Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнополитическая культура




Этническая культура выделила людей из животного мира на самых ранних ступенях развития. По этой причине этнокультурная проблематика уже давно привлекла к себе внимание представителей самых разных наук. Однако до сих пор отсутствует общепринятое определение этнической культуры. Это вполне понятно: гуманитарные науки в своих исследованиях не пользуются единым методоло­гическим основанием и, например, термин «культура» имеет сейчас более 500 определений.

В наши дни изучение этнических культур основывается на методах этнографического и исторического анализа, социологии, структурной лингвистики, этнопсихологии, этнопедагогики и др. Культура при этом рассматривается как система символов и значе­ний, которая в силу многозначности и разнообразия требует своей интерпретации и объяснения. При таком методологическом подходе старые эволюционистские теории культуры постепенно вытесняют­ся новыми конструктивистскими и инструменталистскими концеп­циями. Эти постмодернистские новации оказали большое влияние на современную этнологию, но все же доминирует традиционный взгляд на человечество как на совокупность реально существующих этнокультурных общностей.

Наиболее распространенным является понимание культуры как внебиологически выработанной (не закрепленной генетически) формы адаптации человека к условиям своего существования. Такое понимание культуры позволяет найти адекватное объяснение фено­мена этнической культуры как совокупности присущих этносу спо­собов адаптации к объективным условиям своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство всех форм его жизнедеятельности. Главным здесь является функциональный аспект культуры, понимание ее как адаптивного механизма, облег­чающего человеку жизнь в окружающем его мире.

Этнополитический фактор в развитии современных федераций

Под этнополитическими факторами, как правило, понимаются этнические потребности и интере­сы, реализуемые в политическом процессе, а также отношения между этносами, выступающие объектом государственного регули­рования. Этническая составляющая политических процессов мо­жет обретать острые конфликтные формы и в этом качестве она выступает в качестве фактора дестабилизирующего социальную систему вплоть до возможного распада исторически сложившихся государственных форм».

Среди процессов этнического объединения различают консоли­дацию, ассимиляцию и межэтническую интеграцию. Но часто эт­нические процессы протекают одновременно и носят сложный характер.

В Российской Федерации чаще всего выделяется три типа субъектов Федерации с позиции межэтнических отношений.

Первый тип – регионы, в которых проживает преимуществен­но отдельный этнос в своей массе.

Второй – одна этническая группа компактно проживает на тер­ритории другого этноса.

Третий – отдельные представители этноса проживают в иноэтническом окружении рассеянно.

При этом надо иметь в виду, что один и тот же этнос может быть представлен в субъектах межэтнических отношений разных типов.

Например, чеченский этнос. Чеченцы преобладают в Чеченской Республике, весьма компактными группами проживают в Дагеста­не, Ингушетии и, наконец, рассеянно – в целом ряде других ре­гионов Северного Кавказа, в Москве, Санкт-Петербурге, иных го­родах.

По структуре национального состава (без учета русского насе­ления) регионы можно также разделить на три вида:

- многонациональные регионы, к примеру, Дагестан;

- двунациональные (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ханты-Мансийский и Долгано-Ненецкий округа);

- мононациональные (Адыгея, Северная Осетия, Бурятия, Тыва, Калмыкия и др.).

В этой связи избираются пути их развития в рамках РФ. Это:

- соединение процессов федерализации с формирова­нием и укреплением общероссийского рынка как совокупности региональных рынков;

- осуществление разумной политики в области транс­портных тарифов, которая должна обеспечивать эффективные ком­муникации субъектов Федерации как одно из условий единства России;

- осуществление дифференцированного подхода к определению форм, методов и темпов проведения реформ, исходя из конкретных условий, исторически сложившейся неоднородности экономического пространства России.

Этнополитика: сущность, содержание, функции

Этно­политика – это, по сути, определение баланса интересов между доминантными этническими группами и национальными меньшинст­вами, проживающими в том или ином государстве. Иными словами, этнополитика – это последовательное государственное регулирование коллективных прав этнических сообществ на территориях их историче­ского проживания и институционализация этого регулирования через принятие соответствующих законодательных актов и создание государ­ственных органов, ответственных за этническую составляющую внут­ренней политики государства.

Этнополитика – концептуально и юридически оформленные дей­ствия государства или международных политических институтов – стала фактом политической жизни относительно недавно.

Первым шагом в этом направлении явился крах прежних династических империй после Первой мировой войны и появление на мировой арене «этнических федераций» – СССР, Югославии, Че­хословакии, хотя две последние превратились в таковые де-юре лишь в эпоху так называемого социалистического строительства. Именно после Первой мировой войны начала формироваться сис­тема международно-правовой защиты отдельных групп населения и меньшинств, стали складываться нормы политико-правового регу­лирования международных проблем, в том числе имеющих и этни­ческое содержание. Институтом международно-правового регулиро­вания стала Лига Наций. Весьма примечательно, что одной из пер­вых проблем, в разрешении которых Лига приняла участие, стал острый этнополитический конфликт между Швецией и Финлянди­ей из-за Аландских островов, который имел место в 1920 г. Швеция под предлогом защиты шведского населения этих островов, которое составляло подавляющее большинство, требовала передачи Аландов под ее юрисдикцию. Но было решено, что острова останутся в сос­таве Финляндии и их население получит широкую автономию.

Тем не менее, по существу, лишь после Второй мировой войны правовое и политическое оформление прав этнических (расовых, религиозных) сообществ приобрело законченную форму и всеобщее признание, что стимулировалось деятельностью ООН. Прежде все­го, признанию этнополитики как важной составляющей государст­венной и международной жизни способствовало определение поня­тий «национальное и этническое меньшинство» и признание их особых прав.

Для контроля за соблюдением прав меньшинств в 1947 г. Ко­миссией ООН по правам человека была создана Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств.

В 1992 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Деклара­ция о правах лиц, принадлежащих к национальным или этничес­ким, религиозным и языковым меньшинствам.

Международно-правовое признание прав этнических меньшинств и коренных народов способствовало усилению их политической ак­тивности, ибо они получали в руки реальные механизмы воздействия на региональные и федеральные власти государств, с которыми были связаны их исторические судьбы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.