КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Динамические упражнения
Статические упражнения 1. «Улыбочка». Цель. Развивать круговые мышцы губ. Губы растянуты (улыбка). Удерживать губы в таком положении следует 10 - 15 секунд. 2. «Трубочка». Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10 - 15 секунд. 3. «Хоботок». Цель. Развивать подвижность губ. Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд. 4. «Лопаточка». Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка. 5. «Иголочка». Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положении. Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10. 6. «Сердитая кошечка». Цель. Развивать подвижность мышц спинки языка. Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. 7. «Желобок». Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка. Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3 - 4 раза по 5 - 7 секунд. 8. «Парус». Цель. Развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении. Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2—3 раза. 9. «Чашечка». Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении. Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3—4 раза. 10. «Заборчик». Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ. Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5 - 6 раз по 10 - 15 секунд.
11. «Утиный клювик». Цель. Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую. Губы сложены трубочкой. Щеки втянуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения. 12. «Шторки». Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5—6 раз. 13. «Лошадка». Цель. Учить растягивать подъязычную связку языка. Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно - быстрее - очень быстро). Выполнять 10—15 раз. 14. «Грибок». Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5—6 раз. 15. «Маляр». Цель. Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении. Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5—6 раз. 16. «Дятел». Цель. Разрабатывать подвижность кончика языка. Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд). 17. «Утюжок». Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад - вперед. Выполнять 20—25 раз. 18. «Прогони комарика». Цель. Учить вызывать самостоятельное дрожание кончика языка под действием сильной воздушной струи. Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение — язык дрожит. 19. «Покусывание кончика языка». Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз. 20. «Качели». Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх— вниз). Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15—20 раз. 21. «Катание шарика». Цель. Укреплять боковые мышцы языка. Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5—6 кругов); затем против часовой стрелки (5—6 кругов). Скорость движения языка можно менять. 22. «Часики». Цель. Развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа - налево). Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения — 20 секунд. 23. «Мясорубка». Цель. Отрабатывать позиции «тонкий и широкий язык» с механической помощью (зубы). Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3—4 раза. 24. «Прятки». Цель. Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами. Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз. 25. «Вкусное варенье». Цель. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении. Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5—6 раз. 26. «Змейка». Цель. Развивать боковые мышцы языка. Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта. Движения производятся в медленном темпе, выполнять 5—6 раз. 27. «Настроение». Цель. Вырабатывать подвижность губ. Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться). Отработка звуков «С» и «3» — упражнения 1,4,7,10,12,23,24,27. Отработка звука «Ц» — упражнения 1,4,6,7,23,24,27. Отработка звуков «Ш» и «Ж» — упражнения 2,3,9,11,13-16,20,21, 23,25-27. Отработка звука «Щ» — упражнения 1-4,9,12,13,15-17,20,23,25-27. Отработка звука «Ч» — упражнения 2,4,9,15-17,25. Отработка звука «Р» — упражнения 1,2,8,9,13-20,27. Отработка звука «Л» — упражнения 1,2,5,8,13,19-22,26,27. Отработка звуков «К» и «Г» — упражнения 1,6,24,27.
По этой ссылке: http://razvitierechi.ru/korrektsiya_narusheniy_rechi/artikulyatsionnaya_gimnastika/ можно увидеть выполнение артикуляционных упражнений на видео.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |