КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Национальная и этническая политика. Механизмы выражения национальных интересов 4 страница
Соединенные Штаты не признают двойного гражданства как средства политики. В этой стране признают в качестве установленного принципа международного права норму, согласно которой каждое суверенное государство в соответствии с собственным законом имеет право самостоятельно решать, кто является, и кто не является его гражданином. Обладание лицом множественным гражданством порождает целый ряд правовых проблем. Как утверждают многие авторы, в международной практике общепризнанно, что лицо с двойным гражданством во время пребывания на территории государства, гражданином которого оно является, не может отказываться от своих обязанностей, ссылаясь на обязанности по отношению к другому государству, в гражданстве которого оно также состоит.[157] Но, если последовательно придерживаться концепции непризнания двойного гражданства, то лицо не может ссылаться на обязанности по отношению к другому государству, находясь на территории государства своего первичного гражданства. Правда, при проведении в жизнь этого принципа нередко приходится сталкиваться с трудностями. Нормы, в известной мере подтверждающие право государств на непризнание за собственным гражданином двойного гражданства содержатся и в международном праве, например, в Гаагской конвенции 1930 г., ст. 3 которой указывает, что «лицо, обладающее двумя или более гражданствами, может рассматриваться в качестве собственного гражданина каждым из государств, гражданство которого это лицо имеет». Эта же конвенция, определяя позицию третьих государств к бипатридам, тоже исходит из положения о непризнании двойного гражданства, рекомендуя относиться к бипатридам как к лицам, обладающим одним гражданством, принимая в качестве критерия определения гражданства либо место постоянного жительства, либо принцип эффективного гражданства.[158] В советской доктрине международного права всегда последовательно отстаивалась концепция непризнания двойного гражданства.[159] Таким образом, принцип двойного гражданств является нормой международного права, однако внутреннее законодательство допускает это как исключительную меру, а чаще всего противодействует ему. В современной России принцип двойного гражданства, как уже указывалось выше, закреплен законодательно. В этой связи проведенное нами исследование[160] показало, что большинство опрошенных, чье образование высшее (62 %) рассматривают гражданство как принадлежность к одному государству, 16 % определяют гражданство как духовную, территориальную и социальную общность, 11 % считают гражданство наличием обоюдных прав и обязанностей государства и личности, столько же (11 %) полагают, что гражданство – это штамп в паспорте. Среди лиц со средним образованием ни один респондент не выбрал предложенный ответ «личная, социальная и духовная связь с народом, территорией». Большинство опрошенных (71 %) считают, что гражданство – это принадлежность к государству; 27 % – отметили права и обязанности перед страной и личностью; и только 2 % рассматривают гражданство как штамп в паспорте. Несмотря на выборочный подход, можно судить о том, что в сознании граждан, как и в науке, превалирует государствологический, правовой подход. В этой связи полагаем необходимым усилить политологическое и культурологическое воспитание граждан. Такой подход становится особенно необходимым в связи с эмигрантскими настроениями, особенно в молодежной среде. Согласно исследованиям Аналитического центра Юрия Левада в 2011 г. «уехать на время подумывали 59 %, уехать навсегда – 28 % молодых граждан».[161] Эксперты и политики насчитывают 1 млн. 300 тыс. ученых и ИТР, уехавших за рубеж в последние годы.[162] Среди мотивов отъезда фигурируют: желание обеспечить детям лучшее и надежное будущее, лучшие условия жизни, желание жить в правовом государстве, защита прав и свобод, получение хорошего медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, возможность самовыражения и др. Интересно, что политические соображения занимают последние позиции в списке наиболее значимых факторов отъезда из России. Следовательно, осуществление политики в интересах граждан может сократить число выезжающих за рубеж, обеспечить устойчивость населения. Необходима также целенаправленная политика по созданию благоприятного для России баланса российских граждан и иностранцев в регионах. Глава ФМС К. Ромодановский отметил, что на Чукотке, например, доля иностранцев выше, чем российских граждан. При этом там проживают граждане не только ближнего зарубежья, а иностранцы из Канады, Кореи, Литвы и США. В Приморье проживало в 2012 г. 36863 чел. китайцев, 38999 – узбеков. Всего в России проживало 201975 китайцев и 211769 граждан Узбекистана.[163] На фоне нелегальной и полулегальной иммиграции на территорию России прибыли порядка 250 тыс. иностранцев, действительно нуждающихся в предоставлении убежища в соответствии международными обязательствами, взятыми на себя Россией.[164] Одним из способов защиты их прав и свобод является лицензирование деятельности российских организаций, оказывающих платные услуги по трудоустройству за границей. В настоящее время лицензирование осуществляется в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»[165], Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».[166] Внешние миграционные процессы не могут развиваться вне сферы международного сотрудничества, что поднимает новый круг проблем.
Раздел VII. Этническая картина мира
Несмотря на то, что обусловленная глобализацией взаимозависимость все больше определяет отношения между народами и государствами, этнические, национальные, религиозные проблемы и создаваемые ими различия сохраняют свое значение Именно на почве противоречий между национально-этническими и религиозными группами в современном мире происходит большая часть конфликтов, вооруженных столкновений, войн. Они создают угрозу безопасности отдельных граждан, национальных и религиозных меньшинств, а нередко – целостности и стабильности государств и регионов. Роль этнического фактора и религии приобретает опасное звучание из-за все более агрессивных проявлений этносепаратизма и неспособности мирового сообщества противостоять этнотерроризму и терроризму во имя веры. [167] Пока еще остается недостаточно апробированный российскими политиками и дипломатами способ снижения уровня напряженности, как «общественный миро творческий процесс». Он реализуется в виде неформального общения граждан с целью «изменения характерной для конфликта враждебной атмосферы» и поисков политического урегулирования. Наибольшее внимание в современных условиях уделяется причинам и предпосылкам возникновения этнополитических конфликтов, их эволюции, поведению противоборствующих сторон. Как отмечают многие исследователи, движущим силам конфликтов «труднее найти компромисс», поскольку «причины конфликта рассматриваются сторонами как жизненно важные для сохранения этнической группы». Осведомленность в этих вопросах, во-первых, может облегчить возможность предупреждения конфликтов на этнической или религиозной почве и контроля над ними. А во-вторых, она важна для выработки четкой политики государств в отношении конфликтов, минимизации воздействия сепаратизма на общеполитическую ситуацию в подверженных ему различных государствах и регионах мира. Конфликты на постсоветском пространстве в литературе характеризуются как: межтаджикский, грузино-абхазский, нагорно-карабахский, чеченский. Трагические последствия указанных конфликтов свидетельствуют, к чему приводит политическая игра на этнических противоречиях, кроме того, накопленный опыт может способствовать снижению уровня напряженности, урегулированию возникающих новых конфликтов.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |