Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Равновесие на отдельном рынке. Типы равновесий. Воздействие государства на равновесную цену




Равновесное состояние рынка, характеризующееся совпадением ценовых и количественных предпочтений покупателей и продавцов, можно рассматривать как с позиции изменения равновесной цены (модель Вальраса), так и с позиции изменения равновесного количества товара (модель Маршалла).

Равновесие по Вальрасу объясняется следующим образом (Рис.2.8). Изменение цены выше равновесной (с P0 до P1) приводит к тому, что агенты предложения готовы предложить на рынок количество товара QS, что больше равновесного количества Q0 и больше того количества, что готовы купить агенты спроса по возросшей цене QD. В результате на рынке возникает избыток предложения, что создает давление на цены в сторону их понижения, т.е. в сторону равновесного уровня цен.

 
 

 


Равновесие по Маршаллу (Рис.2.9) устанавливается иначе. Изменение количества предлагаемой на рынок продукции, например, с равновесного уровня Q0 до уровня Q1, приводит к разной оценке товара покупателями и продавцами. Цена спроса PD оказывается выше цены предложения PS, стимулируя тем самым продавцов повышать цены до уровня равновесной цены P0 и увеличивать предложение товара до уровня Q0. В итоге на рынке устанавливается равновесие.

Таким образом, в модели Вальраса равновесие на рынке устанавливается под давлением избытка (или дефицита) товара, а в модели Маршалла - в результате разницы в ценах спроса и ценах предложения на товар.

Рассмотренные примеры равновесий - идеальное состояние рынка. Чаще всего оно нарушается различными факторами и приводит к возникновению неклассических вариантов равновесий.

Наиболее существенно воздействует на равновесные цены государство. Оно может осуществлять воздействие тремя основными способами:

1. Установление максимальной (Рис.2.10) и минимальной границы цен (Рис.2.11). При этом возникают или дефицит или избыток предложения.

       
   
 

 


2. Изменение налогов (Рис.2.12) и субсидий (Рис.2.13). При этом изменяются объемы предложения.

       
   
 
 

 


3. Установление квот на рынке (Рис.2.14). При этом предложение искусственно ограничивается и приводит к росту равновесной цены.

 
 

 

 


 

 

Помимо рассмотренных моделей установления равновесия на рынке, выделяют различные типы равновесий, которые можно классифицировать по 4 критериям:

1. По устойчивости выделяют абсолютное равновесие (Рис.2.15), при котором равновесие устанавливается при цене P0 для любых цен по истечении некоторого промежутка времени Т; и относительное равновесие (Рис.2.16), при котором равновесие для любых цен устанавливается не на уровне определенной цены P0, а в некотором коридоре, в некотором приближении к ней.

       
   

 


2. По масштабам выделяют глобальное равновесие (Рис.2.17), характеризующееся схождением любых цен к одной цене P0, и локальное равновесие (Рис. 2.18), при котором схождение цен к равновесной P0 возможно только в определенном ценовом промежутке, за пределами которого достичь равновесия уже невозможно.

 

       
   
 
 

 


3. По характеру колебаний выделяют:

а) затухающие колебания (Рис.2.19), приводящие к формированию определенной равновесной цены P0 (Рис.2.20). Условием таких колебаний и схождения к равновесному состоянию выступает соотношение эластичности спроса и предложения. Если эластичность предложения ниже, чем эластичность спроса (кривая предложения круче, чем кривая спроса), то колебания цен затухают и равновесие становится достижимым. Объясняется подобный механизм тем, что эластичность спроса по цене всегда отрицательна, то есть всегда будет направлена в обратную сторону к изменению цены, гася, тем самым, ее колебания.

       
   
 
 

 


б) взрывные колебания (Рис.2.21), приводящие к уходу от равновесной цены P0 (Рис.2.22). В данном случае эластичность спроса ниже, чем эластичность предложения (кривая спроса круче, чем кривая предложения), т.е. изменение цены поддерживается однонаправленным изменением предложения, которое, в силу большей эластичности, гасит стабилизирующий эффект изменения спроса. В результате, цены не приходят к равновесному состоянию.

       
   
 
 

 

 


в) постоянные колебания (Рис.2.23) приводят к установлению стабильной амплитуды в изменениях цен (Рис.2.24), формирования равновесной цены P0 не происходит, но и полного расхождения цен не происходит: возникает относительное равновесие с определенным коридором в изменениях цен.

 

       
   
 

 

 


4. По количеству равновесных точек выделяют:

а) единственное равновесие (Рис. 2.25) - это классический вариант равновесного состояния, с единственным вариантом равновесной цены и равновесного объема товара.

 

 


б) краевое равновесие, при котором равновесие наступает при нулевой цене (Рис. 2.26) или при нулевых объемах количества товара (рис. 2.27).

 

       
   

 


В ситуации с нулевой ценой агенты спроса всегда, при любом уровне цен, будут предлагать цену, меньшую, чем цена агентов предложения. Равновесие, совпадение спроса и предложения по цене (но не по количеству товара) может установиться только при цене, равной нулю. В качестве примера можно привести избыточные и распространенные блага, которые находятся в свободном доступе и агенты спроса всегда могут получить их бесплатно (общественные товары, например).

При краевом равновесии с нулевым количеством товара цена спроса при любом количестве товара всегда будет ниже цены предложения. Подобная ситуация складывается на рынке нового товара, потребительские качества которого еще неизвестны покупателям, и затраты на производство которого еще достаточно высоки (как из-за неосвоенности технологий, так и из-за незначительных масштабов производства). Равновесие между спросом и предложением по количеству товара (но не по цене) может быть достигнуто только при его нулевом объеме.

в) двойное равновесие (Рис. 2.28) может возникнуть при сломе тенденции в динамике спроса или предложения. Например, предложение труда до определенного момента с ростом заработной платы будет увеличиваться, но при достижении некоторого пограничного состояния в затратах труда, человек уже перестает реагировать на рост заработной платы адекватным ростом производительности труда. С ростом заработка для человека все предпочтительнее становятся свободное время и мотивы самосохранения.

 

 


г) неопределенное (множественное) равновесие наблюдается при стабильном объеме товара и любой ценой в некотором промежутке от P1 до P2 (Рис.2.29) или при стабильной цене P0 и любым количеством товара в промежутке от Q1 до Q2 (Рис.2.30). Первая ситуация возникает при временных ограничениях в количестве покупаемого и продаваемого товара (временное насыщение спроса и временная стабилизация производства), вторая - при удержании цены для некоторых объемов предложения товара (характерно для поведения фирм-олигополистов).

       
   

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.