе средних учебных заведений по традиции занимали классические гимназии, выпускники которых пользовались правом поступлении в университеты.

Целью традиционной гимназии было воспитание социальной элиты, людей, которые могли бы занимать должности в государственном аппарате. По-прежнему_на изучение классических языков (латинского и древнегреческого) в гимназиях отводилось до 65% учебного времени. Типом среднего учебного заведения, рассчитанного на детей средних городских слоев населения, были реальные училища. Их задача состояла

в том, чтобы дать учащимся определенную профессиональную ориентацию. По уставу 1872 г. срок обучения шесть лет. При реальных училищах допускаюсь открытие и приготовительных классов за счет родителей, самоуправления или благотворителей.

Новый учебный план 1906 г. предусматривал даже возможность поступления в университеты при успешной сдаче экзамена по латинскому языку. Во всех классах общего отделения реальных училищ преподавались Закон Божий, русский язык, немецкий, французский,география, история, математика, физика, естествознание, рисование, черчение, чистописание, и законоведение.

Специфическим типом средних учебных заведений в России в конце XIX — начале XX в. были кадетские корпуса, дворянские учебные заведения для подготовки офицеров. Деятельность их осуществлялась на основании «Положения о кадетских корпусах» (1886). В этих учебных заведениях наряду с военно-профессиональной подготовкой давалось общее образование. В учебный план здесь входили Закон Божий русский язык с церковнославянским и литература, французский и немецкий языки, математика, начатки естественной истории, физики, географии. истории, чистописание, военные предметы: строевое обучение, гимнастика, фехтование, плавание, а музыка, пенис, танцы.

В учебном плане женских гимназий все предметы делились на обязательные и необязательные. К первым относились Закон Божий, русский язык, арифметика, элементы всеобщей и русской географии, истории, физики, сведения по домоводству и гигиене, чистописание, различные виды рукоделия, гимнастика. Вторые включали французский и немецкий язык, музыку, танцы. Сравнение учебных планов мужских и женских гимназий свидетельствует о том, что и по количеству предметов, и по программам всех общих дисциплин женское образование было более ограниченным и поверхностным.

 

№43. Становл. совет. с-мы образ. в 30-ых гг. 20в. Унификация структуры, содержания и форм организации обучения.

В 30-е гг. в ряде постановлений ЦК ВКП(б) намечаются пути перестройки содержания, методов и организационных форм обучения, берется курс на введение всеобщего обязательного начального обучения в объеме 4-годичной школы для детей с 8 лет и для переростков 11-15 лет. В постановлении «О начальной и средней школе» (1930) даны указания о изменении учебно-воспитательной работы школ. В постановлении «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932) одобрены новые предметные программы, введенные в действие с января 1932 г. Надежда Константиновна Крупская (1869-1939), основоположник марксистской истории педагогики, характеризуя эти постановления, отметила, что по духу и строю они не отличаются от устава царской гимназии 1864 г.

Учебно-воспитательная работа принимает все более односторонний характер: не уделяется внимание трудовому воспитанию, нет тесной связи общего образования с политехническим.

В конце 30-х гг. труд вовсе изымается из учебного плана и программ, школьные мастерские ликвидируются. Н. К. Крупская, как один из организаторов советской школы и как жена В. И. Ленина. Накануне войны в школах была введена начальная допризывная подготовка.

Постановление ЦК «О педологических извращениях» (1936) объявило деятельность педологов вредной, основанной на лженаучных.

Вследствие не всегда правильно применявшихся приемов исследования нормальные дети могли быть ошибочно зачислены в категорию «дефективных» и направлены во вспомогательные школы, которые к середине 30-х гг. оказались переполнены. Односторонний подход к данному постановлению привел к значительному ослаблению изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников и затормозил развитие отечественной психологии.

Становление советской педагогики проходило в острой идейной борьбе с представителями теории независимости педагогики от политики, теории свободного воспитания, теории отмирания школы. В центр внимания встали проблемы, требующие определения общих целей воспитания, задач и содержания учебно-воспитательной работы в соответствии с коммунистическими идеалами. Неоднократно разгорались горячие дискуссии. Наиболее широкой была дискуссия 1927—1930 гг., охватившая такие проблемы, как предмет педагогики, ее основные задачи и границы. Некоторые педагоги настаивали на раздельном проживании детей и родителей («чтобы младшие товарищи не мешали старшим отдыхать после трудового дня»), старались убедить в том, что оптимальной формой социального воспитания детей должен быть признан детский дом.

Значительную роль в становлении и развитии советской педагогики сыграли первый нарком просвещения А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, М. Н. Покровский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. Г. Калашников.

 

№45 Пед. новаторство А.С.Макаренко.Теория коллектива.

Антон Семенович Макаренко родился в 1888 г. В г. Белополье Харьковской губернии,в рабочей семье.принял идеалы октябрьской революции и включился в педагогическую деятельность. Макаренко создал новую концепцию воспитания. Ключевая воспитательная идея воплощалась в разносторонней многоплановой жизнедеятельности разновозрастного коллектива (Воспитание в коллективе, для коллектива, через коллектив).Главный субъект этого процесса-коллектив, обеспечивавший педагогику индивидуально-параллельного действия в коллективе. Цель такого воспитания- воспитание человека с гражданской направленностью, коллективиста, энергичного и целеустремленного, оценивающего любой свой поступок с точки зрения общества. Коллективная деятельность должна быть организована так, чтобы дети чувствовали себя хозяевами своей жизни, т.о.воспитанник находится в позиции объекта и субъекта воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.