Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамические упражнения




Статические упражнения

1. «Улыбочка».

Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты (улыбка). Удерживать губы в таком положении следует 10 - 15 секунд.

2. «Трубочка».
Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10 - 15 се­кунд.

3. «Хоботок».

Цель. Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно даль­ше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.

4. «Лопаточка».

Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в та­ком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик язы­ка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

5. «Иголочка».

Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положе­нии.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.

6. «Сердитая кошечка».

Цель. Развивать подвижность мышц спинки языка.

Рот приоткрыт, кончик языка упира­ется в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края при­жаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

7. «Желобок».

Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кон­чику; развивать боковые мышцы язы­ка.

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3 - 4 раза по 5 - 7 секунд.

8. «Парус».

Цель. Развивать растяжку подъя­зычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положе­нии.

Рот широко раскрыть, широкий кон­чик языка поставить за передние верх­ние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержи­вать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2—3 раза.

9. «Чашечка».

Цель. Упражнять в умении удержи­вать широкий язык в верхнем положе­нии.

Рот широко раскрыть, широкий кон­чик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), бо­ковые края языка прикасаются к верх­ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3—4 раза.

10. «Заборчик».

Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты, губы в положе­нии улыбки. Выполнять 5 - 6 раз по 10 - 15 секунд.

 

11. «Утиный клювик».

Цель. Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной по­зиции в другую.

Губы сложены трубочкой. Щеки втя­нуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.

12. «Шторки».
Цель. Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной по­зиции в другую.

Рот приоткрыт, нижняя губа закры­вает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. За­тем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зу­бы, а верхняя губа опускается, закры­вая верхние зубы. Выполнять 5—6 раз.

13. «Лошадка».

Цель. Учить растягивать подъязыч­ную связку языка.

Присосать кончик языка к небу. По­щелкивание производится с изменени­ем темпа (медленно - быстрее - очень быстро). Выполнять 10—15 раз.

14. «Грибок».
Цель. Учить растягивать подъязыч­ную связку языка.

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю че­люсть. Выполнять 5—6 раз.

15. «Маляр».

Цель. Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко открыть рот. Широким кон­чиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в мед­ленном темпе 5—6 раз.

16. «Дятел».

Цель. Разрабатывать подвижность кончика языка.

Широко открыть рот. Языком с си­лой ударять в бугорки за верхними зу­бами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).

17. «Утюжок».
Цель. Разрабатывать подвижность кончика языка.

Рот чуть приоткрыт. Широким кон­чиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад - вперед. Выполнять 20—25 раз.

18. «Прогони комарика».

Цель. Учить вызывать самостоятель­ное дрожание кончика языка под дей­ствием сильной воздушной струи.

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кон­чик языка, приводит его в движение — язык дрожит.

19. «Покусывание кончика языка».
Цель. Активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусы­вание кончика языка производится 8-10 раз.

20. «Качели».

Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабаты­вать координацию движений кончика языка (вверх— вниз).

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бу­горках, затем опускается за нижние зу­бы. Выполнять 15—20 раз.

21. «Катание шарика».

Цель. Укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты, язык делает круго­вые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5—6 кругов); затем против часовой стрелки (5—6 кругов). Ско­рость движения языка можно менять.

22. «Часики».

Цель. Развивать боковые мышцы языка и координацию движений (спра­ва - налево).

Рот приоткрыт. «Узкий» язык дви­жется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время вы­полнения — 20 секунд.

23. «Мясорубка».

Цель. Отрабатывать позиции «тон­кий и широкий язык» с механической помощью (зубы).

Губы растянуты в улыбке, зубы плот­но сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдви­нуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3—4 раза.

24. «Прятки».

Цель. Развивать подвижность спин­ки языка и умение удерживать дли­тельное время кончик языка за нижни­ми зубами.

Рот широко открыт, зубы разомкну­ты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.

25. «Вкусное варенье».

Цель. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Вы­полнять 5—6 раз.

26. «Змейка».

Цель. Развивать боковые мышцы языка.

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально вы­двигать и убирать вглубь рта. Движе­ния производятся в медленном темпе, выполнять 5—6 раз.

27. «Настроение».

Цель. Вырабатывать подвижность губ.

Губы растянуты в улыбке, зубы за­борчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

Отработка звуков «С» и «3» — упражнения 1,4,7,10,12,23,24,27.

Отработка звука «Ц» — упражнения 1,4,6,7,23,24,27.

Отработка звуков «Ш» и «Ж» — упражнения 2,3,9,11,13-16,20,21, 23,25-27.

Отработка звука «Щ» — упражнения 1-4,9,12,13,15-17,20,23,25-27.

Отработка звука «Ч» — упражне­ния 2,4,9,15-17,25.

Отработка звука «Р» — упражнения 1,2,8,9,13-20,27.

Отработка звука «Л» — упражнения 1,2,5,8,13,19-22,26,27.

Отработка звуков «К» и «Г» — уп­ражнения 1,6,24,27.

 

По этой ссылке: http://razvitierechi.ru/korrektsiya_narusheniy_rechi/artikulyatsionnaya_gimnastika/

можно увидеть выполнение артикуляционных упражнений на видео.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.