КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормативно-правовая база энергосбережения
В настоящее время высшим приоритетом энергетической политики России наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями и созданием надежной сырьевой базы российского ТЭКа является повышение эффективности использования топлива и энергии и создание условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития. Основные направления этой политики: - разработка федеральной и региональной нормативно-правовой базы; - создание организационно-финансовых механизмов реализации политики энергосбережения; - внедрение энергоэффективных технологий и оборудования. Основные этапы создания правовой базы федерального уровня. 1. Указ Президента РФ от 07.05.95. N 472 “Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройке ТЭК РФ на период до 2010 года” Определена необходимость разработки Федеральной целевой программы “Энергосбережение России” и важнейшая роль энергосбережения при формировании энергетической политики 2. Постановление Правительства РФ от 13.10.95 N 1006 “Об энергетической стратегии России”. 3. Постановление Правительства РФ от 02.11.95 N 1087 “О неотложных мерах по энергосбережению” Предусмотрен комплекс мер по энергосбережению, включая оснащение предприятий до 2000 года средствами приборного учета и регулирования расхода энергоносителей. 4. Федеральный Закон “Об энергосбережении” N 28-ФЗ от 03.04.96г Определяет основы государственной политике в области энергосбережения.
2.1. Закон “ Об энергосбережении”. Федеральный Закон “Об энергосбережении” N 28-ФЗ от 03.04.96г определяет основы государственной политике в области энергосбережения. Определены: порядок разработки и государственного надзора за реализацией энергосберегающей политики; источники финансирования; обязательность оснащения предприятий и организаций приборами учета и контроля, энергетических обследований и организации государственной статистики в области энергосбережения Статья 4. Основные принципы энергосберегающей политики государства. Энергосберегающая политика государства основана на следующих принципах: - приоритет эффективного использования энергетических ресурсов; - осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов; - обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов; - включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей их энергоэффективности; - сертификация топливо-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергетических ресурсов; - сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов; - заинтересованность юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов. Статья 8. Основные принципы управления в области энергосбережения. Энергосберегающая политика государства осуществляется на основе реализации федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения путем: - стимулирования производства и использования топливо- и энергосберегающего оборудования; - организации учета расхода энергетических ресурсов, а также контроля за их расходом; - осуществления государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов; - -проведения энергетических обследований организаций; - реализации демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности; - реализации экономических, информационных, образовательных и других направлений деятельности в области энергосбережения. Статья 10. Проведение энергетических обследований организаций Статья 11. Учет энергетических ресурсов. Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету. Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Статья 14. Льготы потребителям и производителям энергетических ресурсов. Для энергетических установок, которые используют возобновляемые источники энергии и сооружение которых осуществляется в соответствии с программами в области энергосбережения, цены на электрическую энергию должны обеспечить окупаемость капитальных вложений в строительство этих установок в срок, согласованный с региональной энергетической комиссией…. В целях стимулирования эффективного использования энергетических ресурсов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также внутрисуточных дифференцированных тарифов на электрическую энергию. Региональные энергетические комиссии при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение…. Потребители энергетических ресурсов - юридические лица в случае использования энергетических ресурсов не в том объеме, который предусмотрен договорами с энергоснабжающими организациями, освобождаются от возмещения расходов, понесенных указанными энергоснабжающими организациями, если недоиспользование энергетических ресурсов является следствием осуществления мероприятий по энергосбережению. Статья 16. Образование и подготовка кадров. Имеющие государственную аккредитацию учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также учреждения подготовки и переподготовки кадров в программах по обучению и подготовке работников в области энергообеспечения должны предусматривать основы эффективного использования энергетических ресурсов, в том числе основы эффективного использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.
