Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования




Экономическая и социальная эффективность.

Для существования системы, обеспечивающей Парето-эффективнуюаллокацию одновременно и в обмене и в производстве, необходимо выполнение условий модели Эрроу-Дебре, которые представлены выше. По существу только при этих условиях можно доказать вторую терему теории общественного благосостояния.

Ее можно сформулировать следующим образом: если предпочтения потребителей характеризуются выпуклыми к началу координат кривыми безразличия, а технология – постоянной или снижающейся отдачей от масштаба, то каждому Парето-эффективному состоянию можно подобрать вектор равновесных цен.

Социальная справедливость – представления о распределении произведенного в обществе национального дохода, которые, как правило, не совпадают с рыночным распределением, но движение к их удовлетворению приводит к консолидации общества, росту энтузиазма и в результате к повышению эффективности экономики.

 


Кроме перераспределительной роли для обеспечения социальной справедливости государство должно играть роль регулятора рынка тогда, когда он терпит фиаско. Фиаско рынка, т.е. его неэффективность по Парето возникает по четырем причинам. Во-первых, фирмы или потребители могут обладать рыночной властью на рынках факторов или товаров. Во-вторых, потребители или производители могут иметь неполную информацию и поэтому допускать ошибки в своих потребительских или производственных решениях. В-третьих, могут присутствовать внешние эффекты.Внешний эффект возникает, когда какая-то деятельность, связанная с потреблением или с производством, имеет косвенное влияние на другие виды такой деятельности, не отражаемое непосредственно рыночными ценами. В-четвертых, некоторые общественные блага могут быть не произведены, даже, несмотря на то, что их можно было бы произвести при низких издержках, и, несмотря на их значимость для общества.

Микроэкономическое регулирование рынков (microeconomicregulationofthemarket) – действия государства по снижению отрицательных воздействий на функционирование рынков таких явлений, как рыночная власть, неполная информация, внешние эффекты и общественные блага.

 


54Внешние эффекты: природа и формы проявления. Интернализация внешних эффектов.

Внешние эффекты, экстерналии это издержки или выгоды от рыночных сделок, не отраженные в ценах. Эти эффекты проявляется в результате производства или потребления благ. Их отличают две основные черты. Во-первых, это эффекты, сказывающиеся на благосостоянии других лиц. Во-вторых, субъекты, создающие данные эффекты, не несут издержки и не получают компенсации в размере изменения благосостояния других лиц. Перемещение (эффект перелива) части издержек или выгод к не участвующим в рыночных сделках лицам получило название побочных эффектов или экстерналий.

Проблема эффективного распределения ресурсов в учетом внешних эффектов ставит задачу их интернализации (от лат. internus – внутренний). Под интернализацией понимается трансформация внешних эффектов во внутренние на основе приближения предельных частных затрат (и выгод) к предельным общественным (социальным) затратам (выгодам). Экономический субъект, деятельность которого порождает внешний эффект, должен нести издержки в полном объеме, а не перекладывать их на третьих лиц (в случае отрицательной экстерналии) или получать компенсацию за предоставление дополнительной полезности (в случае позитивного эффекта).

В теории внешних эффектов известны два альтернативных подхода к проблеме интернализации. Первый был предложен в 20-х гг. Артуром Пигу, второй – в 60-х годах Рональдом Коузом. В рамках первого подхода было предложено в качестве решения данной проблемы использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог или налог Пигу – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

Ключевая идея, выдвинутая Р.Коузом, заключалась в том, что причиной возникновения внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы. Наличие предельных внешних издержек или выгод свидетельствует о возможности альтернативного использования ресурсов и благ. Чистый атмосферный воздух может потребляться населением, а может загрязняться предприятиями. Суть данных процессов кроется в отсутствии установленных прав собственности на ресурсы, что позволяет использовать их бесплатно. При установлении прав собственности ресурс получает стоимостную оценку и используется уже в качестве внешнего фактора производства, что ведет к росту предельных частных издержек производства до уровня предельных общественных.

Согласно Р.Коузу, решение проблемы внешних эффектов состоит в расширении, дополнительном формировании прав собственности. Реально это выражается в приватизации ресурсов. В условиях обмена правами собственности на ресурсы внешние эффекты будут носить внешний характер и легко устраняться путем переговоров.

 


55.Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии.

Регулирование внешних эффектов – это осуществление в виде ограничений или поощрений способов интернализации внешних эффектов, направленных на оптимизацию распределения ресурсов. Суть проблемы регулирования сводится к тому, чтобы найти способы трансформации внешних предельных издержек (выгод) во внутренние. Для решения этой задачи используется правовые, административные и экономические методы. Правовые методы включают законы, правовые акты, постановления, указы. Административные природоохранные мероприятия включают регламентацию хозяйственной деятельности, мониторинг объектов природной среды и ресурсов, контроль за соблюдением стандартов и норм, государственную экологическую экспертизу. Экономические методы построены на принципе платности природопользования, который действует через систему платежей за выбросы и продажи временных разрешений на их осуществление, налогов и штрафов, а также премий и льгот. Такая система снижает природоемкие производства и защищает экологическую среду.

Большой гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы – это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует международный опыт ее применения. Однако остается опасность нарушений стандартов загрязнений.

В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение окружающей среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данном регионе, и продает его в форме лицензий, каждая из которых дает право на сброс загрязняющих веществ.

Еще одной формой регулирования может стать механизм «кредитования». Он сводится к тому, что фирмы, имеющие более низкий по сравнению с нормативным уровень вредных выбросов, получают не только право («кредит») на равновесное превышение норм загрязнений в будущем, но и возможность накапливать такие «кредиты». Если фирмам предоставляется право продавать такие «кредиты», то этот способ регулирования может стать мощным стимулом для дальнейшего снижения выбросов.

Финансово-экономические методы природопользования, построены на принципе платности природопользования, который действует через систему платежей, налогов, штрафов. Принцип платности заключается в том, чтобы пользование природными ресурсами направить на решение экономических и экологических задач, повысить заинтересованность в их эффективном использовании, формировать дополнительные финансовые источники для воспроизводства ресурсов. В Республике Беларусь действует плата за землю, за использование недр, за пользование водными объектами, лесными ресурсами и т.д. Порядок установления оплаты состоит из трех этапов: определение базовых нормативов платы; дифференцированных нормативов; конкретных размеров платы за загрязнение.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.