Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список использованных источников. Особенности налоговой политики Республики Беларусь




Особенности налоговой политики Республики Беларусь.

 

В современных условиях налоги призваны заменить ранее существовавшую систему планового распределения прибыли государственных предприятий: в бюджет изымалась ее часть, оставшаяся после формирования в соответствии с установленными нормативами различных производственных и непроизводственных фондов. В условиях многообразия форм собственности данная система неприменима, поскольку не обеспечивает равных условий хозяйствования предприятий различных организационно-правовых форм собственности. Налогообложение прибыли лишено этого недостатка и не препятствует рыночной конкуренции.

Значительная доля доходов населения в настоящее время формируется в негосударственном секторе экономики. Возможности государственного регулирования этих доходов ограничены, а практика изъятия их части в административном порядке для финансирования государственных расходов исключена. Только посредством налогов население на постоянной основе участвует в формировании доходов государственного бюджета.

Налоги стали основным источником доходов государственного бюджета. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» за счет налогов формируется более 70 процентов бюджета. Кроме налогов, в бюджет поступают доходы от продажи государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, доходы государственных целевых бюджетных фондов и другие. В 2008 году в бюджет государства поступило 26,152 трлн. рублей. [9, c.12] Общая концепция налоговой политики государства сводится к обеспечению возрастающих поступлений ресурсов с целью снижения бюджетного дефицита, при этом преимущество в налоговой системе отдается косвенным налогам, которые наиболее полно выполняют фискальную функцию.

Косвенные налоги включаются в цену товаров, работ, услуг в виде надбавок и оплачиваются покупателем. Их величина не связана с издержками производства или с прибылью налогоплательщика и зависит только от объема реализации и уровня рыночных цен. Это и является гарантией обеспечения доходов государственного бюджета. В число косвенных налогов в Республике Беларусь входят: акцизы и налог на добавленную стоимость.
В эту группу следует включить также отчисления во республиканские бюджетные фонды, а также таможенные пошлины.

Прямыми налогами облагается имущество налогоплательщиков и их доходы. Они используются как регулирующий фактор, способствующий соблюдению принципа социальной справедливости по отношению к более и менее обеспеченным субъектам налоговых отношений. В число прямых налогов включаются: налог на недвижимость, на землю, на природные ресурсы, на прибыль или доходы.

Особую группу налогов и отчислений в нашей республике составляют платежи, объектом обложения которыми является фонд заработной платы (чрезвычайный чернобыльский налог, отчисления в фонд социальной защиты населения, в государственный фонд занятости). Их совокупная ставка равна 40 процентов, а с учетом того, что фонд заработной платы облагается также налогом на добавленную стоимость, подоходным налогом, общая сумма платежей может превышать сам объект обложения. Такой метод сбора налогов преследует чисто фискальные цели, так как инфляционный рост заработной платы обеспечивает приток средств в бюджет. Однако выгода бюджета оказывается мнимой, поскольку одновременно увеличивается себестоимость продукции, ее цена и начинается новый виток инфляции. [1, c.42]

В организационном плане налоги, отчисления и сборы в Республике Беларусь можно подразделить на следующие группы:

I. Платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, работ, услуг по факту ее получения (косвенные налоги):

- Налог на добавленную стоимость;

- Налог с продаж автомобильного топлива;

- Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

- Отчисления средств пользователями автодорог;

- Сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда;

- Целевые сборы;

- Акцизы.

II. Платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг):

- Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- Отчисления в фонд содействия занятости;

- Отчисления в фонд социальной защиты населения;

- Платежи за землю;

- Налог за использование природных ресурсов (экологический налог);

- Отчисления в инновационный фонд.

III. Платежи, уплачиваемые из балансовой прибыли:

- Налог на недвижимость;

- Налог на доходы;

- Налог на прибыль;

- Налог на приобретение транспортных средств;

- Транспортный сбор;

- Местные налоги и сборы. [7, c.89]

Налогоплательщики обязаны в установленном порядке перечислять в бюджет и внебюджетные фонды более 20 платежей. Налоговым законодательством, методическими указаниями, инструкциями предусмотрены сроки их уплаты, порядок представления отчетности налоговой инспекции и соответствующим бюджетным и внебюджетным фондам, нарушение которых влечет наложение серьезных финансовых санкций.

Одним из главных источников бюджета Республики Беларусь с 1992 года стал налог на добавленную стоимость. Это косвенный налог, который включается в цену товара. Налог на добавленную стоимость через понижение ставок или освобождение ряда товаров (работ, услуг) от обложения способен регулировать ценовую политику, определять приоритеты в экономике, создание лучших условий для конкуренции отечественных товаров (работ, услуг) за рубежом.

Ввиду монопольного положения отдельных предприятий на рынке, что обеспечивает им высокий уровень доходности, наряду с налогом на добавленную стоимость введен институт акцизов (косвенных налогов). Акцизы устанавливаются только на отдельные виды товаров, имеющих высокий уровень рентабельности по причинам, не зависящим от работы предприятия, а определяющим конъюнктурой рынка. Среди товаров, облагаемых акцизами, присутствуют спирт и алкогольные напитки, табачные изделия, различные виды топлива и т.д.

Крупным источником дохода бюджета является налог на доходы и прибыль предприятий. Для подавляющего числа предприятий всех форм собственности установлены единая ставка налога на прибыль. Сделано это с целью установления одинаковых экономических условий функционирования предприятий. Одновременно установлены различные льготы, направленные на стимулирование и развитие производств.

Важнейшим элементом национального богатства государства являются основные производственные и непроизводственные фонды, стоимость которых с каждым годом увеличивается. От того, как они используются, во многом зависят экономические показатели каждого предприятия. С целью экономического стимулирования, улучшения использования данных фондов, а также сокращения объемов незавершенного строительства по вине заказчиков введен налог на недвижимость, исчисляемый от остаточной стоимости основных производственных и непроизводственных фондов, а также стоимости незавершенного строительства.

Значительное место в доходах Республики Беларусь занимает чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Это специфический налог, плательщиками которого являются практически все предприятия, объединения и хозяйственные организации. Основным назначением этого налога является покрытие огромных расходов, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

К числу платежей, вносимых предприятиями (а также гражданами Республики Беларусь) в бюджет, относится плата за землю и налог за использование природных ресурсов. Назначение этих налогов заключается в экономическом стимулировании более эффективного использования земель и природных ресурсов, мобилизации средства в бюджет для целевого финансирования мероприятий по землеустройству, сохранению экологии республики, повышению качества земель, охране окружающей среды, а также для социального развития села.

В условиях перехода к рыночным отношениям как внутри республики, так и в международном плане, важное значение имеет введение таких налогов, как таможенные пошлины и сборы.

Одним из источников поступления доходов в бюджет является государственная пошлина, которую уплачивают предприятия и граждане с заявлений и жалоб, подаваемых в суд, за нотариальные действия, совершаемые нотариальными конторами и исполнительными органами городских, поселковых и сельских Советов депутатов и т.п.

Кроме перечисленных выше налогов предприятия вносят в бюджет неналоговые платежи:

- отчисления в государственный фонд содействия занятости;

- отчисления в фонд социальной защиты населения;

- отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

- отчисления в республиканский дорожный фонд.

Местные Советы депутатов в соответствии с налоговым законодательством устанавливают на своей территории местные налоги, сборы и пошлины. [1, c.43]

На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин), — республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Напомним, чтобы стать республиканским, налог, сбор или пошлина должны одновременно отвечать двум обязательным условиям:

- быть установленными законодательными актами;

- признаваться обязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Республиканские налоги, сборы (пошлины) могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых поступлений может передаваться на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений (в процентах) республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный (финансовый) год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь».

В отдельных случаях суммы республиканских налогов могут полностью направляться в доход местных бюджетов: в полном объеме зачисляются в местные бюджеты суммы поступлений подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, налога на игорный бизнес и ряда других республиканских налоговых платежей.

Местные органы власти изначально не могут вносить какие-либо коррективы в республиканские регулирующие налоговые платежи. В частности, они не вправе предоставлять налоговые льготы по этим налогам, даже в части сумм, поступающих в их бюджеты.

Компетенция местных органов власти в вопросах изменения условий применения конкретных республиканских налоговых платежей, полностью «переданных» в местные бюджеты, законодательно определяется одновременно с принятием решения о передаче в их бюджет сумм поступлений соответствующих платежей и, как показывает практика последних лет, такая компетенция ограничивается вопросами изменения ставок и сроков их уплаты.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

По аналогии с республиканскими налоговыми платежами уровни бюджета, в которые передаются поступления местных налогов и сборов, не являются определяющими. Местные налоги и сборы могут полностью зачисляться в доход областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо полностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое урегулирование этих вопросов может быть обеспечено путем принятия областным Советом депутатов соответствующего решения в рамках бюджетного процесса.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

В приведенном перечне налогов и сборов отражены все изменения состава республиканских налогов по состоянию на момент принятия Налогового Кодекса Республики Беларусь.

Так, в отличие от налога на доходы и прибыль, применяемого ранее, предусматривается введение налога на прибыль в качестве самостоятельного налогового платежа, без присущей ему ныне множественности объектов налогообложения.

Налоги на доходы приводятся также в виде самостоятельной позиции. Ее составят такие их формы, как налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; налог на дивиденды; налог на доходы банков и страховых организаций; налог на доходы от реализации (погашения) ценных бумаг.

Плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются иностранные организации, не имеющие на территории республики постоянных представительств, но извлекающие доходы от источников в Республике Беларусь.

Доходы данной категории плательщиков в настоящее время подлежат обложению налогом на доходы в соответствии с Законом «О налогах на доходы и прибыль» и международными договорами Республики Беларусь.

Налог на дивиденды является трансформацией действующего в рамках Закона «О налогах на доходы и прибыль» налога на доходы, объектом обложения которого являются дивиденды и приравненные к ним доходы.

Налог на доходы банков и страховых организаций и налог на доходы от реализации (погашения) ценных бумаг применяются с 1 января 2000 г. согласно Декрету Президента Республики Беларусь и значатся в перечне республиканских налогов. Действующий ныне в Республике Беларусь экологический налог разделяется Налоговым Кодексом на собственно экологический налог и налоги с пользователей природными ресурсами, в состав которых войдут налог за добычу природных ресурсов и налог за пользование государственным лесным фондом.

Налог за добычу природных ресурсов является эквивалентом взимаемых в настоящее время в соответствии с данным законом платежей за пользование природными ресурсами.

Налог за пользование государственным лесным фондом представляет собой аналог действующего лесного дохода. Его плательщиками признаются организации и физические лица, осуществляющие пользование лесным фондом Республики Беларусь на основании выдаваемых в установленном порядке специальных разрешительных документов. [3, c.66]

В Налоговом Кодексе предусматривается также единый земельный налог, которым будут облагаться земельные участки как юридических, так и физических лиц.

Под позицией «дорожные налоги и сборы» объединены четыре самостоятельные платежа, являющиеся доходными источниками республиканского и местных дорожных фондов, функционирующих в составе бюджета в виде государственных целевых бюджетных фондов. К их числу отнесены: налог с пользователей автомобильными дорогами, налог на приобретение автотранспортных средств, налог с продаж автомобильного топлива и сбор за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам Республики Беларусь.

Из действующего законодательства Республики Беларусь в перечень республиканских налоговых платежей также перенесены регистрационные и лицензионные сборы, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, гербовый, оффшорный и консульский сборы, экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников.

В республиканский бюджет направляются средства государственных целевых фондов: республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканского дорожного фонда, республиканского фонда охраны природы, инновационных фондов и фонда развития строительной науки, часть средств государственного фонда содействия занятости, средства фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Сопоставляя перечень действующих республиканских налоговых платежей с перечнем, установленным Налоговым Кодексом, можно отметить, что в Республике Беларусь не предусматривается продолжение практики применения чрезвычайного налога и «оборотных» налоговых платежей, уплачиваемых из выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целевые бюджетные фонды. Эти налоги являются временными, и вопрос их включения в налоговую систему государства решается ежегодно в Законе «О бюджете Республики Беларусь» на конкретный финансовый год.

Отмена чрезвычайного налога в перспективе позволит уменьшить налоговую нагрузку на фонд заработной платы, снизить на этой основе заинтересованность субъектов хозяйствования выплачивать заработную плату с использованием схемь выводящих ее из-под контроля налоговых органов, создать реальные предпосылки для легализации нанимателями действительных размеров оплаты труда.

Отмена в перспективе сборов и отчислений из выручки от реализации товаров (работ, услуг), взимаемых в настоящее время в государственные целевые бюджетные фонды, была бы оправдана ввиду того, что такие налоговые платежи оказывают крайне негативное воздействие на экономику Республики Беларусь, ухудшают конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках и отрицательно влияют на результаты хозяйственной деятельности белорусских предприятий.

В настоящее время порядок применения таких налоговых платежей ежегодно устанавливается Законом «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий бюджетный (финансовый) год. При этом определяются их состав (конкретные виды платежей) и отдельные условия применения.