2.2 Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года. До неё была принята Федеральная программа “Энергосбережение России (1998-2005 гг.)”. В 90-х годах в отраслях ТЭК накапливались нерешенные проблемы, которые состоят в следующем: - сводные финансовые и экономические показатели всех отраслей ТЭК в период с 1992 года по 2000 год были хуже прогнозных оценок, которые были намечены в Основных направлениях энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 г. N 472; - не создан благоприятный инвестиционный климат, в результате чего объем годовых инвестиций в ТЭК за эти годы снизился более чем в 3 раза; - не произошло снижение энергоемкости экономики страны, которая практически стабилизировалась на уровне, превышающем на 20 процентов и без того высокие дореформенные показатели; - диспропорции в ценовой и налоговой политике государства привели к нарушению условий самофинансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности большинства отраслей ТЭК и к деформациям структуры спроса на энергоносители; - не удалось добиться технического перевооружения электроэнергетики (включая атомную) и угольной промышленности; - не сформировалась целостная система законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций ТЭК. Целевая направленность. Программы определяется необходимостью решения задач, связанных с низкой энергоэффективностью экономики страны, и как следствие - с высокими издержками общества на свое энергообеспечение, необходимостью устойчивого энергоснабжения населения и экономики страны, снижения техногенной нагрузки ТЭК на окружающую среду, сохранения энергетической безопасности России. Целями Программы являются: - повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития; - устойчивое обеспечение населения и экономики энергоносителями; - создание надежной сырьевой базы и обеспечение устойчивого развития ТЭК в условиях формирования рыночных отношений; - поддержание на достаточном уровне экспортного потенциала ТЭК, повышение эффективности экспорта топливно-энергетических ресурсов; - уменьшение негативного воздействия ТЭК на окружающую среду; - обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации. Программа включает в себя мероприятия, нацеленные на решение следующих задач: - перевод экономики страны на энергосберегающий путь развития с обеспечением разумных энергетических потребностей общества при приоритете потребностей населения в различных видах энергоресурсов; - повышение эффективности энергопроизводства путем реконструкции и технического перевооружения отраслей ТЭК на новой технологической основе; - развитие глубокой переработки и комплексного использования топливно-энергетических ресурсов; - использование местных видов топлива; - развитие нетрадиционной энергетики; - ускоренное развитие угольной промышленности; - развитие атомной энергетики с обеспечением безопасности действующих атомных электростанций и создание нового поколения безопасных ядерных энергетических установок; - создание высокоэффективного и импортозамещающего оборудования и материалов для ТЭК и использование отечественных научно-технических достижений для ускорения технического перевооружения действующих и создания новых объектов энергетики; - снижение вредного воздействия на окружающую среду объектов ТЭК и оздоровление экологической обстановки в добывающих и энергопроизводящих регионах; - повышение уровня рационального использования топлива и энергии за счет широкого использования энергосберегающих технологий и оборудования потребителями топливно-энергетических ресурсов в различных секторах экономики; - создание и организация серийного производства установок малой энергетики, в том числе для использования гидроэнергетических ресурсов, солнечной, ветровой, геотермальной энергии и других нетрадиционных источников энергии. Главным средством достижения поставленных целей станет формирование энергетического рынка с приемлемым для потребителей соотношением цен на мазут, уголь и природный газ и развитие межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции на этом рынке. Программа предусматривает достижение значительного мультипликативного эффекта, который заключается в снижении энергоемкости внутреннего валового продукта и является обобщающим показателем энергоэффективности во всех сферах экономики и коммунально-бытовом секторе. Реализацию программных мероприятий намечено осуществить посредством проведения энергосберегающей, энергетической и инвестиционной политики, в том числе путем проведения ценовой и налоговой реформ, формирования внутреннего энергетического рынка, реализации комплекса мер государственного воздействия на процессы структурной перестройки отраслей ТЭК и создания благоприятного инвестиционного климата в стране. Программа является межотраслевой и реализуется в два этапа: I этап - 2002-2005 годы; II этап - 2006-2010 годы. На I этапе будут осуществляться меры, направленные на углубление структурных реформ и укрепление рыночных начал в энергетическом секторе, преодоление диспропорций переходного периода в том числе меры: На II этапе главными задачами являются: - максимально возможное ускорение обновления материально-технической базы; - повышение эффективности и конкурентоспособности производства; - повышение топливно-энергетического потенциала действующих атомных электростанций; - подготовка к выводу из эксплуатации энергоблоков, выработавших ресурс; - повышение энергетической эффективности производства на основе внедрения новых высокоэффективных технологических процессов и оборудования. Программа состоит из трех подпрограмм: "Энергоэффективность топливно-энергетического комплекса"; "Безопасность и развитие атомной энергетики"; "Энергоэффективность в сфере потребления".
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |