Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуация (факт наблюдения) и 2) какие чувства онавызывает во мне

Например: «1) Когда я вижу грязь на ботинках и на полу,2) то начинаю раздражаться и, вообще, меня это расстраивает».

Или наоборот сначала 1) о чувствах, затем 2) ситуация (фактнаблюдения).

Например: «1) Я начинаю раздражаться и злиться, 2) когдаво время урока стучат линейкой по парте».

В «Я-высказывание» можно добавлять третий элемент:последствие – эффект от нежелательных действий ребёнка.

Например: «1) Когда во время урока стучат линейкой попарте, 2) я начинаю раздражаться и злиться, 3) я не могу вести дальше урок втаком состоянии (мне трудно, тяжело вести урок в таком состоянии)».

К классической схеме можно также добавить конкретноепожелание.

Например: «1) Когда ты не моешь грязные ботинки, 2) яначинаю раздражаться и, вообще, меня это расстраивает. 3) Я хочу, чтобы тывымыл ботинки».

Многие родители и педагоги замечают, что, начав использовать«Я-сообщения» в проблемных ситуациях с детьми, им удаётся лучше справляться сосвоим эмоциональным состоянием: оно выравнивается, им легче контролировать своиэмоции. В целом они становятся более спокойными и уверенными в общении сребёнком. Также взрослые отмечают, что, используя «Я-сообщения», им удаётсяустановить контакт с ребёнком и настроиться на положительный результат общенияс ним.

Для многих взрослых «Я-сообщение» оказалось тем добрымсредством, которое помогло восстановить давно разрушенные отношения.

Пример:

Одна мама рассказывала, что сын (12 лет) стал избегатьобщения с ней: закрывался в своей комнате, часами играл в компьютер, перестал сней разговаривать. Она проанализировала свой стиль общения с сыном за последние2-3 месяца. Оказалось, что он полностью состоял из «Ты-высказываний»,содержащих угрозы и обвинения в адрес сына, и разговор с ним строился по типудопроса с её стороны: «Почему ты не делаешь уроки? Когда, наконец, тыперестанешь играть в свой компьютер? Я его выброшу. И книги твои дурацкие выброшу.Гулять у меня ходить не будешь, а учиться не будешь в школу для дураковпереведу! Что же ты всё время молчишь?» Сын ей обычно отвечал: «Потому что тымне всё время тыкаешь», - и замыкался.

Познакомившись с техникой «Я-сообщений», она прислушаласьк своим чувствам и поняла, что очень болезненно переживает этот разрыв с сыном,с которым они раньше были очень близки. Она буквально страдала, и это, на самомделе, беспокоило её больше, чем то, что он часами сидел за компьютером. Как-то,придя с работы, она решила поговорить с ним, рассказать о своих переживаниях.Она вошла в комнату, сын сидел за компьютером и не обращал на неё внимания. Онамолча села рядом, какое-то время помолчала, а потом произнесла: «Знаешь, сынок,я часто вспоминаю то время, когда мы с тобой разговаривали, читали, играливместе, просто были друзьями. Наверное, это было лучшее время в моей жизни. Яочень переживаю наши ссоры. Я буквально мучаюсь и страдаю от того, что нашиотношения стали другими. Я не хочу, чтобы всё и дальше так продолжалось». Сынперестал играть, повернулся к ней и спросил: «Мам, это правда? А я думал, чтоты перестала любить меня. Сначала я обижался, а потом начал просто злиться натебя». Мать обняла его и заплакала. Этот разговор стал началом восстановлениякогда-то близких и добрых отношений, которые могли бы навсегда исчезнуть.

Упражнение 1. Подумайте о действиях ребёнка в разныхситуациях, которые вызывают ваше беспокойство, и о том какие у вас возникают вэтих случаях эмоции. Запишите в таблицу:

 

  Ситуация     Ваше чувство  
   

 

Упражнение 2. Выбрать «Я-высказывание»

Ситуация 1. Дети громко разговаривают во время обеда.

Ваши слова: 1. «Когда я ем, я глух и нем».

2. «Что вы так разорались, подавитесь. Вот тогда узнаете,как разговаривать во время еды».

3. «Мне не нравится, когда во время обеда громкоразговаривают за столом».

Ситуация 2. Вы поздно пришли с работы, а ребёнок невыполнил часть домашнего задания.

Ваши слова: 1. «Господи, ну когда же ты, наконец,будешь делать уроки вовремя?»

2. «Опять ничего не сделано. Когда это кончится? Мне этонадоело. Будешь хоть до утра уроки делать».

3. «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны. Яначинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись до 8 часов вечера».

Ситуация 3. Вам необходимо сделать определённуюработу дома, а ваш ребёнок постоянно отвлекает вас: задаёт вопросы, проситпочитать, показывает свои рисунки.

Ваши слова: 1. «Перестань меня дёргать. Займиськаким-нибудь делом и не приставай ко мне, пока я работаю».

2. «Извини, я не могу сейчас с тобой поиграть. Я оченьзанята. Когда я закончу свою работу, то обязательно тебе почитаю».

3. «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль иначинаю злиться, мне это мешает быстро делать работу».

Упражнение 3. Составить «Ты-высказывание» и «Я-высказывание»

Ситуации 1. Ребёнок поел и оставил тарелку на столе.

Ситуация 2. У ребёнка в дневнике очередное замечаниеклассного руководителя о плохом поведении.

Ситуация 3. Учитель объясняет новый материал надоске, ученик в это время разговаривает.

Упражнение 4. Придумать 2-3 ситуации нежелательныхдействий ребёнка и составить несколько вариантов «Я-сообщений»

Например:

Ситуация: Не даёт свои игрушки младшему брату.Доводит его до слёз.

«Я-сообщения»: 1) «Я огорчаюсь всякий раз, когда тыне даёшь Вове поиграть свою машинку».

2) «Меня огорчает, что братья постоянно ссорятся. Мне этоочень обидно и больно».

3) «Я устала каждый раз уговаривать разрешить Вове поигратьв твою машинку. Я хочу, чтобы вы разрешали друг другу брать свои игрушки, когдасами в них не играете».

Упражнение 5. Для того, чтобы почувствовать разницумежду «Я-сообщением» и «Ты-сообщением» представим, что…

Иногда в ответ на «Я-сообщения» взрослых дети игнорируют ихвысказывания. Это может произойти по следующим причинам:

1) возможно, ребёнок уже «вырос» из того правила итребования, которое вы для него когда-то установили. Например, ложиться спатьне позднее 22.00, а сыну уже 19 лет и данное требование его совершенно неустроит. В этом случае необходимо пересмотреть правила;

2) возможно, как отмечает Ю.Б. Гиппенрейтер: «Вы зашли в еготерриториальные воды, вторглись в проблемы, которые он хочет решать сам. Лучшевсего в таких случаях задать себе вопрос: «Касается ли меня лично то, что онделает?» И если вас лично это не касается, передайте ему право заботиться осебе самому. Всё равно ваши волнения здесь не помогут, скорее наоборот»;

3) возможно, ребёнок манипулирует вами, меряется силами и нехочет сдавать позиции. В этом случае в контекст «Я-сообщения» необходимовключить предупреждение о возможных санкциях («цивилизованная конфронтация»),чтобы ребёнок начал с вами считаться. Данное «Я-сообщение» делается последующей схеме:

Ваши действия: Действия ребёнка:

1. «Я-сообщение» Игнорирование

2. Усиленное «Я-сообщение» Дальнейшее игнорирование

3. Конкретное пожелание («Я хочу…») Невыполнение желаемого действия (отказ)

4. Предупреждение о возможных

санкциях («Я собираюсь сделать…») Дальнейшее игнорирование

5. Реализация санкций

Напомним, что если вы назначаете санкцию, то должны её обязательно реализовать, иначе ребёнок будет манипулировать вами вновь и вновь. Санкциидолжны быть реальными и выполнимыми и не носить характер мнимых угроз.Например: Молодая мама в «маршрутке» говорит своей 4-летней дочери: «Если ты непрекратишь свои капризы, то я тебя сейчас высажу». Применяется«Ты-высказывание» + мнимая угроза, естественно, ребёнок продолжает свои«капризы».

Пример 1:

Ситуация: ученик не в первый раз отказываетсявыполнять задание учителя («А мне оно не нравится»).

1. Учитель («Я-сообщение»): «Мне не нравится, когдадети не хотят выполнять задания на уроке. У меня это вызывает беспокойство».

Ученик: «А мне какое дело?»

2. Учитель (усиленное «Я-сообщение»): «Когда я говорюо своих переживаниях и к этому безразлично относятся, я начинаю злиться, к томуже мне это обидно. Мне трудно вести урок дальше».

Ученик: «Так не ведите».

3. Учитель (конкретное пожелание): «Я хочу, чтобы тысделал это задание и ещё я хочу, чтобы ты перестал разговаривать со мной вподобной манере».

+

4. Предупреждение о возможных санкциях: «В противномслучае, я не отпущу тебя с урока, пока ты не сделаешь три таких же задания. Ктому же я обязательно вызову твоих родителей в школу».

Ученик: нехотя начинает делать задание учителя.

Пример 2:

Ситуация: Ребёнок читает книги до прихода родителей сработы и не делает уроки. В итоге уроки делаются до 12 ночи, всегда со скандалом(плачет, хочет спать, усталый, но уроки нужно сделать).

1. Мать («Я-сообщение»): «Когда читаются книги до 8вечера, а уроки не делаются, я просто прихожу в бешенство. Я уже не знаю, чтоделать».

Дочь: «Мама, но книга очень интересная».

2. Мать («Усиленное «Я-сообщение»): «Книга интереснаякаждый день, а уроки не делаются. У меня просто нет больше сил. Я и злюсь, мнеи плакать хочется. Я просто устала от этого».

Дочь: «И я устала всё время уроки делать. Мне тожехочется отдохнуть».

3. Мать (конкретное пожелание): «Я хочу, чтобы тысначала делала уроки, а потом читала книгу».

Дочь: «Я так не могу, у меня не получается».

4. Мать (предупреждение о санкциях): «Если сзавтрашнего дня ты не сделаешь уроки сразу после обеда, то я уберу все книги вшкаф и закрою его на ключ на целую неделю. И так я буду делать всякий раз,когда уроки не будут сделаны. Боюсь, что ты вообще перестанешь читать книги».

Дочь: «Нет, я сначала дочитаю эту книгу. Мне осталосьчитать два дня. А потом буду делать, как ты говоришь».

5. Реализация санкций: Книга отбирается мамой изакрывается на ключ ровно на неделю. Остальные книги тоже убираются. Дочьначинает делать уроки вовремя. Через два дня просит вернуть ей книгу, но маматвёрдо выдерживает неделю. Дочь делает уроки.

Упражнение 6. Представить две три ситуации и проигратьалгоритм.

Источник:Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростовна Дону, 2005.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этюд на тему гомосексуализма | Явление электромагнитной индукции. В 1831 г. Фарадей открыл, что во всяком замкнутом проводящем контуре при изменении потока магнитной индукции через поверхность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.