Зачастую перечень видов местных налогов и сборов остается открытым, т. е. предусматривает позицию «и другие», а определяемые элементы налогообложения, такие, как плательщики, объекты налогообложения, налоговая база и ставки, не имеют конкретики и ограничиваются лишь общими, рамочными, нормами.

В условиях недостаточной правовой определенности вопросы применения таких налоговых платежей решаются местными органами власти, самостоятельно исходя из интересов местного бюджета и налогового потенциала подведомственных территорий. В итоге на каждой из административных территорий Республики Беларусь может действовать свой перечень местных налогов и сборов с отдельно установленными ставками, объектами обложения, порядком исчисления и уплаты.

Такая ситуация вызывает обоснованные нарекания со стороны субъектов хозяйствования, являясь особенно острой для организаций, имеющих свои обособленные структурные подразделения во всех регионах республики и строящих свою деятельность на принципах единого баланса. [3, c.68]

Налоговый Кодекс устанавливает закрытый перечень местных налоговых платежей, которые могут быть введены местными органами власти на подведомственных административных территориях.

Под сборами с пользователей в приведенном перечне объединены: сбор за парковку на улицах населенных пунктов и пользование стоянками в специально оборудованных местах, сбор за осуществление розничной торговли на территории города (района), сбор за пользование местной символики, сбор за право проведения аукционов.

Обязательность введения местными органами власти указанных налогов и сборов Налоговым Кодексом не устанавливается, в связи с чем вопрос об их применении должен быть решен органами власти каждой из административных территорий Республики Беларусь самостоятельно.

Налоговый Кодекс признает обоснованным сохранение практики, когда эти налоговые платежи будут вводиться на основе положений Налогового Кодекса нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов базового территориального уровня, а для налога с розничных продаж — нормативными правовыми актами (решениями) областных (Минского городского) Советов депутатов.

Налоговый Кодекс определяет основные правовые рамки введения и применения таких платежей путем регламентации состава плательщиков местных налогов и сборов, их объектов налогообложения и налоговой базы с одновременным ограничением уровня налогового изъятия посредством установления предельного размера налоговых ставок. [3, c.69]


Заключение

 

В заключение можно сказать, что налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования. Она представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны.

Формы налоговой политики:

- политика максимальных налогов

- политика экономического развития

- политика разумных налогов

При выработке налоговой политики государство преследует следующие цели:

– экономические

– фискальные

– социальные

– международные

Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.

Налоговое бремя классифицируется на:

а) налоговое бремя на макроуровне:

1) общегосударственный уровень;

2) территориальный уровень.

б) налоговое бремя на микроуровне (уровне субъекта хозяйствования):

1) уровень организации, учреждения;

2) уровень физического лица (индивидуума).

Таким образом, тяжесть налогового бремени для каждого хозяйствующего субъекта носит индивидуальный характер и требует учета не только экономических, но порой и политических факторов.

В современных условиях налоги призваны заменить ранее существовавшую систему планового распределения прибыли государственных предприятий

В организационном плане налоги, отчисления и сборы в Республике Беларусь можно подразделить на следующие группы:

I. Платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, работ, услуг по факту ее получения (косвенные налоги).

II. Платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг).

III. Платежи, уплачиваемые из балансовой прибыли.

Кроме перечисленных выше налогов предприятия вносят в бюджет неналоговые платежи.

 

 


 

 

1. Карякина О.А., Барсегян Л.М., Прокопович Н.А. Организация и охрана труда: Курс лекций. — Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. — 232 с.

2. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006.- 509 с.

3. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь. — 3-е изд., испр. и доп. — Мн.: Выш. шк., 2003. — 303 с.

4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. — 7-е изд., доп. и перераб. — М.: МЦФЭР, 2006. — 592 с.

5. Пилипенко А.А. Налоговое право: Учебное пособие / А.А. Пилипенко. -Мн.: Книжный Дом, 2006. — 448 с.

6. Теория финансов: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др.; Под ред. проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. — Мн.: БГЭУ, 2005. — 351 с.

7. Финансы и кредит: Учеб. пособие / Л.Г. Колпина, Г.И. Кравцова, В.Л. Тарасевич и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. — Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. — 336 с.

8. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: Краткий курс / Под ред. д. э. н., проф. Н.Ф. Самсонова. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 302 с. — (Высшее образование).

9. Хотько А.В. Бюджет Республики Беларусь на 2008 г.: задачи и вопросы их реализации // Планово-экономический отдел. №2. 2008.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.